Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФОП ДО.
консультация по развитию речи (средняя группа)

Консультация для педагогов по речевому развиьтию дошкольников в соответствии с ФОП ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rechevoe_razvitie_doshkolnikov_v_sootvetstvii_s_fop.docx21.38 КБ

Предварительный просмотр:

                     Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФОП ДО.

Федеральная  образовательная  программа дошкольного образования была разработана в связи с пониманием важности дошкольного образования для дальнейшего успешного развития и обучения ребенка, обеспечения качественного образования детей дошкольного возраста. В связи с переходом на Федеральную образовательную программу дошкольного образования перед педагогами стоит задача научить дошкольников  воспринимать программный материал в процессе  игры, творчества, взаимодействия с другими воспитанниками, а также мотивировать детей на получение новых знаний.  Одной из образовательных  областей является «Речевое развитие». Речь является средством для решения всех задач общения, встающих перед ребенком. Умение пользоваться правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить чисто и выразительно, является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка. Выделяют следующие   задачи по речевому развитию дошкольников по  ФОП ДО:                                                                                             1. Формирование словаря;
2. Развитие звуковой культуры речи;
3. Формирование грамматического строя речи;
4. Развитие связной речи;
5. Подготовка детей к обучению грамоте;
6. Развитие интереса к художественной литературе.
Целевые ориентиры ФОП
 предполагают, что на этапе завершения дошкольного образования ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребёнка складываются предпосылки к грамотности.
Для полноценного развития речи детей, необходимо создать следующие  условия:
- изучение состояния речевого развития детей;
- целенаправленная работа педагогов над речевым развитием
 детей во всех видах детской деятельности и при тесном сотрудничестве с родителями;
- создание развивающей предметно-пространственной среды;
- повышение профессионального роста педагогов в вопросах речевого развития дошкольников.
Изучение состояния речевого развития
 детей   заключается в проведении  педагогами диагностики. Диагностика помогает  установить уровень развития речи детей, соответствие ее возрастным нормам, проследить динамику развития речи а  также выявить недостатки в речевом развитии, которым следует уделить особое внимание в индивидуальной работе с детьми, используя речевые игры, методы и приемы.
Целенаправленную работу над речевым развитием детей  проводим во всех видах детской деятельности. При проведении  занятий  учитываем детские  желания и интересы, не предоставляем детям знания в готовом виде, а подводим их к открытиям и выводам, которые ребенок должен сделать сам.                                                                                                   Значительную роль играют различные формы работы, осуществляемые вне занятий,  в режимные моменты.
Так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование различных игр. Задача воспитателя -  вызвать у детей интерес к игре, подобрать такие варианты игры, где дети смогли бы активно обогатить свой словарь.
Формирование речи в совместной деятельности должно быть направленно на все компоненты речи:                                                                                                                                                         1.Понимание речи;                                                                                                                                             2.Лексика;                                                                                                                                              3.Грамматика;                                                                                                                                     4.Связная речь;                                                                                                                       5.Звукопроизношение;                                                                                                                6.Фонематический слух;                                                                                                                          7.Слоговая структура слова;                                                                                                          8.Просодические компоненты речи: речевое дыхание, голос, темп и ритм речи, интонация;                             9.Неречевые психические функции: восприятие, внимание, память, мышление, воображение, моторика.                                                                                                                                                Утренний прием  важен как в настрое на дальнейшее пребывание в детском саду, так и для развития речи дошкольников. Во время утреннего приема
  говорим о настроении ребенка, закрепляем  знания о семье, домашнем адресе, транспорте, работе родителей, о любимой игрушке, тренируем  в произношении ласковых форм слова. От того как прошел утренний прием, как ребенок вошел в группу, как его встретили, зависит эмоциональный уют в группе в течение дня.  От организации утреннего приема зависит в дальнейшем, будет ли ребенок с удовольствием ходить в детский сад, с желанием заходить в группу, или будет искать причину остаться дома. Встречаем добрыми словами «Здравствуйте, мы рады видеть вас. До свидания, завтра ждем вас снова. Будем рады видеть вас».
Очень детям нравятся игры с «тайнами». «Дети, к нам пришла посылка. Но чтобы ее открыть, нужно сказать слово-пароль. А слово-пароль сегодня у нас начинается со звука [м]. Только нужно, чтобы все назвали пароль правильно. И дети изо всех сил стараются придумывать нужное слово. При этом,  если воспитатель заметит, что кто-то из детей не может подобрать слово, то приходим на помощь этому ребенку и, желательно, чтобы помощь исходила от детей.
Детям нравятся игры с картинками например, «Укрась ёлку игрушками на звук К» - дошкольники выбирают картинки в названии которых есть данный звук.
Утром также проводится индивидуальная работа с детьми, в том числе и на развитие речи.
В утренние часы  уделяем  время на артикуляционную и дыхательную гимнастику, упражнения проводим  в сказочной, либо в стихотворной форме. Дыхательная и артикуляционная гимнастика очень важна  в формировании правильного звукопроизношения и речи. Правильное речевое дыхание обеспечивает четкую дикцию, произношение звуков, за счет нормального звукообразования, достаточной громкости, соблюдение пауз, сохранение плавности речи и её выразительности. Дыхательная гимнастика  проводится как с предметом, пособием, так и без него  - «Воздушный шар», «Остудим чай», «Насос» и т.д. Дыхательная и артикуляционная гимнастика проводятся как в свободной деятельности, так и может  являться физминуткой во время занятия.
При подготовке к прогулкам проговариваем алгоритм одевания, названия одежды, из чего состоит одежда.
Чтобы вести речь о речевой деятельности на прогулке,
 предлагаю  вспомнить  структурные компоненты прогулки:                                                                                                                          1.Наблюдения;                                                                                                                                         2.Дидактические игры;                                                                                                                              3.Трудовые действия самих детей;                                                                                                   4.Подвижные игры и игровые упражнение;                                                                              5.Индивидуальная работа с детьми по развитию движений, физических качеств;     6.Самостоятельная игровая деятельность.                                                                                                        На прогулке проводятся наблюдения за живой и неживой природой. После нескольких наблюдений предлагаем детям составить или придумать сказку, рассказ  про  объект наблюдения. Так, например, наблюдали за ручейком  на  прогулке,  рисовали его, читали стихи и рассказы  про него. После этого можно предложить детям составить сказку о весёлом ручейке. И такие сказки и рассказы дети могут составлять про солнышко, про голубя, про первый появившийся цветок, про одинокую сосульку, про гусеницу, бабочку и т. д.
Используем игры  на речевое развитие, не только непосредственно на занятиях но и в повседневной жизни, т.е. в режимные моменты. Используем такие виды игровой деятельности, как дидактические, подвижные, сюжетно - ролевые, театрализованные игры. В сюжетно -  ролевой игре совершенствуется диалогическая речь, возникает потребность в монологической речи, ролевая игра способствует становлению и  развитию регулирующей и планирующей функции речи. Подвижные игры оказывают влияние на становление словаря, воспитание звуковой культуры. Театрализованные игры способствуют развитию речевой активности, интереса к художественному слову, выразительности речи. Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития - они закрепляют и уточняют словарь, упражняют в связных высказываниях, развивают объяснительную речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для педагогов ДОУ "Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО"

Семинар-практикум для педагогов ДОУ, раскрывающая основные направления работы по речевому развитию в соответствии с ФГОС ДО. Сделан обзор и раскрыты 7 компонентов речевого развития....

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Современные походы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования...

Тематический педагогический совет На тему: «Речевое развитие дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС»

Цель: совершенствование работы в ДОУ по речевому развитию детей дошкольного возраста. Задачи:1)актуализация знаний педагогов, компетентности в осуществлении ведущих задач учебного года;2) развива...

Семинар – практикум учителя – логопеда для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

В современной науке речевое развитие рассматривается, как развитие умений понимать и пользоваться языком: развитие словаря, фонематического слуха и звукового анализа, коммуникативных умений и связной ...

Современные подходы к организации речевого развития дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

В статье представлены иновационные формы работы по речевому развитию дошкольников....