Материал к проекту Народный костюм
проект по развитию речи (старшая группа)


Предварительный просмотр:

Конспект

«ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО САРАФАНА»

ЦЕЛЬ: Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: познакомить детей с русским народным костюмом – сарафаном.

Развивающие: развивать творческие способности детей, наблюдательность, память, воображение; формировать художественный вкус; способствовать развитию речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к традиционному русскому костюму; доброе отношение к народным традициям. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Материал и оборудование: схема, мультимедиа, сундук, сарафан,

Предварительная работа: знакомство с загадками о народной одежде, рассматривание иллюстраций по теме.

ХОД: Воспитатель сообщает детям о том, что придя в детский сад, обнаружила в группе странное послание – схема. Крестиком обозначено место, где дети находят сундук. Но замок откроется только тога, когда дети отгадают загадку.

Это часть костюма

Не мужской кафтан.

Носит красна девица

Длинный …(сарафан).

Достают из сундука сарафан.

Домотканый и древний, ещё в сундуках

Сохранил вековые мой край сарафан.

Что за чудная дробь у тебя в каблуках,

Что за песни в душе твоей Анна?

Здесь, у тихой сосны,

Где берёз хоровод -

Заливные луга и медовые травы,

Задушевная русская песня живёт,

и она тебя славит по праву.

Презентация «История русского сарафана».

Воспитатель: Усаживайтесь поудобнее. У каждой вещи, сарафана, есть своя собственная история, которая нередко бывает удивительно интересной и даже в чем-то неожиданной. Казалось бы, обычная летняя одежда для представительниц прекрасного пола, так нет же, история его насчитывает уже не одно столетие.

Слайд – 2. Сарафа́н - слово было заимствовано из индо-иранского) - женская одежда в виде платья без рукавов.

Слайд – 3. Первые упоминания о нем восходят еще к далекому XIV веку. Тогда сарафан носили как мужчины, так и женщины. Было даже понятие сарафана-рубахи для мужского населения. И только в XVII веке он стал исключительно женской одеждой, украшением прекрасных дев.

Слайд – 4. Сарафаны различались по тканям и покрою.

Слайд – 5. Виды и типы сарафанов туникообразный.

Косоклинный.

Слайд – 6. Прямой.

Слайд – 7. Сарафан с лифом на кокетке, называемый полуплатьем.

Слайд – 8. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век. Во времена правления Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей.

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Украшали сарафаны вышивкой и тесьмой.

Слайд – 9. Различались праздничные и «буденные» сарафаны. Молодые носили красные или бордовые, а пожилые — синие и черные.

Слайд 10. Известный с конца XIX века русский романс «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…» имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.

Слайд – 11. Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.

Слайды – 12 – 15. Уже в XX веке дизайнеры начали предлагать девушкам более интересные варианты сарафанов, с новыми модными деталями. Во второй половине прошлого столетия появились и короткие модели сарафанов, произведшие настоящий фурор в модной сфере.

Слайд – 16. Современная модная индустрия ежегодно предлагает девушкам огромный выбор сарафанов на любой вкус.

Слайд – 17. Современные сарафаны - незаменимая одежда для офисов.

В наши дни сарафан характеризует русский народный костюм. Его носят на различных гуляниях, также он является незаменимым атрибутом артистов русских народных ансамблей.

ПОКАЗ МОДЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ САРАФАНОВ.

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.



Предварительный просмотр:

ЗАГАДКИ

Каждый день поутру

Надеваю я трубу.

Ну не догадаться вам?

Она зовётся…(Сарафан)

Рукав длинный и короткий,

Планка иль косоворотка,

На груди - кармашки.

Что это? (Рубашка)

Головной убор крестьянки

Выбирали себе сами:

И работать, и гулять -

Что же нужно повязать?

Собирали в узелок

Из материи... (Платок)

Сижу верхом,

Не знаю на ком.

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу. (Шапка)

Что за головной убор

Мужчины носят с давних пор?

С курткой, пиджаком, рубашкой

Любят надевать... (Фуражку)

Сижу верхом,

Не знаю на ком.

Знакомца встречу –

Соскочу, привечу. (Шапка

)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них ходили раньше люди,

И плели из лыка,

А чтоб с ножки не спадали,

Их верёвкой привязали. (Лапти)

Тепла не даёт,

А без него холодно. (Пояс)

Два арапа, родные брата,

Ростом по колено,

Везде с нами гуляют

И нас защищают. (Сапоги)

Треплют, катают,

А зиму таскают. (Валенки)

Сверху голо,

снизу богато,

теплом богата,

что твоя хата. (Тулуп ишапка).

Шел мужик по дороге,

пришло две дороги,

он в обе пошел.

Шел по одной,

вышел из двух (штаны).

Били меня, колотили,

во все чины проводили,

а потом вместе с царем

за престол посадили. (рубаха)

Маленький данилка

в петельке удавился

маленький , а горбатенький

в переулочке завяз (пуговица в петле).

Надену – ободом сведет,

сниму – змеей упадет,

тепла не дает, а без него холодно

днем – обручем,

ночью – змеей (пояс).

Что за друг,

без которого мужик

из избы не выйдет?

Сижу верхом,

не ведаю на ком,

знакомца встречу -

соскочу, привечу (шапка).

Из липы свито деревянное корыто,

по дороге идет,

клетки кладет.

Привяжешь пойдут,

отвяжешь – остановятся (лапти).

Построен хлевец

для пяти овец

четыре в избе,

пятый возле (рукавица).



Предварительный просмотр:

Конспект НОД по рисованию

«Кукла в праздничном сарафане».


Задачи:

  1. Знакомить с бытом русского народа в доступной для детей форме.
  2. Продолжать рассказывать о русском костюме, учить создавать оригинальную композицию из символов, украшая узорную полосу на подоле рубахи.
  3. Продолжать знакомить с символикой в русском народном костюме. Упражнять в технике работы кистью, кончиком ворса, плашмя.
  4. Расширять кругозор, развивать любознательность.
  5. Формировать эстетический вкус. Развивать творческое воображение.
    Материал: куклы к русских костюмах, лист бумаги А4, цветные карандаши.
    Ход занятия:
    Воспитатель:
    Посмотрите, к нам в гости пришли русские красавицы. (Вносит куклы в русских народных костюмах).
    Посмотрите, какие они стройные и изящные. Как раньше называли в народе красавиц? (лебедушка, березонька, пава, ягодка).
    - А какими именами их называют в сказках? (Василиса Прекрасная, Марья-Краса длинная коса, Марья-Искусница, Василиса Премудрая)
    В старину была традиция: в дни праздников устраивали ярмарки. Девушки надевали самую нарядную и красивую одежду. ( Рубаха, сарафан, душегрейка, кокошник).
    Все восхищались красотой нарядом девушки. Говорили «Как красива – величава, выступает будто Пава».
    Сегодня мы будем украшать одежду наших красавиц, но не простую, а праздничную. Нарядную.
    Как украшали одежду? (Узорами и вышивкой.)
    В каких местах на рубахе вышивали узоры (на вороте, рукавах и подоле).
    Какие символы вышивали мастера? (Ромбы, кресты, цветы, птиц).
    В старые времена на подол пришивали узорную полосу, на которой вышивали символы. Узоры эти разноцветные, будем вышивать красными, синими и зелеными нитями, чтобы они получились яркими и нарядными.
    Засеянное поле обозначают так: Огон ь- Землю- Землю пропитанную водой. Их вышивали на подоле рубахи. Они оберегали человека. Их называли Оберегами.
    Сегодня мы нарисуем куклу в праздничном сарафане, а подол рубахи украсим узорной полосой. Каждый из нас «вышьет» карандашом такие узоры-Обереги, какие ему больше нравятся.
    (Показ способов рисования сарафана и части узора).
    Каким цветом будем пользоваться? (красным, синим и зеленым).
    Украсим полосу новыми символами: птицами, деревьями. (В процессе выполнения работы воспитатель следит за последовательностью действий в нанесении узора, за его расположением на полосе, за техникой работы кистью).
    Теперь будем наряжать наших лебедушек, и они станут еще красивее.
    Наверное, каждая из них найдет себе жениха, который будет любоваться ее красотой и скажет ей: «Любушка ты моя».



Предварительный просмотр:

Конспект

«Русский костюм и сказки»

Цель:

Познакомить с историей русского народного костюма.

Задачи:

  1. Познакомить с особенностями внешнего вида русского народного костюма.
  2. Способствовать развитию речи.
  3. Воспитывать интерес и уважение к русской народной культуре.

Материалы и оборудование:

  1. Иллюстрации к сказкам.
  2. Куклы в русских народных костюмах.
  3. Заготовки кукол для аппликации (работа по группам).

Предварительная работа:

  1. экскурсия в мини-музей
  2. рассматривание иллюстраций, где герои сказок в русских народных костюмах, рассматривание открыток с русскими костюмами.
  3. Заучивание стихотворения о Родине.

Содержание занятия.

  1. Вступительная часть.

Ребенок рассказывает стихотворение о Родине или слушание песни о России.

Вопросы по стихотворению:

- О чем стихотворение (песня)? (о родине)

- В какой стране мы живем? (в России)

- Назовите столицу нашей России? ( Москва)

2. Посещение музея (имитация музея в группе: «В мире сказок»)

«Зал сказок» - рассматривание иллюстраций сказок

- Из какой сказки эта иллюстрация?

- Обратите внимание, как одета бабка?

- Как одет дед?

-На иллюстрации, к какой сказке, одежда нарядная, праздничная?

- На какой иллюстрации одежда рабочая, а на какой повседневная?

- Почему вы думаете, что здесь одежда нарядная?

-Почему вы думаете, что здесь одежда повседневная?

- Из чего можно сшить одежду?

- Как называют человека, который шьет одежду?

«Зал кукол» - рассматривание кукол.

- Рассмотрим женский костюм:

- Главная часть женского костюма сорочка, сарафан.

-Как называется эта одежда?

- Кокошник носили по праздникам, кичку – женщины, ленточку - коса- девушки

- Чем украшали костюмы?

Рассмотрим мужской костюм. Главная часть мужского костюма косоворотка, порты.

- Как называется эта одежда?

- На голове?

Обувь - сапоги, лапти.

Рубаху делали длинной и подпоясывались кушаком.

#1054;бобщение .

- Какая главная часть женского костюма.

-Какая главная часть мужского костюма

Мы видели костюмы сказочных героев и кукол.

- Что общего в этих костюмах?

- А, что, не похожее, разное в костюмах ?

- В северных районах ткань серая, синяя, темных оттенков. А в южных районах ткань яркая, желтая, зеленая.

- Как вы думаете, почему такая разная ткань?

Одежду в древней Руси берегли, пе6решивали, передавали по наследству, донашивали.

- Делают ли так сейчас?

4. Практическая часть (звучит русская народная музыка)

АППЛИКАЦИЯ « Украсим сарафан» геометрическими формами.

5. Итог

Взяли кукол, показали, посмотрим какие нарядные, красивые получились сарафаны и кокошники.

Vasilisa prekrasnaya 2

Vasilisa prekrasnaya 7

Vasilisa prekrasnaya 10



Предварительный просмотр:

Конспект

«ИЗ ИСТОРИИ РУССКОГО САРАФАНА»

ЦЕЛЬ: Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида.

ЗАДАЧИ:

Образовательные: познакомить детей с русским народным костюмом – сарафаном.

Развивающие: развивать творческие способности детей, наблюдательность, память, воображение; формировать художественный вкус; способствовать развитию речи.

Воспитательные: воспитывать интерес к традиционному русскому костюму; доброе отношение к народным традициям. Воспитывать интерес и уважение к русской культуре.

Материал и оборудование: схема, мультимедиа, сундук, сарафан,

Предварительная работа: знакомство с загадками о народной одежде, рассматривание иллюстраций по теме.

ХОД: Воспитатель сообщает детям о том, что придя в детский сад, обнаружила в группе странное послание – схема. Крестиком обозначено место, где дети находят сундук. Но замок откроется только тога, когда дети отгадают загадку.

Это часть костюма

Не мужской кафтан.

Носит красна девица

Длинный …(сарафан).

Достают из сундука сарафан.

Домотканый и древний, ещё в сундуках

Сохранил вековые мой край сарафан.

Что за чудная дробь у тебя в каблуках,

Что за песни в душе твоей Анна?

Здесь, у тихой сосны,

Где берёз хоровод -

Заливные луга и медовые травы,

Задушевная русская песня живёт,

и она тебя славит по праву.

Презентация «История русского сарафана».

Воспитатель: Усаживайтесь поудобнее. У каждой вещи, сарафана, есть своя собственная история, которая нередко бывает удивительно интересной и даже в чем-то неожиданной. Казалось бы, обычная летняя одежда для представительниц прекрасного пола, так нет же, история его насчитывает уже не одно столетие.

Слайд – 2. Сарафа́н - слово было заимствовано из индо-иранского) - женская одежда в виде платья без рукавов.

Слайд – 3. Первые упоминания о нем восходят еще к далекому XIV веку. Тогда сарафан носили как мужчины, так и женщины. Было даже понятие сарафана-рубахи для мужского населения. И только в XVII веке он стал исключительно женской одеждой, украшением прекрасных дев.

Слайд – 4. Сарафаны различались по тканям и покрою.

Слайд – 5. Виды и типы сарафанов туникообразный.

Косоклинный.

Слайд – 6. Прямой.

Слайд – 7. Сарафан с лифом на кокетке, называемый полуплатьем.

Слайд – 8. Формы и стили изготовления сарафанов менялись из века в век. Во времена правления Петра I традиционный русский сарафан стали считать одеждой простолюдинок и купеческих дочерей.

Русские сарафаны состояли из множества элементов, поэтому были очень тяжелыми, особенно праздничные. Украшали сарафаны вышивкой и тесьмой.

Слайд – 9. Различались праздничные и «буденные» сарафаны. Молодые носили красные или бордовые, а пожилые — синие и черные.

Слайд 10. Известный с конца XIX века русский романс «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан…» имел когда-то буквальный смысл, так как свадебные сарафаны были, как правило, красного цвета.

Слайд – 11. Стройность и лаконизм русских сарафанных форм, их конструктивные особенности легли в основу моделирования одежды нашего времени.

Слайды – 12 – 15. Уже в XX веке дизайнеры начали предлагать девушкам более интересные варианты сарафанов, с новыми модными деталями. Во второй половине прошлого столетия появились и короткие модели сарафанов, произведшие настоящий фурор в модной сфере.

Слайд – 16. Современная модная индустрия ежегодно предлагает девушкам огромный выбор сарафанов на любой вкус.

Слайд – 17. Современные сарафаны - незаменимая одежда для офисов.

В наши дни сарафан характеризует русский народный костюм. Его носят на различных гуляниях, также он является незаменимым атрибутом артистов русских народных ансамблей.

ПОКАЗ МОДЕЛЕЙ СОВРЕМЕННЫХ САРАФАНОВ.

Чем пристальнее изучаешь русский народный костюм как произведение искусства, тем больше находишь в нём ценностей, и он становится образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента раскрывает нам многие сокровенные тайны и законы красоты народного искусства. Поэтому и не умирает народный костюм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

проект "История русского народного костюма"

Пронкт знакомит дошкольников с историей создания русского костюма, с его особенностями и разновидностями....

Презентация проекта «Приобщение дошкольников к русской народной культуре посредством ознакомления с русским народным костюмом»

Проект  основан на интерактивных методах работы, которые предполагают взаимодействие с музейным пространством....

Проект "Народный костюм "в старшей гр.

Проект "Народный костюм "в старшей гр....

Проект Народный костюм Воронежской Губернии.

Тематический   план работы. Проект «Народный костюм Воронежской губернии»         Октябрь 2015г. 08.10.Народные традиции и культура Р...

Проект "Народный Костюм".

Проект Проект "Народный Костюм".Вторая младшая группа....

Представление Белгородского костюма на "Дефиле народных костюмов Белогорья"

Описание характерных особенностей народного Белгородского костюма в стихотворной форме для представления на конкурсе - дефиле....

Проект народный костюм

Знакомство детей старшей группы с историей народного костюма...