Педагогический опыт
проект по развитию речи

Ягодина Елена Анатольевна

Педагогический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped.opyt_.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Представление педагогического опыта

воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения «Атемарский детский сад №1 «Теремок»

Ягодиной Елены Анатольевны

Введение

Тема: «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Автор: Ягодина Елена Анатольевна

Год рождения: 17.05.1989 г.

Образование: Высшее. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение «Мордовский государственный педагогический институт им. М.Е. Евсевьева, по специальности «Русский язык и литература»; профессиональная переподготовка в ФГБОУ «МГПИ имени М.Е. Евсевьева» города Саранск по программе профессиональной переподготовки «Педагог дошкольного и дополнительного образования», 2018 г.

Педагогический стаж: 4 года

Стаж работы в данном ДОУ: 1 год

Стаж работы в должности: 4 года

Повышение квалификации: 2024 г. ГБУ ДПО РМ «ЦНППМПР «Педагог 13.ру»

Квалификационная категория: отсутствует

Дата последней аттестации: -

Занимаемая должность: воспитатель.

Актуальность и перспективность опыта.

С каждым годом растет число детей, имеющих отклонения в развитии речи. А речь, как мы знаем, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом. Это обусловлено исключительной ролью речи в жизни человека. Без речевого окружения ребенок никогда не заговорит. Но и этого недостаточно для возникновения у него речи. Важно, чтобы у него самого появилась потребность к пользованию речью, как основным способом общения со сверстниками, близкими.

К сожалению, живое общение детям в последнее время заменяет телевидение, компьютер, Интернет, что обедняет речь ребенка и не дает возможности обогащать ее. Эта проблема в настоящее время является актуальной. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на его характер. В семье ребенка понимают с полуслова, и он не испытывает особых неудобств, если его речь несовершенна. Но речь ребенка не является врожденной функцией. Она развивается постепенно, вместе с его ростом и развитием. Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка.

Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации, один из наиболее мощных факторов и стимулов развития ребенка в целом.

Дети с хорошо развитой речью легко вступают в общение с окружающими: они могут понятно выразить свои мысли и желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. И наоборот, неясная речь весьма затрудняет взаимоотношения с людьми и нередко накладывает тяжелый отпечаток на характер самого ребенка.

К сожалению, в современном мире всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет.

Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе. В настоящее время программа Российского образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей. Поэтому дидактическая игра в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития речи детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения.

В связи с этим, моя методическая тема – «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр».

Основная идея опыта.

Как показывает мой опыт работы в данном направлении, что дидактическая игра – является одним из наиболее действенных средств развития речи детей дошкольного возраста, так как это доступный, полезный и эффективный метод. И поскольку процесс развития речи предполагает активизацию словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи, умения правильно выражать свои мысли, считаю, что применение дидактической игры позволяет повысить эффективность обучения и развития детей.

Инновационность опыта заключается в адаптации детей в образовательном процессе дошкольного общеобразовательного учреждения.

Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании условий для повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста через дидактическую игру.

На идею формирования опыта оказали влияние следующие факторы:

  • требования ФГОС;
  • теоретические основы психологического развития дошкольников;
  • изучение методической литературы и опыта коллег;
  • апробирование новых методов и приёмов работы;
  • курсы повышения квалификации.

Важную роль в эффективности дидактических игр занимает их правильное проведение. Воспитатель должен выбирать игры, направленные на определенную сторону развития речи, в зависимости от возраста детей и их уровня речевого развития.

Игра должна увлечь всех детей, чтобы у них был интерес выполнять поставленные задачи, совместно достигая цели, чтобы малыши с удовольствием отвечали на вопросы, угадывали слова и буквы, находили нужные карточки и собирали пазлы правильно. То есть были внимательными при выполнении упражнений.

Формировать у дошкольников интерес к процессу обучения с целью развития и коррекции речи мне помогало выполнение следующих пунктов одновременно:

а) Дети должны четко понять, что от них требуется. Нужно просто и ясно изложить условия игры и уметь правильно поставить цели и задачи. При необходимости можно корректировать их по ходу игры.

б) Показать свою заинтересованность. И родители, и воспитатели должны быть полностью вовлечены в процесс игры. Это поможет детям вникнуть в процесс и вести игру честно и по правилам, под присмотром взрослых. Если дети видят, что вы рассеяны и играете только потому, что надо, их интерес угаснет очень быстро. Лучше в таком случае не играть, чем играть так плохо.

в) Поощрять ребенка. Каждая выполненная задача должна быть отмечена родителем или воспитателем. Это необходимо для того, чтобы ребенок мог почувствовать что-то, что происходит важно и требует его внимания. Обычная похвала с указанием заслуг, что он молодец, морально поддержат любого ребенка и придадут ему уверенности в собственных силах.

г) Игра должна быть в радость. Сложно угодить нескольким детям сразу, однако важно, чтобы все были заинтересованы. Игра не должна длиться слишком долго, иначе дети утомятся и потеряют интерес не только к происходящей игре, но и могут не захотеть играть во что-то другое. Если они ссорятся из-за выбора дидактической игры, то можно найти компромисс. Например, предложить поиграть ровно пять минут в первую игру, потом столько же во вторую. Весь предыдущий год я занималась изучением проблемы развития речи детей с помощью дидактических игр. Во время сбора информации и изучения материалов по теме обращала внимание, что во всех возрастных группах дошкольного возраста активно формируется речь, начиная с первой ранней и заканчивая подготовительной группой, и потом этот процесс продолжается уже в школе.

Проводя свои исследования в младшей группе, я столкнулась со следующими проблемами в развитии речи дошкольников: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, неспособность построить монолог (рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами).

Взяв за основу мнения выдающихся педагогов, увидев эффективность наглядного материала, использую в работе по развитию связной речи детей различные дидактические игры: словесные, с игрушками и предметами, настольно-печатные. Считаю, что немаловажное значение для развития речи детей имеет окружающая обстановка, созданная в группе и дома: правильное размещение дидактических пособий и игр, мест, где можно уединиться, поиграть за столом, посидеть, поговорить, посмотреть картинки.

Исходя из вышесказанного, целью моей работы является:

- повысить уровень речевого развития детей с помощью дидактической игры.

Задачи:

- развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, формировать грамматический строй.

- применять дидактические игры в непосредственно-образовательной и свободной деятельности детей для развития связной речи.

Решить эти задачи помогают дидактические игры, которые являются не только игровым методом обучения детей дошкольного возраста, но и самостоятельной игровой деятельностью, а также средством всестороннего развития ребенка.

Создание условий для полноценного развития речи детей с помощью дидактической игры предусматривает наличие необходимой развивающей предметно-пространственной среды.

Реализацию ведущей идеи опыта начала с организации предметно-развивающей среды в группе. Учитывая то, что главной деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность, в группе созданы уголки для сюжетно - ролевых игр, детского творчества, сенсорный и музыкальный уголки, зона отдыха.

Предметно - развивающую среду регулярно пополняю новыми атрибутами, сделанными своими руками.

Одна из главных задач - подобрать такие варианты игры, чтобы вызвать у детей интерес к играм со словом. Во все занятия и режимные моменты я включаю речевые дидактические игры и занимательные упражнения: фонетические, лексические, грамматические, игры со словом и движением.

Чтобы дети вновь проявили интерес к какой-то игре очень важно обратить внимание на то, как закончить игру. Это может быть разыгрывание фантов, чествование победителей, сообщение о новом варианте знакомой игры и т. д. Подбор игр по развитию речи разнообразный: «Кто что ест?», «Чей малыш?», «Найди маму», «Волшебный мешочек», «Весёлые матрешки», «Картинки - половинки», «Найди окошко», «Кто в домике живет?», «Помоги мишке собрать урожай», «Кислый – сладкий – соленый», «Угадай по описанию», «Угадай, какая сказка», «Найди отличия», «Чего не хватает?» и другие.

Для расширения и обогащения словарного запаса детей разными формами речи, синонимами, антонимами, обобщающими словами использую лексико-грамматические игры, например, «Назови три слова», «Что вы видите вокруг?».

Словесные игры «Зоопарк», «Это правда или нет?», «Составь описание», «Придумай окончание сказки» учат детей пересказывать, самостоятельно составлять рассказы, сочинять концовки к сказкам, отгадывать загадки.

Так как дети любят загадки, с удовольствием стараются их разгадать, предлагаю детям игры на отгадывание загадок. Это развивает воображение, помогает освоить умение характеризовать кого-либо или что-либо, формирует быструю реакцию на слово. Немаловажную роль играют артикуляционные игры. Считаю, что их необходимо проводить, как на занятиях, так и в свободной деятельности. Пальчиковые игры сопровождаются словесной игрой, что важно для развития мелкой моторики, развития мышления и речи. Игры с мячом сопровождаются словесной игрой: «Скажи ласково», «Съедобный - несъедобный», «Летает - не летает?». Эти игры способствует приобретению навыков ловкости, мышлению и быстрого ответа и очень интересны для детей. В своей работе использую авторские дидактические пособия: лепбук «Речевичок», «Дидактический комод», дидактическая игра из фетра «Развиваемся, играя». Они помогают мне повысит речевую активность детей, чувствовать себя комфортно и свободно в любой образовательной ситуации, направленной на развитие речи.

Хочется отметить в моей работе тесную взаимосвязь с родителями. Правильное понимание родителями задач воспитания и обучения, знания некоторых методических приемов, используемых в работе по развитию речи детей, несомненно, помогало в организации дидактических игр в домашних условиях. Знания родители получали через беседы, консультации, родительские собрания, газеты для родителей. Например, рубрика «Домашнее задание», где даются родителям практические рекомендации, по формированию речевых навыков. Интересным и полезным являлся раздел «Домашняя игротека», здесь родители знакомились с дидактическими играми на закрепление различных речевых навыков. Отбирался и разрабатывался материал для данного раздела, учитывалась большая загруженность родителей домашними делами.

Рекомендуется играть с детьми даже на кухне. Например, применяя игровые упражнения на развитие мелкой моторики, дидактическая игра «Помогаю маме» и т. д. Так как игры с пальчиками стимулировали, ускоряли процесс речевого и умственного развития ребенка. Предлагается игра на обогащение словаря, например, «Давай искать на кухне слова» или «Угощаю». Родители на опыте убеждались в том, что совместные игры с детьми помогали лучше узнать своих детей, уяснить особенности их характера и поведения, сблизиться с ними. Для подобного общения с детьми нужно всегда находить время.

В своей работе я использовала дидактические игры разных видах деятельности:

•        в непосредственно образовательной деятельности;

•        в приобщении детей к художественной литературе;

•        в обучении правильному произношению;

•        в беседах;

•        в наблюдениях;

•        в подвижных играх;

•        в театрализованной деятельности;

•        в играх на развитие мелкой моторики;

•        в режимных моментах;

•        в минутках по безопасности.

Результативность опыта.

Результатом моей целенаправленной работы по данной теме стало повышение речевой активности детей. Прослеживается положительная динамика уровня развития речи дошкольников. Дидактические игры сделали процесс запоминания более простым, интересным, творческим и помогли воспитанникам преодолевать робость и застенчивость. Овладение навыками пересказа сказок, текстов и разучивание стихов произошло легче и быстрее. У детей появилось желание пересказывать как на занятиях, так и в повседневной жизни. С помощью дидактических игр у детей увеличился круг знаний об окружающем мире, обогатился и активизировался словарный запас, формируется лексико-грамматический строй речи детей. В связи с этим можно утверждать, что проведенная работа по развитию связной речи дошкольников подтвердила свою эффективность.

На основании собственного опыта использования дидактических игр как средства развития речи детей был сделан следующий вывод: правильно подобранная дидактическая игра создаёт условия для обогащения словарного запаса и развития речи детей, включает дошкольников в образовательную деятельность, выступает как средство всестороннего воспитания и развития личности ребенка.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва «Просвещение»

2. А.Н. Сорокина «Дидактические игры в детском саду»1982г. Москва «Просвещение»

3. М.М. Алексеева, В.И. Яшина, Методика развития речи и обучение родному языку дошкольников - М,; "Академия", 1998

4. Ушакова О.С., Арушанова А.Г., Струнина Е.М. Придумай слово. Речевые игры и упражнения для дошкольников - М., "Просвещение", 1996

5. Шорохова О.А Речевое развитие ребенка - М., 2009

6. Г.С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи.

7. Основная образовательная программа МБДОУ «Атемарский детский сад № 1 «Теремок».

8. Федеральный  закон  «Об образовании РФ» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.

9. Интернет ресурс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"

Педагогический опыт по теме: "Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста в организованном педагогическом процессе"...

"Способы представления и распространения педагогического опыта" Педагогический опыт

Педагогический опыт Способы представления и распространения педагогического опыта...

Педагогический опыт по теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»

По теме: «Использование метода педагогического проектирования как средства развития детей дошкольного возраста»...

Педагогический опыт работы на тему "Формирование экологической культуры у детей младшего и среднего дошкольного возраста при использовании правильной педагогической организации процесса познания"

Все мы - дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира....

Педагогический опыт « Формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста» на «Фестиваль педагогического мастерства – 2017»

« Самое дорогое у человека – это жизнь », - писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому- что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигая день за днем все изгибы и превр...

Педагогический опыт «Модель организации правового воспитания в целях повышения уровня правовой культуры всех участников педагогического процесса в доу»

Правовое воспитание, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность педагогов и родителей по формированию правового мышления....