Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка» (совместное сочинение сказки с театрализацией)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.

 «Весенняя полянка»  

(совместное сочинение сказки с          театрализацией)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон.

 «Весенняя полянка»  

(совместное сочинение сказки с          театрализацией)

Образовательная область: речевое развитие

Возрастная группа: 5-6 лет

Цель: Учить детей взаимодействовать друг с другом и воспитателем в процессе совместного сочинения сказки.

Образовательные задачи:

  • учить замечать изменения в природе.
  • закрепить знания о животных, птицах, насекомых, деревьях и цветах.
  • продолжать знакомить с простыми противоречиями; учить решать противоречия.

Развивающие задачи:

  • развивать творческое воображение, фантазию, память и речь детей.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к природе.

Материал: шапочки: цветы, бабочки, птицы, белочки; игрушки: медвежонок, ёжик; музыкальные записи «Голоса птиц» и веселых мелодий (на выбор воспитателя).

Ход образовательной ситуации.

  1. Введение в ситуацию

Дидактические задачи:

  1. мотивировать детей на включение в познавательную деятельность,
  2. развивать эмоциональную отзывчивость.

Логопед собирает детей около себя, в руках у педагога игрушка.

Логопед: Ребята, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Что это с Медвежонком? Почему он такой грустный? (Ответы детей). Мне Медвежонок рассказал, что в выходной день в лесу на полянке собираются все его друзья – лесные звери. Они придумывают и рассказывают друг другу сказки. И Медвежонок хочет рассказать сказку необычную, весеннюю, но не может придумать. Поэтому он решил к нам обратиться за помощью. Хотите помочь Медвежонку?

Дети: Да!

Логопед: Сможете?

1.        Актуализация знаний

Дидактические задачи:

1)        учить замечать изменения в природе;

2)        закрепить        знания детей о животных, птицах, насекомых, деревьях и цветах;

3)        развивать умение отвечать на вопросы.

Логопед: Ребята, как вы думаете, почему Медвежонок не может придумать весеннюю сказку?

Дети: Потому что Медвежонок не знает, как назвать сказку. Не знает приметы весны.

Логопед: Правильно, ребята. Давайте мы решим, как назовём нашу сказку?

Дети предлагают названия.

Логопед: Хорошо! Назовём сказку «Весенняя поляна». Что есть на лесной полянке, как вы думаете?

Дети: Деревья, цветы, травка.

Логопед: А кого можем встретить весной на полянке?

Дети: Много птиц, бабочек.

Логопед: А почему весной стало больше птиц?

Дети: Прилетели перелётные птицы.

Логопед: Правильно, ребята. После холодной зимы возвращаются в наши края перелётные птицы. Весной просыпаются насекомые. А кого мы ещё можем увидеть на лесной полянке?

Дети: Животных: белочку, зайчика, ёжика.

Логопед: Что происходит весной с животными?

Дети: У белочки появляются бельчата.  

Зайчик меняет белую шубку на серую, чтобы лиса и волк его не заметили в лесу. Просыпается ёжик.

Логопед: Правильно, ребята. Столько интересных изменений в природе происходит весной.

1.        Затруднение в игровой ситуации.

Дидактическая задача: сформировать у детей опыт фиксации затруднения   и   понимания   его   причины   (под        руководством логопеда).

Логопед: Ребята, вы много знаете о весне, о лесных жителях. Ну, что ж, вы готовы рассказать сказку? Тогда начнём?

Пауза. Дети в недоумении.

Логопед: Что случилось? Вы не знаете, как начать сказку? И как её дальше рассказать? Что же нам делать?

Дети предлагают взять картинки или книжки (но этой сказки нет в книжках, её нужно придумать). Дети просят логопеда о помощи.

2.        Открытие нового знания

Дидактические задачи:

1)        формировать опыт самостоятельного преодоления затруднения;

2)        воспитывать у детей желание и умение обращаться за помощью к взрослым.

Логопед: Ребята, я рада вам помочь. Вы, знаете, что сказку можно не только рассказать, но показать. Вспомните, где живут сказки в нашей группе?

Дети: В театральном центре.

Логопед: Правильно, ребята!

Педагог и дети проходят к театральному центру. Логопед показывает шапочки животных, птиц, насекомых, цветов. Предлагает детям выбрать себе шапочки. Дети выбирают, договариваются между собой, кто кем будет. Логопед надевают на головы детей шапочки белочки, зайчика, бабочки, птичек, цветов.

Логопед: Я вас превращаю в сказочных героев! А я буду ёжиком (в руках у педагога игрушка ёжик). Ребята, вот наша лесная полянка, располагайтесь на ней: где будут находиться цветы, где бабочки, стрекозы, где птички, где белочка и зайчик Дети располагаются на полянке.

Логопед: Вы готовы рассказывать сказку?

Дети: Мы готовы.

Логопед: Прекрасно! Начнём!

3.        Включение нового знания в систему знаний детей.

Дидактические задачи:

1)        закрепить знания о животных, птицах, насекомых, деревьях и цветах;

2)        продолжать        знакомить        с        простыми        противоречиями;        учить решать противоречия;

3)        развивать творческое воображение, фантазию, память и речь детей;

4)        воспитывать любовь к природе.

Совместное сочинение сказки.

Логопед: На одной лесной полянке ранним весенним утром родился маленький ёжик. Он был очень маленьким и ничего не знал. Мама решила показать ему полянку, на которой он родился. Они подошли к цветам, и мама сказала: - Посмотри, какие красивые цветы на полянке.

  • А для чего нужны цветы? - спросил ёжик.

Логопед: Ну что, цветочки, расскажите, для чего вы нужны.

Дети: - Цветы нужны для красоты. Пчёлы, осы и шмели собирают с них нектар.

Ёжик: -Мне нравятся цветы. А как они называются?

Дети называют цветы (одуванчики, колокольчики, васильки, ромашки). Ёжик (подходит к бабочке): Ой, какой красивый цветок! Наклоняется, чтобы понюхать бабочку.

Логопед: Ребята, это цветок или нет?

Бабочка: Я- бабочка.

Логопед: Расскажи ёжику, что ты умеешь делать. Где ты была зи- мой?

Бабочка: Я умею летать. Зимой я спала, завернувшись в сухой листочек. Как только пригрело солнышко, я проснулась и теперь перелетаю с цветка на цветок.

Логопед: Посмотри ёжик, как бабочка порхает с цветка на цветок.

Педагог  включает весёлую мелодию, и бабочка танцует.

Ёжик: А я вижу очень больших бабочек. Какие они большие! Показывает на птиц.

Педагог: Подожди, ёжик, давай спросим, кто это.

Птицы: Мы - птички. Мы летаем с дерева на дерево. Собираем с деревьев вредителей. Мы можем съесть и бабочку.

Ёжик: Нет, нет! Птички, пожалуйста, не ешьте сегодня бабочку. Она такая красивая. Птички соглашаются.

Логопед: Скажите, пожалуйста, птички, где вы зимовали?

Птички: Одни из нас улетали в теплые края, а с наступлением весны мы вернулись домой. А другие зимовали здесь, и ребята нам помогали: вешали кормушки и кормили нас. Теперь мы поём песни и радуем всех своими звонкими голосами. Слушаем музыкальные записи голосов птиц. Ёжик: (замечает белочку): Какая пушистая птичка!

Логопед: Ты опять всё перепутал. (Обращается к белочке.) Кто ты такая?

Белочка: Я — белочка. Я живу в лесу. Мой домик высоко на дереве. Называется мой домик дупло. В нём живут мои дети - бельчата. Я ем орешки и грибочки. Зимой у меня был запас пищи, я всё съела и сейчас мне надо искать орешки, которые остались с прошлого года.

Логопед: Белочка - это не птичка, а кто?

Белочка: Я - животное.

Логопед: А это кто там прячется за кустиком? (Из-за кустика выпрыгивает зайчик).

Ёжик: Это бабочка! У неё такие крылья!

Логопед: Нет, это не бабочка! Обращается к зайчику. Ну-ка, расскажи кто ты?

Зайчик: Я – длинноухий зайчик. Я - животное. Люблю прыгать и скакать. Зимой у меня шубка была белой, а весной она стала серой. Я всего боюсь, поэтому в такой шубке мне легко прятаться под кустик или в травке.

Логопед: Ребята, скажите, какие животные ещё живут на этой полянке. Дети перечисляют (лиса, волк, медведь, кабан, лось).

Ёжик: А я кто? (Ответы детей.)

Ёжик: Как много всего интересного на моей полянке. Мне будет очень весело. Я буду со всеми дружить.

Логопед: Встанем все в круг и потанцуем вместе с ёжиком. Звучит весёлая мелодия. Дети выполняют танцевальные движения.

Логопед: Вот какую сказку мы сочинили сегодня. Ребята, помните, что в природе всё взаимосвязано. Все должны жить дружно, и тогда всё будет хорошо. Медвежонок, тебе понравилась наша сказка.

Медвежонок: Да-а! Мне очень понравилась сказка. Она очень интересная и весёлая, даже смешная. Я запомнил её и расскажу своим друзьям.

  1. Осмысление.

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что они делали,создать ситуацию успеха.

Логопед собирает детей около себя.

Логопед: Ребята, что мы сегодня делали? Кому помогли? Что интересного узнали, увидели? Что понравилось?

Дети делятся своими впечатлениями


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».

Конспект образовательной ситуации с детьми старшего дошкольного возраста на тему: Чтение ненецкой народной сказки о животных севера «Песец и Олень».Цель:расширять представления детей об образе жи...

Конспект образовательной ситуации по развитию образной речи по мотивам сказки А. С, Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

Конспект образоватльной ситуации по развитию образной речи у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе: «Моделирование сказки «Рукавичка»»

данная образовательная ситуация учит  детей пересказу сказки с опорой на внешние средства: двигательную модель сказки....

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка»

Конспект образовательной ситуации Л.Г.Петерсон. «Весенняя полянка»  (совместное сочинение сказки с          театрализа...