Игры на развитие фонематических процессов
методическая разработка по развитию речи

Саликова Светлана Сергеевна

Предлагаю вашему вниманию для использовании в вашей работе "Игры на развитие фонематических процессов"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры на развитие фонематических процессов

Фонематические процессы включают в себя: фонематический слух, фонематическое восприятие, фонематические представления.

Долгое время (примерно до 1928 года) ученые считали, что звуковая сторона речи состоит только из ряда элементов и комбинаций. Фонетика опиралась лишь на физиологическую природу речи, на артикуляцию. Развитие речи рассматривалось через призму развития моторики, мелких артикуляционных движений. Единственным источником развития звуковой стороны речи считалось развитие моторики. Значению восприятия речи никто не уделял внимания. Впервые на это обратил внимание великий психолог Л.С. Выготский, он ввел понятие «фонема». Он доказал, что единицей развития детской речи является фонема. С точки зрения этой новой фонетики, развитие детской речи происходит путем развития системы фонем, а не путем накопления отдельных звуков. Фонема – это не просто звук, а значащий звук.

Л.С. Выготский обратил внимание и на восприятие фонем. Он считал, что «всякая фонема воспринимается и воспроизводится как фонема на фоне других фонем, то есть восприятие фонемы происходит только на фоне человеческой речи». Основной закон восприятия фонем – закон восприятия звучащей стороны речи. Л.С. Выготским был введен термин фонематический слух, который включает в себя три речевые операции:

- способность слышать есть ли данный звук в слове или нет;

- способность различать слова, в которые входят одни и те же фонемы, расположенные в разной последовательности;

- способность различать близко звучащие, на разные по значению слова.

       Рассматривая вопросы формирования фонематических процессов следует различать понятия «фонематический слух» и «фонематическое восприятие».

    Под фонематическим слухом понимают тонкий слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Выделяют две стадии развития фонематического слуха: первая – формирование способности различать гласные звуки, вторая – различать согласные звуки.  При благополучном речевом развитии формирование фонематического слуха завершается приблизительно к двум с половиной годам.

    Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы родного языка и определять звуковой состав слова. Выделяют четыре ступени формирования фонематического восприятия: первая – овладение умением узнавать звук на фоне слова; вторая – выделять первый и последний звук в слове; третья – определять последовательность, качество и количество звуков в слове; четвёртая – определять место звука в слове по отношению к другим звукам.  Формирование первых двух ступеней фонематического восприятия происходит в процессе естественного развития. Овладение двумя последними ступенями фонематического восприятия доступно ребёнку только в процессе целенаправленного обучения, на основе качественно сформированных предыдущих степеней.

    Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия имеет большое значение для овладения навыками чтения и письма, положительно влияет на становление всей речевой системы дошкольника, а также закладывает основы успешного обучения в школе.

    Хорошо подготовить ребенка к школе, создать основу для обучения грамоте можно только в процессе серьезной работы по формированию фонематического восприятия.

Фонематические представления – звуковые образы фонем, воспринятых человеком ранее и в данный момент не действующих на его органы чувств. Физиологическая основа – результат деятельности не одного, а двух и более анализаторов.

Фонематический анализ – мысленный процесс разложения целого на составляющие части (предложение – слова – слоги – звуки) или мысленное выделение отдельных фонем, установление отношений части к целому, к другим частям целого и составляющим его элементам.

Фонематический синтез – мысленный процесс соединения частей в целое. Процесс противоположный анализу, но они тесно взаимосвязаны и неотделимы друг от друга.

Этапы работы по формированию фонематического восприятия

     В работе по формированию фонематического восприятия можно выделить следующие этапы:

I этап — узнавание неречевых звуков. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. Эти занятия способствуют также развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

II этап — различение высоты, силы, тембра голоса на материале одинаковых звуков, слов, фраз. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

III этап — различение слов, близких по своему звуковому составу. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

IV этап – дифференциация слогов. На данном этапе детей учат различать слоги.

V этап – дифференциация фонем. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать нужно обязательно с дифференциации гласных звуков.

VI этап — развитие навыков элементарного звукового анализа. Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество слогов в слове и отхлопывать двух и трехсложные слова. Логопед должен объяснить и показать детям, как отхлопывать слова разной сложности, как выделять при этом ударный слог. Далее проводится анализ гласных звуков.

 Игр и упражнения, способствующие развитию фонематического восприятия у детей.

    Игра для детей -  это доступная форма деятельности и средство познания окружающего мира. Игра даёт возможность научиться тому, как надо учиться, является подготовительным этапом развития ребёнка, переходным моментом для включения его в учёбу. Невозможно переоценить роль дидактической игры в развитии речи детей.

    Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала.

    Игры, направленные на развитие фонематического восприятия,  способствуют формированию у детей направленности на звуковую сторону речи, развивают умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять отдельные звуки, различать звуки близкие по звучанию и произнесению.    

 I этап работы

         На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений у детей развивают способность узнавать и различать неречевые звуки. На  первых занятиях  детям предлагается послушать звуки за окном: что шумит? (деревья, дождь), что гудит? (машина).  

 1.Игра «Где постучали?» Детям предлагается посидеть тихо и постараться определить направление звучания. 

 2.Игра «Угадай по звуку» - определение предмета по характеру звука. На столе предметы: стакан с ложечкой, бумага, тарелка с ложкой, ключи, ножницы. Детям демонстрируют звучания и шумы для каждого предмета: помешивают ложечкой в стакане, гремят ключами, шуршат бумагой и т.п., затем, то же проделывают за ширмой, а дети отгадывают предмет, показывая на него рукой или называя его.

3.Игра: «Угадай что звучит» Наглядный материал: барабан, бубен, колокольчик, маракасы, ширма.

 Ход игры: взрослый показывает детям игрушечный барабан, колокольчик, бубен, маракасы, называет их и просит повторить. Когда малыши запомнят названия предметов, педагог предлагает послушать, как они звучат: играет на барабане, маракасах, звенит колокольчиком, стучит в бубен; еще раз называет игрушки. Потом он устанавливает ширму и за ней воспроизводит звучание указанных предметов. “Что звучит?» — спрашивает он детей. Дети отвечают, и взрослый снова играет на барабане, звенит колокольчиком, стучит в бубен. При этом он следит за тем, чтобы дети узнавали звучащий предмет, отчетливо произносили его название.

   II этап работы

 На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр.

1. Игра «Отгадай, кто тебя позвал» Дети по очереди называют имя водящего (стоит к ним спиной). Водящий на слух определяет и показывает, кто его позвал.

2. Игра « Узнай по голосу» Дети, держась за руки, идут по кругу, водящий с завязанными глазами ходит в середине круга. Ребёнок, к которому прикоснётся водящий должен назвать имя водящего или спросить: «Кто я?», а водящий должен его узнать. Тот, чей голос он узнает, становится водящим.

3. Игра «Три медведя» Ход игры: взрослый выставляет перед детьми картинки трех медведей – большого, среднего, маленького. Затем, рассказывая сказку о трех медведях, произносит соответствующие реплики и звукоподражания то низким, то высоким голосом. Дети должны, ориентируясь на звукокомплекс и высоту голоса одновременно поднять соответствующую картинку.

4. Игра «Эхо»

Играть можно вдвоем или большой группой.

Перед игрой взрослый обращается к детям: «Вы слышали когда-нибудь эхо? Когда вы путешествуете в горах или по лесу, проходите через арку или находитесь в большом пустом зале, вы можете повстречать эхо. То есть увидеть-то его вам, конечно, не удастся, а вот услышать — можно. Если вы скажете: «Эхо, привет!», то и оно вам ответит: «Эхо, привет!», потому что всегда в точности повторяет то, что вы ему скажете. А теперь давайте поиграем в эхо».

Затем назначают водящего – «Эхо», который и должен повторять то, что ему скажут.

Начать лучше с простых слов, затем перейти к трудным. Кроме того можно попробовать предложить для повторения стихотворные и прозаические фразы.

Игра «В гору, с горки»

На листочке предварительно нарисовать волнистую линию, имитирующую горы. Ребенку рассказываем, что на горе живет высокий звук [А], а в ямке – низкий. Пропевание гласного [а] то низким голосом (рука движется вниз), то высоким (вверх).

Игра  в  кубик  

Дети   бросают  кубик, их   задача  -  хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек  на  выпавшей  грани   кубика.

III этап работы

      На занятиях третьего этапа дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу.

 1. Игра «Хлопни в ладоши» Взрослый показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Батон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Затем он произносит: «Батон — бакон — фатон — батон — фагон — батом». Затем педагог показы следующее слово  и т.д. Услышав неверно сказанное слово, дети должны хлопнуть в ладоши. Начинать следует со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным словам.

БАМАН- ВАВАН- ПАМАН- БАНАН

АЛЬБОМ- АЛЬПОМ -АЙБОМ -АЛЬМОМ

ВИТАМИН- ВИТАНИН- МИТАНИН- МИТАВИН

КЛЕТКА- КЪЕКТА - КЪЕТКА- КВЕКТА

ФИТАМИН -ФИТАВИН –ВИТАЛИМ -ВИТАН ИМ-

"Прохлопай как я"  

Взрослый прохлопывает определенный ритм, например: \  \\ \ \\ или \ \\\ \ и др. ребенок повторяет.

Усложнение. Усложняется ритмический рисунок и темп.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие фонематических процессов посредством двигательного игротренинга

Игры предназначены для развития фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Для проведеня игр используются мячи-фитболы. Игры проводятся учителем-логопедом как часть за...

Игры по развитию фонематических процессов, формированию артикуляционной гимнастики, высших психических функций

Упражнения по формированию артикуляционной моторики, по формированию фонематических процессов, высших психических функций....

Авторская дидактическая игра, для развития фонематических процессов.

С помощью  индивидуальных  карточек ребенок учится определять место звука в слове, давать характеристику звука, определять количество слогов в слове....

Авторская дидактическая игра для развития фонематических процессов. (Гласные звуки)

Индивидуальные карточки для развития фонематических процессов  у детей старшего дошкольного возраста. В одной карточке две игры: "Где спрятался  звук?" и " Сколько в слове слогов? "...

Дидактические игры для развития фонематических процессов у дошкольников

Дидактические игры:1. Грузовик.Цель: научить детей выделять заданный звук из состава слова, развивать мелкую моторику.Оборудование: игрушечная грузовая машинка, мелкие игрушки.Задание: загрузи в кузов...

Игры для развития фонематических процессов.

Статья о использовании игр  на  занятиях  по развитию фонематических  процессов....

Игры для развития фонематических процессов.

Статья о использовании игр  на  занятиях  по развитию фонематических  процессов....