Перспективное планирование_речевые игры_ранний возраст
календарно-тематическое планирование по развитию речи (младшая группа)

Оганнисян Ольга Владимировна

Подборка речевых игр для детей раннего возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл perspektivnyy_plan_rechedvigatelnye_igry_ranniy_vozrast.docx42.11 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план

совместной деятельности педагогов с детьми дома ребенка (ранний возраст)

Месяц

Тема

Речедвигательные игры

Игры для развития мелкой моторики

Сентябрь

1н-знакомство с группой

2н-комнатные растения

3н-мебель

4н-игрушки

  • «Листопад»
  • «По малину в сад пойдем»

«Стол и стул»

«Есть игрушка у меня»

Октябрь

 1н-имя ребенка, имена детей группы, человек, кукла, части лица и тела

2н-осень (признаки осени, виды одежды)

3н-овощи

4н-фрукты

  • «Это я»
  • «Тара-ра, тара-ра»
  • «Огород»

«Капуста»

«Засолка капусты»

«Грибочки»

Ноябрь

 1н-продукты питания

2н-посуда

3н-4н-дом. животные и их детеныши

  • «Танец котят»
  • «Веселись, детвора»

«Как у нашего кота»

«Бобик»

Декабрь

 1н-зима (признаки зимы, виды одежды) свойства воды

2н-предметы туалета

3н-4н -новогодний праздник

  • «Снеговик»
  • «Шел по лесу дед Мороз»

«Елочка»

«Кран откройся»

Январь

1н-зимние развлечения

2н-дикие животные

3н-4н-зимние птицы (синица, воробей, ворона, голубь)

  • «Зимняя прогулка»
  • «У оленя»
  • «Воронята»

 «Белка»

«Зайка и ежик»

«Строители»

Февраль

 1н-2н-дом птица (курица-петух, гусь-утка, их птенцы)

3н-4н- предметы туалета

  • «Белые гуси»
  • «Умывалочка»

«Вышла курочка гулять»

«В нашей избушке петух поет»

Март

1н-2н- профессии (врач, повар, шофер)

3н-4н-время суток (утро, день, вечер, ночь)

  • «Шоферы»
  • «Ладушки – ладошки»
  • «Поезд»

«Капель»

«Пироги»

«Быстро тесто замесили»

Апрель

1н-2н-транспорт

3н-4н-весна

  • «Котенька – котик»
  • «Самолет»
  • «Танец с флажками»

«Раз цветочек, два цветочек»

«Дом»

Май

1н-2н-обувь

3н-4н-насекомые

  • «Танец пчел»
  • «Мы посадим цветы»

«Муха»

«Улитка»

«Пчелка»

Июнь

Лето

  • «Хорошо в лесу зеленом»
  • «По малину в сад пойдем»

«Боровичок»

«Цветок»

«Ворон»

РЕЧЕДВИГАТЕЛЬНЫЕ ИГРЫ

ЛИСТОПАД

Дует, дует ветерок

И качается листок                             (качают поднятыми руками)

Красный, желтый, золотой

Над моею головой .                           (то же действие)

Мы за листики присели                   (присаживаются на корточки и закрывают лицо листиками)

Из-за листиков смотрели                 (разводят листики в стороны)

Снова глазки закрываем                  (закрывают лицо листиками)

И головкою качаем .                         (качают головой, потом встают)

Снова дует ветерок                          (качают поднятыми руками)

Закружился наш листок                  (кружатся)

Ветер тише, тише, тише                  (медленно ступенчато опускают листочки вниз)

Листики все ниже, ниже.                (кладут на пол листочки)

По дорожке мы пойдем          

Все листочки соберем .                   (собирают листочки в корзинку) (РЕЧЕТАТИВОМ)

ПО МАЛИНУ В САД ПОЙДЁМ

По малину в сад пойдем, в сад пойдем, в сад пойдем.

Плясовую заведем, заведем, заведем.

Припев:

Солнышко на дворе, а в саду тропинка,

Сладкая ты моя, ягодка малинка!

Ты, малинка, не в роток, не в роток, не в роток,-

Насыпайся в кузовок, в кузовок, в кузовок!

Припев/

Как малины наберем, наберем, наберем.

Пирогов мы напечем, напечем, напечем.

Припев/

Пирогов мы напечем, напечем, напечем.

Всех соседей позовем, позовем, позовем.

Припев/

                                                       

ЭТО Я.

Это глазки. Вот, вот.               (показывают пальцем сначала левый глаз, потом – правый)

Это ушки. Вот, вот.                 (берутся сначала за мочку левого уха, потом – правого)

Это нос, это рот.                      (левой рукой показывают рот, правой – нос)

Там спинка. Тут живот.          (левую ладошку кладут на спину, правую – на живот)

Это ручки. Хлоп – хлоп.         (показывают обе руки, потом два раза хлопают в ладоши)

Это ножки. Топ – топ.             (кладут ладони на бедра, потом два раза топают)

Ой, устали, вытрем лоб.          (правой ладонью проводят по лбу)

ТАРАРА

Та-ра-ра, та-ра-ра!

Светит солнышко с утра              (дети ходят по залу врассыпную, показывают «фонарики»)

Та-ра-ра, та-ра-ра!

Значит, нам гулять пора               (то же  действие)

Кап-кап-кап, кап-кап-кап!

Тучка появилась

 Кап-кап-кап, кап-кап-кап!

Дождиком пролилась             (останавливаются и стучат указательным пальцем одной руки по       ладони другой)

Прячьтесь, дети, под зонтом!!!

Дождь осенний под дождем            (дети бегут и прячутся под зонт)

ОГОРОД

Есть у нас огород,

Там своя морковь (зеленый лук, капуста) растет.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины.

Вот такой ширины,

Вот такой вышины.

Ты, морковь (зеленый лук, капуста), сюда спеши,

Ты немного попляши,

А потом не зевай

 И в корзину полезай.

А потом не зевай

И в корзину полезай

Огородный хоровод

Исполняется на мелодию русской народной песни «Во саду ли, в огороде», движения выполняются в соответствии с текстом.

Во саду ли, в огороде

Весело гуляли,

Во саду ли, в огороде

Грядки мы вскопали.

В грядку семена сажали,

В ямку опускали,

А потом водою теплой

Грядку поливали.

Ты расти скорей, морковка!

Грядку мы прополем.

Будет литься летний дождик

На тебя, на поле.

Вот и осень наступила,

Урожай снимаем.           (Педагог складывает овощи в кузов грузовой машины)

 Радостно и весело

Пляску затеваем.            (Дети называют каждый овощ)

Едем, едем мы домой  

На машине грузовой.

Ворота отворяй

Едет с поля урожай.

ТАНЕЦ КОТЯТ

1.Мы, пушистые котятки,                 (Повороты вправо-влево, руки согнуты в        локтях,

Носим теплые перчатки                                                         кисти опущены)

В них мы прячем коготки,                 (Сжимать и разжимать пальцы)

Ну-ка, ну-ка, посмотри!

Цап-ца-рап,                                          («Царапающи»е движения пальчиками.)

Цап-ца-рап…

2. Умываемся мы чисто,                     (Поочередные движения «лапками» перед лицом)

Моем ушки быстро-быстро,              (Имитирующие движения над головой). 

Лапкой шерстку ловко трем,             (Поочередные поглаживания рук от плеча до кисти)

Песню ласково поем.                          (Поглаживающие движение вниз от груди)

Мяу-мяу…                                            (Мягкие кисти рук перед собой)

3. Слышим мы: скребется кто-то,       (Приложить ладошку к уху)

И выходим на охоту.                            (Ходьба на месте)

Догоняем воробья,                                (Легкий бег на месте)

Только ловим не всегда.                       (Пожать плечами, разводя руки в стороны)

Фыр-фыр…

4. Лишь хозяйка скажет: «Киска!»,      (Погладить левую руку правой ладонью)

Молочка нальет нам в миску,              (Держать руку ладонью вверх (миска), «наливать» кулачком)

Язычком начнет лакать,                        (Соедините ладони (миска), показать, как кошка лакает)

А потом ложимся спать.                       (Сложить ладони под щечку, закрыть глаза)

Мур-мур..

ВЕСЕЛИСЬ, ДЕТВОРА!

Припев:

Веселись, детвора!                         (дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Поиграть пришла пора!

- Как мяучит кисонька?                (ведущий задает вопросы детям, они   отвечают)

- Мяу, мяу, мяу!                            (поочередно выдвигают руки вперед, подражая мягким движениям кошки)

- А как лает Жученька?                (делают хватательные движения руками)

- Гав, гав, гав!                              

- Как мычит коровушка?              (приставляют указательные пальцы к

                                                                                                                      голове «рога»)

- Му, му, му!

- А как свинка хрюкает?              (3 раза прикасаются указательным

                                                                                                                       пальцем к носу)

Припев:

- Как лягушки квакают?             (широко раздвигают пальцы, показывая лапы  

                                                                                лягушки, и качают  ими вправо – влево)

- Ква, ква, ква!

- Как утята крякают?                  (соединяют все пальцы с большим «клюв»,

                                                                                              раскрывают и закрывают его)

- Воробьи чирикают?                    (взмахивают руками, как крыльями)

- Чик – чирик!

- По дорожкам прыгают?              (прыгают на месте на двух ногах)

- Прыг, прыг, прыг!

Припев:

Веселись, детвора!                         (дети, взявшись за руки, идут по кругу)

Поиграть пришла пора!

СНЕГОВИК

Раз — рука, два — рука,                      (Дети вытягивают вперед одну руку,

                                                                 затем другую.)

Лепим мы снеговика.                          (Имитируют лепку снежков)

Мы скатаем снежный ком.                 (Ладонями делают круговые движения

                                                                 по бедрам).

Вот такой,                                             (Разводят руки в стороны,

                                                                показывая большую величину кома.)

А потом поменьше ком —                 (Растирают ладонями грудь)

Вот такой,                                            (Показывают руками величину кома поменьше.)

А наверх поставим мы                       (Поглаживают ладонями щеки.)

Маленький комок.                              (Соединяют пальцы рук вместе, держа ладони    на                            расстоянии («маленький комок»)

Вот и вышел снеговик –                     (Ставят руки на бока и делают повороты

                                                                                            корпуса вправо – влево)

ШЕЛ ПО ЛЕСУ ДЕД МОРОЗ

ЗИМНЯЯ ПРОГУЛКА

Очень холодно зимой,                     (скрещивают руки на груди и легко похлопывают

                                                                                                              ладонями по плечам)

Но мы пойдем гулять с тобой.        («пробегают» указательными и средними

                                                                                                             пальцами по бедрам)

Я надену шубку,                              (проводят ладонями от плеч по груди вниз)

Я надену шапку,                              (двумя руками поглаживают голову)

Я надену шарфик                            (поглаживают шею одной ладонью, другой

                                                                                                                               ладонью)

И еще платок.

А потом красивые,                         (поглаживают по очереди руки, как бы на

                                                                                                                    девая рукавицы)

Теплые, пушистые

Крошки – рукавички

На ручки натяну.

И хотя я маленькая,                        (выставляют на пятку сначала одну ногу, за

                                                                                                                         тем другую)

У меня есть валенки.

У ОЛЕНЯ ДОМ БОЛЬШОЙ

У оленя дом большой,                          (Скрещиваем руки над головой – «рога»,затем «домиком»)

Он глядит в свое окно.                         (Согнутые в локтях руки  перед собой, затем на уровне

                                                                                                                      лба и груди.)

Зайка по лесу бежит,                            (Бег на месте)

В дверь к нему стучит:                        (Машем кулачками вверх-вниз – «стучим»)

- Тук-тук! Дверь открой!

Там, в лесу, охотник злой!                  (Большими пальцами указываем назад, за спину – «там»)

- Зайка, зайка, забегай,                        (Сжимаем и разжимаем пальчики вытянутых рук –

                                                                                                                                                  «иди ко мне»)

Лапу мне давай!                                   (Кладём ладонь на ладонь)

ВОРОНЯТА

Воронята крепко спят                              (Дети сидят на стульчиках, положив 

Все по гнёздышкам сидят.                                                                             ладошки под щёчку.)

А проснутся на заре,                              ( Встают, машут «крыльями», бегают по       

Полетают во дворе:                                                                                  залу «каркают».)

Кар-кар-кар!

Вышла тетя на дорожку                         (Взрослый «сыплет крошки» )            

Воронятам  сыплет крошки.

Воронятки тут как тут                           (Приседают, «клюют зернышки».)

Быстро зернышки клюют:

По двору щенок гулял,                        

Вороняток испугал.                               (Убегают от собачки – игрушки.)

БЕЛЫЕ ГУСИ

Белые гуси к ручейку идут,

Белые гуси гусяток ведут.

(дети идут по кругу друг за другом, вытянув вперед шеи, руки за спиной, пальцы в стороны)

Белые гуси вышли на луга, крикнули гуси: «ГА – га – га»

(дети останавливаются и кричат «га-га»).

Вдруг из леса, из лесочка вышла рыжая … лиса:

(показ игрушки или выход героя)

«Гуси, гуси, я вас съем!».

«Погоди, лиса, не кушай, нашу песенку послушай!»

(дети начинают «наступать» на лису, громко топая ногами и гогоча)

«Надоело мне вас слушать. Буду вас сейчас я кушать!»

(лиса догоняет гусей).

УМЫВАЛОЧКА

Мы намылим наши ручки        ( «мылят»)

Раз-два-три, раз-два-три,          ( 3 хлопка)

А над ручками как тучки,         ( выбрасывают руки вверх)

Пузыри, пузыри!                       (2 хлопка над головой)

Мы намыли наши щечки,         (ладошками круговыми движениями потирают щечки)

Раз, два, три. Раз, два, три.         (три хлопка)

А над ручками как тучки,          ( выбрасывают руки вверх)

Пузыри, пузыри!                         (2 хлопка над головой)

Мы намыли наши ушки,            (подушечками пальцев растирают ушки)

Раз, два, три. Раз, два, три.        (три хлопка)

ШОФЕРЫ

Едем, едем на машине                           (Дети «крутят руль».)

Нажинаем на педаль.                               (Давят правой ногой в пол.)

Газ включаем, выключаем,                  (Делают движение правой

                                                            рукой от себя, к себе.)

Смотрим пристально мы в даль.        (Приставляют ладонь ко лбу).

Дворники счищают капли                  (Ладони перед собой, наклоны

 Вправо-влево. Чистота!                                                          вправо-влево).

Волосы ерошит ветер.                         (Ерошат руками волосы.)

Мы шоферы  - хоть куда!                  ( Вытягивают правую руку вперед, сжимают    ладонь в кулак, поднимают большой палец.)

Упражнение на развитие чувства темпа «Поезд»

Деток поезд к нам везёт,                     (Дети встают «паровозиком» за взрослым

В лес и на полянку,                              и двигаются притопывая ногами)

Будут дети там гулять,

Повстречают зайку.

«Так-так-так, так-так-так!» -

Все колёсики стучат.

«Чу-чу-чу, чу-чу-чу!» -

Белку встретим и лису.

Едем,едем мы быстрей,                       (Движение ускоряется).

Не боимся мы зверей.

Паровоз идёт потише –                     («Поезд» двигается все медленнее и с последним

Значит остановка ближе.                                                             словом останавливается)

Ту-ту-ту! Стоп!

ЛАДУШКИ – ЛАДОШКИ

  1. Звонкие хлопошки        (ритмично хлопают в ладоши)

           Хлопали в ладошки

Припев:

Вот какие ладушки,

Ладушки-ладошки.

  1. Мыли мылом ушки,          (имитация по тексту)

Мыли мылом ножки.

Припев.

  1. Курочке-пеструшке          (имитация по тексту)

Покрошили крошки.

Припев.

  1. Пожалели птичку,               (Правой ладошкой гладят левую)

Пригрозили кошке.             (Грозят пальчиком)

Припев.

  1. Строили, строили                 (стучат кулачками )

Домик для матрешки.

Припев.

Прилегли ладошки                            (Кладут ладошки под щечку.)

Отдохнуть немножко.

Припев:

 Баиньки, баиньки.                       (выполняют легкие укачивающие движения)

 Баиньки ладошки!

КОТЕНЬКА – КОТИК

Котенька-котик,                  (Покачивают согнутыми перед грудью руками с

                                                                           опущенными кистями вправо-влево.)

Мягкий животик,                 (Гладят ладошкой живот.)

Ушки на макушке,               (Приставляют ладони к голове.)

Когти-царапушки,               (Сжимают и разжимают пальцы.)

Очень длинные усы,            (Прикасаются пальцами к щекам («усы»).)

Глазки словно фонари,        (Показывают большими и указательными пальцами        «очки», приставив их к глазам.)

Мягонькие лапочки,              (Поочередно мягкими движениями выставляют 

Как меховые тапочки                                                                          вперед руки.)

Кот поднимет хвост трубой       ( Поднимают одну руку вверх.)

И бежит к себе домой                (Быстро перебирают руками перед грудью.)

Дайте коте молока,                     (« Манят» руками.)

Мика у него пуста.                     (Соединяют ладони («миска»)

Мяу! Мяу! Мяу!

САМОЛЁТ

Самолёт, самолёт.            (Разводят руки в стороны)
Тут и там самолёт.
           (Повороты в стороны)

Самолёт далеко,              (Руки вытянуты вперёд)

Самолёт близко,               (Руки прижаты к груди)

Самолёт высоко,              (Руки подняты вверх)
Самолёт низко.                (Дети приседают),

ТАНЕЦ ПЧЁЛ

1. Я, пчела, летаю –                 («летают» между большими цветами, лежащими на полу)

Жу – жу – жу.

Над цветами пестрыми

Я кружу.

2. И присела пчелка                («присаживаются» на цветы и «пьют» из ладошек)

На цветок,

Пьет она душистый,

Сладкий сок.

3. Крылья расправляет –                    (встают и плавно взмахивают руками)

Жу – жу – жу.

Далеко летает –                                   (бегут вокруг цветов. Кланяются)

Жу – жу – жу.

МЫ ПОСАДИМ ЦВЕТЫ

Мы  посадим здесь цветы                  (правая ладошка раскрыта, левой «высаживаем»  семена, выполняя «пружинку»)

Небывалой красоты:

Желтые, синие -                                 (поочередно выполняем «фонарики»)

Все цветы красивые.                          (выполняем «фонарики»)

Белые, красные -                                (поочередно пружинят вправо – влево)

Все цветы прекрасные.                      (кружатся)

ХОРОШО В ЛЕСУ ЗЕЛЕНОМ

Хорошо в лесу зеленом,              (дети идут по кругу друг за другом)

Птички звонко тут поют.

По дорожке, по дорожке

Детки весело идут.

Вот детей зовет кукушка:          (останавливаются, подставляя ладошки к уху  «прислушиваются»)

- Ку – ку, ку – ку!

Отвечают детки дружно           (подставляют ладошки ко рту и отвечают)

- Ку – ку, ку – ку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование речевого развития во второй младшей группе

Перспективное планирование речевого развития во второй младшей группе...

Перспективное календарно – тематическое планирование "Речевое развитие"

Цель: совершенствовать все стороны речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения грамоте; овладение речью как средством общения, разви...

Перспективное календарно – тематическое планирование "Речевое развитие" 1 младшая группа

Цель: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающим миром....

Перспективное календарно-тематическое планирование "Речевое развитие"старшая группа

Цель: Развитие свободного общения со взрослыми и сверсниками, овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими....

Перспективное планирование речевого развития

Перспективное планирование речевого развития 2023-2024 г. Подготовительный возраст....