НОД по родному (бурятскому) языку на тему "Манай нухэд - гэрэй амитад" в старшей группе доу
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Продолжать обработку изучаемой лексики

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл manay.docx23.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по бурятскому языку для детей старшей группы в доу

«Манай нүхэд-гэрэй амитад»

                                                                                                 Воспитатель: Далбаева М.А.

Цель:

  • Воспитание интереса к родному (бурятскому) языку
  • Активизация и закрепления навыков бурятского языка
  • Продолжать обработку изучаемой лексики
  • Воспитывать у детей нравственные качества, уважение и любовь к животному миру
  • Повторить счет на родном (бурятском) языке

Оборудование: Изображение дома и животных для магнитной доски, муляжи

                             животных

Ход занятия

Хүмүжүүлэгшэ: Мүнѳѳ үдэр иимэ олон айшад ерээд байна, мэндэшэлэебди. Сайн

                              байна! (К нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

                              Здравствуйте!)

                             Һуудалнууд дээрээ ошоод  зүбѳѳр  հуунабди, нюргамнай залан байна.

                            (Садимся на стульчики, сидим правильно, спина прямая)

Организационный момент

- Амар сайн, үхибүүд

  Манай нюдэд харана,

  Манай шэхэд дуулана,

  Манай хүлнүүд амарна,

  Манай гарнууд үбдэг дээрэ,

  Үшѳѳ дахин туհална.

Сюрпризный момент:

Хүмүжүүлэгшэ: Шагнагты, нэгэ хүн тоншоно! (Слышите, кто-то стучиться!)

                              Харахамнай? (Посморим, кто там?)

Үхибүүд: Харая! (Посморим)

Хүмүжүүлэгшэ: Батор хүбүүн манайда айшалаад ерэбэ. (Мальчик Батор пришел к

                             нам в гости)

Батор: Сайн байна! (Здравствуйте)

Үхибүүд: Сайн байна, Батор! (Здравствуй Батор)

Батор: Танилсахамнай? Минии нэрэ Батор. Ши хэн гээд нэрэтэйш?

              (Познакомимся? Меня зовут Батор. Тебя как зовут?)

Дети по очереди отвечают:  Минии нэрэ… (меня зовут…)

Хүмүжүүлэгшэ: Бидэ барандаа Батортай танилсабабди.  (Мы все познакомились    

                              с Батором)

Хүмүжүүлэгшэ:  Баторай гэртэ олон амитад бии, тэдэнэй хойнհоо Батор харууհалха  

                               дуратай. Һүйд (беда) болошобо, олонобэй тэдээнэй. Харыдтаа,

                               хүрээсѳѳнь  хэншкэ үбэ. Юун болооб, хаашаа орооб амитадынь?

                             Үхибүүд, юун гэжэ հананабта?  (Дома у Батора есть много скота. Батор

                             любит за ними ухаживать. Но случилась беда, весь скот пропал. Дети

                            скажите, куда мог деться скот?)

Ответы детей

 Хүмүжүүлэгшэ:  Би, амитад хоргодоо гэжэ հананаб, тиигээд бэдэрхыемнай хүлеэжэ

                               байна. Бэдэрээд хамհалсахамнай Баторта?

Үхибүүд: Хамհалсая!

Хүмүжүүлэгшэ:  Тэдэ амитадаа  Батор хайсарха. ( Сейчас Батор позовет их)

Батор: Май-май-май

             Мѳѳ-мѳѳ-мѳѳ

             Ѳѳ-ѳѳ-ѳѳ…

Хүмүжүүлэгшэ:  Амитадынь дууланабэй. Батортай хамта хайсарьибди.

                              ( Животные не слышат, давайте позовем вместе с Батором)

                             

Основная часть:

Звучит аудиозапись с голосами домашних животных

Хүмүжүүлэгшэ:  Шагнагтылаа, хаанհаа дуун гаранаб?  Олообди, Баторай  амитадынь ,

                               энэ հайхан  хорообхо соо байна. Таабаринуудынь  таагаабэдамнай

                               гархабээбди гэнэ. Яахамнайб,  таа таабаринууды тааха дуратайт?

                               (Слышите, откуда раздаются голоса? Смотрите, мы нашли животных

                               Батора и находятся они, в этой красивой коробке.  Но они не хотят

                              выходить,  пока не отгадаем все их загадки. Что нам делать ?  А вы

                              любите отгадывать загадки?)

Үхибүүд: Тиимэ, дуратайбди

Хүмүжүүлэгшэ:  Шагнагты  таабаринууды:

  1. Хоть крепки мои копыта

И остры мои рога

Я добра и не сердита

Нравом вовсе не строга

В поле я мычу: «Му-Му!»

Молочка налить кому? (Корова)

( Урдаа հэрээтэй

  Дундаа хүнэгтэй

Хойноо ташууртай (Үнеэн)

  1. Спереди – пятачок,

Сзади – крючок,

Посередине – спинка,

На спине – щетинка (Свинья)

Гээгээгүй аад, бэдэрдэг,

Гэмтээгүй аад, оелодог (Гахай)

  1. Чемпионка в быстром беге,

Я порой вожу телеги,

Дядя конюх мне принес

Воду, сено и овес. (Лошадь)

(Нэгэниинь эдеэлнэ,

Дүрбэниинь дүнгэнэ

Түргэн гүйдэлтэй,

Түмэр гуталтай (Морин)

  1. Завиточки на рогах,

А колечки на боках

Вышел он поесть ромашек

А зовут его..(барашек)

(Тала дээгүүр саган юумэд

Бүмбэр, бүмбэр бэлшэнэ (Хонин)

  1. Человеку верный друг,

Чутко слышу каждый звук.

У меня отличный нюх

Острый глаз и острый слух (Собака)

( Хон-хон дуутай,

Хондолой дээрээ дэгээтэй (Нохой)

  1. Дает молока нам, хоть не корова

Шерстью своей делиться готова

Она непоседа и егоза

Как ее зовут? (Коза)

(Үхэр бэшэшье հаа, հүү үгэдэг

Бэртэй бэшэшье հаа, нооհо үгэдэг

Бэртэй, հахалтай. Энээ хэн бэ? (Ямаан)

Дети отгадавшие загадку, берут изображение животного и «отводят» на скотный двор – приклеивают на магнитную доску

Хүмүжүүлэгшэ: Иимэ айхамшагтай Баторамнай  амитад. Эдэмнай, ямар амитад бээ?

                             (Вот какие замечательные животные у Батора. Это какие животные?)

Үхибүүд: Гэрэй амитад

Хүмүжүүлэгшэ: Юундаа гэрэй амитад гэдэг бэ? (Почему их так называют?)

Ответы детей

Хүмүжүүлэгшэ: Правильно, потому что они живут  у людей дома, во дворе и люди

                             ухаживают за ними. «Дом» по-бурятски – «Гэр»,

                              «Животное» - «Амитад». «Домашние животные» - «Гэрэй

                              амитад» . (Дети повторяют)

Воспитатель с Батором показывают каждое животное, называют на родном (бурятском) языке и просят повторить. (хоровые и индивидуальные ответы)

Кто это? Энэ хэн бэ? – Корова –Үнеэн

Кто это? Энэ хэн бэ? – Овца - Хонин

Кто это? Энэ хэн бэ? – Коза - Ямаан

Кто это? Энэ хэн бэ? – Лошадь - Морин

Кто это? Энэ хэн бэ? – Свинья Гахай

Кто это? Энэ хэн бэ? – Собака – Нохой

Эдэ ямар амитад бэ? – Домашние животные – Гэрэй амитад

Физминутка

Нэгэн, хоер – бодоел даа,

Гурбан, дүрбэн – эрьелдэел даа

Табан, зургаан –гараа үргэе

Юհэн, арбан հууридаа հууя

Хүмүжүүлэгшэ: Предлагаю вам поиграть в игру «Переводчик»

                          Я буду бросать вам мяч и называть домашнее животное на русском

                          языке, а вы будете бросать мяч обратно и называть его на бурятском

                          языке. Согласны?

Проводиться игра «Переводчик»

Хүмүжүүлэгшэ: Батор говорит, что приготовил для вас еще одну игру, которая

                             называется «Собери животное» . Дети делятся на две подгруппы.

                            Должны собрать домашнее животное из разрезных картинок и назвать

                            на родном (бурятском) языке.

                                                        Игра «Собери животное»

Хүмүжүүлэгшэ:  Бидэ ямар амитадай тухай хѳѳрэлдѳѳбди? Энэ хэшээлдээ юу хээбта,                      

                    юуниинь баранհаа հонирхолтой байгааб

                   Бэрхэ байнат!  Мүнѳѳ үдэр энэ хэшээлдээ, ехэ հайнаар хүдэлѳѳт.

                  Иигээд хэшэлнай  үнгэрбэ,  Баторнай, айшаднай гэртэй бусахань,

                  баранда  «баяртай» гэебди.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в старшей группе компенсирующей направленности....

Конспект НОД по бурятскому языку "Табан хушуун мал.Гэрэй амитад"

Табан хушуун мал – пять вершинных животных были основными в кочевой культуре бурят. В круг этой почетной «пятерки» входят верблюд, лошадь, бык, овца и коза....

"Роль семьи в сохранении и развитии родного бурятского языка"

Роль семьи в сохранении и развитии  родного языка н несравнима, т.к. именно в семье формируются нормы поведения, закладываются основы нравственности челолвека, приобретаются все навыки, в том чис...

Конспект занятия по бурятскому языку на тему: «Гэрэй амитад» (старшая группа)

Конспект занятия по бурятскому языку на тему: «Гэрэй амитад» (старшая группа)...

НОД по родному (бурятскому) языку на тему "Одежда" в средней группе

Закрепить понятие "Одежда" на родном(бурятском) языке. Обогатить словарный запас....

НОД по родному (бурятскому) языку на тему "Сагаан эдеэн" ("Белая пища")

Сагаан эдеэтэй танилсалга (Познакомить детей с белой пищей)...

Конспект занятия по бурятскому языку на тему «Тело человека» в средней группе

Дать понятие «Тело человека» на бурятском языке. Формировать представления о частях тела, обогатть словарный запас детей словами (мальчик, девочка, лицо,  глаза, нос, рот, уши) о их р...