"Круги Луллия"
консультация по развитию речи (средняя группа)

Лиджиева Джиргал Анатольевна

«Круги Луллия, как средство развития речи и  интеллектуально  –  творческих способностей детей дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krugi_lulliya_vystuplenie.docx33.6 КБ
Файл krugi_lulliya_2.pptx919 КБ

Предварительный просмотр:

«Круги Луллия, как средство развития речи и  интеллектуально  –  творческих способностей детей дошкольного возраста»

      Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня мы хотим поделиться опытом использования « Кругов Луллия», созданного на основе ТРИЗ технологии. (1 слайд)

     Основоположником этого метода является Раймунд Луллий —французский монах, богослов, философ и алхимик XIII века. Он создал логическую машину — круги Луллия — в   виде бумажных кругов для открытия новых истин. Луллий на секторах размещал рисунки, писал слова и целые изречения. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получал ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение. (слайд 2)

    Современных авторов ТРИЗ очень заинтересовал этот метод. И они разработали методику для детского сада - «Кольца Луллия». Основоположниками были Люлих Александра Викторовна, Сидорчук Татьяна  Александровна, Хоменко Николай Николаевич. (слайд 3)

   Что же представляют собой «круги Луллия», как их изготовить?

      На стержень нанизывается несколько кругов разного диаметра, сверху устанавливается стрелка. Все круги разделены на 4, 6 или 8 секторов. В каждом секторе картинка. Сначала используем 2 круга, разделенные на 4 сектора. Позже круги усложняем.   Круги можно изготовить из фанеры, картона, пластика. Мы заламинировали наши круги, так как они занимают меньше места и их легче хранить. (слайд 4)

  Игры бывают двух видов: горизонтальные или вертикальные. «Шкала времени» у нас в вертикальном положении. (слайд 5)

    Игры могут быть подобраны по двум направлениям:

1) Уточнение имеющихся знаний в определенных областях. Дети под стрелкой объединяют картинки, формирующие реальную картину мира. Составляют предложения, объединяющие в себе эти объекты. Делают выводы. Например: Лошадь ест траву. Певец поет в микрофон.
2) Упражнения на развитие воображения, фантазии и творчества. При раскручивании кругов рассматривают случайное соединение объектов и как можно достовернее объясняют необычность их взаимодействия. Например: Певец и краски. Певец любит рисовать. Лошадь и сыр. Лошадь нашла сыр и отнесла своему хозяину.

 Так как наши ребята маленькие, мы подбираем картинки формирующие реальную картину мира. Неговорящие дети, указывая на картинки, произносят звукоподражающие звуки. (слайд 6)

Круги Луллия можно использовать  в речевом развитии. Овладеть речью как средством общения, обогощать словарный запас, развитие связной, грамматически правильной речи, закреплять правильное употребление предлогов, уметь подбирать прилагательные и существительные, составлять рассказы, сказки, учить рассуждать.  Все задачи мы не можем реализовать, так как наши ребята маленькие, поэтому мы играем такие игры:

Игра «Кто что ест?».

  • Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные. Развивать мышление, внимание, речь. 

  • Ход игры: На верхнем кругу животные, на втором пища. Детям предлагается накормить животных.

Игра «Расскажи сказку».                                                                                          

Цель: формировать связную речь, закрепить в памяти детей сюжеты знакомых сказок, умение узнавать их по иллюстрациям.

  • Ход игры: На круге изображены фрагменты сказки. Дети пересказывают сказку. В раннем возрасте нужно брать хорошо знакомую сказку, так будет легче сформировать свой рассказ.

Игра «Найди тень»

 Цель: развивать память, внимание, логическое мышления, речь.

  • Ход игры:

На первом кольце изображены фрукты и ягоды, на втором их силуэты. Показываем ребенку карточку. Спрашивает что это? Просим найти подходящую тень.

Игра «Цветные карандаши».

 Цель: закрепить знания детей о цветах. Развивать связную речь.

Ход игры:  Педагог показывает карандаш и говорит «Какого цвета?» (Желтый). Покажи, что закрасил желтый карандаш? (Ребенок показывает часть круга и солнышко)

«Кто в каком домике живет».

  • Цель: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.
  • Ход игры: На   первом кольце изображены животные, на втором их «домики». Воспитатель предлагает найти каждому животному домик.

      Мы решили пойти в старшую группу «Дружные ребята». Рассказали про круги. Ребята правильно подбирали картинки. Например: игра «Чей хвостик» (правильное употребление прилагательных), «С какого дерева листок», «Профессии» (расширение словарного запаса). Когда же мы дали задания на развитие воображения, фантазии и творчества, например: «Придумай фантастическую историю или сказку», «Реши проблему» мы стали фантазировать. Думаю, детям понравилось.

«Круги Луллия» можно использовать:

Познавательное развитие: знакомство с живой и неживой природой, свойствами предметов, их изменениями.  

  • «С какого дерева листок и плод?»,
  • «Кто это и где живет?»,

-«Времена года»,

  • «Кто чем питается?», «Чей хвост»,
  • «С чьей ветки детки?»,
  • «Когда это бывает?»,
  • «Чей дом?»,
  • «Найди животное по контуру».

По основам безопасной жизнедеятельности: закреплять знания о  правилах дорожного движения.

  • «Подбери дорожный знак»,
  • «Дорожные знаки»,
  • «Кому что для работы нужно»,
  • «Знаки сервиса по ПДД»,
  • «Опасные ситуации».

По        формированию        элементарных        математических представлений: закреплять умения находить сходство и различия между предметами;  количества, формы, цвета, размера предметов.              

«Большой – маленький»,

  • «На что похоже?»
  • «Один – много», «Сколько», «Какой?»,
  • «Подбери цифре количество предметов»,
  • «Собери башенку»,
  • «Подбери по цвету»,
  • «Подбери предмет, похожий на цифру»,
  • «Кто соседи»,
  • «Математический круг».

По экспериментированию: объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ.

  • «Какой вкус»,
  • «Какой состав, цвет, запах»,
  • «Сладкое, кислое, горькое, соленое».

По художественно-эстетическому развитию развивать творческие способности, умение воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы; закреплять знания о русских народных традициях, праздниках, родной культуре;
закреплять знания о народном творчестве, народно-прикладном искусстве, фольклоре России.

    «Какого предмет цвета»,

  • «Музыкальные инструменты и герой»,
  • «Собери музыкальный инструмент»,
  • «Сочетание цветов в предмете»,
  • «Музыкальные профессии»,
  • «Угадай, чье произведение?».

По физической культуре:

  • «Подбери спортивную площадку»
  • «Виды спорта и инвентарь»,
  • «Кому что для спорта нужно».

             По финансовой грамотности:

  • «Сколько стоит».

        По обучению грамоте

- «Найди схему к слову»

- «Прочитай слова»

  • «Придумай предложение по схеме»,
  • «Образуй словечко»

        Использовать этот метод можно практически с детьми всех возрастов, во всех видах детской деятельности не только на занятиях и в процессе совместной деятельности взрослого и ребенка, но и в самостоятельной деятельности детей.

       Вы самостоятельно можете придумать варианты игр. К этому процессу могут подключиться ваши воспитанники. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Круги Луллия , как средство развития речи и интеллектуально – творческих способностей детей дошкольного возраста» Выполнили : Лиджиева Д.А.

Слайд 3

«Круги Луллия »

Слайд 4

Что же представляют собой «круги Луллия », как их изготовить?

Слайд 5

Круги бывают двух видов : горизонтальные и вертикальные.

Слайд 6

Игры могут быть подобраны по двум направлениям: Уточнение имеющихся знаний в определенных областях. Упражнения на развитие воображения, фантазии и творчества.

Слайд 7

Игра «Расскажи сказку». Цель: формировать связную речь, закрепить в памяти детей сюжеты знакомых сказок, умение узнавать их по иллюстрациям.

Слайд 8

Игра «Найди тень» Цель: развивать память, внимание, логическое мышления, речь.

Слайд 9

Игра «Цветные карандаши ». Цель : закрепить знания детей о цветах. Развивать связную речь.

Слайд 10

«Кто в каком домике живет ?» Цель: закрепить знания детей о животных, умение правильно произносить звуки.

Слайд 11

Игра «Кто что ест?». Цель: Закрепить знания детей о том, чем питаются разные домашние и дикие животные. Развивать мышление, внимание, речь.

Слайд 12

В гостях у «Дружных ребят»

Слайд 14

Познавательное развитие: знакомство с живой и неживой природой, свойствами предметов, их изменениями. «С какого дерева листок и плод?», «Кто это и где живет?», -«Времена года», «Кто чем питается?», «Чей хвост», «С чьей ветки детки?», «Когда это бывает?», «Чей дом?», «Найди животное по контуру».

Слайд 15

По основам безопасной жизнедеятельности: закреплять знания о правилах дорожного движения. «Подбери дорожный знак», «Дорожные знаки», «Кому что для работы нужно», «Знаки сервиса по ПДД», «Опасные ситуации».

Слайд 16

По формированию элементарных математических представлений: закреплять умения находить сходство и различия между предметами; количества, формы, цвета, размера предметов. «Большой – маленький», «На что похоже?» «Один – много», «Сколько», «Какой?», «Подбери цифре количество предметов», «Кто соседи».

Слайд 17

По экспериментированию : объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляют ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир, где нет границ. «Какой вкус», «Какой состав, цвет, запах», «Сладкое, кислое, горькое, соленое».

Слайд 18

По художественно - эстетическому развитию: развивать творческие способности, умение воспринимать и глубоко чувствовать красоту природы; закреплять знания о русских народных традициях, праздниках, родной культуре; закреплять знания о народном творчестве, народно-прикладном искусстве, фольклоре России. «Музыкальные инструменты и музыканты», «Собери музыкальный инструмент», «Как правильно смешивать краски».

Слайд 19

По физической культуре: «Подбери спортивную площадку» «Виды спорта и инвентарь», «Кому что для спорта нужно». По финансовой грамотности : «Сколько стоит». По обучению грамоте - «Найди схему к слову» - «Прочитай слова» «Придумай предложение по схеме», «Образуй словечко»

Слайд 20

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Особенности использования кругов Луллия с детьми".

Методика построена на изобретении Раймонда Луллия (14 век, Италия) и получила название  «Круги Луллия».На стержень нанизываются несколько кругов разного диаметра. Сверху устанавливается стр...

Презентация "Самое ценное на Земле" (пособие по изготовлению игры "Круги Луллия"

Слайд №1: Необычайно сложен окружающий нас мир. Мы живём на красивейшей из планет, планете Земля. Наше тело состоит из тех же веществ, элементов, что и наша планета. Слайд №2: Кто мы на этой пла...

Конспект НОД по развитию речи с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии "Круги Луллия"

Конспект НОД по речевому развитию с использованием игровой методики ТРИЗ-технологии «Круги Луллия»...

Дидактическая игра «Круги Луллия»

Дидактическая игра «Круги Луллия»Круги Луллия – одно из средств развития интеллектуально – творческих способностей детей, предложенное авторами ТРИЗ и РТВ для использования в дошкольных учрежден...

Мастер-класс по использованию универсального дидактического пособия «Круги Помогаторы» в работе учителя-логопеда (по методике кругов Луллия)

В ходе использования данного пособия учитель - логопед  может корригировать различные аспекты речевой деятельности, а именно:-  развивать артикуляционную моторику;-  закреплять произнош...

Дидактическое пособие «Загадочные круги» (Круги Луллия)

Актуальность: Старший дошкольный возраст - это период, когда у детей начинают складываться системные представления об окружающем мире, что способствует формированию потребностей у ребенка в общении и ...