Занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в лес»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

ШумиловаЛюдмилаГригорьевна

Систематизировать знания детей о диких животных, через словесные дидактические игры.                                            Закреплять знания детей о диких животных: особенностях внешнего вида, семье, повадках, питании, жилище; упражнять в образовании качественных прилагательных; формировать умение составлять описательный рассказ по схеме; закреплять звуковой анализ слова, определение первого звука в слове.                                                          Развивать логическое мышление, внимание; развивать связную речь.                                                                           Воспитывать интерес, желание помочь, доброе отношение к животным; воспитывать любовь к природе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме рассказывание по картине "ежи" с использованием опорных схем

Программное содержание: учить детей составлять рассказ по картине с опорой на имеющиеся у них знания о жизни животных; правильно строить предложения;
четко проговаривать слова.
Формировать умение связно, последовательно описывать изображение на картине.
Воспитывать интерес к составлению рассказов по картине.

Словарная работа: Ввести в активный словарь детей слова:
ВСЕЯДНЫЙ, ЕЖИХА, ЕЖОНОК, ГРИБ - ПОРАЗИТ, СЕМЕЙСТВО, СЕМЬЯ.
Материал: картина «Ежи».
Ход занятия:
В. Ребята посмотрите, что это такое? Нам почтальон принес посылку.
Интересно, что в ней. Тут что-то написано «откроется эта посылка тому, кто отгадает загадки»
- Сердитый недотрога живет в глуши лесной.
Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками. «Еж»
В. А как вы догадались, что это ежи? (дети отвечают)
В. Что же в посылке? (игрушечный ежик)
Скажите, а чем еж отличается от других зверей?
Д. Колючий, небольшой, сворачивается в клубок.
В. Ребята, мы с вами много беседовали о диких животных. Вы знаете, что ежи сворачиваются в клубок, как они сердито фыркают, что кушают. А сейчас подумайте о том, что вам еще хотелось бы узнать о ежах? Задавайте мне вопросы.
Д.- Я хочу знать, как ежи делают себе норки?
-Я хочу знать, какими ежата родятся?
-Я бы хотел узнать, чем они еще питаются в лесу?
-Как ежиха за ежиком ухаживает?
В. Как много вопросов вы сумели задать.
Очень хорошо! Прозвучал вопрос, чем питаются ежи в лесу, Кто сможет ответить на этот вопрос?
Д. - Ежи питаются грибами, они еще питаются ягодами.
- Они едят мышей (змей)
В. Молодцы ребята вы много смогли рассказать о том, чем питаются ежи. Они «ВСЕЯДНЫЕ» животные - это значит, ежи едят и растительную (трава, ягоды, грибы) пищу, и животную (мышей, змей, насекомых).
А теперь вспомним еще один вопрос - как ежиха ухаживает за ежатами.
Я предлагаю посмотреть картину. Она поможет ответить на этот вопрос. (Выставляется картина «Ежи») Дети начинают ее рассматривать.
В. (задает вопросы, требуя отвечать полным предложением)

-Кого вы видите на картине?
-Сколько ежей здесь изображено?
-Как их можно назвать одним выражением (семья ежей, семейство ежей)
-Что делает ежиха?
Д. Ежиха увидала в траве жуков.
В. Как вы думаете, для чего она отыскала жуков?
Д. Она их съест, наверное.
В. Да. А может быть жуков съедят ежата. Так чем же питаются жуки в лесу?
Д. -Жуками. Червяками. Ягодами. Грибами.
В. Правильно. Что вы еще видите.
Д. Пень по середине полянки.
В. Да, а на нем выросли грибы - паразиты.
Д. В траве растут ягоды. Земляника
В. В какое это время года как вы думаете?
Д. Лето, потому что земляника поспевает в конце июня.
В. Что делают ежата? Один пьет воду из ручья
-Другой ежонок смотрит на лягушку у ручья, наверное, хочет ее поймать.
-Третий поймал червяка
В. Ребята давайте придумаем название этой картине
Д. - Ежики пошли за добычей
-Лесная полянка
-Семья ежей
В. Ребята, а сейчас давайте поиграем

Физминутка
«Солнышко»
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется
А под солнышком нам
Весело живется.
В. А теперь ребята послушайте, какой рассказ я придумала по этой картине
«Однажды теплым летним днем ежиха привела своих ежат на земляничную полянку за добычей. На полянке был большой пень на котором выросли грибы - паразиты. Один ежонок поймал червяка. Другой решил попить (полакать) водички из ручья. А третий сердито смотрит на лягушку. Ежиха отыскала в траве жуков. Сейчас вся семья пообедает, а потом они пойдут домой отдыхать.»
В. Ребята, а теперь придумайте свой рассказ по этой картине. В своем рассказе используйте слова, которые вы говорили о ежах.
Вызвать двоих детей. Дети рассказывают.
В. Ребята, чей рассказ вам больше понравился? Чем? Какие слова понравились больше всего? Интересный ли получился рассказ? Дети говорят свою оценку.
В. (подводя итог)
Рассказ интересный, короткий, законченный, четко произносили слова.

Использовали красивые слова
В. Ребята вы все молодцы! Хорошо потрудились, но особенно …



Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

«Путешествие в лес»

Цель: систематизировать знания детей о диких животных, через словесные дидактические игры.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о диких животных: особенностях внешнего вида, семье, повадках, питании, жилище; упражнять в образовании качественных прилагательных; формировать умение составлять описательный рассказ по схеме; закреплять звуковой анализ слова, определение первого звука в слове.

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание; развивать связную речь.

Воспитательные: воспитывать интерес, желание помочь, доброе отношение к животным; воспитывать любовь к природе.

Предварительная работа: чтение Г. Скребицкий «Белка», «Заяц», «Еж», рассматривание картин «Дикие животные».

Материал: картинки с изображением животных, их детенышей, хвостов и лап животных.

Ход.

Воспитатель. Ребята давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга.

В этот чудесный весенний день

Нам здороваться не лень

Шлем привет мы всем вокруг.

Я твой друг и ты мой друг!

- Ребята, к нам в окно залетело письмо. Давайте посмотрим от кого оно.

- Скажите, кто живёт в лесу? (дети перечисляют животных)

- А что это за животные? (дикие)

- Почему они так называются? (живут в лесу, сами добывают себе еду)

- Как вы думаете, мы сможем помочь?

- Нам надо спешить. Пойдем по этой тропинке.

Тропинка, тропинка,

ты нас проведи,

Пойдём за тобою,

а ты впереди.

- Куда мы с вами пришли? (в лес) Посмотрите, ребята внимательно, что необычного в этом лесу? (не видно животных) А что это за белые карточки? Я возьму карточку и посмотрю. Здесь изображено животное, а чтобы вы увидели его, надо отгадать загадку.

#1050;то по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (белка)
#1061;озяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под вьюжный вой
Спит в избушке снеговой? (медведь)
#1047;а деревьями, кустами
Промелькнула будто пламя,
Промелькнула, пробежала, -
Нет ни дома, ни пожара. (лиса)
#1050;то зимой холодной
Ходит злой, голодный ? (волк)

#1057;ерый байковый зверушка,

косоглазый длинно ушка. (заяц)

-Молодцы! Справились с загадками, всех животных увидели. Ребята, здесь какая то корзинка стоит. Давайте посмотрим, что в ней. (угощение для животных) Правильно. Кого и чем вы накормите? (Медведю -мед, ягоды. Белке – орехи, шишки. Зайцу – веточку, листья. Волку –мясо. Лисе – мышей, зайцев.)

А сейчас я предлагаю составить рассказ о каждом из них.

Молодцы. Нашли всех животных, рассказали о них, накормили. Пошли дальше.

Игра «Назови детёнышей» (лисята, зайчата, медвежата, волчата, бельчата)

«Однажды утром лесные звери проснулись и видят, что у всех хвосты перепутаны: у зайца –хвост волка, у волка- хвост лисы, у лисы –хвост медведя. Расстроились звери. Разве подходит зайцу хвост волка? Помогите зверям найти свои хвосты.»

- Чей хвост нарисован? (волчий, заячий, лисий, медвежий, беличий)

- Я буду называть части тела взрослых животных, а вы – части тела детенышей, ласково.
У медведя уши, … а у медвежонка ушки.
У лисы хвост, … а у лисенка хвостик.
У волка морда, … а у волчонка мордочка.
У зайца лапы, … а у зайчонка лапки.
У белки глаза, … а у бельчонка глазки.

- А теперь назовите, где ваш дом? Я буду спрашивать, а вы отвечайте.

-У зайчат дом … (под кустом) - У лисят дом … (Нора )

- У волчат дом … (Логово.) - У медвежат дом … (Берлога.)

- У бельчат дом … (Дупло.)

- А теперь назовите семью животных.
- Медвежья семья: медведь, медведица, медвежата.
- Волчья семья: волк, волчица, волчата.
- Лисья семья: лис, лиса, лисята.
- Заячья семья: заяц, зайчиха, зайчата.

Физкультминутка.
Пойдём мягко, как лисята,
И как мишка косолапый,
И как заинька – трусишка,
И как серый волк – волчишко.
Вот свернулся еж в клубок,
Потому что он продрог,
Лучик ежика коснулся,
Ежик сладко потянулся.

- Ребята вы сегодня были молодцы. В настоящей природе человек должен помогать братьям меньшим, потому что человек самый сильный и самый умный житель нашей планеты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие,  внимание, память, мышление.Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы....

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Цели: - формировать умение классифицировать предметы;- расширять словарный запас через участие в словестно-речевых играх;- упражнять в делении слов на слоги, в подборе антонимов и синонимов;- формиров...

Открытое занятие по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну Красивой речи»

Занятие позволяет формировать умения обобщать, классифицировать, расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх, упражнять в делении слова на слоги, в подборе антонимов и синонимов. ...