Консультация для педагогов "Формирование диалогической речи у старших дошкольников"
консультация по развитию речи (старшая группа)

Лукавина Вера Дмитриевна

Консультация для педагогов "Формирование диалогической речи у старших дошкольников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Формирование диалогической речи503.95 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для педагогов: «Формирование диалогической речи у старших дошкольников».

Слайд 2

Диалогическая речь- форма речи при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами. Владение диалогической речью предполагает умение свободно вести беседу: отвечать на поставленные вопросы, а также задавать вопросы собеседнику.

Слайд 3

В работе над диалогической речью можно выделить три задачи: Научить детей отвечать на поставленные вопросы (краткие и полные ответы); Научить постановке вопросов; Воспитывать способность свободно, непринужденно вести беседу (задача в значительной степени психологическая). По своему характеру и по степени сложности ответов выделяется три вида вопросов.

Слайд 4

Именно формирование функций речи пробуждает ребенка к овладению языком, его фонетикой, лексикой, грамматическим строем, к освоению диалогической речи. Диалогическая речь выступает как основная форма речевого общения, в недрах которой зарождается связная речь. Диалог может разворачиваться как элементарное реплицирование (повторение) в бытовом разговоре и может достигать высот философско-мировоззренческой беседы. Выделяются две основные сферы общения дошкольника- со взрослыми и сверстниками.

Слайд 5

Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольника. Ее успешное решение зависит от многих условий(речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения. Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого.

Слайд 6

По своему характеру и по степени сложности ответов выделяют три вида вопросов. Репродуктивные – вопросы наиболее легкие, доступные требующие простых ответов. Начинаются они вопросительными местоимениями. Перечень их органичен: кто? кто это? что? что это? что делать? Поисковые вопросы- более сложные и предполагают использование в ответах полных распространенных предложений. Проблемные вопросы- начинаются вопросительными наречиями почему? Зачем? Ответы на проблемные вопросы представляют собой сложноподчиненные предложения с придаточными причинами или цели, предполагающие четкое грамматическое оформление.

Слайд 7

Постановка серии репродуктивных вопросов к группе усложненных сюжетных картинок (предмет-действие-объект) с одним изменяющимся предметом: Мальчик катает машину; Мальчик ловит мяч; Мальчик держит машину; Мальчик держит мяч; Девочка держит мяч. В заключении проводится перекрестный экспресс-опрос- дети припоминают и задают вопросы ко всей группе картинок в форме соревнования. При усложнении сюжетных картинок элементами пейзажа или обстановки к репродуктивным вопросам, которые дети уже могут задавать более-менее самостоятельно, добавляются вопросы поискового характера (где? куда? откуда? как? какой? сколько?).

Слайд 8

К сюжетной картинке «Кошка спит на диване» после репродуктивных вопросов детей (Кто спит на диване? Что делает кошка?) следует предложить детям спросить о месте нахождения кошки (Где спит кошка?). Вопрос, где спит кошка? Нежелателен как затрудняющий ответ. Постановка вопросов к предложению с опорой на предметные картинки или символы, их заменяющие.

Слайд 9

Еще одним из приемов в развитии диалогической речи дошкольников с ФФН является использование потешки . Многие произведения поэзии носят диалогический характер. Следует обратить внимание на то, что диалог этот имеет вопросно-ответную структуру: вопрос-ответ, вопрос-ответ… Принимая во внимание эту особенность, можно использовать произведения поэзии как средство, способствующее речевому развитии ребенка. Ритм потешки или прибаутки, доступность ее содержания, привлекательные персонажи позволяют читать ребенку одну и ту же.

Слайд 10

Кроме этого, можно предложить еще несколько эффективных приемов обучения диалогической речи. Маленький учитель. Педагог предлогает дошкольникам поменяться с ним ролями. Прием Маленький учитель не только развивает диалогическую речь детей, но и формирует коммуникативные навыки, а также готовит дошкольников к сюжетно-ролевой игре. В картотеке дидактических игр могут быть представлены следующие направления: - развитие коммуникативных способностей ребенка; -коррекция нарушений в сенсорном и интеллектуальном развитии ребенка; -развитие речи (фонематическое восприятие).

Слайд 11

Обучение диалогу в процессе предметно-практической деятельности. Работа с закрытой картинкой (строится также, как работа с закрытыми предметами). Работа с опорными листами. Оптимальные условия для развития диалогической речи у детей с ФФН создаются в процессе лечебно- педагогической коррекции. Наиболее эффективен путь обучения разговорной речи непосредственно в общении, который сочетается с формированием речи на специально организованных занятиях. Необходима условие для развития разговорной речи – речевая среда в детском саду и в семье ребенка, обеспечивающая постоянно практическое употребление речевых средств общения и развитие новых умений разговорной речи.

Слайд 12

Таким образом, если формирование диалогической речи осуществлять в процессе повседневного общения с детьми в детском саду и дома, используя различные педагогические методы и приемы, при этом учитывать индивидуальные особенности детей, то к поступлению в школу ребенок овладеет правильным звуковым оформлением слов, четко и ясно будет их произносить, иметь определенный словарный запас, в основном грамматически правильную речь, совершенствует умение при помощи речи выражать свои мысли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование диалогической речи у старших дошкольников.

Представлен конспект НОД в подготовительной к школе группе "Что такое детский сад?"...

Игры и игровые упражнения для развития связной диалогической речи у старших дошкольников

Выдвигая перед дошкольниками содержательные задачи, игра способствует активизации их диалогического взаимодействия по поводу организации игры и в процессе самой игры. Инсценировки, режиссерские, дидак...

Драматизация отрывков из сказок как средство формирования связной диалогической речи у старших дошкольников с ОНР 3 уровня

Методические рекомендации для начинающих воспитателей и студентов Педколледжа, проходящих практику в ДОО....

Формирование диалогической речи у старших дошкольников.

Как правильно научить ребенка диалогу....

Развитие диалогической речи у старших дошкольников с ОНР

Условиями и движущей си­лой развития личности ребенка служат общение и взаимодей­ствие его со взрослыми и свер­стниками. Коммуникативная де­ятельность выступает базой для всех специфич...

Консультация для воспитателей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"

Консультация для воспитателдей "Диалогическая речь в жизни дошкольников"...

Комплекс упражнений и игр для развития диалогической речи у старших дошкольников с ОНР

№ п/пНазвание упражнения или  игрыЦельОписание1Упражнение «Обратись с просьбой»Учить детей формулировать просьбу и благодарить. В роли ведущего выступает взрослый, дет...