Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы №9 МБДОУ ЦРР д/с 463 для воспитателей Промышленного района города Самара "Лесная лаборатория"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Янкова Светлана Александровна

Конспект интегрированного занятия в старшей группе проводится в игровой форме в виде путешествия в лесную лабораторию Лесовичка.У детей формируются представления о строении дерева,о его функцияхи  и назначении его частей. Дети обучаются навыкам работы с природным материалом ,проводят различные опыты и эксперименты..У детей развивается познавательный интерес ,умения  анализировать и делать выводы ,получать новые знания. Данное занятие создает благоприятные условия для развития познавательной активности и творческой самореализации воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lesnaya_laboratoriya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непосредственно образовательной деятельности

с детьми старшей группы № 9 для воспитателей

МДОУ д/с 463 Промышленного района города Самары.

        

«Лесная лаборатория»

Воспитатель:

Янкова С.А.

Цель:

  1. способствовать углублению и обобщению имеющихся представлений о лесе;
  2. развивать у детей познавательный интерес, умение анализировать, делать выбор, исследовать, получать новые знания;
  3. развивать умение слышать друг друга, дополнять ответы товарищей;
  4. уточнить понятие кора, для чего она служит городу, узнавать по внешнему виду возраст дерева;
  5. сформировать представление о строении дерева, его функциях и назначении его частей;
  6. продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое к ним отношение.

Методические приемы:

художественное слово (стихи, загадки), игровая мотивация, беседа, объяснение, показ, физкультминутка, продуктивная деятельность.

Оборудование и материал:

запись «Звуки леса», кора дуба, ели, березы, липы, засушенные листья, лупа, листья для физкультминутки, клей, бумага, кисти, салфетки.

Предварительная работа:

экскурсия с родителями в парк, лес; беседа с детьми о лесе; заучивание стихов, пословиц; изготовление гербария «листья деревьев».

                                           

Ход непосредственно образовательной деятельности:

- Ребята, я предлагаю вам отправиться в гости в лесное царство, где живут деревья. Давайте закроем глаза и произнесем волшебные слова: «1, 2, 3 мы в государстве лесном, посмотри».

(Звучит музыка «Звуки леса», открывается занавес. На заднем плане – декорации деревьев и дети в костюмах (березы, липы, дуба, ели, осины).

- Ребята, мы с вами попали в лес.

(Ребенок читает стихотворение «Лес»).

Здравствуй лес!

Дремучий лес

Полный сказок и чудес.

Ты о чем шумишь листвою

Ночью темной, грозовою?

Что нам шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре.

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи

Ты же видишь, мы свои!

(Дети –«деревья» читают стихотворения).

                                Березка.

                        Эта модница лесная

                        Часто свой наряд меняет.

                        В шубке белой – зимой,

                        Вся в сережках – весной,

                        Сарафан зеленый – летом,

                        В день осенний -  в плащ одета.

                        Если ветер налетит –

                        Золотистый плащ шуршит.

                                Липка.

                        Я густой, кудрявой

                        Вырасту на славу

                        Примечай меня!

                        Я медовым цветом

                        Расцветаю летом

                        Береги меня!

                        А в денек горячий

                        Поливай меня.

                        Ливень льет порою

                        Я от ливня скрою

Не ломай меня.

Хорошо обоим

Нам расти с тобою

Полюби меня!

        Дуб.

Дует ветер с юга,

Дует ветер с вьюгой

И с востока налет,

Но меня он не сломает.

Дуйте, ветры, не боюсь,

Дубом как-никак зовусь.

        Ёлка.

Ёлка, ёлка, ёлочка

Вершина, что иголочка

С буйным ветром борется

Дотронешься, уколется.

        Осинка.

Замерли вершины,

Ветры в поле спят,

Только у осины

Листья шелестят.

Спят в лесу рябины,

Дремлет пышный клен,

Чуткая осина

Стережет их сон.

-Сколько деревьев в лесу! И березы, и осины, и ели…

- Ребята, а какой лес?

(красивый, разноцветный, нарядный, расписной, удивительный, загадочный, прекрасный)

- Вы слышите, как радостно нас встречает он? Что можно услышать в лесу?

(шелест листвы, журчание ручьев, пение птиц)

-Давайте присядем на лесную полянку и послушаем звуки леса.

(Дети садятся на зеленый коврик).

- Птицы щебечут, а жуки жужжат – ж-ж-ж

- Ручейки журчат, а комарики звенят – з-з-з

- Бабочки порхают, а листочки шелестят – ш-ш-ш

- Ребята, а что такое лес?

(Лес – это красота нашей природы.

Лес – это дом для животных и птиц.

Лес – это чистый воздух.

Лес – это строительный материал.

Лес – это источник грибов, ягод, лекарственных растений.

Лес – это легкие нашей планеты.

Лес – это зеленый наряд нашей земли.

Лес – это место для отдыха человека.)

- А какие бывают леса?

(лиственные, хвойные, смешанные)

- Какие деревья растут в лиственных лесах? И почему они так называются?

(Деревья у которых на ветках растут листочки называются лиственными. Эти деревья на зиму сбрасывают листву. Липа, береза, дуб, осина…).

-Какие деревья называют хвойными, и какие деревья растут в хвойных лесах?

(У хвойных деревьев вместо листьев – хвоя. Это ель, сосна, кедр, лиственница).

- Ребята, а какие деревья растут в смешанных лесах?

(В смешанных лесах растут и хвойные и лиственные деревья).

- Лес, в котором растут одни березы называется…

(березняк)

- Лес, где растут одни дубы называется…

(дубрава)

- Лес, в котором растут только осины  - это…

(осинник)

- А лес, где растут ели…

(ельник)

- Ребята, в старину люди считали, что у каждого леса есть свой хозяин – лесовик. Он наводит в лесу порядок, оберегает деревья, лесных жителей в обиду не дает. Ох, и не любил лесовик тех людей, которые с плохими намерениями приходили в лес, губили деревья, да обижали лесных жителей. Таких лесовик в лесу запутывал, сбивал с пути.

(Под музыку появляется лесовик).

Лесовик: Слышу, слышу, в моем лесу гости!

                Знаю лес, и лес люблю,

                В гости вас к себе зову.

                Я люблю гулять по лесу,

                В лесу хожу я каждый день,

                Все в лесу мне интересно

                Каждый куст, и каждый пень.

                Я веселый старичок,

                Старичок – лесовичок.

- Вижу вы умные и добрые ребята, много всего знаете. А вы когда – нибудь бывали в лесной лаборатории?

                                                                                (нет)

Лесовик: Тогда я вас в нее провожу.

(Дети идут через лес под музыку. Физкультминутка.)

                Дети по лесу гуляли

                За природой наблюдали.

                Вверх на солнце посмотрели,

                И их лучики согрели.

                Бабочки летали,

                Крылышками махали.

                На нос села нам пчела,

                Посмотрите в стороны, друзья.

                Мы листочки все собрали,

                Хорошо мы погуляли.

- Ребята, какие мы листья собрали?

(березовые, дубовые, осиновые)

- Давайте подарим осенний букет лесовику.

Лесовик: Спасибо. Ну а меня ждут в лесу дела. До свидания.

-Ребята, мы с вами пришли в лесную лабораторию. Рассаживайтесь поудобнее.

(Дети садятся на пенечки вокруг стола).

-Нам в дождь и зной поможет друг

Зеленый и хороший,

Протянет нам десятки рук

И тысячи ладошек.

- Что это?

                (дерево)

-Ребята, а как вы думаете, дерево живое или нет? Почему?

(Дерево живое. Оно дышит, растет, питается, размножается).

- А как дышит дерево?

                                (листьями)

- Правильно, давайте внимательно рассмотрим зеленый листок. Нижняя сторона листа, покрытая прозрачной кожицей, усеяна очень мелкими отверстиями – устьицами. Увидеть их можно через лупу.

(Дети рассматривают листочки через лупу).

- Через устьица деревья дышат. Они то открываются, то закрываются, вбирая в себя грязный воздух, который выбрасывают заводы, фабрики, машины, и выделяют в атмосферу кислород. Не зря деревья называют зелеными легкими планеты. Кислород выделяется листьями только на свету.

(Предложить детям рассмотреть кору березы).

- Ребята,  это кора какого дерева?

                                                        (березы)

- А кто из вас знает, для чего на коре березы темные черточки и полоски?

- Давайте их рассмотрим. Оказывается, через них береза дышит, и называются они чечевички.

(Обратить внимание на образцы коры, лежащие на столе).

- Ребята, для чего дереву нужна кора?

(Она защищает дерево от солнца, мороза, ветра.)

- Как вы думаете, кора защищает только ствол?

(Нет, корой покрыто все дерево и ствол, и ветки).

- Как вы думаете, кора каких деревьев здесь есть?

(дуба, тополя, ели, березы)

- Ребята, вы знаете как можно определить возраст дерева по коре?

(У молодых деревьев кора тоньше, чем у старых).

- Верно, чем дерево старше, тем кора толще, тверже. Давайте рассмотрим кусочки коры и найдем кору молодого дерева.

- Какая она?

                (тонкая)

- А как еще можно определить возраст дерева?

(Если ствол большой, толстый, кора твердая - дерево старше. У молодого дерева ствол тонкий, покрыт молодой корой).

- Возраст дерева можно определить по количеству колец на спиле. На срубе дерева четко видны годовые кольца. Сколько колец, столько и лет дереву. Нарастая ежегодно в виде кругов, слои древесины образуют ствол. Число колец подскажет вам, сколько дереву лет. Каждое кольцо складывается из двух частей: внутренней светлой и рыхлой и внешней, более темной, плотной. Обе части кольца возникают в разное время года. Светлая и рыхлая – весной, темная летом.

(Дети рассматривают спилы деревьев и считают кольца).

- А сейчас мы с вами отправимся в мастерскую лесовика.

(Дети переходят к другому столу. Работа выполняется стоя).

- Сначала мы разогреем наши пальчики (пальчиковая гимнастика).

                На лужок пришли зайчата,

                Медвежата, барсучата,

                Лягушата и енот.

                На зеленый на лужок

                Приходи и ты дружок.

(Звучит тихая музыка. Дети выкладывают пословицу о лесе из засушенных листьев).

- Лес – богатство и краса, береги свои леса.

- Ребята, а какие еще пословицы о лесе вы знаете?

(Много леса – не руби, мало леса – береги, нет леса – посади.

Лес – друг человека, и его как друга надо беречь и охранять.

Нет милей чудес, чем наш русский лес.

Враг природы тот, кто леса не бережет.)

- И в заключение нашего путешествия послушайте стихотворение.

                Мы любим лес в любое время года,

                Мы слышим речек медленную речь.

                Все это называется природой,

                Давайте же всегда ее беречь.

- А сейчас ребята нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза «Раз, два, три, четыре, пять – мы в детском саду опять».

- А сейчас мы улыбнемся, крепко за руки возьмемся, и какие же слова говорим мы уходя?

                        (До свидания, до новых встреч).

(Дети выходят под музыку).

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Кораблик для доктора Айболита" План- конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы. Образовательная область "Познание"(экспериментальная деятельность, конструирование)

План - конспект непосредственно образовательной с детьми старшей группы деятельности в образовательной области "Познание" (экспериментальная деятельность, конструирование)...

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"

Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми страшей группы "Золотая осень" по образовательной области "Коммуникация"...

Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми старшей группы Тема «Парусные гонки» Образовательная область «Познание

Абдулина Гуяйда АхатовнаТема занятия "Парусные гонки"Цели данного занятия  является выявление и обобщение знаний, умений и навыков  детей при формировании познавательных  исследовательс...