Условия для развития речи детей раннего возраста в детском саду.
статья по развитию речи (младшая группа)

 Речевое развитие детей раннего возраста включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного и пассивного словаря, и конечным результатом считается развитие качественной устной речи. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_detey_rannego_vozrasta_v_detskom_sadu.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Условия для развития речи детей раннего возраста в детском саду.

Овладение речью- одно из главных достижений в развитии ребенка раннего возраста. Речь-это сложная система знаков, позволяющая обозначить различные явления внешнего и внутреннего мира и, следовательно, выразить и осознать их. Даже первые детские слова несут в себе элементы обобщения, отражают работу мысли. Осваивая речь, ребенок овладевает знаковой системой, которая становится мощным средством развития сознания, мышления, общения, управления своим поведением.

Важным и основным компонентом речевой среды является живая речь взрослого.

С ребенком необходимо постоянно разговаривать: в ходе режимных моментов (одевание, раздевание, умывание, принятие пищи, прогулка, подготовка ко сну), различных бытовых ситуациях (раскладывание игрушек по местам), во время игры, чтения книг. Надо разговаривать с детьми в течение дня о том, что они видят и делают, готовя к следующему виду деятельности, воспитатель объясняет, что предстоит делать. Обсуждая с малышами события дня, взрослый побуждает их к высказываниям, задает вопросы. Но не требуйте от малыша немедленного ответа. Если ребенок не ответит после паузы, ответьте на вопрос сами.

Совершая ежедневные процедуры, воспитатель комментирует свои действия, использует в речи подходящие присказки, стишки, напевает песенки. Следовательно, воспитатель просто обязан знать наизусть великое множество различных потешек, прибауток, присказок. Он сопровождает речью все повседневные дела в группе: уход за растениями, накрывание на стол и пр.

Постоянный комментарий происходящего вокруг со временем даст свои плоды. Помогая воспитателю, наблюдая за его действиями, дети узнают новые слова, учатся воспринимать речь, действовать по инструкции взрослого.

Так как речевой навык формируется у ребенка в процессе подражания необходимо, чтобы речь окружающих взрослых была правильной. Кроме того, ребенок копирует взрослых силу голоса, темп и ритм речи, интонационную насыщенность, в целом манеру говорить.

Итак, окружающая малыша устная речь должна соответствовать правилам русского языка. Это касается звукопроизношения, употребления ударения, правильного смыслового употребления слов и словосочетаний и других сторон речи.

Учитывая все вышесказанное, необходимо следить за тем, чтобы речь взрослых, окружающих ребенка была простой, с четкой артикуляцией, без речевых нарушений.

В связи с этим к речи воспитателя в повседневном общении с детьми предъявляются определенные требования. Она должна быть:

- по возможности чаще адресована каждому ребенку. Этим обеспечивается привлечение внимания малышка к речи взрослого и готовность ответить на нее;

- эмоционально окрашенной. Эмоциональное содержание, выраженное определенным тоном, маленькому ребенку часто более понятно, чем смысл слов;

- правильной, отчетливой, неспешной;

- понятной ребенку по содержанию, касаться интересных для него тем, что обеспечивает вовлеченность ребенка в речевой контакт со взрослым и его активность в этом процессе;

- более сложной, чем речь ребенка по структуре и форме фраз, так и по лексической новизне; взрослый должен давать ребенку более сложные образы, чем те, которыми он уже владеет.

Существенное значение для развития речи ребенка имеет речевое общение со сверстниками. Поэтому воспитатель стимулирует малышей обращаться друг к другу с вопросами, просьбами, предложениями. Постепенно уровень речевого развития ребенка усложняется. У ребенка появляются новые речевые навыки, расширяется спектр его возможностей. Для того, чтобы в полной мере использовать новые возможности малыша, необходимо в соответствии с ними менять уровень требования к его речи.

Часто такое усложнение и расширение речевого общения происходит само собой: ребенок растет и меняется стиль общения с ним. Соответственно, меняется и уровень сложности речевого общения, требования к речи ребенка повышаются. Однако следует помнить о том, что уровень требования должен соответствовать уровню развития ребенка, вредно как завышать требования, так и занижать их.

Важным компонентом речевой среды являются специальные речевые игры и упражнения, которые целенаправленно создают условия для развития у детей разных сторон речи и способствуют ускорению речевого развития малыша. Игра является наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста. Игры и упражнения, занятия на речевое развитие включает:

- потешки, хороводы, игры с сюжетными игрушками, игры - инсценировки, звукоподражательные и др.;

- чтение и рассказывание сказок, стихов, историй, пересказывание их детьми;

- рассматривание и обсуждение иллюстраций к произведениям детской литературы;

- демонстрацию диафильмов;

- игры-занятия с предметными и сюжетными картинами;

- игры, направленные на развитие детской моторики.

Все эти игры и занятия способствуют развитию речи у детей, и в то же время, каждый их вид вносит в этот процесс специфический вклад.

Игры-потешки и хороводные полезны тем, что речь взрослого слушается детьми при опоре на собственные их действия и движения с включенными повторами слов с четкой концовкой («топ-топ», «да-да» и т.д.). Важно, что в ходе таких игр легко устанавливается эмоциональный контакт взрослого с ребенком. Все это облегчает малышу понимание и подражание речи. По мере овладения ребенком речью он начинает самостоятельно играть в эти игры, руководствуясь собственной словесной «инструкции»

В звукоподражательных играх развиваются грамматический слух, интонационная сторона речи, отрабатывается четкость произношения. Этому же способствуют и речевые игры, побуждающие малышей к словотворчеству, рифмованию. Они также очень полезны для развития чувствительности к родному языку, овладению его фонематическим и грамматическим строем.

Игры с сюжетными игрушками, игры-инсценировки способствуют развертыванию диалогов, обогащению словарного запаса, интонационного и грамматического строя речи, что создает условия для развития планирующей и регулирующей функции речи.

Чрезвычайно полезно для развития речи совместное чтение детских книг, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильмов.

Следует подчеркнуть, что совместное восприятие диафильмов значительно полезнее для речевого развития, чем просмотр мультфильмов. «Экранная» речь плохо воспринимается маленькими детьми, а быстро мелькающие изображения не позволяют сосредоточиться на происходящем. Диафильмы же позволяют регулировать темп восприятия, возвращаться к предыдущей картинке. Воспитатель читает детям, показывает картинки, задает вопросы, при затруднениях сам называет предметы, персонажей, их действия, побуждает малышей воспроизводить речевые образцы.

Особое место в работе по развитию речи принадлежит занятиям и играм с предметными и сюжетными картинками. Рассматривая их вместе со взрослым, дети узнают персонажей, охотно называют их, вспоминают то, что знали раньше. Привлекательность для детей занятий с картинками связана с их наглядностью, сочетающейся со словом. Каждая картинка изображает реальные предметы и явления, имеющие определенные словесные обозначения - названия. Рассматривая изображения, узнавая в них знакомые предметы, дети называют и то, что не дано им в непосредственном восприятии, но хранится в их памяти. Это свойство картинок особенно важно для развития речи ребенка раннего возраста. Оно способствует постепенному освобождению слова от привязанности к конкретному объекту. Рассматривание картинок, называние не только того, что на них изображено, но и отсутствует, становится ступенькой в возникновении и постепенном развитии у детей способности оперировать словесным материалом без опоры на наглядность: слушать рассказываемые взрослым сказки, а позже и самим их пересказывать.

В педагогическом процессе можно использовать разнообразные тематические наборы картинок (посуда, одежда, овощи, животные и т.п.); сюжетные картинки с изображением действий («кошка пьет молоко», «девочка одевается» и др.) и их последовательности (например, иллюстрации к сказкам).

В играх с картинками дети могут не только называть изображенные на них предметы и действия, но и подбирать их по словесной инструкции, развернуто отвечать на вопросы. К играм с картинками относятся также различного рода лото, домино и простые сюжетные игры с использованием картинок - заменителей реальных предметов (игры в «магазине», «зоопарк», «лечение» куклы и др.).

Таким образом, игры с картинками способствуют расширению словарного запаса, формируют обобщенное значение слов, развивают грамматический строй речи, стимулируют активное ее использование. Картинки играют важную роль и в формировании у детей способности оперировать образами, вызванными словом.

Для развития умение слушать и понимать содержание словесного текста, способности его пересказывать можно использовать рассказы без сопровождения иллюстрациями. Это открывает для ребенка возможность выхода за рамки наглядной ситуации, способствует формированию вербального общения и мышления, стимулирует его к использованию в речи сложноподчиненных предложений, слов, обозначающих свойства объектов и их действия, объяснению причинно-следственных связей.

Очень полезно для речевого развития детей отгадывание и совместное придумывание загадок. В играх в загадки дети учатся узнавать предметы по словесному описанию, опираясь на их зрительное восприятие. Например, можно расположить на столике несколько игрушек (или предметных картинок) и предложить ребенку найти одну из них по ее словесному описанию. Более старшие дети могут отгадывать простые загадки и без опоры на зрительное восприятие.

Особое место в играх, направленных на развитие речи, занимают игры на развитие мелкой моторики. Они включают движения кистей рук и пальцев, сопровождаемые ритмической, несложной речью. Упражнение кистей и пальцев рук способствует развитию физиологической основы овладения ребенком речью, развитию двигательного центра мозга, ведающего в том числе, и развитием мелкой моторики. Мелкая моторика - залог дальнейшего речевого развития (ладонь - рот, пальчики - язык). Две самые подвижные области (язык и пальцы).

Таким образом, можно сделать вывод, что развитие речи детей в раннем возрасте неразрывно связано со всеми видами детской деятельности. Речевое развитие детей раннего возраста включает овладение речью как средством общения и культуры, обогащение активного и пассивного словаря, и конечным результатом считается развитие качественной устной речи. Речевая функция столь важна для ребенка, что овладение ею можно считать одной из ведущих линий развития в первые годы жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении

Квалификационная работа о своевременном формировании речи детей начиная с раннего детства....

Развитие речи детей раннего возраста в детском саду

Статья для родителей о развитии ребенка...

Создание условий для развития речи детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении.

Своевременное и правильное овладение ребенком речью является важнейшим условием полноценного психического развития и одним из направлений в педагогической работе дошкольного учреждения....

Проект: «Создание условий для комфортного пребывания детей раннего возраста в детском саду»

Проект: «Создание условий для комфортного пребывания детей раннего возраста в детском саду»...