Главные вкладки

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы №9 МБДОУ ЦРР д/с 463 для воспитателей Промышленного района города Самара "Лесная лаборатория"
    план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

    Янкова Светлана Александровна

    Конспект интегрированного занятия в старшей группе проводится в игровой форме в виде путешествия в лесную лабораторию Лесовичка.У детей формируются представления о строении дерева,о его функцияхи  и назначении его частей. Дети обучаются навыкам работы с природным материалом ,проводят различные опыты и эксперименты..У детей развивается познавательный интерес ,умения  анализировать и делать выводы ,получать новые знания. Данное занятие создает благоприятные условия для развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon lesnaya_laboratoriya.doc49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Конспект непосредственно образовательной деятельности

    с детьми старшей группы № 9 для воспитателей

    МДОУ д/с 463 Промышленного района города Самары.

            

    «Лесная лаборатория»

    Воспитатель:

    Янкова С.А.

    Цель:

    1. способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений о лесе;
    2. развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, делать выбор, исследовать, получать новые знания;
    3. развивать умение слышать друг друга, дополнять ответы товарищей;
    4. уточнить понятие кора, для чего она служит городу, узнавать по внешнему виду возраст дерева;
    5. сформировать представление о строении дерева, его функциях и назначении его частей;
    6. продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое к ним отношение.

    Методические приемы:

    художественное слово (стихи, загадки), игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, продуктивная деятельность.

    Оборудование и материал:

    запись «Звуки леса», кора дуба, ели, березы, липы, засушенные листья, лупа, листья для физкультминутки, клей, бумага, кисти, салфетки.

    Предварительная работа:

    экскурсия с родителями в парк, лес; беседа с детьми о лесе; заучивание стихов, пословиц; изготовление гербария «листья деревьев».

                                               

    Ход непосредственно образовательной деятельности:

    - Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости в лесное царство, где живут деревья. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова: «1, 2, 3 мы в государстве лесном, посмотри».

    (Звучит музыка «Звуки леса», открывается занавес. На заднем плане – декорации деревьев и дети в костюмах (березы, липы, дуба, ели, осины).

    - Ребята, мы с вами попали в лес.

    (Ребенок читает стихотворение «Лес»).

    Здравствуй лес!

    Дремучий лес

    Полный сказок и чудес.

    Ты о чем шумишь листвою

    Ночью темной, грозовою?

    Что нам шепчешь на заре

    Весь в росе, как в серебре.

    Кто в глуши твоей таится?

    Что за зверь? Какая птица?

    Все открой, не утаи

    Ты же видишь, мы свои!

    (Дети –«деревья» читают стихотворения).

                                    Березка.

                            Эта модница лесная

                            Часто свой наряд меняет.

                            В шубке белой – зимой,

                            Вся в сережках – весной,

                            Сарафан зеленый – летом,

                            В день осенний -  в плащ одета.

                            Если ветер налетит –

                            Золотистый плащ шуршит.

                                    Липка.

                            Я густой, кудрявой

                            Вырасту на славу

                            Примечай меня!

                            Я медовым цветом

                            Расцветаю летом

                            Береги меня!

                            А в денек горячий

                            Поливай меня.

                            Ливень льет порою

                            Я от ливня скрою

    Не ломай меня.

    Хорошо обоим

    Нам расти с тобою

    Полюби меня!

            Дуб.

    Дует ветер с юга,

    Дует ветер с вьюгой

    И с востока налет,

    Но меня он не сломает.

    Дуйте, ветры, не боюсь,

    Дубом как-никак зовусь.

            Ёлка.

    Ёлка, ёлка, ёлочка

    Вершина, что иголочка

    С буйным ветром борется

    Дотронешься, уколется.

            Осинка.

    Замерли вершины,

    Ветры в поле спят,

    Только у осины

    Листья шелестят.

    Спят в лесу рябины,

    Дремлет пышный клен,

    Чуткая осина

    Стережет их сон.

    -Сколько деревьев в лесу! И березы, и осины, и ели…

    - Ребята, а какой лес?

    (красивый, разноцветный, нарядный, расписной, удивительный, загадочный, прекрасный)

    - Вы слышите, как радостно нас встречает он? Что можно услышать в лесу?

    (шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц)

    -Давайте присядем на лесную полянку и послушаем звуки леса.

    (Дети садятся на зеленый коврик).

    - Птицы щебечут, а жуки жужжат – ж-ж-ж

    - Ручейки журчат, а комарики звенят – з-з-з

    - Бабочки порхают, а листочки шелестят – ш-ш-ш

    - Ребята, а что такое лес?

    (Лес – это красота нашей природы.

    Лес – это дом для животных и птиц.

    Лес – это чистый воздух.

    Лес – это строительный материал.

    Лес – это источник грибов, ягод, лекарственных растений.

    Лес – это легкие нашей планеты.

    Лес – это зеленый наряд нашей земли.

    Лес – это место для отдыха человека.)

    - А какие бывают леса?

    (лиственные, хвойные, смешанные)

    - Какие деревья растут в лиственных лесах? И почему они так называются?

    (Деревья у которых на ветках растут листочки называются лиственными. Эти деревья на зиму сбрасывают листву. Липа, береза, дуб, осина…).

    -Какие деревья называют хвойными, и какие деревья растут в хвойных лесах?

    (У хвойных деревьев вместо листьев – хвоя. Это ель, сосна, кедр, лиственница).

    - Ребята, а какие деревья растут в смешанных лесах?

    (В смешанных лесах растут и хвойные и лиственные деревья).

    - Лес, в котором растут одни березы называется…

    (березняк)

    - Лес, где растут одни дубы называется…

    (дубрава)

    - Лес, в котором растут только осины  - это…

    (осинник)

    - А лес, где растут ели…

    (ельник)

    - Ребята, в старину люди считали, что у каждого леса есть свой хозяин – лесовик. Он наводит в лесу порядок, оберегает деревья, лесных жителей в обиду не дает. Ох, и не любил лесовик тех людей, которые с плохими намерениями приходили в лес, губили деревья, да обижали лесных жителей. Таких лесовик в лесу запутывал, сбивал с пути.

    (Под музыку появляется лесовик).

    Лесовик: Слышу, слышу, в моем лесу гости!

                    Знаю лес, и лес люблю,

                    В гости вас к себе зову.

                    Я люблю гулять по лесу,

                    В лесу хожу я каждый день,

                    Все в лесу мне интересно

                    Каждый куст, и каждый пень.

                    Я веселый старичок,

                    Старичок – лесовичок.

    - Вижу вы умные и добрые ребята, много всего знаете. А вы когда – нибудь бывали в лесной лаборатории?

                                                                                    (нет)

    Лесовик: Тогда я вас в нее провожу.

    (Дети идут через лес под музыку. Физкультминутка.)

                    Дети по лесу гуляли

                    За природой наблюдали.

                    Вверх на солнце посмотрели,

                    И их лучики согрели.

                    Бабочки летали,

                    Крылышками махали.

                    На нос села нам пчела,

                    Посмотрите в стороны, друзья.

                    Мы листочки все собрали,

                    Хорошо мы погуляли.

    - Ребята, какие мы листья собрали?

    (березовые, дубовые, осиновые)

    - Давайте подарим осенний букет лесовику.

    Лесовик: Спасибо. Ну а меня ждут в лесу дела. До свидания.

    -Ребята, мы с вами пришли в лесную лабораторию. Рассаживайтесь поудобнее.

    (Дети садятся на пенечки вокруг стола).

    -Нам в дождь и зной поможет друг

    Зеленый и хороший,

    Протянет нам десятки рук

    И тысячи ладошек.

    - Что это?

                    (дерево)

    -Ребята, а как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

    (Дерево живое. Оно дышит, растет, питается, размножается).

    - А как дышит дерево?

                                    (листьями)

    - Правильно, давайте внимательно рассмотрим зеленый листок. Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами. Увидеть их можно через лупу.

    (Дети рассматривают листочки через лупу).

    - Через устьица деревья дышат. Они то открываются, то закрываются, вбирая в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, и выделяют в атмосферу кислород. Не зря деревья называют зелеными легкими планеты. Кислород выделяется листьями только на свету.

    (Предложить детям рассмотреть кору березы).

    - Ребята,  это кора какого дерева?

                                                            (березы)

    - А кто из вас знает, для чего на коре березы темные черточки и полоски?

    - Давайте их рассмотрим. Оказывается, через них береза дышит, и называются они чечевички.

    (Обратить внимание на образцы коры, лежащие на столе).

    - Ребята, для чего дереву нужна кора?

    (Она защищает дерево от солнца, мороза, ветра.)

    - Как вы думаете, кора защищает только ствол?

    (Нет, корой покрыто все дерево и ствол, и ветки).

    - Как вы думаете, кора каких деревьев здесь есть?

    (дуба, тополя, ели, березы)

    - Ребята, вы знаете как можно определить возраст дерева по коре?

    (У молодых деревьев кора тоньше, чем у старых).

    - Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте рассмотрим кусочки коры и найдем кору молодого дерева.

    - Какая она?

                    (тонкая)

    - А как еще можно определить возраст дерева?

    (Если ствол большой, толстый, кора твердая - дерево старше. У молодого дерева ствол тонкий, покрыт молодой корой).

    - Возраст дерева можно определить по количеству колец на спиле. На срубе дерева четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько и лет дереву. Нарастая ежегодно в виде кругов, слои древесины образуют ствол. Число колец подскажет вам, сколько дереву лет. Каждое кольцо складывается из двух частей: внутренней светлой и рыхлой и внешней, более темной, плотной. Обе части кольца возникают в разное время года. Светлая и рыхлая – весной, темная летом.

    (Дети рассматривают спилы деревьев и считают кольца).

    - А сейчас мы с вами отправимся в мастерскую лесовика.

    (Дети переходят к другому столу. Работа выполняется стоя).

    - Сначала мы разогреем наши пальчики (пальчиковая гимнастика).

                    На лужок пришли зайчата,

                    Медвежата, барсучата,

                    Лягушата и енот.

                    На зеленый на лужок

                    Приходи и ты дружок.

    (Звучит тихая музыка. Дети выкладывают пословицу о лесе из засушенных листьев).

    - Лес – богатство и краса, береги свои леса.

    - Ребята, а какие еще пословицы о лесе вы знаете?

    (Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади.

    Лес – друг человека, и его как друга надо беречь и охранять.

    Нет милей чудес, чем наш русский лес.

    Враг природы тот, кто леса не бережет.)

    - И в заключение нашего путешествия послушайте стихотворение.

                    Мы любим лес в любое время года,

                    Мы слышим речек медленную речь.

                    Все это называется природой,

                    Давайте же всегда ее беречь.

    - А сейчас ребята нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза «Раз, два, три, четыре, пять – мы в детском саду опять».

    - А сейчас мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, и какие же слова говорим мы уходя?

                            (До свидания, до новых встреч).

    (Дети выходят под музыку).

                            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    "Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

    План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"

    Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...

    Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Парусные гонки» Образовательная область «Познание

    Абдулина Гуяйда АхатовнаТема занятия "Парусные гонки"Цели данного занятия  является выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании познавательных  исследовательс...