Проект «Семья и семейные традиции» в старшей группе комбинированной направленности
проект по развитию речи (старшая группа)

Фролова Наталия Викторовна

В последнее время современные родители все больше заняты проблемами образования. Они заботятся о том, чтобы дети много знали, имели преимущество перед сверстниками, основной упор направлен  на подготовку к  обучению в школе. Воспитание, семейные ценности отходят на второй план. Ввиду растущего жизненного ритма у взрослых мало времени на детей, они все меньше интересуются внутренним миром ребенка и его нравственных переживаниях . Родители теряют связь со своими детьми, теряется связь поколений, стирается память от традициях, обычаях своих предков.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_starshey_gruppe1.docx31.25 КБ

Предварительный просмотр:

Проект

«Семья и семейные традиции» в старшей группе

комбинированной направленности

Авторы проекта: Фролова Н.В.

Бардина А.В.

Тип проекта: познавательно -  исследовательский, творческий

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители        

Продолжительность проекта: краткосрочный (1 месяц)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Актуальность: Президентом нашей страны В.В. Путиным этот год был объявлен «Годом семьи» Семья это главная опора в жизни, которую составляют любимые и важные люди. Она  играет основную роль в формировании мировоззрения, нравственных норм поведения, чувств, социально-нравственного облика и позиции ребенка.

В последнее время современные родители все больше заняты проблемами образования. Они заботятся о том, чтобы дети много знали, имели преимущество перед сверстниками, основной упор направлен  на подготовку к  обучению в школе. Воспитание, семейные ценности отходят на второй план. Ввиду растущего жизненного ритма у взрослых мало времени на детей, они все меньше интересуются внутренним миром ребенка и его нравственных переживаниях . Родители теряют связь со своими детьми, теряется связь поколений, стирается память от традициях, обычаях своих предков.

Так в нашей группе  после выходных дети стали рассказывать друг другу, как их провели. Рома рассказал, что они с папой подарили маме букет цветов и другие дети задались вопросом, почему именно  цветы  в эти выходные. Рома сказал «Это наша семейная традиция».

Так возник проблемный вопрос «Что я знаю о традициях своей семьи?»

Детям  и родителям было предложено поучаствовать в проекте  «Семья и семейные традиции» и сделать совместную ромашку традиций, а потом  рассказать о  них  в группе.  

Цель проекта: Формировать у детей представление о семье через организацию разных видов деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.

Задачи:

Обучающие:

Расширять у детей представление о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, праздникам, реликвиям.

Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо семьи», родословная.

Развивающие:

совершенствовать умение составлять рассказ о членах своей семьи, называть родственников, отвечать на вопросы.

Воспитательные:

воспитывать любовь и уважение к членам своей семьи, учить проявлять о них заботу.

Способствовать развитию тесных взаимоотношений между родителями и педагогами, повысить заинтересованность родителей во взаимодействии с ДОУ.

Планируемый результат:

У детей расширятся знания о семейных традициях, появится желание больше времени проводить с родными, расширится круг знаний о членах своей семьи, повысится активность участия родителей в жизнедеятельности своих детей, группы д/с.

 

Этапы реализации проекта

1 этап.

Подготовительный.

Работа с методическим материалом, литературой по данной тематике. Подбор детской художественной литературы для чтения, заучивание стихов. Подбор презентаций для просмотра. Подбор сюжетных картин и иллюстраций. Родительское собрание «Семейные традиции», консультации: «Что значит крепкая семья», «Рекомендации для заботливых родителей», «Чем занять ребенка в свободное время».

2 этап.

Основной.

Проведение с детьми бесед о близких родственниках и рассматривание семейных фотографий, чтение детской литературы, поговорок, пословиц, отгадывание загадок, проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Рассматривание картин, рисование рисунков «Моя семья», помощь родителям в оформлении  «Генеалогическое древо семьи»,  «   Ромашка семейных  традиций». (приложение 1)

3 этап.

Заключительный.

Выставка «Генеалогическое древо семьи», «Ромашка  семейных  традиций». Итоговое  совместное занятие с родителями «Семейные традиции»

(приложение 2)

Вывод:

     Внедрение проекта обеспечило оптимальные условия для изучения детьми своих традиций, возрос интерес к семье, ее прошлому и настоящему. У детей появилось желание быть похожими на близких людей в делах, поступках, также проявляется эмоционально – положительное отношение к своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям. Дети стали чаще рассказывать о близких родственниках, рисовать семью, обыгрывать семейные традиции в сюжетно-ролевых играх. Данный проект повлиял на улучшение детско-родительских отношений, установились партнерская взаимосвязь между сотрудниками детского сада и родителями. Совместная работа способствовала воспитанию чувства гордости за семью, любви и уважения к родителям. Кроме того, дети стали более дружными и получили навыки бесконфликтного общения.

Варианты использования:

Возможность использования проекта в работе старших групп, а также подготовительных группах детского сада.

Методический продукт — Совместное мероприятие с родителями и детьми в старшей группе по теме« Семейные традиции

Приложение 1.

1. Беседы: «Как вы понимаете, что такое семья?», «Род и родословная», «На кого ты хочешь быть похож? Почему?», «Что вы любите делать всей семьей?», «Как вы отдыхаете всей семьей? Куда ходите?», «Какие животные живут у вас дома? Являются ли они членами вашей семья?», «Гостеприимство, почитание родителей – русские традиции», «Права и обязанности в семье», «Кем работают мои родители?», и др.

2. Непосредственно образовательная деятельность: ФЦКМ «Организация быта в нашей семье (будни и праздники)»

3. Чтение художественной литературы: Д. Родари «Седые волосы», Е. Серова «Папа дома», С. Черный «Когда никого нет дома», Ш. Перро «Красная шапочка», С. Маршак «Сказка об умном мышонке», Е. Пермяк «Чужая калитка», «Мамина работа», Л. Квитко «Бабушкины руки», пословицы и поговорки о семье.

Обсуждение прочитанного материала

4. Продуктивная деятельность: рисование: «Моя счастливая семья», «Моя рука – моя семья», лепка: «Цветы для бабушек и мам».

5. Дидактические игры: «Сложи узор» (Платок для бабушки, «Скажи ласково о члене семьи», «Скажи наоборот», «В какой сказке встречаются семьи?», «Какая у вас семья?», «Кто старше?», «Чьи это вещи?», с мячом «Собираем добрые слова» и др.

6. Речевые игры: Составление рассказов на тему: «Моя семья», «С кем я живу», «Мои папа, мама, бабушка, дедушка», «Мой лучший друг», «Чем я люблю заниматься в детском саду и дома», «Мамин портрет», «Как я помогаю дома»

7. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Семейный обед», «Поход с семьей в кафе», «Наш выходной день», «Дочки-матери», «Детский сад».

8. Игры с конструктором: «Построй дом для своей семьи», «Моя комната» - обыгрывание построек, игры с конструктором «Семья».

9. Пальчиковые игры: «Пальчики мои», «Дружная семья», «Кто живет в моей семье?»

10. Театрализованная деятельность: кукольный театр «Три медведя»

11. Музыкальная деятельность: прослушивание песен о семье, О. Девочкиной «Моя семья», «Бабушка рядышком с дедушкой», Разучивание песен «Мамочка родная», Муз/Игра «Кто быстрее соберется в круг?»

12. Работа с родителями: консультации: «Что значит крепкая семья», «Рекомендации для заботливых родителей», «Чем занять ребенка в свободное время», родительское собрание «Семейные традиции», папка-передвижка «Семейные традиции».

13. Оформление выставок: «Генеалогическое древо семьи», « Ромашка  семейных  традиций».

Приложение 2.

Совместное мероприятие с родителями и детьми в старшей группе

Тема « Семейные традиции»

Задачи  : Продолжить знакомить с семейными традициями.

Воспитывать чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям, развивать интерес к истории своей семьи.

Создать благоприятную атмосферу доброжелательности и взаимопонимания.

Предварительная работа:

1. Беседы о семье, разучивание стихов.

2. Слушание песен о семье.

3. Рассматривание семейных альбомов.

4. Составление генеалогического древа своей семьи и ромашки «Семейные традиции»

5. Создание  рисунков, поделок.

Материал: проектор, ноутбук, Презентация «Семейные традиции», заготовки для совместной работы( лист картона А3, картинки семейного отдыха, семейных коллекций, фото семьи,) фото детей группы,

Ход мероприятия

Собрались все здесь мы  в круг.

Я- твой друг, и ты –мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

 И с улыбки день начнем (Дети и родители становятся в круг, поворачиваются друг к другу, улыбаются)

-Добрый день, дорогие ребята и уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о самом главном в жизни каждого из нас. А вот о чем, вы узнаете отгадав загадку:

Без чего на белом свете

Взрослым не прожить и детям

Кто поддержит вас друзья

Ваша дружная семья

Восп-ль Совершенно верно. А что для вас значит «Семья!»(ответы  детей) Семья – это люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, жалеют, сочувствуют, уважают друг друга, ласково говорят друг с другом.

1родитель :

Семья-это счастье, любовь и удача.

Семья-это летом поездки на дачу.

Семья –это праздник, семейные даты.

Подарки, покупки, приятные траты.

2родитель :

Семья-это труд,

Друг о друге забота.

Семья-это много домашней работы.

Семья –это важно! Семья –это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

3родитель :

 Семья-это то, что с тобою всегда.

Пусть мчатся секунды, недели, года.

Но стены родные, отчий твой дом-

Сердце навеки останется в нем!

-  Ребята, а какой должна быть семья? ( большой, дружной,, крепкой, трудолюбивой, счастливой)

- Чем отличаются люди  из разных семей?( фамилией, именем, внешностью, традициями

Воспитатель: Семья – это не просто родственники, живущие рядом, это близкие люди, связанные теплыми чувствами, общими интересами и, конечно же – традициями. А традиции – это принятые в семье правила поведения, которые постоянно соблюдают и взрослые и дети. У каждой семья свои традиции.

Когда такой торт стряпают?

Фото  на  доске

 Я вам сегодня предлагаю состряпать с родителями  торт « Семейных традиций» Сможем сделать?

И прежде  чем заняться таким важным делом ,

- Расскажите, какие традиции есть в ваших семьях?( встречать гостей, семейные праздники, отдых на природе, занятия спортом, хранение старинных вещей, фирменное блюдо и т.д.)

«Ромашка традиций» рассматривая ваши ромашки традиций, то мы увидим, что у всех одна важная традиция это родословное древо. Посмотрев на него вы сразу видите всех членов семьи, не только самых близких маму и папу, но и бабушек , дедушек, тетей и дядей.

Два ребенка рассказывают  о своей большой семье, демонстрирую свое «генеалогическое древо»

 Работа с презентацией у доски

 Еще одна из традиций  «Семейный альбом», что мы  в нем храним? ( фото важных событий)

Посмотрите , здесь на фото много магнитиков,  или машин как это называется коллекция. Интересная традиция «коллекционирование. У вас есть дома коллекции?

 На этих фото мы видим  как вы отдыхаете. Это Традиция «Семейный отдых»

Вот сколько, много традиций есть.

А нам пора начать  готовить наш «торт традиций»

  Разделимся на три команды. Каждая подойдет к своему столу , рассмотрит картинки и решит какая традиция им досталась. Наклеит на лист, а потом один представитель от команды расскажет о том, какая у них традиция. Начнем

Первый слой  торта
Второй слой торта

Третий слой торта

-Если каждый член семьи будет следовать традициям и правилам, то в семье будут царить мир и согласие. А значит, все будут счастливы.

Игра «Закончи пословицу о семье»

Где любовь да совет, там и горя … (Нет)

Где мир и лад, там не нужен … (Клад)

В гостях хорошо, а дома … (Лучше)

В своем доме и стены … (Помогают)

Доброе братство – лучшее … (Богатство)

 Рассматривание торта традиций. Посмотрите, чего не хватает?

Правильно украшений

Чем украсим наш торт традиций?( правильно фотографиями детей нашей группы) Приглашайте своих родителей к чаепитию. Это очень хорошая традиция гостей угощать чаем.

Приложение 3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Семья и семейные традиции"

Для чего нужны семейные традиции? Чтобы было интересно, весело жить, чтобы семья была крепкой и дружной. Надо создавать свои семейные традиции и бережно хранить их! Данный проект рассказывает о семейн...

Проект " Семья и семейные традиции " средняя группа ( 17.03.2020)

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19762170","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"360"}}]]  [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":...

Проект «Семья и семейные традиции» (средняя группа)

Проект «Семья и семейные традиции» (средняя группа)...

Перспективный план кружка «Моя семья и семейные традиции» в старшей группе№3 «Почемучки»

Семья – это самое главное, что есть у каждого из нас. Она держится на взаимопонимании, доверии, заботе друг о друге, радости от совместных действий....

Проект. СЕМЬЯ И СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ.

Слова "СЕМЬЯ", "ЛЮБОВЬ" и "ВЕРНОСТЬ"Огромный смысл в себе несут.Там, где семья, - всегда есть нежность,Там, где любовь, - всегда нас ждут.А там, где верность, - доверяютБ...

Проект "Семья и семейные традиции"

Проект "Семья и семейные традиции" для детей подготовительной к шеоле группы. Цель проекта: формирование у детей представлений  о семье и ее истории, повышение престижа семьи. Прект кра...