Картотека творческих игр по знакомству детей с картами Проппа 2022г.
картотека по развитию речи (старшая группа)

Светлана Николаевна Колесникова

Картотека игр для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_kartami_proppa.docx15.41 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека творческих игр по знакомству детей с картами Проппа

«Пропущенный кадр»

Цель игры: научить детей составлять рассказ, помочь ребенку запомнить последовательность сказки используя карты Проппа.

Для игры необходимо использовать карты Проппа для моделирования сказок.

Ход игры:

По порядку перед ребенком выкладываются карты Проппа одной из сказок. Одна карта нарочно убирается. Перед ребенком ставится задача вспомнить, какая часть сказки пропущена и какой карты не хватает. Если ребенок затрудняется найти ответ, можно положить перевернутую карту в том месте, где она должна лежать, не нарушая последовательности. После озвучивания недостающего сюжета, необходимо рассказать сказку.

 «Сказочная цепочка»

Цель игры: научить детей составлять предложения используя карты Проппа. Уточнять и закреплять последовательность событий сказок.

Материал: набор карт Проппа

Ход игры:

Выбирается сказка, по сюжету которой будет выкладываться сказочная цепочка.

Далее ребенку предлагаются карты Проппа, а он определяет есть такие в данной сказке или нет. Если есть – карта выкладывается в цепочку и составляется предложение по сказке, с использованием данной карты.

«Хороший — плохой»

Цель. Формировать у детей представления о положительных и отрицательных чертах характера героев, умение правильно оценивать их действия.

Материал: картинки с изображением героев сказок, два смайлика (грустный и веселый)

Правила игры:

В игру можно играть как коллективно, так и в парах или даже одному ребенку. Детям нужно рассмотреть картинки; подумать, какие из них иллюстрируют хороших героев, а какие – плохих; объяснить свой выбор и распределить картинки на две группы «хороший» и «плохой», прикрепляя их к смайликам.

Игровые действия:

Дети рассматривают картинки, распределяют их на две группы «хороший» - веселый смайлик и «плохой» - грустный смайлик.

«Чудеса в решете»

Цель. Формировать у детей представления о том, как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство в сказках (волшебное слово, палочка и другие волшебные предметы, и их действия).

Материал: Решето (картинка с вырезанными окошками для картинок), картинки для окошек с изображением волшебных предметов из сказок.

Ход игры:

Ребенку предлагается картинка с изображением волшебного предмета. Он должен назвать что это и рассказать в какой сказке этот волшебный предмет встречается. Если ребенок успешно справляется с заданием, то он получает картинку, вставляя ее в окошко в своем решете, тем самым заполняя его чудесами.

Можно предложить два решета двум детям и устроить соревнование, у кого будет больше чудес в решете.

«Чепуха»

Цель. Осмысление назначения той или иной функции карт Проппа.

Материал: набор карт Проппа
Ход игры:

 Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции.

Детям предлагаются две карты. Например, заданы функции: «запрет — нарушение закона».  Дается задание придумать два предложения, можно из разных сказок, главное, чтобы они соответствовали сути этих функций:
- запретила сестрица Аленушка пить братцу водицу из копытца; 
- а собака свое: «Тяф! Тяф! Старухиной дочери в мешке косточки везут!». 

 

«Кто на свете всех злее?»

Цель. Учить детей выявлять злых и коварных сказочных героев, описывая их внешний облик, характер, образ жизни, привычки, жилище.

Материал: карточки с изображением злого и доброго человечка.

Ход игры:

Дети называют злых и коварных сказочных героев, описывая их характер, внешний облик, образ жизни и т. д.  Если ребенок справился с заданием, он получает карточку с изображением злого человечка. У кого в конце игры будет больше таких карточек, тот считается победителем.

Таким же образом проводится игра, где анализируются положительные герои, и дети получают карточку с веселым человечком.

«Что общего?»

Цель. Формировать у детей умение проводить сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними.

Материал: два набора карт Проппа.

Ход игры:

Дети проводят сравнительный анализ двух сказок, например: («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»); используя карты Проппа для выкладывания сюжета сказки. В конце игры делая вывод, в чем сходство, а в чем различие этих сказок.


«Что в дороге пригодится?»

Цель. Уточнять знания о волшебных предметах из сказок. Упражнять детей в придумывании новых предметов – помощников.

Материал: картинки с изображением волшебных и не волшебных предметов.

Ход игры:

Воспитатель показывает детям картинки с волшебными предметами (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Дети называют, что это и чем этот предмет может помочь в дороге. Если воспитатель показывает картинку с обычным, не волшебным предметом (чайник, пылесос и т. д.), дети придумывают новых предметов-помощников.

«Волшебные имена»

Цель. Уточнять знание сказочных героев.

Ход игры. Воспитатель просит детей вспомнить и назвать сказочных героев. Когда ребенок называет одного из них, воспитатель просит объяснить, почему его так назвали.

Можно ввести соревновательный момент, когда дети получают карточки за правильный ответ. Побеждает тот ребенок, кто больше назовет сказочных героев.

«Волшебные или чудесные вещи»

Цель. Запоминание и осмысление карт Проппа

Материал: картинки с изображением сказочных героев

Ход игры: Воспитатель показывает картинку с изображением сказочного героя с вопросом: «Что этому герою в дороге пригодиться?». Дети придумывают волшебную вещь для героя, объясняя для чего она ему будет нужна и какую функцию она будет выполнять.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта (конспект) тематического занятия по картам Проппа

laquo;Речь – удивительное сильное средство,но нужно иметь много ума,чтобы пользоваться им»Г. Гегель...

Картотека игр по знакомству детей с игрой шахматы

Дидактические и развивающие игры для детей 5-6 лет...

Картотека игр для знакомства детей младшего дошкольного возраста с предметами личной гигиены и развития культурно-гигиенических навыков

Одним из видов игр, которые могут быть использованы в ходе воспитания детей раннего и младшего дошкольного возраста как субъектов здоровьесберегающей деятельности и поведения становятся игры – э...

Карты Проппа (изображение карт)

Что такое карты Проппа? Известный исследователь сказок В.Я. Пропп проанализировал структуру русских народных сказок и выделил в них набор постоянных структурных элементов, или функций.П...

Мастер-класс для педагогов по применению технологий речевого развития детей «Карты Проппа, как средство развития речевого творчества детей дошкольного возраста при моделировании собственных сказок»

Цель мастер-класса:Создание условий для повышения профессиональной компетентности педагогических работников дошкольного образования по развитию речевого творчества детей дошкольного возраста посредств...

Пересказ сказки с использованием «Карты Проппа» старшая группа. Технологическая карта интегрированного занятия.

Обучение новому виду чтения сказок в игровой форме. Развитие логики и интеллекта....

Картотека творческих игр по знакомству детей с картами Проппа

Картотека содержит подбор и описание творческих игр по знакомству дошкольников с картами Проппа...