Главные вкладки

    Перспективное планирование Речевое развитие в старшей группе
    учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

    Романова Елена Викторовна

    Речевое развитие в старшей группе

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл razvitie_rechi.docx33.16 КБ

    Предварительный просмотр:

    Перспективный план

    Речевое развитие.

    Тема

    Цели (программное содержание занятий)

    Методическая литература

    1

    2

    3

    Сентябрь

    06.09.2016

    Пересказ сказки «Лиса и рак»

    Учить связно, последовательно и выразительно рассказывать сказку без помощи вопросов воспитателя; подвести к составлению описательного рассказа по картине «Лиса». Учить образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, использовать в речи слова с противоположным значением (большой – маленький, сильный – слабый, быстро – медленно). Развивать голосовой аппарат (произнесение чистоговорок громко, тихо, шепотом).

    Воспитывать любовь к народному творчеству.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 24

    13.09.2016

    Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

    Учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку. Учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов); учить самостоятельно образовывать клички животных.

     Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «з»; учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса; закрепить умение самостоятельно подбирать нужное по смыслу слово, быстро и громко произносить его, вслушиваться в его звучание.

    Развивать творческое воображение.

    Воспитывать устойчивое внимание.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 26

    20.09.2016

    Рассказывание о личных впечатлениях на тему «Наши игрушки»

    Учить давать описание внешнего вида игрушки, рассказывать о том, как с ней можно играть, какие игрушки есть дома. Закреплять умение образовывать близкие по смыслу однокоренные слова, пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями.

    Учить произносить слова со звуками «с» и «з» отчетливо и внятно, выделять эти звуки из слов, слова с этими звуками из фраз; регулировать силу голоса (произнесение фразы и отдельных слов громко, тихо и шепотом), произносить фразы на одном выдохе, а звуки «с» и «з» в словах протяжно.

    Развивать внимание, память.

    Воспитывать умение слушать рассказы других детей.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 32

    27.09.2016

    Составление рассказа по скороговорке

    Формировать навыки связной речи.

    Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения; называть игрушки, предметы, подбирать слова, близкие по смыслу.

    Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «с» и «ц», учить дифференцировать эти звуки на слух и в собственной речи, отчетливо произносить слова и фразы с этими звуками; произносить фразы в различном темпе

    ( умеренно, быстро, медленно), с разной силой голоса (громко, тихо, шепотом).

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать  интерес к устному народному творчеству.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 33

    04.10.2016

    Пересказ рассказа Н.Калининой «Разве так играют?»

    Учить выразительно пересказывать текст. Активизировать в речи глаголы, учить подбирать по смыслу глаголы к существительным; учить образованию форм ед. и мн. числа существительных, обозначающих названия детенышей животных; формировать представление о том, что не все детеныши имеют название, сходное по звучанию с названием взрослых животных.

    Развивать интерес к художественной литературе.

    Воспитывать заботливое отношение к игрушкам.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 38

    11.10.2016

    Составление сюжетного рассказа по картине «Строим дом»

    Учить составлять сюжетный рассказ по картине; придумывать продолжение сюжета, название картины.

    Учить  подбирать глаголы и прилагательные для характеристики действий персонажей.

    Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ш» и «ж», учить дифференцировать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова с этими звуками, делить двусложные слова на части и произносить каждую часть слова; показать последовательность звучания слогов в слове.

    Развивать умение четко, последовательно излагать свои мысли.

    Воспитывать устойчивое внимание.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 41

    18.10.2016

    Составление рассказов на темы стихотворений

    Учить рассказывать связно, не отступая от заданной темы.

    Упражнять в образовании названий детенышей животных в  И.п. и Р.п. мн.ч.; закрепить представление о том, что не все детеныши имеют специальное название; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.  

    Учить выделять из предложений слова со звуками «ш» и «ж», четко произносить фразы (чисто- и скороговорки), насыщенные данными звуками; произносить фразы с различной громкостью: громко, тихо, шепотом; учить делить трехсложные слова на части, произносить каждую часть слова, определять порядок слогов в слове.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать организованность, дисциплинированность.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 44

    25.10.2016

    Составление рассказа на заданную тему

    Учить составлять короткий рассказ на заданную тему. Закрепить умение образовывать названия детенышей животных в И.п. и Р.п. мн.ч.; активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

    Учить подбирать слова, сходные по звучанию.

    Развивать творческие способности детей в составлении рассказов.

    Воспитывать устойчивый интерес к занятию.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 48

    01.11.2016

    Пересказ рассказа Е.Чарушина «Лисята»

    Учить выразительно пересказывать литературный текст без помощи вопросов воспитателя.

    Учить придумывать загадки; подбирать по смыслу прилагательные и глаголы; согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

    Учить пользоваться восклицательной интонацией.

    Развивать умение внимательно слушать произведение.

    Воспитывать усидчивость.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 50

    08.11.2016

    Составление рассказа по картине «Ежи»

    Учить составлять рассказ по картине, используя имеющиеся у них знания о жизни диких животных (ежей).

    Активизировать в речи сложноподчиненные предложения; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках.

    Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «чь» и «щь»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить звуки «чь» и «щь», выделять их в словах.

    Развивать наблюдательность при рассматривании картины.

    Воспитывать умение слушать рассказы других детей.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 52

    15.11.2016

    Составление рассказа на тему «Домашнее животное»

    Учить рассказывать о своих личных впечатлениях; воспитывать умение отбирать для рассказа интересные факты и события.

    Учить употреблению трудных форм Р.п. мн.ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек); Воспитывать умение задавать друг другу вопросы.

    Учить выделять во фразах слова со звуками «ч» и «щ», находить слова с тремя слогами, находить заданный звук, произносить слова громко и тихо.

    Развивать интерес к миру животных.

    Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 55

    22.11.2016

    Составление описательного рассказа о предметах посуды

    Учить составлять короткий рассказ по стихотворению и описательный рассказ о предметах посуды.

    Учить сравнивать различные предметы по материалу, размерам, назначению, употребляя названия качеств (стеклянный, металлический, пластмассовый), активизировать употребление слов противоположного значения (антонимов) (глубокая – мелкая, большой – маленький, высокий – низкий), многозначных слов; закреплять умение классифицировать предметы по качеству (стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный); учить образовывать по аналогии названия предметов посуды (хлебница, сахарница, сухарница, супница).

    Развивать внимание, память.

    Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 58

    29.11.2016

    Пересказ рассказа Н.Калининой «Про снежный колобок»

    Учить передавать художественный текст связно, последовательно, выразительно, без помощи вопросов воспитателя. Учить подбирать подходящие по смыслу определения (активизация прилагательных); закрепить умение употреблять трудные формы Р.п. мн.ч. существительных (ботинок, чулок, носков, тапочек, рукавичек, варежек); обратить внимание на формы изменения глагола хотеть.

    Привлечь внимание к громкости и четкости произнесения слов.

    Развивать умение строить предложения, четко и правильно произносить слова.

    Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 61

    06.12.2016

    Составление рассказа по картине «Река замерзла»

    Учить составлять рассказ по картине, при описании событий указывать место и время действия. Тренировать умение понимать оттенки значения слова; учить согласовывать в роде глагол прошедшего времени с существительным. Закреплять правильное произношение звуков «с» и «ш», учить различать эти звуки, произносить их протяжно, на одном выдохе; отчетливо и внятно произносить слова со звуками «с» и «ш»; закрепить умение делить слова на части – слоги.

    Развивать интерес к составлению рассказов по картине.

    Воспитывать желание слушать рассказы товарищей, умение оценивать их.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 64

    13.12.2016

    Составление рассказа на тему «Игры зимой»

    Учить составлять связный рассказ о впечатлениях из личного опыта, не отступая от заданной темы.

    Учить употреблять предлоги с пространственным значением.

    Учить отчетливо и внятно произносить фразы, насыщенные словами со звуками «с» и «ш», говорить с разной громкостью голоса, изменять темп речи, выделять голосом из фразы отдельные слова; обратить внимание на то, что слоги в слове звучат по-разному: один из них произносится немного протяжнее, громче; учить медленно проговаривать слова, вслушиваться в звучание слогов в слове.

    Развивать слуховое внимание.

    Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам друг друга.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 67

    20.12.2016

    Составление рассказа на темы скороговорок

    Учить самостоятельно   составлять короткий рассказ на темы скороговорок.

    Закрепить представления о многозначности слова и словах, противоположных по смыслу; учить образованию форм Р.п. мн.ч. существительных.

    Учить различать на слух звуки «з» и «ж»; подбирать слова с этими звуками и выделять их на слух из связной речи, произносить изолированные звуки «з» и «ж» протяжно, четко, с различной силой голоса (громко, тихо).

    Развивать творческие способности в составлении рассказов.

    Воспитывать интерес к занятию.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 70

    27.12.2016

    Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как Миша варежку потерял»

    Содействовать формированию умения составлять рассказ по серии сюжетных картин (по заданному началу); создавать условия для организации и проведения упражнений в подборе прилагательных к существительному, в подборе слов, обозначающих действие, выделение слов зимней тематики из текста; содействовать развитию памяти, внимания.

    О.Н. Иванищена Развитие связной речи детей стр. 32

    10.01.2017

    Составление рассказа по картине «Северные олени»

    Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя свои знания о внешнем виде и жизни животных.

    Учить подбирать наиболее точные определения при описании внешнего вида животных; активизировать в речи антонимы; упражнять в образовании названий детенышей животных с уменьшительными суффиксами.

    Уточнить и закрепить правильное произношение звуков «ч» и «ц»; учить различать эти звуки, отчетливо и внятно произносить слова со звуками «ч» и «ц».

    Развивать умение слушать друг друга.

    Воспитывать эмоциональное восприятие содержания картины.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 76

    17.01.2017

    Составление описательного рассказа на тему «Зима»

    Учить при описании событий указывать время действия, используя разные типы предложений (простые, распространенные и сложные).

    Учить подбирать определения к заданным словам; совершенствовать синтаксические навыки, используя ситуацию «письменной речи» (ребенок рассказывать, воспитатель записывает рассказ). Добиваться четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «ц» и «ч», приучать правильно пользоваться вопросительной интонацией, делить трехсложные слова на слоги.

    Развивать речь как средство общения.

    Воспитывать эстетическое восприятие зимней природы.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 79

    24.01.2017

    Ознакомление с предложением

    Дать представление о последовательности слов в речи; ввести термин «предложение»; учить составлять и распространять предложение, правильно «читать» его; закреплять умение называть слова в предложении последовательно и вразбивку.

    Учить подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном воспитателем ритме; учить произносить чистоговорки с разной силой голоса.

    Развивать слуховую память, связную речь.

    Воспитывать интерес к изучению родного языка.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 84

    31.01.2017

    Пересказ сказки «Лиса и кувшин»

    Учить рассказывать сказку без наводящих вопросов, выразительно.

    Объяснить значение слова жать, учить подбирать синонимы к глаголам, составлять предложения с заданными словами, правильно сочетая их по смыслу; учить в игре составлять из отдельных слов предложение; читать предложения после перестановки каждого слова.

    Учить произносить предложения с разными оттенками интонации (сердитая, просительная, ласковая).

    Развивать интерес к устному народному творчеству.

    Воспитывать устойчивое внимание.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 88

    07.02.2017

    Составление рассказа по картине «Лошадь с жеребенком»

    Учить составлять описательный рассказ по картине, используя наиболее точные слова для обозначения цвета, величины.

    Закреплять в игре умение строить предложение из заданных слов, менять порядок слов в предложении.

    Формировать умение отчетливо произносить скороговорки в разном темпе и с разной силой голоса.

    Развивать интерес к миру животных.

    Воспитывать доброжелательное отношение к рассказам товарищей.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 90

    14.02.2017

    Составление рассказа на тему «Как цыпленок заблудился»

    Учить самостоятельно продолжать и завершать рассказ, начатый воспитателем.

     Формировать умение составлять из данного предложения новое путем последовательной замены слов.

    Закреплять представления о слоге и ударении.

    Развивать  воображение.

    Воспитывать устойчивый интерес к занятию.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 92

    21.02.2017

    Составление рассказа на заданную тему

    Учить составлять рассказ на тему, предложенную воспитателем; учить сравнивать предметы, точно обозначая словом черты сходства и различия; находить смысловые несоответствия в тексте стихотворения и аргументировать свои суждения.

    Уточнить значения слов мебель и посуда; учить самостоятельно образовывать названия посуды; формировать умение строить предложения.

    Развивать интерес к окружающему.

    Воспитывать речевую активность.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 94

    28.02.2017

    Пересказ рассказа Л.Толстого «Пожарные собаки»

    Учить связно, последовательно, выразительно пересказывать художественный текст без наводящих вопросов.

    Учить подбирать по смыслу определения, слова, близкие и противоположные по смыслу; учить составлять предложения-путаницы и заменять слова в этих предложениях.

    Развивать чувство ритма и рифмы (составление шуток-чистоговорок).

    Воспитывать эмоциональное восприятие содержания рассказа.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 97

    07.03.2017

    Составление сюжетного рассказа по набору игрушек

    Учить составлять сюжетный рассказ, выбирая для него соответствующих персонажей (игрушки); давать описание и характеристику персонажей, вводить в повествование диалог.

    Учить подбирать определения к заданным словам; учить составлять предложения из набора слов с помощью воспитателя и из двух-трех слов – самостоятельно.

    Учить различать на слух звуки «с» - «сь», «щ» в словах, четко произносить слова с этими звуками.

    Развивать творческое воображение.

    Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение выслушивать товарищей.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 99

    14.03.2017

    Сочинение на тему «Приключения зайца»

    Учить придумывать сказку по предложенному плану, не отступая от темы, не повторяя сюжетов товарищей.

    Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительному заяц; учить согласовывать прилагательные с существительными в роде и числе.

    Добиваться внятного и четкого произнесения слов и фраз, включающих звуки «с» - «сь», «щ», учить выделять слова с данными звуками из фраз; закрепить представления об ударных и безударных слогах.

    Развивать память, мышление.

    Воспитывать умение слушать рассказы других детей.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 101

    21.03.2017

    Составление рассказа на предложенную тему

    Учить составлять рассказ, используя предложенный сказочный сюжет.

    Учить самостоятельно соотносить названия объектов с их изображениями на картинках.

     Уточнить и закрепить правильное произношение  звуков «л» - «ль», «р» - «рь», изолированных, в словах и фразах; учить различать эти звуки в чужой и собственной речи, четко и внятно произносить слова и фразы с данными звуками; учить правильно отгадывать загадки.

    Развивать творческие способности в составлении рассказов.

    Воспитывать интерес к занятию.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 103

    28.03.2017

    Пересказ рассказа Я,Тайца «Послушный дождик»

    Учить пересказывать текст в ситуации письменной речи (ребенок диктует – взрослый записывает).

    Подвести к образованию названий профессий исходя из занятий.

    Активизировать в речи названия профессий и действий; учить называть предметы, необходимые людям той или иной профессии.

    Развивать умение внимательно слушать педагога и ответы детей.

    Воспитывать уважение к труду взрослых.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 106

    04.04.2017

    Составление рассказа по картине «Зайцы»

    Учить составлять рассказ по картине по предложенному плану, включать в рассказ описание внешнего вида персонажей и их характеристику.

    Учить образовывать существительные от глаголов (продавать – продавец) и прилагательных (веселый – весельчак).

    Учить определять ударение в двухсложном слове.

    Развивать интерес к миру животных.

    Воспитывать организованность, дисциплинированность.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 108

    11.04.2017

    Составление рассказа на тему «Как Сережа нашел щенка»

    Учить составлять рассказ по предложенному плану, образно описывая место действия, настроение героя. Учить построению сложных предложений в ситуации письменной речи.

    Давать задания на образование слов – названий профессий.

    Развивать связную речь, творческую инициативу, выдумку.

    Воспитывать устойчивый интерес к занятию.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 110

    18.04.2017

    Пересказ сказки В.Сутеева «Кораблик»

    Учить связно рассказывать сказку, выразительно передавать диалоги персонажей; соблюдать композицию сказки.

    Учить понимать и объяснять смысл поговорок; ориентироваться на звучание грамматических форм, при помощи которых образуются новые слова, подводить к усвоению способов словообразования.

    Развивать внимание, память.

    Воспитывать интерес к художественной литературе.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 111

    25.04.2017

    Пересказ сказки «Петух да собака»

    Учить пересказывать сказку без помощи вопросов воспитателя, выразительно передавая диалог действующих лиц.

    Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным лиса и собака; учить использовать сложноподчиненные и вопросительные предложения; ориентироваться на окончания слов при согласовании существительных и прилагательных в роде; образовывать формы Р.п. мн.ч. существительных. Подбирать слова, сходные по звучанию, в заданном ритме.

    Развивать диалогическую речь.

    Воспитывать интерес к русским народным сказкам.

    О.С. Ушакова Развитие речи детей 5-7 лет стр. 74

    02.05.2017

    Чтение стихотворения                  Б. Заходера « Очень вежливый индюк»    

    Формировать доброжелательность, вежливость, уважение к окружающим; развивать способность оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам сверстников; развивать связную, интонационно выразительную речь.

    А.В.Аджи

    «Конспекты интегр.занятий»,

    Стр.78.

    16.05.2017

    Заучивание стихотворения                    Г. Ладонщикова «Про  себя и про ребят»

    Продолжать учить эмоционально воспринимать стихотворные тексты, запоминать их. Осознавать образное содержание поэтического текста, отвечать на вопросы. Воспитывать любовь к поэзии.

    Н.Л.Стефанова

    «Комплексные занятия в седней группе»,

    Стр.64.

    23.05.2017

    Рассказывание по картине «Семья»  

    Предварительно попросить детей принести фотографии своей семьи, своих родственников.  Учить детей,  рассматривая фотографии, называть родственные связи (внук, внучка, дочь, сын, племянник, и т.д.)  Побеседовать с детьми о том, кто у них в семье главный, о ком можно сказать «глава семьи» и почему

     В.В.Гербова

    «Занятия по развитию речи»,

    Стр.6.

    30.05.2017

    Чтение  произведения                    Д. Мамина-Сибиряка                                                                                «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий хвост»

    Продолжать учить детей слушать большую по объему сказку, сопереживать ее героям, правильно воспринимать содержание произведения. Развивать внимание, интерес к информации, которую несет текст. Воспитывать интерес к сказкам, усидчивость

    Н.Л.Стефанова

    «Комплексные занятия в седней группе»,

    Стр.109.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Перспективное комплексно-тематическое планирование по образовательной области "Речевое развитие" для старшей группы

    Данный материал представляет собой планирование образовательной деятельности и соответствует всем требованиям ФГОС. Он поможет педагогам правильно организовать и спланировать образовательную деятельно...

    Перспективное планирование по речевому развитию в старшей группе

    Данный материал используется для облегчения работы с детьми в старшей группе...

    Перспективное планирование по развитие речи Старшая группа

    Перспективное планирование старшая группаПо лексическим темам...

    Перспективное планирование Физическое развитие в старшей группе

    Перспективное планирование по физическому развитю...

    Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие"

    Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие"....

    Перспективное планирование по развитию речи .Старшая группа

    Перспективное планирование по развитию речи Старшая  группаМесяц       Тема        ...

    Перспективное планирование познавательное развития в старшей группе (по формированию целостности картины мира).

    Перспективное планирование познавательное развития в старшей группе (по формированию целостности картины мира)....