"Метод моделирования как средство развития речи дошкольников"
консультация по развитию речи

Перчаткина Ольга Петровна

В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_modelirovaniya.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

"Метод моделирования как средство развития речи дошкольников"

Наблюдая на протяжении многих лет за речью детей, я пришла к выводу, что в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, а это препятствует нормальному речевому развитию.

В дошкольном возрасте у детей при построении связного высказывания наблюдаются трудности в составлении описательных и повествовательных монологов.
На сегодняшний день существует множество методик, с помощью которых можно регулировать процесс развития речи у детей, одной из них является метод наглядного моделирования, разработанный Л. А. Венгером, Д. Б. Элькониным, Н.А. Ветлугиной.

Введение наглядных моделей в образовательный процесс позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей, обогащать их активный лексикон, закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.

В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком.

Используя в своей работе метод моделирования, я учу детей:

 - добывать информацию, проводить исследования, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий речевого высказывания;

- формировать и высказывать суждения, делать умозаключения.

Так же модель как наглядно-практическое средство познания, должна соответствовать ряду требований: четко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту; быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней; ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с ее помощью; - она должна облегчать познание.

Метод моделирования эффективен еще и потому, что позволяет педагогу удерживать познавательный интерес дошкольников на протяжении всего занятия. Именно познавательный интерес детей способствует активной мыслительной деятельности, длительной и устойчивой сосредоточенности внимания.
А как утверждают психологи, ребёнок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует свою речь, учась мыслить.

В ходе использования метода наглядного моделирования я знакомлю детей с графическим способом предоставления информации – моделью.

 В качестве условных заместителей (элементов модели) могут выступать символы разнообразного характера:


Предметные:
• геометрические фигуры              
• символические изображения предметов;  
• опорные картинки;  

Предметно-схематичные:
• планы и условные обозначения, используемые в них;

• блок- рамка.

Прием наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания. Применение наглядных моделей в работе над монологической речью детей позволяет мне более успешно обучить детей составлению связного речевого высказывания по заданной или самостоятельно выбранной теме, а также сочинению рассказа по замыслу.

Наиболее распространены в методике обучения пересказу, схемы, помогающие ребёнку соблюдать последовательность изложения событий, логичность произведения. (модель сказки)

Элементами модели могут стать картинки с изображением персонажей сказки, затем они заменяются символами-заместителями (силуэтные изображения или геометрические фигуры). Постепенно дети от простого манипулирования элементами модели переходят к составлению пространственной динамичной модели, которая непосредственно служит планом пересказа.

Значительные трудности возникают у детей при составлении рассказов по сюжетной картине.  

Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.

Работая с детьми над составлением рассказов видно, что дети в основном, просто перечисляют действующих лиц или объекты картины. Поэтому, для того чтобы навыки правильного составления рассказов были чётко сформированы, нужно научить детей: 

1. Уметь находить значимые фрагменты картины для развития сюжета;

2. Определять отношения между ними;

3. Объединять фрагменты в единый сюжет.

Наибольшее распространение в обучение детей дошкольного возраста самостоятельному рассказыванию получили схемы составления сравнительных и описательных рассказов, разработанные Т. А Ткаченко.

Для описания игрушек предлагается следующая модель (пример). Символика помогает детям определить главные признаки игрушки, удержать в памяти последовательность описания и составить описательный рассказ.

Также я предлагаю детям схемы для описания овощей и фруктов, времени года. 

Демонстрация модели календаря природы в обучении занимает особое место, так как помогает лучше, чем другие средства наглядности выделить существенные признаки объектов, связи и отношения разной степени сложности. С помощью демонстрации моделей успешно осуществляется обобщение и систематизация знаний детей о природе.

Обучая детей умению, составлять творческие рассказы, я использую разные силуэтные изображения. Ими могут быть силуэты животных, растений, людей. Дети сами наделяют силуэты предметов определенными смысловыми качествами. На последующих этапах ребенок сам придумывает сюжет сказки по заданной теме, выбирая силуэты для модели в соответствии со своим замыслом.

Также для составления творческого рассказа я начала использовать карты В.Я Проппа.

В.Я Пропп утверждал: - «Волшебная сказка похожа на формулу, в которой меняются переменные. Если изобразить их в виде простых рисунков, то ребёнок, глядя на них, легко восстановит смысловую цепочку событий, сможет даже сочинить свою собственную сказку.

Карты Проппа отражают функции, наличествующие в каждой сказке. Варианты работы с картами Проппа по придумыванию сказочных сюжетов могут быть самые различные: сочинение по очереди, группами, с конца, с середины. Представленные в картах функции являются обобщёнными и помогают ребёнку абстрагироваться от конкретного поступка героя, а следовательно, у него развивается абстрактное, логическое мышление, открывается творческий потенциал каждого ребёнка.

Представленные приемы работы позволяют повысить эффективность развития речи дошкольников. Наличие зрительного плана делает детские рассказы чёткими, связными, полными, последовательными, поэтому использование моделирования целесообразно при обучении детей составлению рассказов.

Постепенно овладевая всеми видами связного высказывания с помощью метода моделирования, дети учатся планировать свою речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей"

•Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним; для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемо...

Метод моделирования как средство развития речи дошкольников.

Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания....

Презентация на тему: «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста».

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера,эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, ...

Наглядное моделирование как средство развития речи дошкольников.

ull;Познакомить учителей-логопедов с практическими аспектами наглядного моделирования.•Активизировать самостоятельную работу учителей-логопедов, дать им возможность заимствовать элементы педаго...

«Метод моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литерат...

Представление опыта работы по теме "Технология моделирования, как средство развития речи дошкольников"

Материал построен с учетом программы "Развитие" под редакцией Булычевой...