Метод моделирования как средство развития речи дошкольников.
учебно-методический материал по развитию речи (старшая группа) на тему

Дроздова Екатерина Валентиновна

Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Моделирование – это процесс создания моделей. Требования : -простота -доступность -облегчение познания. Модельные схемы – это схематичное изображение предмета или события.

Слайд 2

Слова - предметы Живые Кто это? Неживые Что это?

Слайд 3

Слова - действия Что делает?

Слайд 4

Слова - признаки Какой? Какая? Какие?

Слайд 7

и

Слайд 9

в и в в



Предварительный просмотр:

Метод моделирования как средство развития речи дошкольников.

Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Формирование речи,  является следствием деятельности малыша и зависит от содержания, условий, форм общения ребёнка с окружающими. Функции речи складываются параллельно с развитием мышления: они неразрывно связаны с содержанием, которое ребёнок отражает посредством языка. В последнее время снижается уровень языковой культуры общества, сказывается и на уровне речевого развития детей.

В дошкольном возрасте происходит овладение двумя типами монологической речи: пересказом и рассказом.

Пересказ наиболее легкий тип речевой деятельности, поскольку дети излагают готовое содержание. События при пересказывании передаются в определенной последовательности:

  • Вступление
  • Основное содержание
  • Окончание.

Дошкольники, как правило, любят рассказывать, но не всегда удерживают логику событий, путают факты и их последовательность. И в помощь детям я предлагаю метод моделирования.

Научные исследования и практика подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой,  которая доступна  детям  дошкольного возраста. Ученые также отмечают, что  использование  заместителей и наглядных моделей развивает умственные способности дошкольников.

Моделирование - процесс создания моделей и их использование в целях формирования знаний о свойствах, структуре, отношениях, связях объектов.

Модельные схемы - это схематичное изображение предмета или события, основаное на принципе замещения реальных предметов, предметами, схематично изображенными или знаками.

Целью моделирования является обеспечение успешного освоения детьми знаний об

особенностях объектов природы, их структуре, связях и отношениях, существующих между ними.(помощь ребенку в воспроизведении ...

Требования, предъявляемые к модели.

Модель как наглядно-практическое средство должна быть простой для восприятия и доступной для создания и действий с ней, а так же облегчать познание.

Метод наглядного моделирования может быть использован в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

  • пересказ;
  • составление рассказов по картине и серии картин;
  • описательный рассказ;
  • творческий рассказ.

Ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.

В ходе использования метода наглядного моделирования дети знакомятся с графическим

способом предоставления информации - моделью.  В качестве условных заместителей (

 выступать символы разнообразного характера:

  • геометрические фигуры;
  • символические изображения действий и признаков предметов.

Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и

последовательность рассказов ребенка.

Применение метода  моделирования повышает интерес детей к данному виду деятельности и позволяет добиться значительных результатов в коррекции речи дошкольников.

Использование метода на практике.

Вокруг нас много  разных предметов, и когда мы их называем, произносим слова. Мы их будем обозначать

  • Слова -предметы. Слайд 2
  • Слова –действия слайд 3
  • Слова – признаки слайд 4

На первых этапах знакомства с методом проводится следующее упражнение: слайд 5. Оно может выполнятся в двух вариантах: доска и фланелеграф.

Наряду с моделями допустимо использовать изображения. Для закрепления изученного можно использовать следующие задания Слайд 5,6.

Когда дети будут с легкостью выполнять предложенные упражнения, можно переходить к составлению рассказов или пересказа  Слайд 7 и 8.

Приложение. Текст для пересказа

В лесу.
Гриша и Коля пошли в лес. Они собирали грибы и ягоды. Грибы они клали в лукошко, а ягоды в корзинку. Вдруг грянул гром. Солнце скрылось. Кругом появились тучи. Ветер гнул деревья к земле. Пошел крупный дождь. Мальчики пошли к домику лесника. Скоро в лесу стало тихо. Дождь перестал. Выглянуло солнышко. Гриша и Коля с грибами и ягодами отправились домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей"

•Наглядное моделирование – это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним; для большинства детей дошкольного возраста характерна быстрая утомляемо...

Презентация на тему: «Метод наглядного моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста».

«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, но и формирование его характера,эмоций у личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».«Не только интеллектуальное развитие ребёнка, ...

Наглядное моделирование как средство развития речи дошкольников.

ull;Познакомить учителей-логопедов с практическими аспектами наглядного моделирования.•Активизировать самостоятельную работу учителей-логопедов, дать им возможность заимствовать элементы педаго...

«Метод моделирования как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Одной из главных задач развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литерат...

Представление опыта работы по теме "Технология моделирования, как средство развития речи дошкольников"

Материал построен с учетом программы "Развитие" под редакцией Булычевой...

"Метод моделирования как средство развития речи дошкольников"

В основе метода моделирования, лежит принцип замещения: реальный предмет ребёнок замещает другим предметом, его изображением, каким – либо условным знаком....


 

Комментарии

Салаватова Татьяна Александровнна

Метод моделирования это замечательно,хорошая "шпаргалка"для развития связной речи ребенка.Спасибо.