Роль пальчиковых игр в сенсорном развитии и развитии речи детей младшего дошкольного возраста
статья по развитию речи (младшая группа)

Парфений Валентина Ефимовна

Роль пальчиковых игр в сенсорном развитии и развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Речь ребенка, его координационные способности, глазомер находятся в прямопропорциональной зависимости от ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек. Именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие.

Именно поэтому ведущими педагогами-практиками используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики. Проблемой развития мелкой моторики детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л. Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М. Монтессори (Ю. Фаусек, Е. Хилтунен и др.). Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы.

Проблемой развития мелкой моторики детей занимались  и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.).

Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. 

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики и речи в младшем дошкольном возрасте тесно взаимосвязано. Выяснилось, что развитие этих двух областей у детей происходит одновременно, и это объясняется физической близостью участков мозга, ответственных за движение пальцев и развитие речи.

Когда мы развиваем мелкую моторику у детей, мы также стимулируем развитие речи. Это происходит благодаря механизму, связанному с передачей сигналов в головной мозг. При выполнении мелких движений пальцами рук, в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки, отвечающие за формирование речевых навыков у ребёнка.

Таким образом, развитие мелкой моторики у детей имеет значительное влияние на развитие их речи. Это связано с тесной взаимосвязью участков мозга, отвечающих за эти две важные сферы. Поэтому, важно не только активно развивать моторику пальцев и рук у детей, но и осознанно использовать это воздействие для стимуляции и улучшения их речевого развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_palch.docx14.42 КБ

Предварительный просмотр:

Роль пальчиковых игр в сенсорном развитии и развитии речи детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольный возраст – период интенсивного физического и психического развития детей. Речь ребенка, его координационные способности, глазомер находятся в прямопропорциональной зависимости от ловкости движений пальцев и кисти руки, умения оперировать с мелкими предметами, гибкости, подвижности и пластичности детских ручек. Именно в этот период дети должны овладеть основными движениями пальцев и кисти руки для того, чтобы у них продолжалось нормальное развитие.

Именно поэтому ведущими педагогами-практиками используются и совершенствуются различные пальчиковые игры в развитии мелкой моторики. Проблемой развития мелкой моторики детей занимались и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л. Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М. Монтессори (Ю. Фаусек, Е. Хилтунен и др.). Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы.

Проблемой развития мелкой моторики детей занимались  и занимаются многие ученые прошлого и современности. Среди исследователей прошлого можно отметить последователей наследия Л.Выготского (А. Запорожца, Л. Венгера и их соратников), приверженцев идей М.Монтессори (Ю.Фаусек, Е.Хилтунен и др.).

Среди современных исследователей, занимающихся проблемой сенсорного развития детей дошкольного возраста в целом, и развитием мелкой моторики в частности, можно отметить таких ученых как: Ю. Хохрякова, О. Бетехина. Данные ученые-исследователи в своих научных трудах отмечают, что несмотря на разработанность проблем сенсорного воспитания и развития, результаты обследования детей показывают, что в детских садах не в полной мере внедряются имеющиеся в теории научные материалы. 

Формирование устной речи ребенка начинается тогда, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Другими словами, формирование речи совершается под влиянием импульсов, идущих от рук. Кроме того, доказано, что и мысль, и глаз ребенка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Результаты исследований показали, что уровень развития речи у детей всегда находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук.

Развитие мелкой моторики и речи в младшем дошкольном возрасте тесно взаимосвязано. Выяснилось, что развитие этих двух областей у детей происходит одновременно, и это объясняется физической близостью участков мозга, ответственных за движение пальцев и развитие речи.

Когда мы развиваем мелкую моторику у детей, мы также стимулируем развитие речи. Это происходит благодаря механизму, связанному с передачей сигналов в головной мозг. При выполнении мелких движений пальцами рук, в кору головного мозга поступают сигналы, которые активизируют клетки, отвечающие за формирование речевых навыков у ребёнка.

Таким образом, развитие мелкой моторики у детей имеет значительное влияние на развитие их речи. Это связано с тесной взаимосвязью участков мозга, отвечающих за эти две важные сферы. Поэтому, важно не только активно развивать моторику пальцев и рук у детей, но и осознанно использовать это воздействие для стимуляции и улучшения их речевого развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление педагогического опыта по теме "Влияние сенсорного воспитания на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Представление педагогического опыта по теме "Влияние сенсорного воспитания на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую  грамотность родителей о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, вовлечь родителей к сотрудничеству...

Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об ...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Актуализировать знания  родителей (законных представителей) о значении различных видов деятельности в развитии мелкой моторики рук и речевого развития  воспитанников....

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

      В данном материале проводится  мастер – класс с играми, требующими минимальных затрат времени и сил, но полезных для развития сенсорики и мелкой моторики ру...

Мастер-класс для родителей «Сенсорные игры для развития речи детей младшего дошкольного возраста»

Цели:1.Повысить педагогическую грамотность родителей (законных представителей) о роли мелкой моторики в развитии речи воспитанников.2.Заинтересовать родителей (законных представителей) актуальностью д...