Выступление на методобъединении педагогов Промышленного района города Оренбурга
методическая разработка по развитию речи (средняя, старшая, подготовительная группа)

Мерзликина Наталья Викторовна

Выступление на методобъединении педагогов Промышленного района города Оренбурга на тему "Развитие речи дошкольников посредством устного народного творчества, с применением флисовых планшетов". В предложенном материале представлены : актуальность, выбранной темы, примерные игры и упражнения , ссылки на мастер класс для родителей по изготовлению флисовых планшетов в домашних условиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №101»

Сообщение к выступлению на методическом объединении на тему

«Развитие речи детей дошкольного возраста, посредством устного народного творчества, с применением  флисовых планшетов»

                                                                                         Подготовила:

                                                                                               Мерзликина Н.В.

                                                                                          Воспитатель

                                                                                    1 кв. кат.

г. Оренбург

2024

Оглавление

Введение

3

I.

Использование  технологии  проектирования, способствующая знакомству и приобщение дошкольников к устному народному творчеству,  активизации развития речевой  активности  ребенка.

4

II.

Использование техники «флисовых планшетов», направленных на развитие речи дошкольников.

6

III.

Вовлечение законных представителей дошкольников в проектную деятельность по развитию речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества

9

Заключение

10

Список используемой литературы

11

Введение

Отсутствие или нехватка времени у родителей на развивающие общение с детьми, а также не внимание к содержанию речи малыша, отсутствие её активизации со стороны родителей - приводит проблемам в развитии речи детей.

К сожалению, ребенок больше времени проводит за компьютером, чем в живом окружении. Вследствие этого, произведения народного творчества практически не используются даже в младшем возрасте. Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребёнком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания детей.

Чем раньше будет начато обучение родному языку, тем свободнее ребёнок будет им пользоваться в дальнейшем.

Русское народное творчество не перестает восхищать и удивлять своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов.

Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.

1.Использование  технологии  проектирования, способствующая знакомству и приобщение дошкольников к устному народному творчеству,  активизации развития речевой  активности  ребенка.

Изучив и проанализировав опыт работы О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», М. Осениевой «Знакомство детей с русским фольклором», В.Н. Косаревой «Народная культура и традиции», Г.А.Лапшиной «Фольклорно – экологические занятия с дошкольниками 5 – 7 лет», мною был разработан  практико – ориентированный проект «Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

  Целью моей работы является умение  раскрыть влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста, изучить пути и методы ознакомления детей с народным творчеством, показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, закличках, сказках, поговорках и др., поэтапно формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей, развивать грамматическую сторону речи, диалогическую и монологическую связную речь.

Прежде чем приступить начать работу с детьми я определила следующие формы работы.

1. Создание развивающей речевой среды в группе:

возрастной подход;

функциональность;

вариативность;

наглядность;

системность;

комфортность;

самостоятельность;

доступность;

применяемость;

соответствие требованиям программы.

2. Использование материалов устного народного творчества в специально организованной деятельности (на занятиях по развитию речи, по ознакомлению с художественной литературой, ИЗО).

3. Совместная работа педагога с детьми в разных видах детской деятельности:

развивающие игры, игры - драматизации, сюжетно - ролевые игры, упражнения подражательно - исполнительского творческого характера, импровизации, наблюдения, прогулки, рассматривание рисунков, фото, свободное и тематическое рисование, лепка, чтение художественных произведений, рассказ педагога и рассказ детей, сочинение историй, беседы.

4. Работа с родителями:

Родительские собрания, консультации для родителей, индивидуальные беседы, совместное разучивание произведений устного народного творчества.

Работу начала сначала в совместной деятельности детей в свободное от занятий время, после того, как материал был систематизирован, со второй половины года я использовала его на занятиях во время наблюдений, в игровой деятельности.

   Знакомство с народным творчеством для детей началось с потешек, колыбельных песенной, прибауток. Детям нравилось, когда я брала в руки куклу и начинала припевать, покачивая ее, они стали повторять.

  Перед детьми ставила задачу не только слушать, запоминать, эмоционально прочитать потешку, но и самим обыгрывать. Мы вместе с детьми учились двигаться, говорить, как лисичка-сестричка, зайчик, медведь, в зависимости о ком говорится в потешке.

                Далеко не все дети могли передать характер персонажа, его особенности, и я стала использовать театр. К нашему маленькому театру дети относились с большим интересом, и вскоре в нем появились незаменимые артисты.

2.Использование техники «флисовых планшетов», направленных на развитие речи дошкольников.

Путешествуя по просторам интернета я обратила особое внимание на  технику основанную на фланелеграфе.

Фланелеграф с давних пор используется в детских садах, педагогами начальной школы, полюбилось это приспособление и родителям для развлечения и развития детей. Фланелеграф — учебное наглядное пособие для детей любого возраста, это доска обтянутая фланелью или другой ворсистой тканью, на которую крепятся вырезанные фигурки. Игры на фланелеграфе развивают у детей мелкую моторику рук, а также развивают внимание, память, речь, воображение, используется как в групповой, так и в индивидуальной работе с детьми.

В своей работе я использую фланелеграф только так, как сейчас детям более понятны такие выражения: гаджет, ноутбук, телефон я стала называть  фланелеграф - планшет. Дело в том, что мною были изготовлены небольшие фланелеграфы для индивидуальной работы, они напоминают форму планшета. Так же обтянув их тканью «флисом» мы с детьми стали их называть «флисовые планшеты». Играть со флисовыми планшетами очень просто – можно иллюстрировать всем нам знакомые сказки, детям интересней слушать рассказ, сопровождающийся яркими картинками персонажей. Фигурки можно перемещать по полю помогать им "двигаться" и "говорить", делая её динамичной. Это большое преимущество флисового планшета  перед книжной иллюстрацией, которую можно только разглядывать. Также можно придумывать и свои сказки.

Такие флисовые планшеты очень лёгкие, мобильные, что позволяет использовать их не только на занятиях по речевому развитию, но и для  дидактических игр.

Игры на флисовых планшетах для детей  дошкольного возраста

Игра «Посадил дед репку».

Цель: развивать речь, слуховое восприятие, умение соотносить вербальную и визуальную информации.

Описание: рассказывая сказку, предложить ребенку разместить фигурки на столе в соответствии с развитием сюжета. Убрав изображения, задать ребенку вопросы по тексту, предложив ему выставить на флисовом планщете того героя сказки, о котором спрашивают. Например: «Что выросло большое-пребольшое? Кого позвал дед? Кого позвала бабка?» Усложняя задание, спросить о персонажах не по мере их появления: «Кого позвала кошка Машка? А кого позвала внучка?»

Игра «Выбери ягоду».

Цель: развивать навыки классификации, цветового восприятия.

Игровой материал и наглядные пособия: фигурки ягод (малины, вишни, клубники), вырезанные из фетра, флисовом планшете.

Описание: смешать все ягоды, предложить ребенку разместить их на фланелеграфе отдельными группами.

Игра «Верх - низ».

Цель: развивать внимание, правильное употребление предлогов «на» и «под».

Игровой материал и наглядные пособия: флисовый планшет, фигурки из фетра: дерево, птица, солнце, цветок, еж.

Описание: предложить ребенку составить картинку на флисовом планшете, комментируя: «Птицу надо посадить на дерево, а ежа - под дерево. Солнышко у нас на небе, значит, его надо прикрепить наверху, а цветок - на земле, значит, внизу, под солнцем».

Игра «Курочки - направо, зайчики - налево».

Цели: развивать навыки классификации; познакомить с понятиями «право - лево».

Игровой материал и наглядные пособия: флисовый планшет, фигурки из фетра:  зайчики,  курочки.

Описание: в хаотичном порядке разместить на флмсовом планшете фигурки зайчиков и курочек. Справа поставить дерево, объяснить ребенку, что здесь живут зайчики, а слева - дом, сюда надо собрать курочек. «Курочки и зайчики поиграли, теперь надо помочь им добраться до дома. Зайцы живут в лесу, он справа от тебя. А дом курочек - слева». Во время игры повторять: «Зайчики - направо, курочки - налево».

Игра «Собери мишку».

Цель: развивать внимание, мелкую моторику, образное мышление.

Игровой материал и наглядные пособия: отдельные изображения частей тела игрушки-медвежонка.

Описание: рассказать ребенку сказку о том, как мальчику Ване подарили на день рождения красивого плюшевого медвежонка. «Ваня очень любил свою игрушку. Он клал медвежонка с собой в постель, кормил его, придумывал ему сказки. Но однажды, играя, мальчик нечаянно уронил мишку, и тот развалился. Давай поможем Ване собрать его любимую игрушку». Показать ребенку детали медвежонка, предложить собрать его фигурку на флисовом планшете. Помочь ребенку, спрашивая: «Где должна быть голова мишки? Правильно, наверху. А куда ты положишь лапку? Да, одна лапка - на туловище справа, другая - слева». И т. д.

Наглядно-дидактического пособие для флисовых планшетов «Времена года» 

Цель:

-обогащение словаря ребенка и формирование у него грамматических категорий;

-развитие связной речи в процессе обучения рассказыванию;

-развитие психических процессов (мышления, памяти, внимания);

-формирование пространственно-временных представлений.

Игра с колобком

Цели: познакомить детей со сказкой; вовлечь в игру; порадовать детей яркой игровой ситуацией.

Пособие «Расскажи  сказку «Заюшкина избушка».

Цель: Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством; знакомить с новым видом инсценировки знакомой сказки; побуждать детей к самостоятельному; развивать память и речь детей.

3.Вовлечение законных представителей дошкольников в проектную деятельность по развитию речи детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества

Известно, что наибольший эмоциональный отклик у ребёнка вызывает общение с родными, близкими людьми. Поэтому я рассказываю родителям о значении эмоционального общения с ребёнком. Провела консультацию, как использовать произведения русского народного творчества дома. Тексты потешек, попевок, приговорок и рекомендации к их применению поместила в папку-передвижку. По каждому жанру проводила беседы, консультации, разъясняла, какую огромную пользу приносит народное творчество ребенку. Организовала консультации для родителей: «Бабушкины потешки», «Учусь рифмовать», «Баю - баюшки-баю». В уголок для родителей оформила наглядную информацию в уголке для родителей: «О чем разговаривать с дошкольником», «Фольклор в жизни детей», систематически обновляю содержание картотек: потешки, колыбельные, загадки.

Опубликовала конспект занятия «Путешествие  в страну устного народного творчества», творческий познавательно – исследовательский проект «Устное народное творчество, как средство развития речи детей дошкольного возраста» на своем мини сайте

https://nsportal.ru/natalya-viktorovna-merzlikina

        Проведен мастер-класс по изготовлению пособия по развитию речи «Изготовление флисовых планшетов», фрагмент которого я предлагаю вашему вниманию.

Заключение

Устное народное творчество оказывает активизирующее воздействие на:

-речевой звуковой поток. Ребенок выделяет речь из всех других сигналов, оказывает ей предпочтение, выделяя из шумов и музыкальных звуков.

- активизирующее звуковое воздействие с помощью повторяющихся фонем и звукосочетаний, звукоподражаний, как бы запрограммированных в самом тексте фольклорных форм.

  Устное народное творчество представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человека с целью творческого преобразования окружающего мира по законам красоты.

  Образность народного фольклора позволяет донести до сознания дошкольников в лаконичной форме большое смысловое содержание. В этом заключается особая ценность художественного слова как средства познания окружающего мира, речевого развития детей.

           Средствами устного народного творчества в детях воспитывается активное отношение к окружающему миру, желание применять разные жанры фольклора в повседневной жизни.

          Перспективами дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей младшего дошкольного возраста.

Список используемой литературы:

1.Аникин В.П., Русская народная сказка. Москва “Просвещение”, 1977.

2.Логинова В.И., Ребенок и книга. Санкт-Петербург “Акцидент”, 1996.

3.Ушакова О.С., Гавриш Н.В., Знакомим дошкольников с литературой. Москва “ТЦ Сфера”, 2003.

4.Петрова Т.И., Театрализованные игры в детском саду. “Школьная пресса”, 2000.

5.Бобкова Т.И.,  Ознакомление с художественной литературой детей с ОНР. Москва “Творческий центр”, 2008.

6.Шорохова О.А., Играем в сказку. Москва “Творческий центр”, 2006.

7. Логинова В.И., Максаков А.И., Попова М.И. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 2009.

8.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – СПб.: Детство-Пресс, 1999. – 304 с.: ил.

9.Малые жанры русского фольклора / Сост. В.Н. Морохин. - М., 1991. - 211с.

10.Тихеева Е.И. Развитие речи детей / Е.И. Тихеева. – Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1981. – 174 с.

11.Устное народное творчество: виды и жанры. – Режим доступа:    Ушакова О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.- метод. пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений / О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 288 с.

12.Ссылка на видео материал: https://youtu.be/wNJmGQiIeZg 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы №9 МБДОУ ЦРР д/с 463 для воспитателей Промышленного района города Самара "Лесная лаборатория"

Конспект интегрированного занятия в старшей группе проводится в игровой форме в виде путешествия в лесную лабораторию Лесовичка.У детей формируются представления о строении дерева,о его функцияхи ...

Обеспечение взаимодействия с семьями воспитанников по реализации образовательной области «Физическая культура». Выступление на методобъединении

В рамках реализации образовательной области «Физическая культура» основная общеобразовательная программа дошкольного образования предусматривает организацию решения программных образовательных задач в...

Выступление на методобъединении «Планирование работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении»

В конспекте описано планирование работы по экологическому воспитанию в дошкольном учреждении....

Сообщение выступления на методобъединении "Социально - нравственное воспитание"

Социально-нравственное воспитание является активным и целенаправленным педагогическим процессом, который формирует моральные качества, нравственные ценности и правильное поведение в обществе....

Выступление на районном методическом объединении педагогов Калининского района города Новосибирска

В выступлении представлен опыт работы по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем"...

Выступления на методическом объединение музыкальных руководителей города Оренбурга

Тема выступления: Организация дошкольной образовательной деятельности с применением дистанционных образовательных технологий Игра: «Угадай мелодию»...

Постановление Администрации города Оренбурга от 22.03.2022 № 513-п "О закреплении муниципальных дошкольных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального образования "город Оренбург""

Постановление Администрации города Оренбурга от 22.03.2022 № 513-п «О закреплении муниципальных дошкольных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального образования &laq...