Конспект занятия по Нищевой Н. В. "Аквариумные и пресноводные рыбы"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Куфтова Инна Андреевна

«Рыбы»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуали­зация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствова­ние навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация пра­вильного произношения звука [р]. Совершенствование умения петь легко, естественным голосом с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, пев­ческого дыхания, зрительного внимания и восприятия, артикуля­ционной и тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопо­нимания, доброжелательности, самостоятельности, инициатив­ности, ответственности. Воспитание любви и бережного отноше­ния к природе.

Оборудование. Магнитная доска, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображения­ми пресноводных рыб, игра-застежка «Ерши», магнитофон, кас­сета с записью музыкального сопровождения, мяч, настольный бассейн с водой, бумажные рыбки по числу детей.

Предварительная работа. Составление плана рассказа о прес­новодной рыбе на занятии по развитию речи. Изготовление рыбок в технике оригами на занятии по конструированию.

Пение распевки «Ерш» (ГавришеваЛ. Б., НищеваН. В. Логопедическиераепевки.-СП6.,ДЕТСГВО-ПРЕСС> 2005.) на музыкальном занятии. Разучивание потешки «Ерши», работа над общими речевыми навыками, авто­матизация произношения звука [р] на индивидуальном занятии с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует при­ветствие, предлагает детям пройти к стульчикам, стоящим вокруг стола.

Логопед. Сядет тот, кто вспомнит название пресноводной рыбы, в котором только один слог. 1-й ребенок. Сом. 2-й ребенок. Леш.

Логопед. Теперь сядет тот, кто вспомнит название рыбы, состоящее из двух слогов. 3-й ребенок. Форель. 4-й ребенок. Щука.

Логопед. Как вы уже догадались, сегодня мы продолжим разговор о пресноводных рыбах, то есть о рыбах, которые живут в пресной воде: в реке, озере, пруду.

2. Рассказы о пресноводных рыбах по заранее составленному плану. [Развитие связной речи.]

Логопед помещает на магнитную доску предметные картинки с изображениями пресноводных рыб.

Логопед. Давайте расскажем о пресноводных рыбах по плану, который вы составили с Любовью Ивановной. Назовите рыбу, скажите, где она обитает, чем питается. Опишите части тела рыбы.

1-й ребенок. Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука — хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники и острые зубы.

Аналогично составляют рассказы все дети. Логопед предлагает им выбрать лучшего рассказчика. Этот ребенок получает наклейку или стикер.

3. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. Профи­лактика нарушений письменной речи.]

Логопед убирает картинки с доски, раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед, Откройте тетради. Каких рыб нарисовал худож­ник?

Дети. Это сом и щука.

Логопед. Обведите и раскрасьте ту рыбу, которая вам боль­ше нравится. Картинки вам помогут правильно выбрать каранда­ши. Смотрите, как надо раскрашивать туловище рыбы, плавники, глаза.

Логопед ставит картинки с изображениями щуки и сома на доску. Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и на­граждает их наклейками на тетради.

4. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамма­тического строя речи (образование однокоренных слов).]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

Логопед. Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

Логопед. Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

Логопед. А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

Логопед. Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Логопед. Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

Логопед. Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Логопед. Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Логопед. Отлично! Вы меня удивили, подобрав столько слов из одной семейки. Я могу гордиться вами. Логопед убирает мяч.

5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (повторение. См.: Заня­тие 1. Тема «Пресноводные рыбы»). [Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать в круг и выполнить уже зна­комое упражнение.

6. Упражнение «Веселые рыбки». [Воспитание направленной воздушной струи.]

Логопед приглашает детей к большому столу, на котором стоит бассейн с водой (на такой высоте, чтобы детям не пришлось накло­няться). Рядом со столом в корзинке лежат бумажные рыбки.

Логопед. Возьмите своих рыбок, опустите их в бассейн. Да­вайте поможем им отправиться в плавание, научим их плавать. Наберите воздуха через нос, а потом подуйте на рыбку, вытянув губы трубочкой. Не надувайте щеки. Не поднимайте плечи.

Рыбки должны находиться на уровне рта детей. Логопед позво­ляет детям сделать упражнение 3—5 раз, для того чтобы не спро­воцировать головокружение.

7. Пение песенки «Ерш». [Совершенствование умения петь легко, естественным голосом, с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.]

Логопед предлагает детям вытащить рыбок из бассейна и поло­жить их в ведерко. Он приглашает детей выйти на ковер.

Логопед. Давайте споем песенку про ерша. Старайтесь петь красиво, правильно произносить все звуки.

Логопед включает магнитофон.

Дети.

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушица без ерша

Вряд ли будет хороша.

Логопед выключает магнитофон.

8. Рассказывание потешки «Ерши». [Развитие общих речевых навыков. Автоматизация произношения звука [р].]

Логопед. А теперь давайте расскажем потешку про ершей. Посмотрим, кто сделает это лучше всех. Нужно говорить четко, выразительно, правильно произносить звуки. Сначала расскажем потешку все вместе, а потом по очереди.

Дети.

На реке камыши,

Расплескались там ерши.

Круг постарше, круг — помладше,

Круг совсем малыши.

Дети по очереди рассказывают потешку, а потом определяют победителя.

9. Игра-соревнование «Ерши». [Развитие общих речевых навы­ков, тонкой моторики, ловкости.]

Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки и ставит на ковер контейнер с матерчатыми рыбками. На голове каждой рыбки пришита пуговица, а на хвосте сделана петелька.

Логопед. Сейчас я разобью вас на две команды. Каждая ко­манда должна собрать свой круг ершей, пристегивая их друг к другу. Посмотрим, чей круг будет больше.

Логопед разбивает детей на две команды и считает до трех. Дети выполняют задание, а потом определяю победителя.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занима­лись.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ryby_zanyatie_3.docx21.12 КБ

Предварительный просмотр:

«Рыбы»

Коррекционно-образовательные цели. Активизация и актуализация словаря по теме «Пресноводные рыбы». Совершенствование навыка слогового анализа и синтеза. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов). Профилактика нарушений письменной речи. Автоматизация правильного произношения звука [р]. Совершенствование умения петь легко, естественным голосом с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.

Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, певческого дыхания, зрительного внимания и восприятия, артикуляционной и тонкой моторики.

Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование. Магнитная доска, тетрадь №1 по числу детей, контейнер с карандашами, предметные картинки с изображениями пресноводных рыб, игра-застежка «Ерши», магнитофон, кассета с записью музыкального сопровождения, мяч, настольный бассейн с водой, бумажные рыбки по числу детей.

Предварительная работа. Составление плана рассказа о пресноводной рыбе на занятии по развитию речи. Изготовление рыбок в технике оригами на занятии по конструированию.

Пение распевки «Ерш» (ГавришеваЛ. Б., НищеваН. В. Логопедическиераепевки.-СП6.,ДЕТСГВО-ПРЕСС> 2005.) на музыкальном занятии. Разучивание потешки «Ерши», работа над общими речевыми навыками, автоматизация произношения звука [р] на индивидуальном занятии с логопедом.

Ход занятия

1. Организационный момент. [Совершенствование навыков слогового анализа и синтеза. Объявление темы занятия.]

Логопед встречает детей в дверях кабинета, организует приветствие, предлагает детям пройти к стульчикам, стоящим вокруг стола.

Логопед. Сядет тот, кто вспомнит название пресноводной рыбы, в котором только один слог. 1-й ребенок. Сом. 2-й ребенок. Леш.

Логопед. Теперь сядет тот, кто вспомнит название рыбы, состоящее из двух слогов. 3-й ребенок. Форель. 4-й ребенок. Щука.

Логопед. Как вы уже догадались, сегодня мы продолжим разговор о пресноводных рыбах, то есть о рыбах, которые живут в пресной воде: в реке, озере, пруду.

2. Рассказы о пресноводных рыбах по заранее составленному плану. [Развитие связной речи.]

Логопед помещает на магнитную доску предметные картинки с изображениями пресноводных рыб.

Логопед. Давайте расскажем о пресноводных рыбах по плану, который вы составили с Любовью Ивановной. Назовите рыбу, скажите, где она обитает, чем питается. Опишите части тела рыбы.

1-й ребенок. Я расскажу о щуке. Это пресноводная рыба. Она водится в реках. Щука — хищница, питается другой рыбой. Щука довольно крупная рыба. У нее длинная голова, длинное туловище, сильный хвост, большие плавники и острые зубы.

Аналогично составляют рассказы все дети. Логопед предлагает им выбрать лучшего рассказчика. Этот ребенок получает наклейку или стикер.

3. Работа в тетради №2. [Развитие тонкой моторики. Профилактика нарушений письменной речи.]

Логопед убирает картинки с доски, раздает детям тетради, ставит на стол контейнер с карандашами.

Логопед, Откройте тетради. Каких рыб нарисовал художник?

Дети. Это сом и щука.

Логопед. Обведите и раскрасьте ту рыбу, которая вам больше нравится. Картинки вам помогут правильно выбрать карандаши. Смотрите, как надо раскрашивать туловище рыбы, плавники, глаза.

Логопед ставит картинки с изображениями щуки и сома на доску. Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу и награждает их наклейками на тетради.

4. Игра с мячом «Семейка слов». [Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов).]

Логопед приглашает детей выйти на ковер и берет в руки мяч.

Логопед. Давайте поиграем в мяч и образуем слова одной семейки к слову рыба. Как можно назвать маленькую рыбу?

1-й ребенок. Рыбка.

Логопед. Как еще?

2-й ребенок. Рыбешка.

Логопед. Как называют человека, который ловит рыбу?

3-й ребенок. Рыболов.

Логопед. А еще как?

4-й ребенок. Рыбак.

Логопед. Что делает рыбак?

1-й ребенок. Рыбачит.

Логопед. Куда ходит рыбак?

2-й ребенок. На рыбалку.

Логопед. Какой суп варят из рыбы?

3-й ребенок. Рыбный.

Логопед. Как можно назвать большую рыбу?

4-й ребенок. Рыбина.

Логопед. Отлично! Вы меня удивили, подобрав столько слов из одной семейки. Я могу гордиться вами. Логопед убирает мяч.

5. Пальчиковая гимнастика «Рыбка» (повторение. См.: Занятие 1. Тема «Пресноводные рыбы»). [Развитие тонкой моторики. Координация речи с движением.]

Логопед предлагает детям встать в круг и выполнить уже знакомое упражнение.

6. Упражнение «Веселые рыбки». [Воспитание направленной воздушной струи.]

Логопед приглашает детей к большому столу, на котором стоит бассейн с водой (на такой высоте, чтобы детям не пришлось наклоняться). Рядом со столом в корзинке лежат бумажные рыбки.

Логопед. Возьмите своих рыбок, опустите их в бассейн. Давайте поможем им отправиться в плавание, научим их плавать. Наберите воздуха через нос, а потом подуйте на рыбку, вытянув губы трубочкой. Не надувайте щеки. Не поднимайте плечи.

Рыбки должны находиться на уровне рта детей. Логопед позволяет детям сделать упражнение 3—5 раз, для того чтобы не спровоцировать головокружение.

7. Пение песенки «Ерш». [Совершенствование умения петь легко, естественным голосом, с динамическими оттенками, не форсируя звук, делать логические ударения.]

Логопед предлагает детям вытащить рыбок из бассейна и положить их в ведерко. Он приглашает детей выйти на ковер.

Логопед. Давайте споем песенку про ерша. Старайтесь петь красиво, правильно произносить все звуки.

Логопед включает магнитофон.

Дети.

Ерш колючий, конопатый,

Некрасивый и горбатый.

Но ушица без ерша

Вряд ли будет хороша.

Логопед выключает магнитофон.

8. Рассказывание потешки «Ерши». [Развитие общих речевых навыков. Автоматизация произношения звука [р].]

Логопед. А теперь давайте расскажем потешку про ершей. Посмотрим, кто сделает это лучше всех. Нужно говорить четко, выразительно, правильно произносить звуки. Сначала расскажем потешку все вместе, а потом по очереди.

Дети.

На реке камыши,

Расплескались там ерши.

Круг постарше, круг — помладше,

Круг совсем малыши.

Дети по очереди рассказывают потешку, а потом определяют победителя.

9. Игра-соревнование «Ерши». [Развитие общих речевых навыков, тонкой моторики, ловкости.]

Логопед предлагает детям сесть на ковер по-турецки и ставит на ковер контейнер с матерчатыми рыбками. На голове каждой рыбки пришита пуговица, а на хвосте сделана петелька.

Логопед. Сейчас я разобью вас на две команды. Каждая команда должна собрать свой круг ершей, пристегивая их друг к другу. Посмотрим, чей круг будет больше.

Логопед разбивает детей на две команды и считает до трех. Дети выполняют задание, а потом определяю победителя.

10. Окончание занятия. [Оценка работы детей.]

Логопед предлагает детям рассказать о том, чем они занимались.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аквариумные и пресноводные рыбы

Презентация для  старшей или подготовительной группы на тему Аквариумные рыбы...

Занятие по развитию речи в старшей логопедической группе по теме "Аквариумные и пресноводные рыбы"

Активизация и актуали­зация словаря по теме «Аквариумные и пресноводные рыбы». Совершенствова­ние навыка слогового анализа....

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме: Аквариумные и пресноводные рыбы

Конспект занятия по природе в старшей группе по теме:Аквариумные и пресноводные рыбы Коррекционно-образовательные цели:Учить детей обобщать и классифицировать (аквариумные рыбы и рыбы, живущие в ...

Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе по теме «Рыбы. Аквариумные и пресноводные рыбы»

Цель:Расширение представлений об аквариумных и пресноводных рыбках, их внешнем виде, образе жизни.Задачи:Коррекционно-образовательные:Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Преснов...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: Аквариумные и пресноводные рыбы

Конспект занятия по ФЦКМ  в старшей группе на тему:Аквариумные и пресноводные рыбы...