«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр»
методическая разработка по развитию речи (младшая группа)

                    В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. Это объясняется рядом причин:

  1. ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей),
  2. увеличение числа патологий беременности (родовые травмы),
  3. социальные проблемы. В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр»

Воспитатель Орлова А.С.

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека» - писал Кант.

В последнее время наблюдается тенденция увеличения числа детей, имеющих нарушения речевого развития. Это объясняется рядом причин:

  1. ухудшение экологической обстановки (ослабленное здоровье детей),
  2. увеличение числа патологий беременности (родовые травмы),
  3. социальные проблемы. В данный момент эта проблема остается нерешенной, многие дети нуждаются в помощи специалистов.

Исследованиями ученых (М. М. Кольцова, Е. Н. Исенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь речевого развития ребёнка и мелкой моторики рук. Все ученые, изучавшие психику детей, подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для развития речи детей и оказывают большое влияние на развитие головного мозга.

Результаты мониторинга образовательного процесса  показали, что у половины детей группы прослеживаются речевые проблемы:

- у многих задержка развития речи,

- неправильное произношение звуков,

-  низкий уровень активного словарного запаса.

Наблюдения за детьми в ходе занятий выявили, что некоторые дети не проявляют интереса в прослушивании произведений художественной литературы, отвлекаются, не слушают. У детей слабо развита мелкая моторика, что ведет к возникновению затруднений на занятиях по рисованию, аппликации, лепке.

Это и определило тему моей работы «Речевое развитие детей через использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр».

Цель:

Выявить влияние пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр на активизацию речи младших дошкольников.

Задачи:

  1. Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
  2.  Создать подборку методической литературы по теме.
  3. Разработать и использовать комплекс пальчиковой гимнастики в соответствии с лексическими темами.
  4.  Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
  5.  Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, о нетрадиционных формах работы с детьми.
  6. Развивать воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность.

Гипотеза

Использованием пальчиковой гимнастики можно добиться развития мелкой моторики, лучшего понимания смысла речи детьми, речь детей станет более четкой, ритмичной, яркой. Возрастет их речевая активность, что создаст положительную предпосылку для развития связной речи у детей.

Направления работы:

  1. Изучение литературы по теме.
  2. Создание картотеки с пальчиковыми играми.
  3. Создать среду для развития мелкой моторики, сделать ее использование увлекательным для детей.
  4. Разработать консультации для родителей по теме.

Пальчиковые игры – это общепринятое название занятий на развитие мелкой моторики рук детей, которые сопровождаются рифмованными четверостишиями.

Учеными доказана связь между пальцевой моторикой и речью, поэтому мы можем говорить о том, что пальчиковые игры способствуют развитию речи детей.

Значение пальчиковых игр:

- они развивают мелкую моторику, что стимулирует развитие речевых центров;

готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем:

рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д.

-способствуют расширению словарного запаса детей;

-помогают наладить контакт между взрослым и ребенком.

Выделяют следующие виды пальчиковых игр:

  1. Игры-манипуляции

Это игры, которые развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.

("Сорока-белобока", "Этот пальчик хочет спать", "Ладушки-ладушки", ")

  1. Сюжетные пальчиковые упражнения

В эту группу входят упражнения, позволяющие детям изображать предметы мебели и транспорта, птиц, домашних и диких животных, деревья, насекомых.

("Пальчики здороваются", "Грабли", "Цветы", "Ежик")

  1. Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

"Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

"Ухо-нос" - левой рукой взяться за кончик носа, правой - за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.

"Симметричные рисунки" - рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).

"Горизонтальная восьмерка" - нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости цифру восемь три раза – сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками.

С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребенка внимания, сосредоточенности.

  1. Театр в руке

Это игры,  с помощью которых мы можем разыграть небольшой сюжет. (Закаляка, У оленя дом большой.)

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они увлекают детей и приносят им радость.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,

взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью

взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации:

  • Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
  • Используйте максимально выразительную мимику и читайте стихотворение выразительно, эмоционально.

Использование пальчиковой гимнастики вызвало положительную реакцию и интерес у детей, они с желанием выполняли упражнения, пользовались играми и пособиями в свободной деятельности.

Возросла речевая активность детей, речь стала более эмоциональной, улучшилась память. Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что  благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе. Родители приняли участие в реализации проекта, начали использовать игры с различными материалами для развития мелкой моторики дома.

Вывод:

Использование пальчиковой гимнастики и других пальчиковых игр вызвало интерес у детей, желание выполнять упражнения на развитие мелкой моторики. Речевая активность детей возросла, их речь стала более ритмичной, эмоциональной.

Список литературы:

  • Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
  • Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
  • Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
  • Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»
  • Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
  • Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

В этом материале,говорится о развитии речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий....

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».

План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....

Самообразование «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Самообразование " Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий"...

«Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Развитие речи детей через пальчиковые игры и упражнения, а так же совершенствование мелкой моторики...

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»

Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...