Дидактические, сюжетно-ролевые игры в лего-конструировании способствующие развитию речи дошкольников.
картотека по развитию речи

Парфёнова Лия Айратовна

Цель использования дидактических, сюжетно-ролевых игр в лего-конструировании — развитие речи и интеллектуального потенциала каждого ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_lego.docx241.79 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические, сюжетно-ролевые игры

 в лего-конструировании способствующие развитию речи:

https://782329.selcdn.ru/leonardo/uploadsForSiteId/200127/texteditor/9345484a-2e07-423d-bf0b-83e732399828.png

Цель использования дидактических, сюжетно-ролевых игр в лего-конструировании — развитие речи и интеллектуального потенциала каждого ребёнка.

В процессе таких игр активизируется активный и пассивный словарь, а также развивается монологическая и диалогическая речь.

Вот некоторые примеры таких игр:

  1. «Найди на ощупь».
  2. «Чудесный мешочек».
  3. «Разноцветные вагончики».
  4. «Найди, где спряталась кошка».
  5. «Моделируем слова».
  6. «Какие звуки ты слышишь?».
  7. «Сколько слогов в слове?».

Дидактические игры для развития речи и мелкой моторики,

с применением ЛЕГО:

Игра «Найди на ощупь»

(для детей 3- 5 лет)

Задачи: развитие мелкой моторики рук, зрительно-двигательной координации.

Материал: емкость с фасолью, детали лего.

Ход игры: Ребенок достает детали лего из емкости с фасолью и строит из собранных деталей постройку.

Игра «Чудесный мешочек» (для детей 3-5 лет)

Задачи: развивать мелкую моторику рук, упражнять в счете в пределах 10.

Материал: мешочек, детали лего (5-10 штук).

Ход игры: Педагог предлагает ребенку опустить руку в мешочек, сосчитать, сколько деталей лего в нем лежит, достать их и проверить, правильно ли он посчитал. Если сосчитано верно, то из деталей лего ребенок строит постройку.

Игра «Разноцветные вагончики» (для детей 4-7 лет)

Задачи: учить детей последовательному расположению в ряду элементов разной формы, различению деталей по цвету, развивать мелкую моторику рук, зрительно-моторную координацию.

Материал: листы бумаги с контурными цветными изображениями деталей лего в виде вагончиков, мелкие животные.

Педагог предлагает детям собрать поезд из вагончиков для зверюшек, чтобы они могли покататься. Дает детям схемы, по которым они собирают поезд. Если поезд собран правильно, то педагог предлагает детям посадить по вагончикам зверюшек и покатать их (передвигая лист бумаги с «вагончиками»).

Дидактическая игра «Найди, где спряталась кошка»

(для детей 4-7 лет)

Задачи: формировать умение согласовывать слова в предложении, употреблять существительные с предлогами (на, в, под, за, около, закреплять умение правильно употреблять слова, обозначающие пространственные отношения (впереди - сзади, ближе - дальше).

Материал: лего-конструктор, фигурка кошечка.

Кошка хочет поиграть в «Прятки», спрячь её за домик.

Скажи:

• куда спряталась кошка? (Кошка спряталась за домик).

• посади кошку на крышу;

• посади кошку около дерева;

• посади кошку перед домиком.

Дидактическая игра «Башня» (4-5 лет)

Задачи: формировать умение правильно определять положение кубиков по отношению друг к другу, закрепляем предлоги (на, под, между).

Материал: кирпичики красного, жёлтого,

Ход игры: у вас на столе кирпичики разного цвета, вам надо построить башенку.

• Возьмите желтый и красный кирпичики, поставьте кирпичик на кирпичик (предлог на) так, чтобы красный кирпичик был под желтым (предлог под)

• Постройте башню так, чтобы синий кирпичик был между красным и жёлтым кирпичиком (между).

Теперь мы с тобой расскажем о твоей башне: на столе лежит красный кирпичик, продолжай…

• Под жёлтым лежит красный кирпичик.

• Между красным и жёлтым лежит синий кирпичик.

 Дидактическая игра «Один, много» (4-5 лет)

Задача: формировать умение согласовывать числительные с существительными.

Материал: елки, лошадки, кошки, собаки, лего - кубики.

Ход игры: - у меня одна елка, а скажи, как будет много? (ёлок, одна лошадь, много (лошадей, один кубик – много кубиков.

Дидактическая игра «Опиши детали» (3-5 лет)

Задача: развивать умение описывать животных, человечков, отрабатывать падежные окончания (собака без чего? – без хвоста).

Материал: лошадка, собака, кошка, птица.

Ход игры: приглашаю вас поиграть в игру «Опиши детали». Посмотрите, какой красивый петушок (петушок без гребешка, расскажите о нём, опишите его. Чего не хватает у петушка? Скажите правильно«У петушка нет гребешка». Игру можно закончить, когда дети описали несколько животных или птиц.

Дидактическая игра «Кто, что умеет делать» (3-5 лет)

Задача: закрепить знания о птицах и животных, обогащать словарь, развивать речевую активность, правильное звукопроизношение.

Материал: набор птиц и животных из Лего – лошади, котята, утята, свинки, гуси, кошечки, уточки, курочки, воробышек, медведь, кукушка, заяц.

Ход игры: дети, вы хотите помочь животным и птицам из сказки К. И. Чуковского «Путаница», которые всё перепутали. Что умеет делать кошка? (лакать, играть) а как она разговаривает? (мяукает).

Давайте напомним кошке, как она мяукала (мяу-мяу-мяу).

Что делают утята? (плавают, ныряют, пьют).

Как утята разговаривают? (крякают).

Давайте покрякаем все вместе (кря-кря-кря).

(Так воспитатель беседует про всех героев сказки «Путаница»)

Герои сказки говорят в Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (3-5 лет)

Задача: развивать умение рассуждать, делать выводы, внимание, память, сообразительность, логику.

Материал: наборы из Лего «Транспорт»«Мебель»«Игрушки»«Дома»«Животные».

Ход игры: хотите узнать, кто из вас самый внимательный? Я предлагаю поиграть в игру «Четвёртый лишний». Предлагаю на столе найти лишний предмет «Паровозик, машина, самолёт, собака»«Кошка, лошадь, собака, петух»«Стол, стул, кровать, дом»

Дидактические игры по обучению грамоте (5-7 лет)

 «Моделируем слова»

Задача: формировать умение производить звуковой анализ слов, определять количество слогов, звуков в слове и обозначать их кубиками 2*2 красного, зелёного и синего цвета.

Материал: кубики синего, зелёного и красного цвета из набора «Лего».

Ход игры: давайте поиграем. Я буду медленно называть слово, а вы должны сосчитать, сколько слогов в этом слове. Сколько слогов в слове «Дом»(один слог). Назовите первый, второй, третий звук. Сколько звуков в слове? (три звука). Какой первый звук? Какой второй звук? Какой третий звук? Возьмите панельки и выкладывайте на ней схему слова из 3 звуков. Предложить сначала короткие слова «Дом, мак, пар, суп, кот, дым, рак, кит, лес», потом «Маша, каша, река, раки, молоко…».

Дидактическая игра «Какие звуки ты слышишь?» (5-7 лет)

Задача: отрабатывать дифференциацию звуков по твёрдости и мягкости.

Материал: синие и зелёные панели, картинки со словами «Мак, рак, кот, дом, слон, банан, сыр, стул, ёлки, жук, мяч, волк, молоток, ежи, зонт».

Ход игры: перед вами картинки и панели.

Каких цветов панели? (синего и зелёного) 

Каким цветом мы обозначаем мягкий согласный звук? (зелёным)

 Каким цветом мы обозначаем твёрдый согласный звук? (синим) 

Я буду называть слово, если в нём твёрдые согласные звуки, то картинку вы кладёте на синюю панель.

А если слово состоит из мягких согласных, то на какую панель кладём картинку? (на зелёную)

Дидактическая игра «Построй предмет, который начинается со звука «Д» (5-7 лет)

Задача: формировать умение слышать первый звук, сооружать постройку на заданный звук.

Материал: наборы «Лего».

Ход игры: сегодня мы будем строителями. Предлагаю вам построить предмет, который начинается со звука «Д». Звук «Д» твёрдый или мягкий? (твёрдый) 

Предлагаю вам подумать и начать строительство.

Дидактическая игра «Сколько слогов в слове» (5-7 лет)

Задача: закреплять и совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество в слове.

Материал: детали 2*3 черного цвета из набора «Лего».

Ход игры: предлагаю поиграть в игру «Сколько слогов в слове». Я буду называть слово, вы будьте внимательны, считайте слоги и выкладывайте их на панели с помощью деталей 2*3 черного цвета. Послушайте слово «лук». Сколько слогов в слове? (Один) Сколько деталей вы выложите? (одну). Предложить сначала короткие слова «Дом, мак, пар, суп, дым», потом «Маша, каша, река, коты, раки, лесник, киты, книга, молоко, автобус, игрушки…».

https://cs8.livemaster.ru/storage/bc/13/3251af6577ac2888d15fad760e4m.gif

https://polotnos.cdnbro.com/posts/4541353-klipart-lego-12.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на семинаре. «Кинезиология и биоэнергопластика – инновационные методы, способствующие развитию речи дошкольника»

Выступление на семинаре. Тема: «Кинезиология и биоэнергопластика – инновационные методы, способствующие развитию речи дошкольника» (Тема теоретического семинара: «Современные п...

Лего-конструирование, как средство развития речи дошкольников

Статья, опубликованная в сборнике "Методическая копилка педагога"...

Методическое объединение "Игра как приоритетное средство развитие речи дошкольников" Мастер-класс "Дидактические игры по развитию речи"

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам — он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету&raqu...

Лего-конструирование как средство развития речи и познавательной активности детей раннего возраста

В данной статье рассматриваются особенности обучения детей раннего возраста лего-конструированию.Охарактеризованы возможности лего- конструирования для развития речи и познавательной активности детей....

Конспект родительского собрания в подготовительной группе. «Развитие речи детей в подготовительной к школе группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».

Родительское собрание«Развитие речи детей в подготовительной к школе  группе. Игры, способствующие развитию речи дошкольников».Думаю, никто не станет возражать против того факта, что ...