развитие речи
презентация к уроку по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Бураева Анна Юрьевна

развитие речи А.Г. Арушанова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arushanova_a.g.pptx1.35 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Арушанова Алла Генриховна Цель и задачи речевого развития детей. Особенности речевого развития в разные периоды детства Выполнила: Бураева Анна Юрьевна

Слайд 2

Речь -это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речевое воспитание детей направленно на развитие их коммуникативной компетенции, способности налаживать общение с окружающими людьми (взрослыми и сверстниками) при помощи языковых (фонетических, лексических, грамматических) и неречевых (мимики, жестов, поз, взглядов, предметных действий) средств. Коммуникативная компетенция рассматривается как базисная характеристика личности дошкольника, как важнейшая предпосылка благополучия в социальном и интеллектуальном развитии, в освоении специфически детских видов деятельности- коллективных игр, конструирования, детского художественного творчества и пр.

Слайд 3

Формирование разных сторон языка (фонетики, лексики, грамматики) протекает неравномерно и в определенной степени несинхронно, на различных этапах развития на передний план выдвигается та или иная сторона. В зависимости от этого на каждом этапе жизни ребенка формирование грамматического строя языка ребенка приобретает специфические тенденции и новые взаимосвязи с развитием сторон языка.

Слайд 4

На третьем году жизни происходит освоение морфологических категорий и форм при активном использовании непроизвольных высказываний, состоящих из одного-двух простых предложений. Центральными нововведениями в этом возрасте являются словоизменение и освоение диалогической формы речи со взрослыми, инициативных высказываний. На четвертом году жизни зарождается словообразование и словотворчество в тесной связи с расширением словаря. Начинается формирование высказываний типа элементарных коротких монологов (рассказов). Активно осваивается звукопроизношение, главным образом через игры со звукоподражанием. Пятый год жизни знаменуется становлением произвольности речи, формированием фонематического восприятия, осознанием простейших языковых закономерностей, что проявляется, в частности, в изобилии языковых игр с грамматическим содержанием (словотворчество, «грамматические переборы»). Шестой и седьмой год жизни —этап овладения способами грамматически правильного построения развернутых связных высказываний, активного освоения сложного синтаксиса при произвольном построении монолога, этап формирования грамматически и фонетически правильной речи, освоения способов вычленения из речи (осознания) предложения, слова, звука. В старшем дошкольном возрасте происходит также становление скоординированного диалога со сверстниками, развитие субъектности и инициативности в диалоге со взрослым.

Слайд 5

Формирование разных сторон грамматического строя языка дошкольника происходит несинхронно, соответственно обучение должно проходить поэтапно. На начальных этапах активизация речевых высказываний носит общий, неспецифический характер, в дальнейшем постановка задач становится все более дифференцированной. На пятом году жизни особое внимание уделяется поощрению словообразования, словотворчества; на шестом году —элементарному анализу структуры предложения, формированию грамматической правильности (в словоизменении); на седьмом году —элементарному осознанию грамматических связей между производными словами, речевому творчеству, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.

Слайд 6

Игры и упражнения, стимулирующие речевую активность Дидактические игры и упражнения с грамматическим содержанием Совместные со взрослым сюжетно- отобразительные игры Подвижные игры Музыкальные игры Пластические упражнения Игры- драматизации (импровизации ) Элементы игры и драматизации при рассматривании картин, при рисовании, лепке, аппликации

Слайд 7

Синтаксическая сторона речи совершенствуется прежде все­­го в процессе обучения связной речи и рассказыванию. Рассматривая произведения живописи, участвуя в беседе о про­чи­тан­ном, ребенок общается со взрослым, отвечает на разнообраз­­­ные вопросы, побуждающие использовать разные час­ти ре­чи, различные конструкции предложений. Особенно важны так называемые проблемные вопросы (Почему? Зачем? Как?), по­­­буждающие устанавливать причинно-след­с­т­вен­ные, времен­ные и другие существенные связи и зависимости и использовать для их обозначения в речи сложноподчиненные предложе­ния. Полезно, кроме того, использовать спе­циальные упраж­нения на распространение и дополнение предложений. Эти упражнения проводят в подготовительной к школе группе. Но и пятилетние дети в игровой ситуации спра­в­ляются с задачей дополнить сложное предложение (напри­мер, помогая про­чи­тать «размытое письмо», которое прислал медвежонок своему другу).

Слайд 8

Развитие морфологической стороны речи детей сопря­же­но с рядом трудностей, связанных с особенностями русского языка. Прежде всего в русском языке очень сложная система окончаний существительных, не фиксировано место ударения в словах, чрезвычайно большое многообразие чередований глас­­­­ных и согласных звуков в основах глаголов. Кроме того, до­школьники затрудняются с усвоением родовой принадлеж­ности существительных, пониманием и использованием про­­стран­с­т­вен­ных предлогов и наречий. Для занятий по развитию речи разработаны специальные дидактические игры и упражнения, предназначенные для того, чтобы учить детей правильно изменять слова, помогать запом­­нить трудные формы слов, необходимых для повседневного общения, для усвоения учебного материала разделов программы. Это хорошо знакомые воспитателю игры: «Чего не ста­­ло?», «Чего не хватает Мише для прогулки?» (на образование форм родительного падежа множественного числа существительных); «Чудесный мешочек», «Разноцветный сунду­чок» (на усво­е­ние ро­довой принадлежности существительных); «По­­­­­ру­че­ния», «Зайка, сделай», «Мишка, ляг», «Вы хо­­ти­те? — Мы хотим» (на спряжение глаголов); «Пря­т­ки», «Что изменилось?» (на усвоение и активизацию предлогов и наре­чий) и др.

Слайд 9

Не менее важна для развития грамматического строя речи и для подготовки детей к сознательному освоению школьного курса грамматики работа по ознакомлению детей со способами словообразования . В младших груп­­пах ос­новной задачей является обогащение речи детей мотивированными словами. Собственно способам словообразования на­чи­нают обучать со средней группы. В старшей и подготовительной к школе группах приобретенные детьми знания закрепляются в словесных дидакти­чес­ких играх и упражнениях. Главное , чтобы дети регулярно сталкивались с проблемными ситуациями в языковой действительности, чтобы получали от взрослого образец правильного решения задач. И если даже ребенок пока еще не научится свободно и правильно подбирать однокоренные слова (этому его в дальнейшем научат в школе), опыт, который он приобретет, очень полезен для воспитания произвольности, точности и выразительности речи, активизации и обогащения словаря. Упражнения в словообразовании опираются на достигнутый высокий уровень речевого развития детей, позволяют им осознать те формальные и смысловые связи слов, которые уже были интуитивно обобщены в процессе речетворчества . Это положительно отражается на качестве речи — она становится осознанной, произвольной. Вместе с тем дети приобретают и опыт сознательного анализа языкового материала, что является важной предпосылкой для успешного обучения в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...