Путешествие в страну АБВГДейку
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа)

Занятие по развитию речи и обучению грамоте

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл abvgdeyka.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19 Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Сценарий непрерывной интегрированной

образовательной деятельности

по образовательной области «Речевое развитие»

для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Путешествие в страну АБВГДейку».

Воспитатель: Агатьева В.В.

 

Используемые технологии:

*Технология личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми;

*Технология деятельностного подхода;

*Игровые технологии

*Здоровьесберегающие технологии

Санкт-Петербург

2024 год

                       Название «Путешествие в страну АБВГДейку».

Цель: Систематизация  раннее полученных знаний, умений      и   применение навыков по обучению грамоте, активизация связной речи детей.

Образовательные задачи:

1. Обучающие:

-упражнять в согласовании прилагательных с существительными,   обогащать словарный запас, активизировать словарь;

- упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5;

- упражнять в умении различать твердый и мягкий звук «л»;

- учить подбирать  подходящую по смыслу рифму.

 - упражнять в подборе прилагательных к существительным;

2. Развивающие:

-развивать фонематическое восприятие,связность речи;

-развивать  память, словарь, речевой слух;

-развивать умение отгадывать загадки.

3. Воспитательные:

-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;

-побуждать детей к желанию совместно решить поставленную задачу.

    Методические приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, повторение, обобщение, художественное слово, физкультурная минутка, наглядный, показ и объяснения воспитателя, наблюдение за работой детей, анализ ответов детей.

Индивидуальная работа: следить за речью детей, оказывать помощь ;

Предварительная работа: ознакомление детей с прилагательными и связью с существительными и числительными; изучение некоторых  гласных и согласных звуков и букв.

Оборудование: демонстрационный материал, аудиозапись со звуковым письмом, песенками,карточки с цифрами и буквами(1,2,3.4.5 и буквы «рулон»);картинки животных.

Организация детей: заинтересовать детей приглашением в страну АБВГДейку.

Примерный ход совместной непрерывной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Роль педагога заключается в том,чтобы заинтересовать и сопровождать детей по ходу занятия,При необходимости помочь найти нужное рещение,но не давать правильный ответ.Воспитатель мотивирует детей на поиск верного ответа при возникновении затруднений.

Действия детей, их предложения по ходу занятия (предположительно), самостоятельные поиски ответов на предложенные вопросы.…

Мотивация

Организационный момент

Воспитатель предлагает прослушать звуковое письмо от деда Грамматейкина с приглашением в страну АБВГДейку.В письме предлагается выполнить задания для получения 5-и букв из которых состоит название подарка.Для этого нужно выполнить пять заданий,за выполнение каждого открывается одна буква.Номер задания соответствует порядковому номеру буквы в названии подарка.

Дети  собрались в круг приветствия. Повторяют слова сопровождающие движениями:

- Здравствуй, солнце золотое! (все поднимают руки, затем опускают).

- Здравствуй, небо голубое! (все поднимают руки, затем опускают).

- Здравствуй, мир! (широко разводят руки)

- И здравствуй, я!

- Здравствуйте, мои друзья! (берёмся за руки)

Дети слушают, что написано в письме.

Проблемати-

зация

Воспитатель интересуется понятно ли что нужно сделать. согласны ли дети отправится в путешествие, готовы ли они выполнить задания деда Грамматейкина и получить от него подарок.

В конце занятия открываеся слово «рулон». Детям ставится вопрос какие бывают рулоны (бумаги,целофана).При необходимости воспитатель задаёт наводящие вопросы.

Воспитатель предлагает посмотреть какой рулон(рулон чего) подарил им Грамматейкин.

Дети отвечают, что с удовольствием отправятся в путь и постараются выполнить все предложенные задания.

Дети предлагают свои варианты рулонов,которые им знакомы.

Дети рассматривают подарок и приходят к выводу о том ,что Грамматейкин  подарил  им рулон раскрасок

Целеполага-ние

Воспитатель спрашивает что нужно для того , чтобы путешествие закончилось удачно.

Каждый день всегда, везде,

На занятиях в игре,

Громко, четко, говорим,

Никуда мы не спешим.

Ответить хочешь- не шуми,

Только руку подними.

Дети отвечают, что надо слушать внимательно задание, помогать друг другу, не перебивать.

Реализация плана

Основная часть.

Станция 1

 Воспитатель предлагает обратить внимание на стол с цифрой 1. На нём лежит конверт с первым заданием от Грамматейкина

Воспитатель показывает картинки с изображением животных, детям предлагается соотнести числителные  с существительными в единственном и множественном числе. Воспитатель предлагает каждому выбрать картинку с изображением животного и ответить по очереди.

Воспитатель переворачивает карточку с цифрой 1 и спрашивает какая буква изображена на обратной стороне.

Далее воспитатель предлагает до следующей станции отправится на поезде, включает минусовку  песенки

Станция 2.

Воспитатель читает следущее  задание. В нём говорится, что есть удивительные слова ,которые могут называть разные признаки предметов.

Детям предлагается составить прилагательное по признаку.

Воспитатель переворачивает карточку с цифрой 2 и спрашивает какая буква изображена на обратной стороне.

К следующей станции предлагается полететь как жуки.Включается музыка «полёт жука».

Станция 3.

Воспитатель читает следующее задание в котором предлагается разделить картинки,в которых спрятался  твердый  и мягкий звук «л».На столах лежат картинки, в названии которых спрятались звуки «Л» и «ЛЬ». Детям необходимо разложить картинки на две части. (На столе лежать карточки синего и зеленого цвета)

(Карточки:  улитка, лягушка, пальма, лисёнок, лошадь, лев, белка,солнце,яблоня,облака,слон)

Воспитатель переворачивает карточку с цифрой 3 и спрашивает какая буква изображена на обратной стороне.

Далее предлагается немного отдохнуть-проводится физкультминутка «Вот так».

Станция 4.

На следующей станции детям предлагается найти лишнее слово.В предложенной цепочке слов нужно выделить слово,которое начинается на иной звук.

Воспитатель переворачивает карточку с цифрой 4 и спрашивает какая буква изображена на обратной стороне.

Воспитатель предлагает поиграть в «Определи  «А» или «О».Воспитатель «рисует» поочерёдно пальцем на спине детей одну из букв,которую необходимо назвать.

Станция 5.

Воспитатель читает о том,что в этом задании необходимо подобрать подходящую по смыслу рифму.

При необходимости задаёт наводящие вопросы.

Далее переворачивает карточку с цифрой 5 и спрашивает какая буква изображена на обратной стороне.

Заключительная часть.

Воспитатель предлагает разложить все полученные буквы поочерёдно согласно цифрам и просит прочитать полученное слово.

Воспитатель спрашивает известно ли это слово детям.Вместе с детьми делает вывод,что рулон-это свёрнутый в трубку материал.

Далее предлагается рассмотреть подарок от деда Грамматейкина.

Воспитатель включает звуковое сообщение от Грамматейкина,где он хвалит детей за выполненные задания и сообщает,что для того,чтобы найти подарок надо отгадать загадку.

Снег идет, а мне тепло.
Дождик льет, а мне смешно.
Ведь смотрю я сквозь стекло
В обыкновенное…
(Окно)

Воспитатель предлагает найти подарок на окне.

 

Игра «Поиграем, посчитаем» (по картинкам).

Дети по очереди отвечают.

-Один заяц, два зайца, пять зайцев.

-Один волк, два волка, пять волков.

-Один медведь, два медведя, пять медведей.

-Один еж, два ежа, пять ежей.

-Одна лиса, две лисы, пять лис.

-Одна белка, две белки, пять белок.

Дети называют букву,которая изображена на обратной стороне карточки(буква «Р»

Под минусовку «Дышит,дышит паровоз» дети выстраиваются друг за другом и направляются к следующему столу,проговаривая «чух-чух-чух-чух).

Игра «Назови признаки».

- стол из дерева…

-мяч из резины…

-дом из кирпича…

- кубик из пластмассы,…

-сумка из кожи…

-ваза из стекла…

-носки из шерсти..

Дети по очереди называют прилагательное.

Дети называют букву,которая изображена на обратной стороне карточки(буква «У»)

К следующей станции дети подходят со звуком «Ж-ж-ж-ж» под музыку.

«Найди звуки «л» и  «ль»

Дети определяют мягкий или твёрдый звук «Л» и раскладывают соответственно в корзины синего или зелёного цвета

Дети называют букву,которая изображена на обратной стороне карточки(буква «Л»)

Ребята выполняют движения согласно тексту песенки.

«Определи лишнее слово».

-улыбка,улитка,обдако,утро;

-абрикос,арбуз,аптека,якорь;

-юла,яблоко,январь,ягода;

-малина,медведь,камень,маши-на;

-носок,небо,лягушка,ночь;

-люк,мороз,лук,ложка.

Дети выделяют лишнее слово,определяя начальные звуки в данных цепочках.

Дети называют букву,которая изображена на обратной стороне карточки(буква «О»)

Дети называют букву,которую загадал воспитатель.

Игра «Рифмы».

В кладовой шуршала мышка,
Под сосной лежала-…(шишка)

Капризуля наша Маша,
У неё в тарелке …(каша).

Очень любят мыши сыр,
В хорошем сыре много-…(дыр).

Пишет маме письмо дочка,
В конце рассказа стоит-…(точка).

На берегу лежала гайка,
Рыбёшку утащила-…(чайка).

Дымится в миске кашка,
С чаем стоит -…(чашка).

Очень громко плачет мальчик-
Он поранил стеклом…(пальчик).

В огороде вырос лук,
На грядке ползал майский …(жук).

Ребятня каникул ждёт-
Лето красное …(идёт).

Купил модный Клим жилет,
Приобрёл в театр …(билет)

Дежурным Вася в классе был,
Полы он тряпкой чисто…(мыл)

У Ильи красивый волос
И приятный, звонкий…(голос).

Дети называют букву,которая изображена на обратной стороне карточки(буква «Н»)

Дети выкладывают буквы и определяют,что это слово «рулон».То есть подарок-это рулон чего-то.

Дети отгадывают загадку,находят подарок и

 делают вывод,что подарок-это рулоны бумажных раскрасок для мальчиков и девочек.

Дети делают вывод  «подарок-это рулон бумажных раскрасок».

Рефлексия

Воспитатель просит детей сесть круг, раздает два кружочка с нарисованными лицами «Радость» и «Печаль», уточняет, какие эмоции нарисованы и просит всех  отвечать на вопрос поднятием нужной карточки с изображением эмоции. Пример вопросов: «что понравилось?  «Что запомнилось?», «Что было трудного?».

Воспитатель всех благодарит за помощь.

Дети садятся в круг, берут в ладошки два кружочка с нарисованными эмоциями, отвечают, что изображено - «радость, счастье, веселье» и «печаль, грусть». Поднимают кружочек, исходя из своих эмоций, которые испытал каждый ребенок, делятся впечатлениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа

Конспект занятия кружка по обучению грамоте "Путешествие в страну АБВГДейки" подготовительная к школе группа...

конспект занятия по грамоте в подготовительной группе:"Путешествие в страну АБВГДейка"

Задачи, поставленные в конспекте, помогут закрепить у детей умение проводить звуковой анализ слов (деление слов на слоги, различать гласные-согласные звуки, твердые-мягкие звуки).Развивает связную реч...

Конспект аттестационного занятия в старшей логопедической группе "Путешествие в страну АБВГДейка".

Аттестационное интегрированнон фронтальное логопедическое занятие в старшей групее с использованием ИКТ, интерактивного стола....

"Путешествие в страну АБВГДейка"

Закрепление у дошнкольников знаний элемементов грамоты, понятий звук, буква, слово....

путешествие по стране АБВГДЕйке

Занятие по обучению грамоте...

Конспект НОД "Путешествие в страну АБВГДЕЙКА"

Методическая разработка содержит отчетное занятие  по обучению детей грамоте...

Итоговое занятие кружка в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну "АБВГДейка"

Конспект итогового открытого занятия для родителей и педагогов ДОУ по обучению грамоте...