Проект "Народный костюм "в старшей гр.
проект (старшая группа) по теме

Болотенкова Ольга Егоровна

Проект "Народный костюм "в старшей гр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_v_starsh_gr_narod.kostyum_2014.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

УДПРФ «Центр развития ребенка – детский сад № 1387» УДПРФ

Познавательный проект

Старшей группе

Тема: «Русский национальный костюм»

Болотенкова  О.Е.

Воспитатель 1 квалификационной категории

Москва, 2014 г

Творческий проект в старшей группе № 4

Тема:«Русский народный костюм»

2013 – 2014 уч.гг

Вид проекта: краткосрочный (февраль – март – апрель), познавательный, творческий, групповой.

Участники проекта: родители, дети старшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель

Образовательная область. «Познание», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество», музыка.  Проводится на занятиях, в рамках тематического планирования и как кружковая работа. 

Проблема: Знакомы ли наши дети и родители с особенностями и традициями русского народного костюма?

Цель проекта: воспитание у детей  интереса  и любви  к русской национальной культуре, народному творчеству, особенностям традиций русского народного костюма; сформировать представления детей о русском народном костюме посредством познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Актуальность темы.

Несомненно, на сегодняшний день тема  очень актуальна. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Многие люди  напрочь забыли о своих русских ценностях. Родители наших детей «делают» карьеру, заняты на работе, им некогда рассказать сказку, спеть колыбельную. Дети растут на иностранных мультфильмах, играх на компьютере (стрелялках).

Вот почему так важно в жизнь детей и в педагогический процесс детского сада включать разнообразные виды народного творчества.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость создана народом. Все, что пришло к нам из глубины веков, мы теперь называем народным творчеством.

В настоящее время повышается интерес к русской народной культуре. Традиционный русский костюм – важная часть традиционной культуры. У русской национальной одежды многовековая история. Народный костюм является частью духовного богатства своего народа, его культуры. Из поколения в поколение передавались традиции его изготовления. Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков.Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется 
на основе собственной деятельности дошкольника.

У русской национальной одежды многовековая история. Ее характер, сложившийся в быту многих поколений, соответствует внешнему облику, образу жизни, характеру труда русского народа.Русский народный костюм – это источник творчества, который является объектом материальной и духовной культуры народа и его представления о прекрасном.

Русская национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно узнать о традициях, обычаях и истории своего народа.

Объект изучения: русский народный костюм.

В процессе работы над проектом решить следующие  задачи:

1. Познакомить детей и их родителей с народными традициями русского народного
костюма, его характерными чертами (функциональность, комплексность, декоративность, конструктивность); народными названиями видов одежды.

2. Создать условия для приобщения детей к декоративно-прикладному  искусству.

3. Привлечь внимание воспитателей, родителей к проблеме формирования эстетических и нравственных качеств у детей.

4. Дать детям знания об истории русского народного костюма. Знакомить с русскими народными промыслами (создание элементов одежды, моделирование, женское рукоделие, способы украшение к символике русского костюма). Развивать умение использовать полученные знания в творческих работах на занятиях и в самостоятельной деятельности.

5. Развивать творческое воображение, образную речь и нравственные качества личности дошкольника.

6. Поддерживать у детей и родителей потребность в совместной
познавательной и творческой деятельности.

7. Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.

8. Обогащать словарный запас дошкольников. 

Задачи:

1. Привлечь внимание родителей и детей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма («Познание»)

2. Расширять и уточнять представления детей о деталях русского народного костюма посредством экскурсии в краеведческий музей и библиотеку; драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», просмотра мультфильма «Морозко»; НОД по теме «Русский народный костюм»; ситуативного разговора «Русский народный костюм», «Плетение лаптей» («Познание»+ «Коммуникация»+ «Социализация»)

3. Развивать мышление, зрительное, слуховое, целостное восприятие, внимание, память («Познание»)

4. Способствовать воспитанию патриотических чувств, чувства гордости за русский народ посредством восприятия русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам, ситуативных разговоров, продуктивной деятельности («Социализация»+ «Чтение художественной литературы»+ «Художественное творчество»+ «Коммуникация»)

5. Воспитывать интерес к русской народной культуре посредством драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», просмотра мультфильма «Морозко», экскурсии в краеведческий музей и библиотеку («Социализация» + «Познание»)

6. Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками посредством познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности, совместной работы родителей и детей, обсуждения русских народных сказок, рассматривания иллюстраций к русским народным сказкам («Коммуникация»)

7. Разучить русскую народную подвижную игру «Наш платочек голубой», («Физическая культура»+ «Социализация»+ «Коммуникация»)

8. Обеспечить эмоциональное благополучие детей во время всех мероприятий («Здоровье»)

Ожидаемые результаты:

  • В процессе усвоения знаний, формирования и развития умений и навыков происходит становление личности ребёнка, духовных традиций, высокой нравственной культуры, осознание ценностей, выверенных веками и сохранивших свою значительность для современного человека.
  • Научить ребёнка уважать свой народ, почувствовать себя частью великого целого, с достоинством относиться к его прошлому, заботиться о его будущем.
  • Знать основные элементы народного костюма (некоторых областей России).
  • - расширены представления детей о русском народном костюме;
  • - сформирован интерес к русской народной культуре.
  • - у детей будет воспитано чувство гордости за русский народ;

Пути реализации.

  • Занятия. «Женский русский народный костюм». «Мужской русский народный костюм».
  • Конкурс рисунков для детей и родителей «Русский народный костюм».
  • Открытое занятие по теме.

Содержание проекта: в процессе ознакомления детей с русским народным костюмом на занятиях в музее, педагогом был отмечен интерес старших дошкольников к данному объекту.

В феврале педагогом дополнительного образования воспитателям и детям старших и подготовительных к школе групп и родителям воспитанников был предложен проект «Русский народный костюм». Побеседовав с взрослыми участниками проекта, было выяснено, что затруднение вызывает отсутствие наглядности. Педагогами был подобран и оформлен информационный и методический материал, разработаны конспекты занятий с детьми, дидактические игры. Намечены совместные практические занятия с родителями и детьми.

Продукт проектной деятельности: рисование русских народных костюмов; создание альбома с детскими и взрослыми работами, фотоальбома.

Защита проекта: презентация, выставка работ. Защита проходит для воспитанников ДОУ, их семей, воспитанников и педагогов других ДОУ.

План проекта

1. Вводная часть.

• Постановка проблемы, цели, задач.

• Актуальность темы.

• Составление схемы реализации проекта.

2. Практическая часть.

• Познавательно-исследовательская деятельность (экскурсия, НОД, изучение литературы по теме проекта)

• Продуктивная (рисование, аппликация) и конструктивная деятельность

• Игровая деятельность (дидактические игры)

• Восприятие русских народных сказок

• Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»

• Двигательная деятельность (подвижная игр)

• Ситуативный разговор по теме проекта

• Создание выставки рисунков «Русский платок», «Девочка в сарафане»

• Создание мини – музея «Русский народный костюм»

3. Заключительная часть.

• Культурно-досуговая деятельность на тему «Русские посиделки»

Реализация содержания проекта в интеграции образовательных областей

«Физическая культура»:

• Подвижная игра «Наш платочек голубой»

«Социализация»:

1. Игровая деятельность

• Дидактическая игра «Части - целое»

• Дидактическая игра «Найди отличия»

• Дидактическая игра «Собери картинку»

• Игра «Одень куклу»

2. Театрализованная деятельность

• Драматизация сказки «Сарафан в гостях у рубахи»

3. Просмотр мультфильма «Морозко»

«Труд»:

Ситуативный разговор «Плетение лаптей»

«Познание»:

 Непосредственно образовательная деятельность

• Формирование целостной картины мира по теме «Русский народный костюм»

• Конструктивная деятельность «Сарафан» (из бумаги)

«Чтение художественной литературы»:

Восприятие русской народной сказки «Царевна лягушка»

Восприятие русской народной сказки «Как старуха нашла лапоть»

«Коммуникация»:

1. Ситуативный разговор «Русский народный костюм»

2. Заучивание стихотворений, загадок

«Художественное творчество»:

1. Продуктивная деятельность

• Аппликация «Сапоги для Ивана-царевича»» (из салфеток)

• Рисование «Укрась платок»

• Декоративное рисование «Девочка в сарафане»

2. Рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам «Царевна лягушка», «Морозко», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-лебеди»

Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей по реализации проекта.

Защита проекта в форме культурно – досуговой деятельности на тему «Русские посиделки»

Интеграция образовательных областей: «Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Чтение художественной литературы»; «Музыка»

Задачи:

- создать положительный эмоциональный настрой во время праздника («Социализация») ;

- обобщить представления детей о русском народном костюме посредством игры «Одень куклу», рассказа о деталях русского народного костюма, драматизации сказки «Сарафан в гостях у Рубахи», продуктивной деятельности («Познание») ;

- воспитывать патриотические чувства, чувство гордости за свой народ, уважение к традициям и обычаям русского народа («Социализация») ;

- совершенствовать лексико-грамматический строй речи («Коммуникация») ;

- развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память («Познание») ;

- совершенствовать умение украшать кокошник посредством продуктивной деятельности, соблюдая правила безопасности («Художественное творчество»+ «Труд»+ «Безопасность») ;

- развивать мелкую моторику, координацию движений рук посредством игры «Одень куклу», продуктивной деятельности («Познание») ;

- развивать умение выразительного чтения стихотворений («Чтение художественной литературы») ;

- развивать актерские способности посредством драматизации сказки («Социализация») .

Материалы и оборудование: скамейки; изба; русские народные костюмы для детей и ведущей; платки; голубой платок для игры «Наш платочек голубой»; рубаха и сарафан, стол, 2 стула, самовар, 2 чашки, сундучок для драматизации сказки «Сарафан в гостях у рубахи»; трещетки, бубен, ложки; игра «Одень куклу»; заготовки для продуктивной деятельности «Укрась кокошник».

Логика культурно-досуговой деятельности

Звучит русская народная мелодия. Под музыку входят дети, встают у скамеек.

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие.

Очень рады, что пришли, для нас времечко нашли.

Дети делают поклон и садятся на стульчики.

Ведущий: Наша встреча посвящена русскому народному костюму. Русский народный костюм – это источник творчества и вдохновения. Изучив его историю, можно узнать о традициях и обычаях своего народа.

Ведущий: Сейчас я предлагаю вам подойти к столам и поиграть в игру «Одень кукол».

Игра «Одень куклу в русский народный костюм»

Дети из предложенной одежды выбирают русский народный костюм и одевают кукол.

Презентация мужского русского народного костюма.

Ведущий: Давайте поговорим о том, что носили мужчины на Руси.

Дети: На Руси мужчины носили порты и рубаху.

Ворот, рукава и низ рубахи украшали вышивкой. А подпоясывали её так, чтобы выдавался живот.

Детские рубашки шили из одежды отца и матери. Считалось, что она защищает ребенка.

Ребенок: Самой распространенной обувью были лапти и сапоги.

Сапоги считались праздничной обувью и шили их из кожи.

А повседневной обувью были лапти. Лапти – обувь очень удобная. Плели их из лыка разных деревьев и даже из соломы и веревок. Изнашивались лапти за 3-4 дня, поэтому их надо было очень много.

Ребенок: Лапти деревенские, мастером сплетенные,

В прошлом были обувью до того мудреною.

Лапти, лыком шитые, - русская история!

Сколько ими хожено по России всей!

Ребенок: Лапти – лапоточки для сына и дочки,

Для девицы – подружки, для старика, старушки.

Хоть по улице гулять, хоть работать, хоть плясать!

Танец «Кадриль»

Презентация женского русского народного костюма.

Ведущий: А сейчас наш разговор пойдет о том, в какой одежде ходили русские женщины.

Ребенок: Женщины на Руси тоже носили рубаху. Только поверх рубахи они надевали сарафан. Сарафаны были праздничные и повседневные. Украшали их вышивкой или лентами.

Ведущий: Послушайте историю о том, как подружились Сарафан и Рубаха.

Звучит русская народная мелодия.

Рассказчик: Жил на краю деревни Сарафан - господин, а на другом краю той же деревни - Рубаха-простуха. Лежит Сарафан в сундуке, да праздников ждёт, когда его хозяйка достанет, да наденет. Скука его одолела и решил он в гости к Рубахе-простухе пойти. Зашёл он в избу, поклонился. Рубаха обрадовалась гостю. Самовар на стол.

Рубаха: Попьёшь чайку - забудешь тоску.

Рассказчик: Сели они рядком, да разговор завели.

Сарафан: Почему, Рубаха, ты такая добрая да пригожая?

Рубаха: Меня хозяин на тело надевает, своей душой согревает. А я ему тепло даю, да врагов и нечисть не пускаю.

Сарафан: Как же ты нечисть - то всякую не пускаешь?

Рубаха: У меня есть ворота, которые охраняют моего хозяина. Есть воротики для головы, есть воротики для рук, а чтобы не пустить холод да ворожу, я дружу с пояском.

Рассказчик: Подумал Сарафан-господин, о том, как хорошо живётся Рубахе-простухе и решил подружиться с ней. С тех пор не ходит Сарафан один, только вместе с Рубахой.

Ведущий: А теперь давайте вспомним, в каких головных уборах ходили женщины?

Ответы детей

Ведущий: Русь с давних пор славилась своими платками.

Девочки демонстрируют платки.

1. Оренбургский пуховый платок или шаль используется в повседневной носке, он очень теплый и мягкий.

2. Это паутинка и палантин. Они белые. Их надевают на праздники.

3. Павловский платок может быть шерстяным и полушерстяным, украшен гирляндами и букетами цветов.

Ведущий: Раньше девушки, собираясь на посиделки, накидывали на плечи платки, пели песни и водили хороводы.

Танец-хоровод с платками.

Ведущий: На Руси платки не только носили, с ними еще играли. Приглашаю всех поиграть в игру «Наш платочек голубой».

Подвижная игра «Наш платочек голубой».

Дети идут по кругу со словами:

Наш платочек голубой, поиграть хотим с тобой.

Ты беги, платок, по кругу, выбирай скорее друга.

В это время водящий ходит с платком по внешней стороне круга. После слов он роняет платок. Участник, за спиной которого упал платок, поднимает его и бежит в противоположную от водящего сторону. На свободное место встает тот, кто быстрее добежит.

Ребенок: Кокошник - русский народный головной убор. Его носили и девушки, и замужние женщины.

Долгое время кокошник был частью не только народного костюма.

Его носили царицы, боярыни и боярышни.

Кокошник - праздничный головной убор, его украшали цветами, парчой, бисером, бусами, золотыми нитями, фольгой, стеклом, а богатые – драгоценными камнями.

Ведущий: Наши девочки и их мамы тоже мастерицы. Я предлагаю устроить конкурс на самый красивый кокошник.

Мамы с дочками садятся за столы и украшают кокошники.

Девочки демонстрируют свои работы и получают оценку зрителей.

Ведущий: Какие же посиделки без частушек?

- Мы веселые девчата, интересно все живем,

Про народную одежду вам частушки пропоем.

- Шила милому рубаху – вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой, какая мастерица!

- Шила, шила сарафан. Исколола пальчики.

А надела сарафан – за мной гурьбою мальчики!

- Сидит заяц на осине. Плетет лапти вечерком.

Чтобы наши дорогие не ходили босиком.

- Мы не все частушки спели, знаем много их еще,

Приходите в гости снова. Мы другие пропоем!

Ведущий: Вот замолкли инструменты. И тогда со всех сторон

Раздались аплодисменты, все выходят на поклон.

Дети встают полукругом, делают поклон.

Алина: Времена теперь другие, как и мысли, и дела.

Андрей: Далеко ушла одежда от такой, какой была.

Лиля: Мы невежами не будем, историю русского костюма не забудем!

Ведущий: Какой необычайно красивой, согретой любовью и добром была русская народная одежда. А не вернуть ли ее в нашу жизнь? Наверное, не получится… Как же женщины в длинных красивых сарафанах с кокошником на голове будут садиться в машину, в автобус, в поезд? В современных магазинах очень много удобной одежды. Поэтому, ходите в том, что вам по душе, но не забывайте, какую одежду носили наши предки.

Дети под музыку уходят из зала.

Список литературы

1. Вахрушев А. А., Кочемасова Е. Е., Маслова И. В., Наумова Ю. И., Акимова Ю. А., Белова И. К., Кузнецова М. В. «Здравствуй, мир! Окружающий мир для дошкольников 2-7 лет. Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей». – М. : Баллас, 2012г.

2. Гончар А. Б., Лебедева Е. И., Боленко К. Г. «120 уроков по естествознанию и истории для самых маленьких». - Москва, «Лайда», 1994г.

3. «Русский дом».- Самара, СИПКРО, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия в старшей группе "Наши имена" гражданско-правовое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Правовое воспитание дошкольников начинается с воспитания у него чувства собственного достоинства, уважения к самому себе. Если ребенка научить уважать   себя и свои права, он научится уважать дру...

Конспект занятия в старшей группе "О правах, играя" (формирование гражданско-правовых знаний у детей старшего дошкольного возраста)

Человек получает права, когда появляется на свет. С первых дней своей жизни ребенок пытается выстраивать какие-то отношения с окружающим ег...

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи" Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возраста Описание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий праздника для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет), посвящ

8 марта в старшей группе. Сценарий "Любимые телепередачи"Праздник, посвященный дню 8 марта для детей старшего дошкольного возрастаОписание материала: Предлагаю вашему вниманию сценарий празд...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...

НОД для детей старшей группы «Как ребята Незнайке помогли» возрастная категория воспитанников: 5-6 лет (особенности старшей группы-дети с ТНР и ЗПР)старшая

Задачи:1. Продолжать формировать представление о цвете, форме и величине.2. Формировать пространственные представления у детей (право-лево).3. Закреплять конструктивные навыки.4. Закреплять прямой пор...

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная группа.ИГРЫ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗДУХОМ В СТАРШЕЙ-ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.

Картотека игр и экспериментов с водой старшая и подготовительная  группа. ИГРЫ  И ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ПЕСКОМ В СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ.КАРТОТЕКА ИГР И ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ВЕТРОМ И ВОЗД...