Главные вкладки

    Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие"
    календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

    Перспективное планирование работы с детьми старшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon perspektivnoe_planirovanie_pravo_starshaya_gruppa.doc95.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПЕРСПЕКТИВНОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ  С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ.

    Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,

    «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

    СТАРШАЯ ГРУППА

    тема

    программные задачи

    совместная деятельность воспитателя с детьми

    Моя семья

     (+ право жить и воспитываться в семье, право на заботу родителей, право на семейные связи)

    • Расширять представления детей о семье;
    • Продолжать формировать представления детей о родственных связях;  вызвать интерес к родословной, желание рассказывать о своих близких;
    • Учить детей понимать, что каждый ребенок должен воспитываться в семье, что члены семьи могут иметь разные обязанности, вкусы, увлечения, но все они заботятся друг о друге, помогают друг другу;  учить понимать, что взрослые – это первые помощники и защитники детей;
    • Уточнить представление о том, что каждый человек имеет право на имя ;
    • Учить называть по имени отчеству своих родителей, знать свое полное имя и отчество;
    • Познакомить с документом – свидетельство о рождении, в котором записано полное имя отчество ребенка;
    • Расширять словарь по теме «Семья»;
    • Упражнять в употреблении простых, сложносочиненных и сложноподчиненных предложений;
    • Воспитывать любовь и уважение к родителям, близким людям, желание заботиться о родных и близких.
    • С/р игры «Семья», «Наш дом», «Мамины помощники», «День рождения», «Мы идем в гости»;
    • Знакомство с пословицами о семье и их заучивание;
    • Совместная работа педагогов, родителей и детей по созданию альбома «Наша дружная семья» («Моя семья»);
    • Рассматривание фотоальбомов: «Моя семья», «Праздник в моей семье», «Любимые занятия в семье», «Веселые истории моей семьи», альбома семейных путешествий;
    • Рассматривание сюжетной картины «Дружная семья» (закреплять представления о родственных взаимоотношениях внутри семьи, о правах и обязанностях членов семьи);
    • Цикл бесед «Наши  любимые» (мама, папа;  мама, бабушка, сестренка;  папа, дедушка);
    • Беседа «Кто такие близкие люди?», «С кем ты живешь?»;
    • Беседа «Я такой»

    Цель: Дать представление о том, что каждый человек является индивидуальной и неповторимой личностью, он имеет прпаво носить имя, у него есть свои личные вещи, игрушки, которые никто не имеет право брать без его разрешения. Воспитывать чувство собственного достоинства;

    • Беседа «Как я помогаю маме»;
    • Д/и «Что сначала, что потом» (ТРИЗ); «Собери цепочку»;
    • Беседа о трудовых обязанностях членов семьи, правилах жизни в семье (что делает мама, папа, бабушка и т.д.; что делает ребенок – уточнить, что дети делают для всех членов семьи, а не только для себя); «Как вы помогаете маме?» (что делают дети для всех членов семьи, а не только для себя);
    • Д/и «Кому что нужно?»;
    • Беседа «Мамины, бабушкины руки»;
    • Чтение стих-я  В.Донникова «Твоя мама»
    • Чтение рассказа Д.Габе «Работа»;
    • Чтение стих-я Я.Акима «Родня», «Кто кому кто»;
    • Чтение стих-я А.Барто «Как Вовка бабушек выручил» (помощь бабушке, проявление сочувствия к близким);
    • Чтение рассказа В.Осеевой «Печенье» (забота детей о близких);
    • Чтение рассказа Н.Артюховой «Точка» (забота о маме);
    • Чтение рассказа В.Донниковой «Канавка» (как поступают настоящие мужчины, воспитание в мальчиках уважительного отношения к девочкам);
    • Чтение рассказа О.Кириллова «Книга ласковых имен» (каждого человека можно назвать по имени ласково);
    • Рассматривание генеалогического древа семьи (объяснение детям, как оно составляется), составление маминой веточки;
    • Беседы «Любимый отдых членов семьи» (выходные в семье, семейные праздники);  «Традиции нашей семьи»;
    • Выставка семейных игрушечных реликвий на тему «Друзья детства»;
    • Беседа «Игры маминого детства»;
    • Д/и «Назови ласково»;
    • Д/и «Кому это принадлежит»;
    • Д/и «Старше-младше»;
    • Д/и «Найди сходство»;
    • Д/и «Хорошо-плохо быть девочкой» (мальчиком, взрослым);
    • Д/и «Выложи картинки» (обязанности в семье);
    • Игра-ситуация «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей»;
    • Обсуждение проблемных ситуаций из рассказа «Так будет справедливо», В.Осеевой «Печенье»;
    • Решение проблемных ситуаций «Как бы ты поступил?» (оказание помощи маме, не только тогда, когда она об этом попросит);
    • Придумывание воспитателями с детьми герба своей семьи (порассуждать, что может быть изображено на гербе семьи);  задание родителям нарисовать герб семьи вместе с детьми,  рассматривание рисунков гербов семьи, которые дети сделали вместе со своими родителями);
    • Аппликация «Портрет папы», «Моя мамочка»;
    • Рисование «Моя семья», «Моя мама самая красивая» «Как вы помогали дома в выходные дни»;
    • Игровое упражнение «Обратись друг к другу по имени» ;
    • Дни Здоровья с участием родителей

    Моя малая Родина

    • Продолжать знакомить детей с родным поселком, с историей его возникновения и  основными достопримечательностями; дать знания о его символике, познакомить с производством;
    • Уточнить знания детей об улицах поселка, на которых они живут, учить ориентироваться на карте-схеме поселка;
    • Дать представление о том, что все мы являемся гражданами нашей страны и нашей Родины, мы имеем право жить, ходить в детский сад, учиться в школе, получать медицинскую помощь в поликлинике, но мы обязаны делать все, чтобы наш поселок становился чище, краше, уютнее;
    • Формировать чувства достоинства и самоуважения через осознание своих прав и обязанностей, как гражданина своего Отечества (формировать представления о посильном вкладе ребенка, как жителя);
    • Закреплять умение узнавать на фото знакомые объекты, знать их назначение;
    • Обогатить и расширить активный словарь детей новыми словами: Россия, россияне, поселок, жители, Москва.
    • Совершенствовать навыки построения предложений разной конструкции;
    • Воспитывать любовь к своему поселку, нетерпимость к беспорядку, желание сделать его еще краше.

    • Рассматривание фотографий достопримечательных мест поселка; фотографий с изображением памятников родного поселка;
    • Целевые прогулки по поселку (задание родителям);
    • Посещение музея д/с –рассматривание макета поселка, фото с изображением достопримечательностей;
    • Экскурсия в центр Бабенской игрушки;
    • Чтение стихотворений;
    • Д/и «Путешествие по родному поселку», «Узнай, где я нахожусь?» (закрепление представлений о достопримечательностях родного поселка), «Знаешь ли ты свой поселок?», «Герб и флаг поселка» (объяснение символики герба, флага, их назначения);
    • Беседы: «Что мы знаем о нашем поселке», «Памятные места родного поселка»;
    • Встречи с известными людьми поселка;
    • Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству поселка;
    • Совместное моделирование макета поселка;
    • Рисование «Мой родной поселок»

    Я и мое здоровье

     ОБЖ и здоровый образ жизни (+ право на жизнь и здоровье)

    • Сформировать начальные представления о том, что такое здоровье, здоровый образ жизни (развивать понимание необходимости ведения ЗОЖ для увеличения продолжительности жизни человека);
    • Формировать представления об условиях сохранения и укрепления здоровья: соблюдение режима дня, гигиенических процедур, питание полезными для здоровья продуктами, сон, утренняя зарядка, прогулки, одежда по сезону и погоде, двигательная активность (занятия спортом);
    • Продолжать учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих вред здоровью; рассказать о профилактике заболеваний;
    • Дать представление о том, что каждый человек имеет право на жизнь, полноценное питание и оказание ему качественных медицинских услуг;
    • Объяснить важность и необходимость принятия лекарств при заболевании, правила обращения с ними и условиях их хранения;
    • Развивать речевую активность, умение поддерживать беседу, отвечать распространенными предложениями на вопросы, слушать и дополнять ответы своих товарищей;
    • Воспитывать у детей понимание ценности здоровья,   желание заботиться о своем здоровье и бережно относиться к здоровью окружающих;

    • Беседы: «Зачем человеку режим?», «Как я буду заботиться о своем здоровье»? «Я здоровье берегу, сам себе я помогу»

    Цель: Уточнить представления детей о здоровом образе жизни, их знания о том, почему необходимо строго выполнять правила личной гигиены, заниматься спортом, от каких вредных привычек надо избавляться (+ работа с картинками);

    • С/р игры «Поликлиника», «Больница»; «Мы на острове», «ребенок заболел»;
    • Д/игры: «Что полезно, что вредно», «Можно-нельзя», «Соедини по точкам», «Если ты поранился», «Пирамида-здоровья», «Как избежать неприятностей», «Лото осторожностей», «Витаминный калейдоскоп», «Как надо ухаживать за собой» (закрепление навыков личной гигиены);
    • Знакомство с пословицами о здоровье и их заучивание;
    • Развлечение «Как выжить на необитаемом острове»;
    • Спортивные семейные праздники;
    • Фотовыставка «Как я провел лето»;
    • Заучивание стихотворений о здоровом образе жизни;

    Незнакомец стучится в дверь

    ОБЖ (+ право на личную неприкосновенность и неприкосновенность жилища

    • Учить детей правильно вести себя, когда они остаются одни дома: открывать дверь только людям, живущим с ними в одной квартире, правильно отвечать незнакомым людям;  применять определенные правила для сохранения собственного здоровья, жизни: знать свой домашний адрес, помнить номер 02, соседей;
    • Дать представление о том, что каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, никто не имеет право обижать ребенка, унижать его и оскорблять его, а также на неприкосновенность жилища, т. е. никто не имеет права без разрешения проникнуть в жилище человека, наносить вред жилищу;
    • Развивать находчивость, сообразительность, умение находить выход из предложенной ситуации;
    • Развивать речевую активность, умение пользоваться простыми и сложными предложениями, грамматически верно их оформлять;
    • Воспитывать осторожность, осмотрительность.
    • Беседа «Кто построил жилье»

    Цель: уточнить и расширить представления детей о важности, сложности и необходимости  людей строительных профессий. Упражнять в умении называть трудовые операции строителей, необходимую строительную технику и орудия труда. Воспитывать уважение, интерес к людям труда, понимание бережного отношения к жилищу, к своему двору;

    • Беседа «Жилище народов мира»

    Цель: Познакомить детей с тем, что у разных народов жилище отличается, оно зависит от того, в каких климатических условиях живут люди: на севере строят юрты и чумы, укрывают шкурами животных;

    • Чтение произведения «Дом, в котором ты живешь» Л.Васильевой –Гангус из книги «Азбука вежливости»;
    • Чтение Н.Носова «Бобик в гостях у Барбоса», «Таинственный дом» Ю.Коринеца;
    • Беседа «Ты остался дома один, но случилась авария»;
    • Рассматривание иллюстраций из серии «Осторожно, чужой!», «Если ты потерялся» из книги «Мир человека. Я и моя безопасность»;
    • Рассматривание иллюстраций к сказкам;

    - Узнаете ли вы сюжеты сказок их персонажей?

    - Назовите героев с привлекательной внешностью (красивых, хорошо
    одетых)

    - с непривлекательной внешностью (злых, некрасивых)

    - добрых

    - злых, опасных

    • Придумывание коротких историй и описание внешности и действий
      героев с условием, что их персонажи не животные, а люди;
    • Тренинги:

    - Придумывать слова, которые говорит бандит, уговаривая ребенка открыть ему дверь; «Если чужой стучится в дверь», «»Если почтальон принес срочную телеграмму», «Медсестра принесла лекарство для бабушки», «Незнакомые люди просят оставить вещи для соседей»;

    • Игры с телефоном;
    • Чтение сказок: Сказка о глупом мышонке - С. Маршака;
    • Ситуации: Что будет если ты….; «Что делать, если позвонили в дверь?»;
    • Д/и «Чрезвычайные ситуации дома», д/и «Как избежать неприятностей», д/и «Лото осторожностей»; игра с мячом «Назови свой адрес»
    • «Игры со сказками»:

    - Подумай, какую ошибку совершила бабушка красной шапочки

    - Как ты думаешь, съел бы волк семерых козлят, если бы в двери, их избушки был глазок.;

    • Драматизации сказок «Три поросенка», «Гуси-лебеди», «Красная шапочка»;
    • Ситуации-загадки

    Цель: умение оценивать ситуации правильного и не правильного поведения;

    • Рисование: «Моя безопасность», «Чужой человек», «Добрые люди».

    О правилах поведения и общения (право на защиту от жестокого обращения)

    • Формировать представление о нравственных качествах и поступках людей и сказочных героев, учить мотивированно оценивать их поступки;
    • Уточнить знания детей о средствах общения людей; формировать у детей понимание того, что вежливость является важным составляющим качеством воспитанного человека; продолжать обучать детей формулам выражения вежливой просьбы, благодарности;
    • Учить детей соблюдать правила поведения в детском саду, дома и в общественных местах; дать понятие, что главное – правила не знать, а выполнять; укреплять понимание важности и значимости для каждого человека правил поведения в повседневной жизни, игре, общении;
    • Учить детей адекватному поведению в конфликтной ситуации;  учить понимать друг друга по мимике, жестам, интонациям, походке, позволяющим лучше ориентироваться в различных ситуациях общения;
    • Расширять словарный запас в области чувств и эмоций; речевого этикета;
    • Воспитывать гуманное отношение у детей друг к другу;

    • Беседы: «Для чего нужны правила»;
    • Беседа «Что такое дружба»;

    Цель: Расширять знания детей о взаимоотношениях людей. Формировать у детей понятия: друг, дружба. Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения. Воспитывать чувство взаимовыручки, взаимопомощи. Развивать речь, умение вести беседу.

    Беседа «Как можно обратиться к другому человеку с просьбой», «Как можно пожалеть», «Как можно узнать настроение человека» (из книги Е.А.Алябьева «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего д/в»);

    • Беседа с мальчиками о настоящих мужчинах;
    • Чтение рассказа В.Осеевой «Вежливое слово»;
    • Чтение рассказа В.А.Сухомлинского «Для чего говорят спасибо»;
    • Чтение произведения С.Михалкова «Праздник непослушания»;
    • Д/и « Я не должен»

    Цель: Учить разграничивать  понятия «могу» «должен», «хочу».

    • Совершенствовать знания детей о социальных нормах поведения.

    Материал. Серии сюжетных картинок, связанных с приемлемыми и неприемлемыми взаимоотношениями в системах: взрослый -  ребенок; ребенок – ребенок; ребенок – окружающий мир.

    Шаблон «Я не должен» (например – изображение знака «-»).

    Ход игры: Дети раскладывают около шаблона те картинки, которые изображают ситуации, неприемлемые во взаимоотношениях между людьми, между человеком и природой, человеком и предметным миром. Затем объясняет свой выбор.

    • д/и «Угадай, какое настроение?», «Путешествие в мир эмоций»,
    • «Театр настроения», «Комплименты», «Основы безопасности»;
    • Словесная игра «Закончи предложение»;
    • Игровой тренинг «Как понять друг друга»
    • Проведение диагностической игры «Секрет» для определения уровня развития межличностных отношений;
    • Серия игр на развитие умения общаться «Добрые волшебники», «Волшебные очки», «Подарки»;
    • Конкурс хвастунов «Похвали соседа» (книга из серии «Руководителю ДОУ» «Правовое воспитание Т.А.Харитончик);
    • Тренинговые упражнения «Назови соседа ласково», «Доброе утро!», «Спросите у прохожего» (из книги «Организация творческой деятельности детей»;

    О правах играя (итоговое занятие)

    • Уточнить знания детей  о гражданских правах и обязанностях: право на имя, воспитание и заботу  о детях в семье, право на жизнь и охрану здоровья, право на труд и отдых, право на гражданство, знание своего языка и культуры и т.д.;
    • Познакомить с документами, книгами в которых записаны права граждан и детей, показать на примерах необходимость их соблюдения в обществе, и о тех негативных последствиях, которые могут возникнуть при их несоблюдении;
    • Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);
    •  Способствовать развитию у детей социальной активности, коммуникативной компетентности;
    •  Учить детей самостоятельно находить возможные варианты поиска помощи и самозащиты в    случае нарушения их прав;
    • Закрепить знания детей о правах ребенка с помощью сказочных персонажей;
    • Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы;
    • Воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека; чувство самоуважения и уважения к другим людям.
    • Беседа «Мир людей»

    Цель: Расширить представление детей о том, что на планете Земля живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, говорят на разных языках, носят разную одежду, живут в разных странах. У них есть свои обычаи, традиции, свои праздники, свои сказки, танцы, игры, песни и т.д. Воспитывать интерес и уважение к народам разных национальностей;

    • Беседы: «Дети и взрослые. Что такое «обязанность», что такое «право»; «Правила поведения по которым мы живем»; «О чем мечтают люди», «Кто заботится о детях», «Упрямство и воля», «Достоинство»;
    • Рассматривание тематических плакатов «Имею право!»;
    • Д/и «Я имею право...»

    Цель: Расширить область правовых знаний детей.

    Материал. Набор сюжетных картинок к статьям «Конвенции ООН о правах ребенка». Картинки с изображением ситуаций, не рассматриваемых в «Конвенции» (ребенок катается -.-велосипеде, играет в прятки, поливает цветы» т.п.). Шаблон «Я имею право» (может быть представлен, например, в виде знака «+»).

    Ход игры:

    Дети поочередно выбирают те картинки которые соответствуют статьям Конвенции,  раскладывают около шаблона «Я имею право». Затем каждый ребенок объясняет причину своего выбора, остальные обсуждают правильность принятого решения.

    • Д/и «Узнай право»;


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    организованная образовательная деятельность с детьми второй младшей группы "Курица с цыплятами" (образовательные области "Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие","Речевое развитие")

    Цель: Познакомить с внешним видом курицы и цыплят, их повадками, названиями частей тела; расширять словарный запас слов по теме; развивать память, мышление, моторику.Для занятия может  понад...

    Перспективное планирование работы с детьми младшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

    Перспективное планирование работы с детьми младшей группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»....

    Перспективное планирование работы с детьми средней группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

    Перспективное планирование работы с детьми средней группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое развитие»....

    Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

    Перспективное планирование работы с детьми подготовительной группы по правовому воспитанию. Образовательные области: «Социально-коммуникативное развитие»,  «Познавательное развитие», «Речевое раз...

    Конспект занятия по ФМЭП в старшей группе «Математическое путешествие» Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

    Конспект занятия по ФМЭП  в старшей группе«Математическое путешествие»Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное...

    Тема: «Поможем кукле навести порядок»( ранний возраст). Сценарий НОД по образовательным областям: социально - коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие с детьми раннего возраста

    Цель: Формировать у детей знания и доступные трудовые умения.Задачи:1.Образовательные Формировать у детей представление о некоторых трудовых действиях  и предметах необходимых для наведения поряд...