Картотека игр на развитие звуковой культуры речи для детей раннего возраста
картотека по развитию речи (младшая группа)

Паршина Анна Романовна

Картотека

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_igry_na_zvukovuyu_kult_rechi.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр на развитие звуковой культуры речи для детей раннего возраста

Цели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов.

«Подуем на пушинку»

Дети встают в круг, воспитатель раздает им пушинки. Предлагает подуть на них, произнося: «Фу-у-у», — и посмотреть, как они летают. Затем дети поднимают упавшие пушинки (повтор 5-6 раз.).

Материал. Для каждого ребенка пушинка или вырезанный из папиросной бумаги прямоугольник (3x1 см).

 «Медвежата едят мед»

Воспитатель говорит детям, что они будут медвежатами, а медвежата очень любят мед. Предлагает поднести ладонь поближе ко рту (пальцами от себя) и «слизывать» мед — дети высовывают язык и, не дотрагиваясь до ладошки, имитируют, что едят мед. Затем, поднимая кончик языка, убирают его. (Обязательный показ всех действий воспитателем.)

Игра повторяется 3—4 раза.

 Потом воспитатель говорит: «Медвежата наелись. Они облизывают верхнюю губу (показ, нижнюю губу {показ). Гладят животики, говоря: «У-у-у» (2-3 раза)

 

«Покормим птенчиков»

 Воспитатель. Я — мама-птица, а вы — мои детки-птенчики. Птенчики веселые, они пищат: «Пи-пи-пи», — и машут крылышками (дети повторяют движения за воспитателем и произносят звукосочетание) .

— Полетела мама-птица за вкусными крошками для своих деток, а птенчики весело летают и пищат. ({Дети произносят: «Пи-пи-пи».)

— Прилетела мама и начала кормить своих деток {дети приседают, поднимают головы вверх, птенчики широко раскрывают клювики, им хочется вкусных крошек {воспитатель имитирует, что кормит птенчиков, добиваясь, чтобы дети пошире раскрывали рот). Всех мама покормила и улетела, а птенчики опять летают и пищат. Игра повторяется 2-3 раза.

 Игра «Часы»

 Воспитатель. Послушайте, как тикают часы: «Тик-так, тик-так», как бьют часы: «Бом-бом. ». Чтобы они ходили, нужно их завести: «Трик-трак. ». Давайте заведем большие часы (дети повторяют соответствующее звукосочетание 3 раза) ; идут наши часы и сначала тикают, потом бьют (звукосочетания повторяются детьми 5—6 раз). Теперь заведем маленькие часы, часы идут и тихо поют, часы очень тихо бьют (дети каждый раз голосом имитируют ход и звон часов).

 

«Забей гвоздик молоточком»

Воспитатель. Когда стучит большой молоток, то слышно: «Тук-тук-тук» {дети повторяют звукосочетание 5—6раз). Когда стучит маленький молоточек, то слышно: «Тюк-тюк-тюк» {дети повторяют звукосочетание 5—6 раз) .

 Давайте забьем гвоздь большим молотком.

 Теперь забьем маленький гвоздик маленьким молоточком.

 Закройте глаза и послушайте, какой молоток стучит (без системы воспитатель повторяет звукосочетания 4—5 раз, а дети говорят, какой молоток стучит) .

«На приеме у врача»

Воспитатель. Кукла — врач. Врач пришел к нам, чтобы посмотреть, не болит ли у кого-нибудь из детей горло. К кому врач подойдет, тот пусть широко раскроет рот {дети выполняют) . Врач сказал, что все дети здоровы и ни у кого горло не болит.  Давайте проверим зубы, пусть врач посмотрит, не болят ли они у вас. {Дети вместе с воспитателем проводят по зубам круговыми движениями языка с закрытым и открытым ртом.) К кому врач подойдет, тот покажет зубы {зубы сомкнуты) .

Врач сказал, что зубы у всех здоровы.

 Материал. Игрушечный заяц; картинки с изображением мишки, белки, слона, обезьяны, птицы, собаки на фланели; фланелеграф; на каждого ребенка по одному ватному шарику; на каждый стол по два кубика.

«Забей мяч в ворота»

 На каждый стол — на противоположный от детей край — ставится по два кубика (ворота) на расстоянии 10 см друг от друга. Дети дуют на ватные шарики-мячи так, чтобы попасть в ворота.

«Будь внимательным»

Воспитатель. У меня разные картинки. Если я покажу картинку, где нарисовано животное, вы должны покричать так, как оно кричит, и поднять синий кружок. Если я покажу игрушку, вы поднимете красный кружок и назовете игрушку.

Воспитатель показывает картинки (произвольно, а дети выполняют действия.

 

«Заморозим руку»

Дети подносят руку ко рту на расстоянии примерно 10 см, произносят: » Фу-у-у» - дуют на руку. Упражнение повторить 4-5 раз.

«Маятник»

Воспитатель говорит, что у некоторых часов есть маятник. Он качается (показ, и часы ходят. Если маятник остановится, встанут и часы. Наши языки будут маятниками. Откройте пошире рот. Язык будет «ходить между зубами (показ) Упражнение повторить 3 раза. После небольшого перерыва проводится вновь.

«Отгадай слово»

Воспитатель (выставляет на фланелеграф картинки с изображением животных по количеству детей в группе). Я начну называть животное, а тот, кого попрошу, назовет его правильно. Я скажу: «Лоша. », а вы должны сказать: «Лошадь» или «лошадка».

Воспитатель произносит слово без последнего слога или звука, дети называют слово целиком.

Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.

«Научим мишку говорить правильно»

Воспитатель. Мишка сказал мне, что он не умеет правильно называть игрушки, и просит его научить. Давайте ему поможем. Мишка, как называется эта игрушка (показывает куклу? (Мишка. Кукла.) Нет, неправильно. Это. (дети хором называют игрушку). Скажи, Лена (имена вводятся для удобства изложения, как называется эта игрушка. Скажи, Вова, погромче. Мишка, теперь ты скажи правильно. Молодец, правильно назвал. Как называется эта игрушка, мишка (показывает зайку? (Мишка. Зака.) Скажи, Коля, правильно. (Ответ.) Теперь все повторите слово. Мишка, теперьты скажи. Аналогичная работа проводится с названиями других игрушек: пирамидка (пирадка, машина (шимина). Материал. Игрушки: кукла, зайка, пирамидка, машина.

«Звенят колокольчики»

Воспитатель. Большой колокольчик (показывает большой кружок) звенит: «Дин, дин, дин». Маленький (показывает маленький кружок) звенит: «Динь, динь, динь» (дети повторяют звукосочетания). Когда я покажу большой кружок, зазвенят большие колокольчики; когда покажу маленький кружок, зазвенят маленькие колокольчики.

 Воспитатель показывает то большие (3 раза, то маленькие (3 раза) кружки (бессистемно).

 Материал. Большой и маленький кружки любого цвета.

«Лошадки и поезд» (в кругу)

Воспитатель. Когда скачут лошадки, то слышно: «Цок, ЦОК, цок» (дети повторяют звукосочетание) ; когда едет поезд, колеса стучат: «Чок, чок, чок» (дети повторяют). По-скакали лошадки. Лошадки отдыхают. Поехал поезд, застучал колесами. Поезд остановился. Игра повторяется 3 раза

«Мама кормит птенчика»

Посадите ребёнка к себе лицом.

Птенчик весело летал,

(машем руками, как крыльями)

Птенчик клювик открывал.

Вот так, вот так

(очень широко открываем рот)

Птенчик клювик открывал.

«Успокой куклу»

Покажите ребёнку куклу, прочитайте стишок:

Плачет куколка с утра,

Успокоиться пора.

Покачайте куклу, спойте ей колыбельную: «А-а-а».

«У доктора»

Для игры нужна сюжетная картинка «Доктор осматривает

горло малышу».Рассмотрите картинку. Обратите внимание, как малыш на картинке открыл рот (широко). Предложите ребёнку поиграть в доктора. Станьте "доктором" (можно надеть докторскую шапочку) и попросите ребёнка широко открыть рот и подержать открытым, чтобы доктор мог осмотреть горло. Похвалите ребёнка.

«Баюканье куклы»

Цель: развитие артикуляционного аппарата, и формирование слухового восприятия. Одновременно выработка длительного речевого выдоха и умения менять громкость голоса. Содержание: педагог дает детям куклу и говорит, что кукла весь день плачет,

капризничает, не хочет спать. Затем педагог качает куклу, произнося: "А-а-а".Почему же кукла плачет?- Да потому что она маленькая и хочет спать, а уснуть никак не может.После этого педагог предлагает детям по очереди качать куклу, напевая "а-а-а".

Сначала дети произносят звук а громко. Затем воспитатель говорит, что кукла засыпает, и просит ребят убаюкивать ее потише. Дети произносят звук а тихим голосом (ааа...).

Методические указания: следите, чтобы дети произносили звук а длительно и на одном выдохе; тех, кто не умеет достаточно хорошо пользоваться голосом, вызывать небольшими группами, чтобы лучше проконтролировать их.

«Галя ходит по дорожке»

Галя важно так шагает.

Далеко? Сама не знает.

По дорожке: "Топ-топ",

Через кочку - ап.

Побуждайте ребенка повторять "топ-

топ" и "ап".

«Весёлый флажок»

В руку я флажок возьму -

Так, так, так, так,

И его я подниму,

Вот так, так, так.

Буду я флажком махать,

Так, так, так, так,

Громко песни распевать.

«Рассказ про Аню и Алика»

Для занятия нужна картинка с изображением маленькой девочки в

коляске (Ани) и большого мальчика, который везёт Аню в коляске

(Алика). Также нужны две вырезанные по контуру картинки такого же

масштаба, изображающие больших девочек (Асю и Аду). Изображения

Ани и Алика должны быть вырезаны по контуру и наклеены на лист

альбомного формата. Во время занятия звук "а" в именах нужно

выделять голосом (тянуть). Скажите ребёнку: "Посмотри на картину. Это Алик. Это  Аня. Алик большой. Аня маленькая. Аня кричит: "а-а-а".

Алик сказал: "Не кричи. Мы сейчас пойдём гулять". На улице

они встретили Асю и Аду (выложите фигурки). Девочки

очень понравились Ане. Аня весело закричала: "а-а-а".

«Колёсико»

Для игры нужно небольшое колечко, например, от пирамидки, и машинка.

Покатайте машинку, обратите внимание на колёса.

- Колёса круглые.

Обведите с ребёнком колесо пальчиком.

- Колеса какие? - круглые.Затем обведите пальчиком колечко.

- Какое колечко? - круглое. Затем скажите: "А я умею делать губы круглыми, как колесо. Вот так". Сделайте свои губы круглыми, можно приложить к ним колечко. Обведите губы пальцем. "Круглые". Попросите ребёнка тоже сделать губы круглыми.

«Ушко»

Для игры нужна картинка девочки с перевязанным ухом.

Покажите ребёнку картинку, объясните, почему у девочки

повязка.

- Это Оля. У неё болит ухо. Оля плачет:"О-о-о".- Как Оля плачет?

Предложите ребёнку взять куклу на руки и покачатьеё, спеть песенку: "О-о-о".

Ушко болит. Пожалеем Олю

- Заболела наша Оля- Болит у Оли голова (вместе с ребёнком гладите по

голове и говорите "ой-ой-ой").- Болит у Оли рука (гладите по руке и говорите "ой-ой-

ой")Дальше аналогично (болит нога, спина, живот и т.д.).

«Кто к нам пришёл в гости»

Для игры нужны картинки: большая лошадь, маленькая лошадь,большая курица, маленькая курица.Положите перед ребёнком картинки с лошадьми.

- Это лошадь. Это тоже лошадь. Эта лошадь большая.

Эта лошадь маленькая. Как лошадь говорит?

- И-го-го. Большая лошадь говорит И-ГО-ГО (говорите громкимголосом), а маленькая лошадь говорит и-го-го(говорите тихим голосом).

С курицей аналогично (большая курица КО-КО-КО громко,

маленькая ко-ко-ко тихо).

«Оля ходит»

По дорожке - топ-топ,

По кочкам - скок-скок,

В ямку - ох!

Выполняете с Олей соответствующие игровые

действия.

Оля ходит по дорожке Оля важно так шагает. Далеко? Сама не знает.

По дорожке: "Топ-топ", Через кочку - оп.

Побуждайте ребенка повторять

"топ-топ" и "оп".

«Весёлый клубок»

Возьмите длинную толстую нитку для вязания.

Попросите ребёнка провести по ней пальцем.

- Вот какая длинная нитка.

- Длинная.

То же самое проделайте с короткой ниткой. Скажите, что нитки

волшебные и любят петь: «Если провести пальцем по длинной

нитке, песенка получится длинная - «О-О-О-О-О-О-О", по короткой нитке - песенка короткая «О-О".Попросите ребёнка спеть вместе, проводя пальцем по нитке. Если не получается,  возьмите руку ребёнка в свою и пойте, проводя его пальцем по нитке.

«Кот»

Для игры нужна картинка: кот играет с клубком.

А котОк, котОк, котОк,

КОтя - беленький лобОк,

Взял у бабушки клубОк

И запрятал в уголОк.

Во время чтения звук "О" выделяйте голосом и слегка протягивайте.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр по развитию звуковой культуры речи у детей старшего дошколного возраста

Упражнения на закрепление правильного произношения и дифференциацию звуковЦели: развивать фонематический слух, речевое внимание, речевое дыхание, закреплять правильное произношение звуков, слов, упраж...

РОЛЬ ТОНКИХ ДВИЖЕНИЙ ПАЛЬЦЕВ В ФОРМИРОВАНИИ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

О том, что движения пальцев тесно связано с речью было известно давно. Традиционно для  многих народов было играть с маленькими, еще не говорящими детьми сопровождая слова песни или стишка игрой ...

Перспективный план по звуковой культуре речи для детей раннего возраста по средствам игровых технологий.

В  данной работе представлен перспективный план по формированию звуковой кутуре речи для детей раннего возраста по средствам игровых технологий на учебный год....

Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста через игры (консультация для родителей)

Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОО.Воспитани...

Использование игровых технологий в формировании звуковой культуры речи у детей раннего возраста

Причиной острой необходимости развития речи детей является потребность общения человека с окружающими его людьми, а, чтобы речь была внятна, понятна и интересна другим, нужно развивать её. Очень важна...

Консультация для родителей на тему «Воспитание звуковой культуры речи у детей раннего возраста»

*Как помочь детям овладеть родным языком*Накопить значительный запас слов* Научить произносить звуки....