План – конспект по речевому развитию в старшей группе
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Воглядалова Светлана Николаевна

Развитие речи в игровой форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_po_rechevomu_razvitiyu.docx18.88 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект по речевому развитию

в старшей группе

Цель:

  • Учить детей составлять творческий рассказ; связывая в единую сюжетную линию выбранные объекты.

Задачи:

  • способствовать формированию у детей умения придумывать сказку, основываясь на ранее полученных знаниях. используя выразительные средства, традиции начала сказки и окончания, пользуясь опорными схемами.
  •  Учить при составлении рассказа развивать сюжет, не повторяя содержание рассказа других детей.
  • Развивать речевое творчество, интонационную выразительность речи дошкольников.
  • продолжать развивать умение детей строить полные, распространённые предложения, используя языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что), оценивать по опорной схеме рассказы друг друга.
  • Воспитывать любовь к сказкам, доброжелательное и корректное   отношение друг к другу. Учить выслушивать рассказы товарищей.

Предварительная работа:  

Познакомить детей с новым словом «жанр» и его значением (вид художественных произведений, характеризующийся   теми или иными сюжетными и стилистическими признаками), чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок о сказках, подбор музыкального сопровождения Музыка Владимира Дашкевича, слова Юлия Кима «Приходите в гости к нам», изготовление плоскостного театра для магнитной доски.

Ход занятия:

Звучит песня «Приходите в гости к нам».  Дети сидят полукругом перед ними магнитная доска, на которой представлены герои из двух сказок «Курочка Ряба» и «Теремок».

Мотивационный этап:

- Ребята, нам пришло письмо. А написал нам его, наш друг Камиль!  

- Ребята, вы помните Камиля? Вы знаете, где он сейчас? Я прочитаю вам его письмо.

«Здравствуйте ребята! Я сейчас вместе с папой и мамой нахожусь в Африке. Здесь жарко, много песка и очень яркое солнце. Я помню наш детский сад и скучаю о вас. Я уже научился читать и прочитал все книги, которые мы привезли с собой. Мне очень хочется читать, но других книг нет. Мне сейчас грустно и скучно без любимых сказок. Я передаю вам всем большой привет».

-  Это добрый, веселый мальчик, который дружил и играл со всеми детьми, не жадничал, делился своими игрушками, никого не обижал. Очень любил рассматривать и читать книги.

- Почему же он пишет, что сейчас ему грустно? (ответы детей)

- Что же ему делать? Ему так хочется читать сказки и рассказы. Он у нас помощи просит, а друзьям нужно помогать.

- Сможем мы ему помочь?

- Каким образом мы ему поможем? Как мы это сделаем? Денег у нас нет, чтобы книги купить.  Какие книжки он прочитал? Не знаем.(ответы детей)

Организационный этап:

- Вы хотите помочь Камилю?

- Как мы можем ему помочь? (придумать и записать сказки.) Нас много и все наши сказки мы сможем собрать в одну...книгу! И что же делать дальше с книгой? Ответы детей: (Отправить письмом Камилю).

- Что такое сказка?

Сказка - это произведение о вымышленных лицах и событиях, с участием волшебных, фантастических   сил.  

- Какие жанры сказок вы знаете? О чем или о ком рассказывает сказка?

Ответы детей: (Волшебные, сказки о животных, растениях, неживой природе и предметах, бытовые сказки.)

- Кто придумывает сказки?  

Ответы детей: (Народ, авторы). Мы знаем сказки   народные   и авторские.

- А мы с вами придумаем сказку – чья она будет – народная или авторская?

 - Ребята, сегодня мы с вами вспомним знакомые сказки.

 - Прослушайте внимательно и отгадайте, что же это за сказка:

1.Сказку ты, дружок, послушай.

Мышка серая, Норушка, вышла в поле погулять,

Сладких зёрен поискать.

Видит: дом –домок

В чистом поле одинок. («Теремок»).

2.Дед Иван да баба Даша жили вместе с внучкой Машей,

Доброй, умной и послушной. Как-то раз пришли подружки,

В лес зелёный стали звать: грибы – ягоды сбирать… («Маша и медведь»).

3.Ни в каком далёком царстве, тридевятом государстве –

Дело было на Руси… Стариков про то спроси.

Жили-были дед и баба, жили   дома с птицей рядом

Баба птицу ту   любила, её зёрнами кормила. («Курочка Ряба»).

4.Уплетая калачи, ехал парень на печи.

Прокатился по деревне. И женился на царевне.

(Емеля) из русской народной сказки «По щучьему веленью».

-  Молодцы!  А теперь посмотрите, герои из каких сказок пришли к нам в гости?

 Рассматриваем героев на магнитной   доске.

Ответы детей: (лиса, дед и баба, медведь, курочка, мышка, волк, заяц, лягушка, золотое яичко).

- Давайте с вами вспомним повадки этих животных.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Покажи животное».

1.Эй, ребята, что вы спите нам животных покажите!       (Показывают походку лисы).

У лисички острый нос, у неё пушистый хвост,

Шуба рыжая лисы несказанной красоты.

Лиса павою похаживает, шубу пышную поглаживает.

2. Заяц по лесу скакал, заяц корм себе искал.

Вдруг у зайца на макушке поднялись, как стрелки, ушки.     (Поскоки на двух ногах,

Зайчик прыгнул, повернулся и под деревцем согнулся.      поскоки с поворотом в правую и левую сторону, присесть).

3.Вылез мишка из берлоги, разминает Мишка ноги.  (Через стороны поднимают руки вверх).  

На носочках он пошёл, и на пяточках потом.           (ходьба   на носках, чередуемая ходьбой на пятках).

Исполнительский этап:

- Ребята, вспомните, с каких слов начинаются сказки? 

Ответы детей: Жили-были; в некотором царстве, в некотором государстве; в тридесятом царстве, в тридесятом государстве…

-  Это называется зачин.

- Далее происходит   -  чудо… (Курочка снесла золотое яичко, в лесу появился теремок).

- И заканчивается сказка… (хорошим, добрым концом).

- Я предлагаю вам сочинить сказку «Курочка Ряба» на новый лад.    Что произошло бы в вашей сказке, если бы в ней оказались новые герои?  

- Подумайте, что могло случиться с золотым яичком, если бы … (Появились герои из другой сказки 2-4 персонажа).

- Ваша сказка должна быть небольшой, законченной.   В сказке всегда добро побеждает зло. Пусть ваша сказка не будет похожа на сказку ваших товарищей. Мы должны увидеть, что это сказка новая.   При составлении сказки пользуйтесь опорной схемой.

- Все ваши сказки мы запишем в нашу книгу и отправим письмом Камилю в Африку.

Помогаю рассказать сказку.  На доске выкладываем героев.

(Опрашиваю 4-5 человек). Оценка по схеме

Рефлексивный этап:

- Ребята нам удалось придумать новые сказки? Вам они понравились?

- Все сказки были придуманы по сказочной схеме?  Во всех сказках было волшебство, чудо? У всех сказок добрый конец?

- Мне очень понравились ваши новые сказки. А чья сказка больше всего понравилась вам и почему?

Ответы детей.

- Как вы думаете Камиль будет рад, когда получит наше письмо? Какое у него будет настроение?

Перспективный этап:

- Да сказки мы придумали. Камиль сможет их прочитать. Но чего-то в нашей книге не хватает. Как вы думаете, что еще должно быть в наших сказках? (когда мы читаем сказки мы еще рассматриваем рисунки, иллюстрации). В следующий раз мы проиллюстрируем наши сказки и вклеим рисунки в книгу и тогда отправим Камилю в Африку.

- Что бы он больше не скучал как мы можем помогать ему и дальше? (сочинять разные сказки, рассказы, иллюстрировать их и посылать Камилю).

- Молодцы!  Вот и сказочке конец, а кто слушал молодец!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия речевое развитие (старшая группа) на тему: Пересказ сказки «Хитрый козел»

Программное содержание: учить детей пересказывать сказку близко к тексту, опираясь на зрительные ориентиры; развивать связанную монологическую речь детей (придумывать конец сказки; учить детей ло...

План-конспект познавательно-речевого занятия(средняя группа)на тему:"Путешествие с капелькой"

Познавательно-речевое занятие ( средняя группа) на тему:«Путешествие с капелькой»Задачи: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнить значение важност...

План-конспект родительского собрания в старшей группе Тема: «Речевое развитие ребенка»

Тема: «Речевое развитие ребенка»Цель:- Создание условий для речевого развития дошкольников в семье;- Повышение педагогической культуры родителей.Задачи:- Познакомить родителей с разными видами игр и и...

Перспективный план Образовательная область «Речевое развитие» старшая группа

Образовательная область «Речевое развитие» старшая группа Содержание образовательной работы по речевому развитию предполагает:развитие речи (развивающая речевая среда, формирование сл...

План-конспект родительского собрания в старшей группе тема: «Речевое развитие ребенка»

План-конспект родительского собрания  в старшей группе тема: «Речевое развитие ребенка»...