Методическое пособие "Умный кубик"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Устимовская Ирма Павловна

Методическое пособие по развитию детей "Умный Кубик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskoe_posobie_umnyy_kubik_.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №4 «Золотая рыбка» Пионерского городского округа

Дидактическое пособие

«УМНЫЙ КУБИК»

Воспитатели: Устимовская  И.П.

Пионерский

2024 год

                                               

Дидактическое пособие «Умный куб» предназначено  для работы с детьми,   как младшего, так и старшего дошкольного возраста,  при условии соблюдения программного материала каждой возрастной группы и основных дидактических принципов:

  • Доступность материала пониманию дошкольника;
  • Поэтапное усложнение  материала, от простого к сложному.
  • Эмоциональная близость материала детям.

Основная цель данного пособия: Развитие  психических процессов у детей дошкольного возраста  через использование системы развивающих игр.

Задачи, которые можно решить, при использовании дидактического пособия «УМНЫЙ КУБИК» в практике дошкольного образования:

  1. Формировать мотивацию обучения, ориентированную на  удовлетворение познавательных интересов при взаимодействии различных анализаторов;
  2. Знакомить детей с сенсорными эталонам, обучать способам их использования в практике.
  3. Развивать воображение, креативность мышления.
  4. Формировать базисные   представления: математического, социального и речевого характера.
  5. Воспитывать положительное эмоциональное отношение, личностные качества в период освоения интеллектуальных игр.

Пособие используется для математического развития дошкольников, знакомства их с предметным миром, формирования навыков конструирования и решения творческих задач. Кроме того, сказочная среда помогает опосредованному восприятию дошкольниками основной обучающей задачи.

                 

Руководствуясь тем, что  одним из важнейших условий в обучении детей является дифференцированный и комплексный подход,  нами было разработано дидактическое пособие «Умный Кубик» для детей от 3-х до  7 лет.

  Практическая ценность  пособия «УМНЫЙ КУБИК» заключена в комплексном подборе игр, заданий и задач из разных образовательных областей – математики, ознакомления с окружающим миром, рисования, конструирования, обучение грамоте, развитие речи.

 Данное пособие, в практике работы ДОУ можно использовать: в виде комплекса дидактических игр, как часть обучающего занятия;  в индивидуально-коррекционной работе с детьми, в самостоятельной и игровой деятельность детей; игры и упражнения с «УМНЫМ КУБИКОМ» могут быть использованы, как  диагностический инструментарий ».  

 В ходе разработки и внедрения «УМНОГО КУБИКА», предусматривалась наработка практических материалов воспитателей ДОУ, которые в дальнейшем будут использоваться в работе с детьми,  а также полезны и интересны педагогам детского сада и  родителям. В представленном нами  пособии включены  наиболее интересные и результативные формы работы: дидактические игры, занятия в нетрадиционной форме, диагностические материалы. Дидактическое пособие «УМНЫЙ КУБИК» можно использовать, как в групповых, так и в индивидуальных формах обучения.  

Новизна в том, что дидактическое пособие «УМНЫЙ КУБИК»  представляют собой итог творческо-практических наработок воспитателей дошкольного учреждения и содержит уточнения, конкретизирует ранее известные подходы по сенсорному развитию детей.  

Оценка эффективности дидактического пособия  заключается в том, что оно может использоваться во всех возрастных группа детского сада, при условии соблюдения программного материала каждой возрастной группы. Игры и упражнения с «УМНЫМ КУБИКОМ», используемые педагогом на занятиях и в самостоятельной деятельности, соответствуют практическому достижению образовательных задач, и дают положительные результаты работ. Данное пособие универсально, легко в применении, весьма важно в развитии ребенка дошкольного возраста.

                                                     

                   

Картотека игр и упражнений с

речевыми кубиками. 

1. «Построй башню для рыцаря».

Цель: развитие слухового внимания, восприятия, моторики, автоматизация поставленного звука.  

Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, содержащие в названии закрепляемый звук, например, звук «Р». Из отобранных кубиков построить башню (или дом) для рыцаря (либо для какого-нибудь героя на определенный звук).

В этом доме получилось 5 этажей. Предложите ребёнку назвать, что на первом этаже, на втором и т.д. Можно запомнить картинки и назвать их по-памяти, чётко проговаривая звук «р».

Аналогичную работу проводим с другими звуками (с, ш, з, ц, ж, л, ль, ч, щ, с гласными звуками).

Играть могут 2 ребёнка: один находит слова со звуком «ш», другой – со звуком «с». И т.п.

«Дом для Лунтика». Ребёнок отбирает картинки со звуком «л» в названии, строит из кубиков

дом. Называет чётко каждую картинку и придумывает рассказ о том, как Лунтик будет использовать предметы в доме. Например: ложкой он будет есть варенье из яблок, иголкой будет зашивать скатерть на столе, молоком и шоколадом будет угощать своих друзей: Пчелу и Слонёнка, голубей накормит семечками подсолнуха, юлой и балалайкой играть вечерами с друзьями и т.п.

2. «Строитель».

Цель: развитие фонематического восприятия, моторики, звукопроизношения.

Описание игры: на гранях кубиков найти картинки, в названии которых нет закрепляемого звука. Из этих кубиков построить дом для героя… или гостя занятия. Предложите ребёнку разделить каждое слово на слоги. Усложненный вариант: на первом этаже должны быть картинки, в названии которых один слог; на втором этаже – с двумя слогами, и на третьем – с тремя и т.д. 

3. «Прохлопай и построй».

Цель: развитие моторики, навыка деления слов на слоги.

Описание игры: отобрать кубики с картинками, названия которых содержат по 2 слога. Построить из них дом. Рядом с этим домом построить другой дом, названия картинок которых должны содержать 3 слога. Запомнить картинки и назвать по-памяти. Ответить на вопросы: - Про какой предмет я спрошу кто это? или что это?  

4. «Скажи наоборот» (твердый-мягкий/легкий-тяжелый/высокий-низкий).

Цель: учить подбирать слова противоположные по смыслу, развитие внимания, моторики.

Описание игры: отобрать картинки, на которых нарисованы только легкие (либо тяжелые, твердые, мягкие) предметы, а затем подобрать к ним слова, обозначающие предметы противоположные по качеству.  Построить из этих кубиков башни.

Другой вариант: ребенок кидает кубик, называет выпавший предмет, называет его качество, а затем подбирает к нему слово противоположное по смыслу (либо другой ребенок подбирает).

5. «Кто? или Что?».

Цель: уточнить знания детей о живых и неживых предметах, о животных, насекомых и птицах, учить соотносить с ними вопросы: Кто? Что?

Описание игры: найти на гранях кубиков картинки с изображением живых и неживых предметов. Объяснить свой выбор, обобщить понятия.

Предложите ребёнку четко назвать каждого животного, насекомого на первом, втором, третьем этаже. Пофантазируйте с малышом: кто к кому пойдёт в гости? (ёрш к дельфину, белка к обезьяне, лягушка к змее и т.д.).

6. «Я – покупатель».

Цель: закрепить знания детей о том, что можно купить в магазине, подбирать слова на заданный звук (можно на определённый звук, либо по определенному цвету, категории и т.д.), автоматизация звуков, развитие монологической речи.

Описание игры: сначала ребёнок находит предметы, которые можно купить в магазине на определенный звук, затем строит «магазин», т.е. полочки в магазине, на которых будут лежать предметы. Закрепляем понятия: нижняя полочка, верхняя и т.д. Далее ребёнок образовывает фразу: - Я купил виноград. Из винограда мама сварит виноградное варенье. –Я купил расчёску. Расчёской я буду причесывать волосы. И т.д.

7. «Самый внимательный».

Цель: закрепление в речи обобщающих понятий, развитие внимания, моторики.

Описание игры: отобрать кубики, на которых нарисована посуда, одежда, овощи, фрукты, транспорт, животные, птицы и др. Может играть один, два или три ребёнка. У каждого своё задание. Можно предложить детям проверить друг у друга правильность выполнения задания. Запомнить картинки и назвать по памяти.

8. «В лесу».

Цель: уточнить знания детей о лесе, развивать воображение, моторику.

Описание игры: на гранях кубиков найти те предметы, которые можно увидеть в лесу. Объяснить свой выбор. Чётко проговаривать слова, фразы.

- Я в лесу видел … или Я в лесу нашёл…

9. «Мой-моя-мои».

Цель: учить детей согласовывать местоимения с сущ-ми в роде, числе, развивать внимание, мышление, моторику. Автоматизация звуков в речи.

Описание игры: найти картинки, на которых нарисованы предметы, про которые можно сказать «он мой», «она моя», «они мои». Построить 3 башни или разложить кубики в ряд. Могут играть 3 человека. Обязательно каждый ребёнок проговаривает «Моя белочка», «Мой зонт», «Мои шишки» и т.п.

     10. «Летает – не летает».

Цель: закрепить в словаре детей названия того, что летает, и не летает. Различать понятия: кто? и что? Развивать внимание, моторику, речь.

Описание игры: на гранях кубиков найти предметы, про которые можно сказать «летает» и «не летает». Могут играть 2 ребёнка. Каждый рассказывает о том, что нашёл.

11. «Один – много».

Цель: употребление в речи единственного и множественного числа сущ-х. Автоматизация звуков, фраза. Развитие моторики, памяти, внимания.

Описание игры: один ребёнок отбирает картинки с одним предметом, другой ребёнок с несколькими предметами.

Ребенок, глядя на верхнюю грань куба говорит: «У меня две морковки», - затем переворачивает его любой другой гранью и передает его следующему ребенку, со словами «А у тебя?». «У меня три яблока» и т. д.

12. «Какой? Какая? Какое? Какие?».

Цель: закрепить согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже. Уточнение и закрепление основных и оттеночных цветов.

Описание игры: сначала можно брать кубик и называть предмет в цвете, какой он.

Логопед (воспитатель), глядя на верхнюю грань кубика, говорит: «У меня   синий пиджак, - переворачивая куб на другую грань и передавая его ребенку спрашивает, - «А у тебя?». Затем предложить ребёнку найти предметы определённого цвета, или такого цвета, которого эти предметы могут быть. Например, найти предметы, которые могут быть красного, жёлтого или    

зелёного цвета.

13. «Что растёт?».

Цель: закрепить в словаре детей глагол «растёт», развивать внимание, мышление, речь. Автоматизация звука «р» и «с».

Описание игры: у педагога в руке кубик. Он выбирает предмет на гранях, про который можно сказать «растёт». Он говорит: «Яблоко растет на яблоне, в саду». Каждому ребенку предлагает на своих кубиках найти то, что растёт, и рассказать, где это растёт. 

14. «Цепочка слов».

Цель: развивать слуховое восприятие, навык звукового анализа слов, учить детей слышать первый и последний звуки в словах. Моторика.

Описание игры: начинает педагог: в центр стола кладёт кубик. На верхней грани картинка. Называет картинку и определяет последний звук в слове. Дальше дети по-очереди кладут кубики, образовывая звуковую цепочку. Т.е. по последнему звуку находят слово на этот звук. Например: лисА-АрбуЗ-ЗаяЦ-Цыплята- Автобус и т.д.

      15. «Подбери похожее по смыслу слово».

Цель: учить детей подбирать слова похожие по смыслу.

Описание игры: ребенок кидает кубик и подбирает синоним к выпавшему слову, обозначенному картинкой.

      16. «Найди нужный звук».

Цель: закреплять навыки четкого различения и произношения заданного звука в словах.

Описание игры: дети берут по 1 кубику из мешочка. Задание: найти на гранях кубиков слова, в которых есть звук «о», «у», «м» и т.д.

Картинки можно трактовать по-разному. Например, как можно изменить слово на этой картинке так, чтобы оно начиналось с буквы «И»? (дерево-ива, девочка-Ирина и т.п.)

       17. «Определи, где стоит звук».

Цель: учить определять место заданного звука в слове: в начале, середине, конце.

Описание игры: ребенку дается определенный звук, нужно найти его в названиях картинок на гранях кубиках так, чтобы данный звук в одном слове находился в начале, в другом – в середине и в третьем – в конце слова.

       18. «Кто больше?»

Цель: закреплять умение подбирать слова на заданный звук.

Описание игры: ребенок кидает кубик. Нужно назвать как можно больше слов, начинающихся с первого звука слова на картинке, выпавшей на гранях кубика.        

Например, дверь-двор, дорога, дебри, друг, дача и т.д.    

 

       19. «Длинное – короткое слово».

Цель: развивать умение определять на слух длинные и короткие слова.

Описание игры: дети берут кубики из мешочка, находят на гранях самое короткое и самое длинное слово.

        20. «Найди общий признак».

Цель: учить детей выделять и классифицировать предметы по общему признаку.

Описание игры: выберите из мешка по очереди по одному кубику, рассмотрите кубик и назовите общий признак, который связывает все картинки вашего кубика.

       

        21. «Алфавит».

Цель: учить подбирать слова на заданный звук, и слова, связанные одной тематикой с заданным.

Описание игры: найдите по очереди картинки на букву «А», букву «Б» и т.д., используя не только прямое значение, например, «телескоп» может быть не только на букву «Т», но и на букву «Н»- небо или «З» звёзды.

         22. «Гласный звук».

Цель: закреплять знание гласных звуков, учить находить заданный звук в слове, подбирать картинки с изображением предметов, в названиях которых есть заданный звук.

Описание игры: воспитатель называет любой гласный звук, дети находят картинки с изображением предметов на заданный звук и называют их (можно в середине слова, в конце слова).

     

          23. «Третий лишний».

Цель: развивать умение слышать в слове определенный звук.

Описание игры: воспитатель перед детьми выкладывает ряд кубиков, из нескольких картинок на верхних гранях кубиков, дети должны выбрать ту, в названии которой нет звука Ш (С, Р, М и др.)

                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка по конструктивной деятельности "Кубик за кубиком".

Данная технология основана на использовании методов обучению детей младшего дошкольного возраста конструктивным навыкам....

Учебно-методическое пособие "Кубики-говорушки"

Цель учебно-методического пособия "Кубики-говорушки": развитие звукового анализа, словаря, лексико-грамматических категорий и связной речи у детей старшего дошкольного возраста. Помимо этого...

Методическое пособие «Кубик»,

Методическое пособие...

Методическое пособие "Кубик Познайка"

Методическое пособие рассчитано на детей младшей группы, соответствует всем требованиям, разработано по программе «От рождения до школы»Актуальность:  Игрушка – неизменный ...

Методическая разработка для обучающихся средней группы с использованием методического пособия кубиков Н.А.Зайцева "Как мы помогали зайчику"

Эта методическая разработка очень поможет педагогам в обучении чтению детей 4-х лет.  Здесь есть различные игры, пальчиковые гимнастики, хороводы, физминутки, сказки, которые завлекают детей в сл...

Методическая разработка Кубик Блума «Москва»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о главном городе столицы России – Москве, через речевую активность дошкольников.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания о столице и ар...

Методическая разработка Кубик Блума «Москва»

Цель: расширение и обобщение знаний детей о главном городе столицы России – Москве, через речевую активность дошкольников.Задачи:Образовательные:Систематизировать знания о столице...