Методическая разработка "Дидактические игры"
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Алексеева Светлана Геннадьевна

Цель: Развитие речи у детей дошкольного возраста.
Игры подойдут для использования на занятиях с группой, во время индивидуальных занятий, а так же для занятий с ребенком дома.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx904.78 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «ЦРР-Усть-Баргузинский детский сад «Золотая рыбка»

Дидактические игры

по речевому развитию

Изготовила: воспитатель С.Г. Алексеева

пгт.Усть-Баргузин

2021г.

Цель: Развитие речи у детей дошкольного возраста.
И
гры подойдут для использования на занятиях с группой, во время индивидуальных занятий, а так же для занятий с ребенком дома.

В целом игры направлены на развитие речевых навыков, в отдельности каждая игра имеет определенную цель, указанную в карточке.

Игра "Карлсон в гостях"

Эта дидактическая игра объединяет в себе множество игр для развития речи дошкольника.

В ней ребенок познакомится с именами прилагательными, которые описывают предметы,

научится правильно формировать окончания прилагательных в зависимости от существительного, к которому оно относится.

Задачи:        

1. Формировать и развивать навык образования относительных прилагательных от существительных;

2. Учить изменению образованных прилагательных по родам;

3. Вырабатывать навык употребления образованных относительных прилагательных в винительном и творительном падежах;

4. Формировать навык составления сложных слов;

Демонстрируются наиболее известные дошкольникам изображения фруктов или ягод: яблоко, вишня, слива, клубника, земляника, банан, малина, ежевика.

Воспитатель: К Малышу в гости прилетел известный сластена и лакомка Карлсон.

Чем же угостит его Малыш?

Дети самостоятельно (или по выбору) достают карточки и называют сначала изображенный овощ, фрукт (ягоду). Это актуализирует знания детей по теме.

Далее они проговаривают, как называется сок из изображенного овоща, фрукта (ягоды, конфета с этим вкусом, варенье. Это позволяет изменить образованное относительное прилагательное по родам.

Например, карточка с изображение яблока:

сок из яблока (какой) –яблочный(мужской род, конфета (какая? ) -яблочная(женский род, варенье(какое? ) -яблочное (средний род) .

При затруднениях дети проговаривают речевой материал сопряжено (вместе с воспитателем) и отраженно (после воспитателя, хором и индивидуально. Лексический материал определяется программой коррекционной работы и индивидуальными особенностями детей.

Работу с данным пособием можно несколько усложнить, предложив детям не просто называть сок, конфету (начинку) и варенье, а отвечать на вопросы:

Чем Малыш угостит Карлсона? или Что Малыш предложит Карлсону съесть? Таким образом, можно параллельно вырабатывать навык словоизменения (употребление образованных относительных прилагательных в винительном и творительном падежах) .

Меняя карточки с картинками, можно варьировать сложность задания в зависимости от уровня общего и речевого развития детей: усложнять или упрощать предлагаемый лексический материал (как в семантическом, так и в фонетическом отношении, оказывать помощь при затруднении.

Выигрывает тот, кто лучше справился с заданием. При поощрении следует учитывать все составляющие, то есть не только правильность и быстроту ответа, но и приложенные ребенком старания.

Игра "Мой, моя, моё, мои"

Забавно слышать от малышей, когда они говорят "моя папа" или "моё мяч",

но это перестает быть забавным уже годам к четырем-пяти, когда ребенок

должен уяснить, с какими словами употреблять моя, а с какими моё.

Научить этому дошкольника поможет дидактическая игра.

Цель: формирование умений согласовывать местоимения с существительными.

Задачи:

Способствовать пополнению и активизации словаря у детей.

Совершенствовать грамматический строй речи.

Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику, речь.

Воспитывать умение действовать рядом со сверстниками.

Игра предназначена для детей с 4 - 7 лет

Взрослый берет картинку, показывает воспитаннику, спрашивает, что изображено. Ребенок называет предмет, который видит, дополняя ответ местоимением, затем крепит  карточку. Например

«чашка» – «чья?» – «моя»;

«стул» – «чей?» – «мой»;

«одеяло» – «чье?» – «мое»;

«бусы» – «чьи?» – «мои».

Существуют несколько способов проведения дидактической игры для развития речи:

Педагог просит у воспитанника назвать объекты мужского рода, для которых применимо местоимение «мой» (дом, кот, медведь, карандаш, мяч и прочие). Объекты женского рода с местоимением «моя» (собака, тетрадь, кукла, ложка). Объекты среднего рода с местоимением «мое» (дерево, одеяло, мыло, зеркало, платье).Предметы множественного числа, для которых применимо «мои» (очки, брюки, часы, босоножки, серьги).

Воспитатель предлагает воспитаннику распределить картинки по кучкам в соответствии с родом существительного. При этом ребенок должен называть изображенные предметы вслух с местоимением.

Если воспитанников много, лото можно разделить не только по родам, но и по присутствующим в словах согласным. Количество согласных подбирается по числу участников. Картинки окрашены в соответствии с рассматриваемым звуком. Например, для звука «Л»: мой – лук, клубок, колокол, слон; моя – клумба, ладонь, ель, лодка; мое – яблоко, платье, лето, крыло; мои – туфли, лапы, пчелы, желуди.Для звука «Ж»: мой – жук, жираф, дождь, пиджак; моя – пижама, лужа, ложка, одежда; мое – мороженое, желе, ружье, жало; мои – джинсы, ножницы, лыжи, сыроежки. Разложив карточки по ячейкам, дети определяют звук, присутствующий в словах, составляют предложения.

Игра "Он, она, оно, они"

Цель: Упражнять детей в классификации, соотнесение существительных мужского,женского, среднего рода; подбирать карточки слова, подходящие по смыслу.

Задачи:         

обогащениесловаря путем подбора слов;

обучение детей согласованию существительных с местоимениями он, она, они, оно;

учить различать род притяжательных местоимений мой, моя, мои;

развивать умение подбирать прилагательные с существительными.

Детям предлагается разложить картинки в домики под названием "Он", "Она","Они", «оно».

Картинки про которые можно сказать "мой" ребенок кладет в домик под названием "Он", 

картинки про которые можно сказать "моя" - в домик "Она", "моё" - "Оно", «мои» - в домик «они».

Усложнение: ребенок сам подберет прилагательное к существительному. Например: «Это кошка. Она белая (или милая, или пушистая и т. п) » значит группа «ОНА», «Это солнце. Оно жаркое. » значит группа «ОНО» и т.д…

Игра «Что сначала? Что потом?»

Цель. Учить детей связно выражать свои мысли, составлять сложные предложения, определять причину и следствие в предложенной ситуации. Учить строить предложения при помощи слов потому что, из-за того что, поэтому. Развивать понимание простых причинно-следственных отношений.

Задачи. Учить составлять рассказ, расширять словарный запас ребенка, развивать логическое мышление, связную речь; научиться систематизировать полученные знания.

Набор включает серию картинок с изображением простых бытовых сюжетов.  Ребёнок должен понять, что является причиной, а что – следствием изображенного на картинках.
Материал может быть использован для усвоения предложно-падежных конструкций.

Игра «Расскажи историю» 1

Цель. Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь.
Набор материалов включает серии сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

Правила игры. Ребёнку предлагается пара картинок, составляющих причинно-следственную последовательность; он должны определить, что было сначала, а что – потом. Взрослый берет в правую руку картинку, обозначающую причину (например, «Миша неаккуратно наливал сок»), а в левую – картинку-следствие («На столе лужа») и спрашивает, чётко проговаривая: «Что было сначала – на столе появилась лужа или Миша неаккуратно наливал сок?» После этого он говорит, как правильно должно звучать предложение.

Начинать следует, выстраивая картинки в прямой последовательности: сначала причина, а потом следствие, и соответственно первым нужно использовать союз «поэтому». И лишь после того, как ребёнок освоит эти конструкции, можно переходить к предъявлению обратной последовательности: сначала следствие, а потом причина: «На столе лужа, потому что Миша неаккуратно наливал сок». Вводить союзы следует постепенно. Если ребёнок умеет читать, между картинками в нужном месте ставится карточка с соответствующим словом или словосочетанием.

1. «Миша неаккуратно наливал сок» и «На столе лужа».
2. «Мальчик попал под дождь» и «Мальчик мокрый».
3. «Маша упала» и «Маша плачет».
4. «Маше подарили куклу» и «Маша рада».
5. «Миша и Сережа подрались» и «Миша и Сережа в синяках».
6. «Маша ест снег» и «У Маши болит горло».
7. «Вася дразнит собаку» и «Собака кусает Васю».
8. «Петя едет на велосипеде и смотрит па ворону» и «Петя упал с велосипеда».
9. «Антон проткнул Васин шарик острой палочкой» и «Шарик у Васи лопнул».
10. «Пете холодно» и «Петя надел теплую куртку».

«Расскажи историю» 2

Цель. Развивать умение понимать подтекст изображенного на картинке сюжета, выделять неочевидные, но определяющие ситуацию признаки изображений. Развивать связную речь.

Набор материалов включает серии сюжетных картинок, объединенных общим сюжетом. Ребёнок должен понять сюжет и изложить его на доступном ему уровне.

Картинки выкладываются перед ребёнком в случайной последовательности и даётся задание разложить их по порядку. Если ребёнку сложно выполнить, взрослый сам выкладывает картинки в правильной последовательности и просит рассказать по ним историю. Можно выкладывать ряд с пропуском картинки или включать в него картинку из другой последовательности, способ работы зависит от особенностей проблем ребёнка и целей работы.

При речевых дефицитах к этим задачам добавляется обучение составлению связного речевого высказывания. Ребёнка с бедной речью просят описывать картинку более подробно. Детей, склонных к чрезмерному фантазированию, можно с помощью последовательного сюжетного ряда обучить избегать ненужной детализации и излишних привнесений, требуя, чтобы они рассказывали то, что видят, и только это, но при этом лишь главное.

Мышка и сок
Мышка хочет попить сок и не может достать – пакет очень высокий. Она видит лежащую
рядом соломинку, приставляет её и по ней забирается. Потом затаскивает соломинку наверх, вставляет её в дырочку. Забирается на соломинку и пьёт через неё сок.

Бабушка и пирожки
Бабушка месит тесто. Бабушка лепит пирожки и кладет их на противень. Ставит
противень в духовку. Достает румяные печеные пирожки и угощает внука.

Малыш загорает
Светлокожий малыш идёт загорать. Сидит играет, солнце поднимается выше. Малыш уснул, солнце в зените. Вечером коричневый малыш идёт домой.

Гусеница и гриб
Ползёт гусеница. Начинается дождь, она видит гриб и в ужасе ползёт к нему. Вгрызается в гриб. Выглядывает из окошка в грибе.

Ёжик и яблоко
Идёт ёжик и везёт на спине огромное яблоко, с него льётся пот: он устал. Ежик садится и ест яблоко. Счастливый толстый ёжик везёт на спине огрызок.

Мышка и сыр
Мышка ест сыр. Мышка съела половину – стала толще. Съела весь сыр – стала совсем толстой!

Собака и пчела
Собака нюхает цветок колокольчика, засунув в него нос. Испуганная морда собаки с волдырем на носу. Из колокольчика выглядывает разъяренная пчела, грозящая собаке кулаком.

Дом
Строится дом, стены возведены до половины. Целый дом с крышей, но без окон. Дом с крышей и окнами.

Собака и мышь
Мышь забегает в нору-холмик на земле. Собака подходит к норе – видит из неё торчитмышиный нос. Собака старается раскопать эту нору. Мышь убегает из входа в нору, расположенного с другой стороны холмика, а собака продолжает копать.

Кошка и хомяк
Перед клеткой с хомяком сидит кошка и облизывается, хомяк, прижав уши, боится. Хомяк идёт в другой угол клетки, к кормушке с зёрнами, и набивает их за щёки. Страшная мордахомяка с набитыми щеками и двумя торчащими резцами, испуганная морда кошки с поднятой дыбом шерстью за прутьями.

 

Рыбак
Рыбак ловит рыбку с лодки. Под водой рыбка подплывает с ботинком в плавниках и цепляет его на крючок. Удивлённый рыбак вынимает башмак из воды.

Дети кормят птиц
Мальчики летом собирают подсолнухи. Мальчики дома сидят и вынимают из
подсолнухов семечки. Мальчики зимой насыпают семечки в кормушку для птиц
.

Мальчик и мороженое
Мальчик покупает в ларьке мороженое. Идёт, засмотрелся на птиц, а мороженое тем временем тает. Смотрит на мороженое – осталась палочка и молочная лужица у ног.

C:\Users\Пользователь\AppData\Local\Microsoft\Windows\INetCache\Content.Word\20210318_132124.jpg

C:\Users\Пользователь\Desktop\родит. собр\средняя\20210224_180608.jpg

Играйте с пользой и удовольствием!

Литература

Бизикова О.А. Теории и технологии развития речи детей дошкольного возраста в определениях, таблицах и схемах: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. –Нижневартовск.: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2017. – 93с.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 5-6 лет. Старшая группа / В. Гербова.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 144с.

Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. 6-7 лет. Подготовительная к школе группа / В. Гербова.- М.: Мозаика-Синтез, 2015.- 112с.

Жукова, Н.С. Развитие речи: в зоопарке/ Н.С.Жукова. – М.:Эксмо, 2015.240 с.

Липина, С. В. Развитие речи/ С.В. Липина, И.В. Полещук. – М.: Эксмо, 2017. – 222 с.

Трифонова Е.В. Режиссерские игры дошкольников. Часть 1. Организация в условиях детского сада. – М.: Национальный книжный центр, 2016. – 256 с.

Уварова Т.Б. "Наглядно-игровые средства в логопедической работе с дошкольниками" Москва "Сфера" 2009г.

Ушакова, О. С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие для воспитателей дошк. образоват. учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина Е. М. – Москва: ВЛАДОС, 2017. – 287 с.;

Швайко Г.С. "Игры и игровые упражнения для развития речи" Москва "Просвещение" 1983г.

Интернет - источник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игры-путешествия "Красный, желтый, зеленый" для детей старшего дошкольного возраста.

Игра-путешествие «Красный, желтый, зеленый» проводится для детей старшего дошкольного возраста с целью развития навыков и положительных привычек безопасного поведения на улице....

Методическая разработка игры" Грузовик"

Игра  нацеленная на развитие связной речи детей через диалог....

Методическая разработка. «Игры-шутки, игры-минутки».

В помощь педагогу. Игры, направленные на преодоление застенчивости, стеснительности у детей, а также для создания благоприятного психологического климата в коллективе дошкольников 4-7 лет....

Методическая разработка игра по ПДД "Играй да смекай!!!"

знакомство  и закрепление знаний детей знаков дорожного движения;обогащение и пополнение словарного запаса, закрепление о необходимости соблюдения правил дорожного движения; воспитывать уваж...

Методическая разработка "Играй как я, играй со мной, играй лучше меня"

Играй как я, играй со мной, играй лучше меня Цель проекта: Формирование игровых умений, развитие культурных форм игры. Создание дружеской атмосферы сотрудничества между ребенк...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...