Конспект занятия "Международный день родного языка" старшая группа
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Елена Викторовна Манискевич
Ежегодно с 2000 года 21 февраля отмечается международный день родного языка. Этот праздник ещё очень молодой. Ему всего 20 лет. Мы считаем. Что этот праздник очень важный и нужный. Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи «День родного языка»

в старшей группе № 2.

Воспитатель: Манискевич Е. В.        21.02.2024г.

Цели: познакомить детей с «Международным днем родного языка»

Задачи:

- Создать условия для обогащения духовного мира детей;

- Формировать понятие «родной язык», бережное отношение к родному языку, обычаям и культуре, а также к традициям других народов;

-  Способствовать развитию речи, мышления и памяти.

- Упражнять детей в придумывании родственных слов.

- Воспитывать любовь и уважение к Родине, своей стране и родному языку;

                                            Ход занятия.

Воспитатель: Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить о международном дне родного языка. 21 февраля во всех странах отмечают День родного языка, поэтому этот день назвали Международный день родного языка.

Слайд №1 (глобус, Российская федерация)

Воспитатель: Кто знает, что это?

Дети: Глобус!

Воспитатель: А, что такое глобус? Кто мне сможет объяснить?

Дети: Это маленькая модель нашей планеты.

Воспитатель: Наш глобус окрашен разными цветами. Это не просто так! Каждый цвет имеет свое значение. Голубым окрашивают моря, реки и океаны. Зеленым – леса и равнины. А коричневым и желтым – горы и пустыни. 

У каждого народа есть свой родной язык. Родной язык – это тот язык, на котором говорят наши мамы, папы, бабушки и дедушки, на котором говорим мы. Без языка не существовал бы мир. На языке мы думаем, общаемся, творим. Ребята, а на каком языке мы, с вами разговариваем? (на русском). Правильно, на русском.

Слайд№2 (народы России)

А на каком языке говорят?

Украинцы…..(украинском)

Белорусы - … (белорусском)

Поляки - … (польском)

Немцы - … (немецком)

Воспитатель: В мире существует около 4 тысяч разных языков. И сегодня, в Международный день родного языка, мы с вами поговорим о нашем родном языке. Родной язык – это одно из первых открытий в нашей жизни. Первый язык, который мы изучаем – родной. Мы учимся правильно говорить и писать на родном языке - это долг каждого человека перед свой, страной. Поэтому всем необходимо знать и беречь свой язык.

Воспитатель: Ребята, а сейчас посмотрим, сумеете ли вы отгадать загадки?

Слайд№ 3 (язык, книга, алфавит)

1.Всегда во рту, а не проглотишь. (язык)

2.Хоть не шляпа, а с полями, не цветок, а с корешком, разговаривает с нами всем понятным языком (книга).

3.Я учу. Смотрю в тетрадку. У меня серьезный вид. «А», «Б», «В», и по порядку повторяю. (алфавит)

4.Здесь родился, живешь, уезжаешь — скучаешь, как зовут это место, знаешь?

(Константин Ушинский “НАШЕ ОТЕЧЕСТВО”)

Наше Отечество, наша Родина – матушка Россия. Отечеством мы зовём её потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и всё в ней для нас родное. Матерью - потому, что она вскормила своими водами, выучила своему языку и, как мать, защищает и бережёт нас от всяких врагов… Много есть на свете хороших государств, но одна у человека родная мать, одна у него и Родина.

                                Игра «Многозначные слова».

У меня есть вот такие карточки. На них изображены разные картинки, а вам нужно найти им пару и объяснить свой выбор. Например, «ручка» и к ней можно добавить ручку для письма, часть тела – кисть, дверную ручку.

1.Кисть: рука, кисть рябины, для рисования.

2.Кран: водяной, строительный.

3.Иголка: для шитья, у ежа.

4.Лист: для рисования, на дереве.

5.Ручка: дверная, писать.

Воспитатель: а сейчас мы сыграем с вами в игру.

                                    Игра «Слова наоборот»

холодный – горячий;

широкий- узкий,

толстый - тонкий,

большой – маленький,

высокий – низкий,

громкий – тихий,

день-ночь;

хорошо – плохо,

мокрый - сухой

длинный - короткий и т.д.

Это ребята, слова антонимы – противоположные по значению.

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы. Все слова знаете. Видите, насколько богат, разнообразен и красив наш родной язык. Как много в нем слов, с помощью которых мы можем просто говорить.

Слайд№ 4 (снег, снегопад, снежинки)

Воспитатель: Какая картинка появилась на экране? Правильно, «СНЕГ». Давайте вместе придумаем семью слов к этому слову. Они похожи по звучанию и по смыслу. Молодцы! Вы угадали слова «снегопад» и «снежки».

У слова «СНЕГ» есть ещё родственники. Отгадайте загадки и увидите отгадки.

Лепит детвора зимой, чудо с круглой головой: Ком на ком поставит ловко, рот – дуга, и нос морковка, а два глаза – угольки, да из веток две руки. Солнце вышло, он и сник. Кто же это? (снеговик)

Слайд№ 5 (снеговик)

С неба звезды падают, лягут на поля. Пусть под ними скроется черная земля. Много-много звездочек тонких, как стекло; Звездочки холодные, а земле тепло! (снежинки)

     Слайд№ 6 (снежинки).

 Чудо-дворник перед нами, загребущими руками, за одну минуту сгрёб, преогромнейший сугроб. (снегоуборочная техника)

Слайд №7 (снегоуборочная машина)

Алый шёлковый платочек, яркий сарафан, упирается рука в деревянные бока, а внутри секреты есть, может 3, а может 6. Разрумянилась немножко, это русская … (Матрёшка)

Слайд№7 (русская матрешка)

Детям раздаются силуэты матрёшек для раскрашивания.

Рефлексия.

О чем мы сегодня с вами говорили? - о нашем родном языке.

Какой язык в нашей стране самый главный? - русский.

А когда празднуют день родного языка? - международный день родного языка празднуют 21 февраля.

Нужно с уважением относиться ко всем языкам мира, не только к своему родному языку. Для этого нам необходимо обучаться грамоте, уметь правильно говорить и писать. В этом и выражается уважительное отношение к языку своей страны.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Международный день родного языка

Слайд 2

РУССКИЕ МОРДОВЦЫ ЧЕЧЕНЦЫ ТАТАРЫ БУРЯТЫ КАЛМЫКИ БАШКИРЫ ЧУКЧИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчёт « Международный день родного языка» группы №1 МБДОУ №6 «Улыбка» ЗМР РТ 20 февраля 2014

1.Беседа «Наша Родина -Татарстан» Цель:Рассказать детям о нашей республике, какие народы здесь проживают. 2.Рассматривание татарской национальной одежды. Цель: учить  узнавать и называть кол...

конспект праздника: "День птиц"! средняя группа. Воспитатель: Прикащенкова Мария Юрьевна.

Сценарий, посвященный празднику "Дню птиц", который ежегодно отмечается 1 апреля. Каждый год выбирается птица - символ года в России....

Конспект занятия <<День космонавтики>> подготовительная группа

Конспект занятия в подготовительной группе «День космонавтики»Конспект занятия в подготовительной группе «День космонавтики»"День космонавтики"Цели:расширить представ...

Конспект занятия «День космонавтики» /старшая группа/

Цель:Уточнение и расширение знаний и представлений детей об истории развития космонавтики в нашей стране, о первых героях космоса, об особенностях жизнедеятельности космонавтов....

Конспект НОД "День родного языка"

Конспект НОД "День родного языка"...

Конспект занятия «День Конституции» (старшая группа) «День Конституции»

МКДОУ  ВОСКРЕСЕНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД № 2 «Семицветик»         Конспект занятия «День Конституции» (старшая группа)«День Конс...