Открытое занятие: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель:  Уточнить и обогатить знания детей о сказках.

 Учить узнавать сказку по заданию.

 Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;  

 Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

 

Ход занятия

Круг радости

В круг скорее становись,
Крепко за руки держись:
Подари улыбку-смайлик,
Пусть улыбка, как журавлик,
Полетит в сердца друзей
Или стаей журавлей!
Будь же добрым, не скупись,
Щедро людям улыбнись.
От улыбки, всем известно,
Станет хмурый день прелестным!

Поздаровайтесь  с гостями

Дети : Здравствуйте.

- Ребята вы любите сказки?

- Какие вы знаете сказки? Назовите.

- А какие бывают сказки? (народные, авторские).

- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

- Почему сказки называют авторскими(потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

- Дети, как начинаются сказки? (Жили - были. В некотором царстве, в некотором государстве. В тридевятом царстве,  в тридесятом государстве).

- Ребята посмотрите на экран телевизора

- Кто сегодня у нас в гостях?(волшебница)

Сюрпризный момент.

 Волшебница: Здравствуйте мои славные малыши. Я вижу у вас добрые глаза, а если вы мне ещё и улыбнётесь, тогда будет совсем замечательно. Вы часто слышите слово «добрый». Обычно так говорят о человеке.

— А какого человека вы назвали бы вы добрым?

( Добрый человек, это такой человек, который всегда помогает другим: товарищам, родным, младшим. Он делится игрушками, сладостями, выручает тех, кто попал в беду. Добрый человек любит птиц, животных, заботится о них.)

У меня есть книга сказок, только она откроется, если вы назовёте мне пословицы о добре

Доброе дело два века живет.
Доброму везде добро.
Добро – не лихо бродит тихо.
Добро не горит не тонет.

Добро творить – себя веселить.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Добро того учит, кто слушает.

Книжка раскрывается

Воспитатель: -А еще наши дети знают стихи о добре

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.                      

 

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,           

Радуются взрослые и дети.

 

Воспитатель: Как должны поступить друзья, если нужна помощь?

Дети: Нужно помочь.

(на экране телевизора , появляются слайды из сказок)

 

1. Сказка «Волк и семеро козлят»

Воспитатель: Как бы вы помогли козлятам, ведь они в опасности.

Дети:

— Нужно рассказать козлятам, что нельзя открывать чужим дверь.

— Можно позвонить маме Козе.

— А еще можно охотников позвать на помощь

 

2. Сказка «Заюшкина  избушка»

Воспитатель: Вы знаете, какая беда случилась с зайчиком, как ему помочь?

Дети:

— Помочь лису выгнать

— Построить дом лисе, чтобы зайку не выгоняла.

— А можно зайчику построить крепкий дом.

 

3. Сказка «Три поросенка»

Воспитатель: Молодцы, помогли сказочным героям, вы настоящие друзья.

 

Физминутка.

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щелк, щелк,

А мы прячемся в кусты.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три - в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть, - тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

 

Дидактическая ига «Скажи наоборот»

Добрый – злой

хороший – плохой

весёлый – грустный и.т.д

 

Закрываем глазки, полетели в сказку, а сказка наша не простая о добре, вежливости, взаимопомощи.

Сказка «Красная Шапочка и добрый Волк»

Действие происходит в лесу.

Красная Шапочка бежит по лесу (играет лёгкая музыка)Навстречу ей идет волк.

Волк (идет,очень грустный).

Красная Шапочка :(прячась за дерево, испуганно).

— Волк, прошу тебя, уходи … Ой-ой-ой!

Волк:— Не бойся меня.

Красная Шапочка.:— Легко сказать «не бойся»! Ты ведь мою бабушку и меня чуть не съел, хорошо, что охотники подоспели, а то…

Волк:— Прости меня. Красная Шапочка. Я просто раньше был очень злой, но понял, что злым в мире жить очень плохо, все меня бояться. Поэтому я хочу быть очень, очень добрым.

Красная Шапочка:— А ты меня не обманываешь?

Волк:— Нет, нет! Помоги мне, пожалуйста, вот видишь –я уже и доброе слово выучил.

Красная Шапочка: (появляется из-за дерева, робко приближается к волку).

— Ну, если так, хорошо. Что ж, я рада, что ты все понял. Я теперь с тобой дружить буду. А дружба-это тоже добро, потому, что мы друг другу будем помогать.

Волк:-как здорово, тогда помоги мне уже сейчас:

— Живёт у нас в лесу один, добрый и послушный Лисёнок. Он очень добрый и послушный, всем в лесу он старается помочь, белкам –грибы собрать, зайцев –защищает, с медвежатами –играет и вот угодил он в яму и повредил лапку. Раньше бы –я бы посмеялся и убежал, а тут я помог ему выбраться, попросил отвар из трав у тётушки Енотихи, что бы травки успокоили, но лапка у его так и болит. И так жалко мне его, а у лисёнка столько друзей и все идут к нему, кто с подарками, кто с добрым словом. И так хорошо мне стало - и наверное даже у меня сердце проснулось и растаяло.

Красная Шапочка:— Надо срочно помочь – Лисёнку.

 А дальше  что произошло, конец сказки я предлагаю придумать вам самим.

 

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Чему она учит? Какие поступки совершает добрый человек?

Воспитатель: А теперь давайте подарим, чуточку души и добра друг - другу.

 

Упражнение «Передача добра».

Дети стоят по двое гладят ладони соседа.

Разворачиваются в круг. Поглаживание ладони соседа по кругу.

Воспитатель: Мне очень приятно, что вы научились, дарить друг другу добро. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое, маленькое, маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазках. Я знаю, что вы иногда ссоритесь, но как только в чьих – то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

 

Воспитатель: Весной зашумит вода,

                          Зимой запоют ветра.

                          Давайте, друзья, всегда

                          Друг другу желать добра!

 

От волшебницы подарок (конфеты)

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие: Сказка как средство духовно-нравственного воспитания

Выполнила:Создашова И.В.

Цель: Уточнить и обогатить знания детей о сказках.

Учить узнавать сказку по заданию.

Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

Формирование таких качеств как сочувствие, отзывчивость, справедливость;

Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству.

Ход занятия

Круг радости

В круг скорее становись,
Крепко за руки держись:
Подари улыбку-смайлик,
Пусть улыбка, как журавлик,
Полетит в сердца друзей
Или стаей журавлей!
Будь же добрым, не скупись,
Щедро людям улыбнись.
От улыбки, всем известно,
Станет хмурый день прелестным!

Поздаровайтесь с гостями

Дети : Здравствуйте.

- Ребята вы любите сказки?

- Какие вы знаете сказки? Назовите.

- А какие бывают сказки? (народные, авторские).

- Ребята, почему сказки называют народными (потому что, их сочинил народ).

- Почему сказки называют авторскими? (потому что, их сочинил и написал один человек – автор).

- Дети, как начинаются сказки? (Жили - были. В некотором царстве, в некотором государстве. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве).

- Ребята посмотрите на экран телевизора

- Кто сегодня у нас в гостях?(волшебница)

Сюрпризный момент.

Волшебница: Здравствуйте мои славные малыши. Я вижу у вас добрые глаза, а если вы мне ещё и улыбнётесь, тогда будет совсем замечательно. Вы часто слышите слово «добрый». Обычно так говорят о человеке.

— А какого человека вы назвали бы вы добрым?

( Добрый человек, это такой человек, который всегда помогает другим: товарищам, родным, младшим. Он делится игрушками, сладостями, выручает тех, кто попал в беду. Добрый человек любит птиц, животных, заботится о них.)

У меня есть книга сказок, только она откроется, если вы назовёте мне пословицы о добре

Доброе дело два века живет.
Доброму везде добро.
Добро – не лихо бродит тихо.
Добро не горит не тонет.

Добро творить – себя веселить.
Добро не умрет, а зло пропадет.
Добро того учит, кто слушает.

Книжка раскрывается

Воспитатель: -А еще наши дети знают стихи о добре

Добрым быть совсем, совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта, как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

Воспитатель: Как должны поступить друзья, если нужна помощь?

Дети: Нужно помочь.

(на экране телевизора , появляются слайды из сказок)

1. Сказка «Волк и семеро козлят»

Воспитатель: Как бы вы помогли козлятам, ведь они в опасности.

Дети:

— Нужно рассказать козлятам, что нельзя открывать чужим дверь.

— Можно позвонить маме Козе.

— А еще можно охотников позвать на помощь

2. Сказка «Заюшкина избушка»

Воспитатель: Вы знаете, какая беда случилась с зайчиком, как ему помочь?

Дети:

— Помочь лису выгнать

— Построить дом лисе, чтобы зайку не выгоняла.

— А можно зайчику построить крепкий дом.

3. Сказка «Три поросенка»

Воспитатель: Молодцы, помогли сказочным героям, вы настоящие друзья.

Физминутка.

Всюду ходит волк, волк,

Он зубами щелк, щелк,

А мы прячемся в кусты.

Раз – согнуться, разогнуться.

Два – нагнуться, потянуться.

Три - в ладошки три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире.

Пять, шесть, - тихо сесть.

Семь, восемь – лень отбросим.

Дидактическая ига «Скажи наоборот»

Добрый – злой

хороший – плохой

весёлый – грустный и.т.д

Закрываем глазки, полетели в сказку, а сказка наша не простая о добре, вежливости, взаимопомощи.

Сказка «Красная Шапочка и добрый Волк»

Действие происходит в лесу.

Красная Шапочка бежит по лесу (играет лёгкая музыка)Навстречу ей идет волк.

Волк (идет,очень грустный).

Красная Шапочка :(прячась за дерево, испуганно).

— Волк, прошу тебя, уходи … Ой-ой-ой!

Волк:— Не бойся меня.

Красная Шапочка.:— Легко сказать «не бойся»! Ты ведь мою бабушку и меня чуть не съел, хорошо, что охотники подоспели, а то…

Волк:— Прости меня. Красная Шапочка. Я просто раньше был очень злой, но понял, что злым в мире жить очень плохо, все меня бояться. Поэтому я хочу быть очень, очень добрым.

Красная Шапочка:— А ты меня не обманываешь?

Волк:— Нет, нет! Помоги мне, пожалуйста, вот видишь –я уже и доброе слово выучил.

Красная Шапочка: (появляется из-за дерева, робко приближается к волку).

— Ну, если так, хорошо. Что ж, я рада, что ты все понял. Я теперь с тобой дружить буду. А дружба-это тоже добро, потому, что мы друг другу будем помогать.

Волк:-как здорово, тогда помоги мне уже сейчас:

— Живёт у нас в лесу один, добрый и послушный Лисёнок. Он очень добрый и послушный, всем в лесу он старается помочь, белкам –грибы собрать, зайцев –защищает, с медвежатами –играет и вот угодил он в яму и повредил лапку. Раньше бы –я бы посмеялся и убежал, а тут я помог ему выбраться, попросил отвар из трав у тётушки Енотихи, что бы травки успокоили, но лапка у его так и болит. И так жалко мне его, а у лисёнка столько друзей и все идут к нему, кто с подарками, кто с добрым словом. И так хорошо мне стало - и наверное даже у меня сердце проснулось и растаяло.

Красная Шапочка:— Надо срочно помочь – Лисёнку.

А дальше что произошло, конец сказки я предлагаю придумать вам самим.

Воспитатель: Понравилась вам сказка? Чему она учит? Какие поступки совершает добрый человек?

Воспитатель: А теперь давайте подарим, чуточку души и добра друг - другу.

Упражнение «Передача добра».

Дети стоят по двое гладят ладони соседа.

Разворачиваются в круг. Поглаживание ладони соседа по кругу.

Воспитатель: Мне очень приятно, что вы научились, дарить друг другу добро. Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое, маленькое, маленькое солнышко. Оно не обжигает, а согревает, вспыхивает в ваших глазках. Я знаю, что вы иногда ссоритесь, но как только в чьих – то глазах мелькнет злость, положите ему на плечи руки, и добро растопит злость без следа.

Воспитатель: Весной зашумит вода,

Зимой запоют ветра.

Давайте, друзья, всегда

Друг другу желать добра!

От волшебницы подарок (конфеты)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливост...

консультация для родителей "Сказка - как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"

Формирование ценностного отношения к жизни, воспитание моральных качеств личности дошкольников через сказки....

Сказка как средство духовно-нравственного воспитания ребёнка

сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста....

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"

Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...

КОНСУЛЬТАЦИЯ: “СКАЗКА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ.”

Одним из средств создания положительнвх нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми  и детьми в семье и в детском саду является сказка....