Занятие по развитию речи "Литературный калейдоскоп"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

занятие по развитию речи в сказочной форме. Дети вместе с домовенком Кузей путешествуют по сказкам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_razvitiyu_rechi.docx35.74 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи

Педагог (ФИО) Казанцева Светлана Юрьевна        

Образовательная область Речевое развитие        Возрастная группа старшая        

Тема занятия Литературный калейдоскоп        

Цель: содействовать развитию творчества в художественно-речевой деятельности детей старшей группы, используя систему заданий; совершенствовать слуховую память у детей, активизировать творческое рассказывание: учить развивать сюжет сказки предложенным способом.

Задачи:

  •  Обобщить знания детей о сказках;
  • активизировать и развивать чёткую интонационно-выразительную речь, обогащать словарный запас;
  • воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству
  • учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя;
  • слушать и понимать заданный вопрос; учить выразительно рассказывать сказку.

Интеграция образовательных областей:
1. Познавательное развитие.
2. Речевое развитие

Предварительная работа:

  1. Чтение и рассказывание сказок.
  2. Рисование по сказкам.

Материалы к занятию: Домовенок Кузька (кукла), сундучок, картины: избушка на курьих ножках, дерево, печка, картинки сказочных героев, загадки, мяч.

Ход занятия.

Организационный момент, начало занятия включающие:

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети включаются в занятие добровольно, из интереса к предложениям взрослого, стремления быть вместе со всеми.

Проводит игру - разминку для организации внимания детей, на установление эмоционального контакта:

Именем какой рыбы можно творить заклинания? (Щуки.)

- Какой новый вид транспорта изобрел Емеля? (Печку.)

- Кто помог Ивану Царевичу добыть жар-птицу? (Серый волк.)

- Кто сломал теремок? (Медведь.)

- Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три.)

- Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ы-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».)

- На чем летает Баба-Яга? (В ступе и на метле.)

- Какие птицы помогали Бабе-Яге? (гуси-лебеди.)

- Что надо крикнуть в чистом поле, чтобы прискакал богатырский конь? («Сивка-Бурка, вещий каурка, встань передо мной, как лист перед травой».)

- Какие реки в сказках текут? (Молочные.)

- Какой новый способ рыбалки изобрела лиса? (На волчий хвост.)

- Без кого репку бы не вытянули? (Без мышки.)

- Что может случиться, если на прогулке сестрицу не послушать?

(Можно стать козленочком.)

Педагог использует события, специально им смоделированные: в группу пришел домовенок Кузька со своим сундучком. Открыл его, а он пуст. Поможем Кузьке собрать потерянные сказки? Кто мог унести сказки? Чьи это следы? (Мозговой штурм)

Педагог поощряет высказывания детей, поиск вариантов решения, придумывание необычных идей.

Педагог эмоционально настроен на предлагаемое дело. Включается в деятельность как партнер.

Педагог организует рабочее пространство таким образом, чтобы дети могли общаться, перемещаться во время занятия.

Игра с мячом

Вносится кукла

2. Основная часть занятия.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети, отвечая на вопросы педагога, сравнивают, различают и соединяют факты, устанавливают связи между ними. Дети говорят присказку:

Это пока не сказка, а присказка. Ведь присказка перед сказкой, что верста на дороге торчит. Без нее не узнаешь далеко ли прошел и сколько еще идти.

Дети свободно выражают свои мысли, чувства, желания, аргументируют свою точку зрения.

Дети используют различные материалы для решения проблемных (игровых) ситуаций

Используют и называют различные источники знаний, адекватные возрасту

Дети выполняют задание самостоятельно или ждут подсказки, или копируют друг у друга.

  •  Где живет Баба Яга?
  • Как попасть в сказку?

Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию;

Надо сказать присказку: вспомните какие присказки вы знаете.

А как начинаются сказки?

Как можно начать сказку про нас?

Отправимся и мы с вами. На перекрестке трех дорог нам повстречался камень, на котором что – то написано. Педагог читает: «Налево пойдете – на бал попадете, на право пойдете – смерть свою найдете, а прямо пойдешь – все сказки найдешь» Воспитатель вместе с детьми обсуждает высказанные идеи, поощряет независимые суждения, предлагает при необходимости свою версию; встречается печка. Педагог спрашивает, куда Баба Яга унесла наши сказки. Печка предлагает ответить на вопросы:

  • в какой сказке молочная река, кисельные берега
  • в какой сказке волк остался без хвоста
  • в какой сказке заяц спас ворону
  • что расколола мышка своим хвостиком
  • чем хотела угостить печка девочку

Печка  дает детям подсказку (красный круг). Что бы это значило? Педагог в самом процессе деятельности исподволь задает развивающее содержание: по дорожке из красных кругов дети приходят к дереву с загадками. Педагог зачитывает загадки, а дети находят картинки с отгадками. Усиливает интерес ребенка, показав, что следы от избушки ведут дальше.

Подходят к избушке на курьих ножках.

- Что надо говорить, оказавшись перед избушкой Ба6ы-Яги? ( «Избушка, избушка, встань к лесу задом, ко мне передом».) дети находят персонажей из разных сказок.

Посмотрите, какие персонажи встретились нам на пути – это Красная Шапочка, Колобок, Машенька, Медведь. Сочините с их участием сказку.

- Какие интересные сказки у вас получились. Вы настоящие фантазёры!

Воспитатель предлагает детям игровой приём из ТРИЗа  «Салат из сказок».

3. Заключительная часть занятия:

Деятельность детей

Деятельность  педагога

Примечание

Дети выбирают варианты концовок сказки. (Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец! Или «Я там был, мед пиво пил, по усам текло, в рот не попало»)

Вот и собрали мы Кузькины сказки, пора и в обратный путь отправляться. Как мы закончим нашу сказку? Давайте расскажем Кузьке, где мы побывали и, что мы повидали.

Что нам понравилось? Что было самым трудным? Почему? У кого мы просили помощи? А кому помогли сами?. Как это нам пригодиться в жизни?

Обсуждает с детьми их впечатления от занятия, что они поняли (не поняли), что чувствовали, что понравилось и что не понравилось, что больше всего запомнилось. Уточняет для чего это нужно знать и уметь, где это может пригодиться и т. д.

Кузька благодарит детей за собранные сказки и дарит новую книгу «Волшебные сказки».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи "Литературный калейдоскоп"

Приобщать детей к русской поэзии, помогать им пересказывать отрывки из сказок, обогащать словарный запас детей, совершенствовать умение прави­льно строить предложения, прививать вкус к драматизаци...

конспект занятия по развитию речи "Калейдоскоп сказок"

Тема: «Калейдоскоп сказок»Цель: закреплять знания детей о русских народных сказках; развивать связную речь с помощью пересказа сказки; воспитывать любовь к художественной литературе.Материал:  ка...

Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Калейдоскоп животных".

Занятие по развитию речи для детей подготовительной к школе группы на тему: "Калейдоскоп животных"....

Конспект занятия по развитию связной речи на тему: "Новогодний калейдоскоп"

Цели: Коррекционно-образовательные задачи: Учить детей составлять рассказ по серии сюжетных картин. Формировать навык соблюдения последовательности изложения. Коррекционно-развивающие задачи: Развив...

Занятие по развитию речи в старшей группе Тема: «Литературный калейдоскоп»

Задачи:Закрепить знание сказок.Развивать диалогическую речь.Развивать интонационную выразительность речи, память, внимание, логическое мышление.Развивать умение выполнять различные игровые задания.Вос...