Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе: «Моделирование сказки «Рукавичка»»
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Макарова Светлана Дмитриевна

Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи: Учить детей самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения наглядной модели; сохранить некоторые народные обороты речи, совершенствовать интонационную выразительность речи, обогащать словарь, развивать звуковую культуру речи. Учить создавать воображаемые образы и отбирать заместители для обозначения персонажей сказки Развивать у детей мышление и воображение, эмоциональную отзывчивость.


Материал и оборудование: Набор  условных заместителей к сказке «Рукавичка» (рукавичка, 7 геометрических фигур разных по величине, и  цвету).  Счетные палочки. Картины с зимним пейзажем. Компьютер, музыкальная запись. Маски зверюшек, краски, губки и кисточки. Книжка со сказкой «Рукавичка».

Ход занятия

Дети проходят и садятся.

- Искрится, падает снежок. На землю и дома. А это значит, мой дружок, Что к нам пришла Зима! Снег! Снег! Снег – снежок… Белый и пушистый. Снег! Снег! Снег – снежок… Звёздно-серебристый.

- Дети, а какими словами можно описать снег? (Белый, холодный, чистый, пушистый, мягкий, серебристый, как вата) А вы рады снегу? Почему? В какие игры можно играть со снегом?

Дидактическое упражнение «Какой снег»

- Давайте, прямо сейчас покатаемся на лыжах. Вы не знаете, как можно в группе покататься на лыжах? Как думаешь ты? А кто думает по другому? Покажите, пожалуйста.(ответы детей)

- Посмотрите, что у меня в руках? Похожи палочки на лыжи? Я предлагаю вам превратить палочки в лыжи и отправиться в летний лес и так покататься на лыжах. Кто со мной согласен? Что сейчас лето (ответы детей). Можем мы встать на счетные палочки и поехать? (ответы детей) А хоти я покажу, как отправиться в зимний лес на счетных палочках.

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Утром на лыжах кататься пошли,

Быстро до леса на лыжах дошли.

(пауза)

Время к обеду – весь лес обошли.

Дружно на лыжах домой мы пришли.

- Вот мы и в зимнем лесу. Красиво в зимнем лесу. Сыграем в вами в игру я буду говорить, а вы за мной повторяйте.

 Чистоговорка «Зима»

Ма-ма-ма – пришла снежная зима.

Ег-ег-ег – все засыпал белый снег.

Ки-ки-ки – любим мы играть в снежки.

Ры-ры-ры – качусь на саночках с горы.

Оз-оз-оз – щиплет щеки нам мороз.

Лю-лю-лю – зиму снежную люблю.

- Послушайте мелодию и скажите, что нас ожидает дальше (звучит мелодия «В гостях у сказки»)?

- Нас встречает сказка (на доске – картинка). Ребята, что это? Как вы думаете, кто ее потерял? Я расскажу вам сказку. А вы, слушайте и смотрите сказку. Будете помогать, если мне нужна будет помощь? (ответы детей) Спасибо.

Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Только сегодня у меня не обычные сказочные герои. Вот какие (показываю геометрические фигуры).

                                                Сказка «Рукавичка»

Шёл дед лесом, а за ним бежала собачка.

Прямоугольником я обозначу дедушку, а собачка будет маленький прямоугольник.

Шёл дед, шёл, да и обронил рукавичку. Вот бежит мышка. Какая геометрическая фигура больше всего подойдет для  обозначения мышки? Почему? (ответы детей)

влезла в эту рукавичку и говорит:
- Тут я буду жить.
А в это время лягушка - прыг-прыг! - спрашивает:

-Скажите, пожалуйста, правильно я подобрала фигурку для лягушки
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка. А ты кто?
- А я лягушка - попрыгушка. Пусти и меня!
- Иди.
Вот их уже двое. Бежит зайчик.

-Маша подбери геометрическую фигуру для зайчика. Почему? Кто думает по другому?

 Подбежал к рукавичке, спрашивает:

- Настя, что спросил зайчик?  Покажите сигналом согласны вы с ответом.(ответ детей)
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка. А ты кто?
- А я зайчик - побегайчик. Пустите и меня!
- Иди.
Вот их уже трое. Бежит лисичка:

-Андрей, выбери фигуру для обозначения лисы. Почему, ты выбрал эту фигуру?
- Кто, кто в рукавичке живет?

- Полина, перечисли кто живет в рукавички.
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка да зайчик - побегайчик. А ты кто?

- Лиза озвучить лисичку ответь за нее. Какой голос у лисы? Какая она бывает в сказках? Передай его голосом.

-А я лисичка-сестричка. Пустите и меня!
Вот их уже четверо сидит. Глядь, бежит волчок - и тоже к рукавичке, да и спрашивает:

- Не садись на пенек не еще пирожок. Так ребята должно быть? (ответы детей) А Как? Озвучь,  Валера, пожалуйста.
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик да лисичка-сестричка. А ты кто?
- А я волчок - серый бочок. Пустите и меня!
- Ну, иди!
Влез и этот. Уже стало их….

- Сколько их стало жить? Как узнать точно? Что надо сделать? (ответы детей)

 пятеро.  А в рукавички  тесно, что не повернуться! А тут затрещали сучья: вылезает медведь и тоже к рукавичке подходит, ревет:

- Ребята, покажите, как медведь ходит (подражание походке медведя) А какой голос у медведя низкий или высокий? Давайте все вместе спросим.
- Кто, кто в рукавичке живет?
- Мышка - поскребушка, лягушка - попрыгушка, зайчик - побегайчик, лисичка-сестричка, волчок - серый бочок. А ты кто?
- Гу-гу-гу, вас тут многовато! А я медведюшка - батюшка. Пустите и меня!
- Как же мы тебя пустим? Ведь и так тесно.
- Да как-нибудь!
- Ну, уж иди, только с краешку!
Влез и этот. Шестеро стало, да так тесно, что рукавичка того и гляди, разорвется.
А тем временем дед хватился - нету рукавички. Он тогда вернулся искать ее. А собачка вперед побежала. Бежала, бежала, смотрит - лежит рукавичка и пошевеливается. Собачка тогда:

- Как вы думаете, что сделала? (ответы детей)
- Гав-гав-гав!
Звери испугались, из рукавички вырвались - да врассыпную по лесу. А дед пришел и забрал рукавичку.

Вот и сказке конец, а кто слушал молодец!

Понравилась вам слушать и рассказывать сказку?

- Нам пока возвращаться в группу. Давайте скажем наши волшебные слова.

Хлоп, хлоп.

Топ-топ.

Вокруг себя обернись

И в группе окажись.

- Ребята, а ведь сказки можно не только слушать, но и показывать сказку. А мы с вами можем показать другим ребятам сказку. Что для этого нам понадобится? (ответы детей)

Показываю маску дедушки и собаки.

- Вот у меня есть заготовки масок зверей из сказки «Рукавичка». Можно такими масками показывать сказку? (ответы детей) Почему?

- Так давайте их закончим. То есть покрасим и раскрасим.

- Мы поделимся на пары, и каждая пара будет раскрашивать одну из масок. Сначала вместо кисточек мы будем пользоваться губками, а затем, когда у нас подсохнет первый слой краски, мы нарисуем все остальные части на маске: глаза, нос, усы.

Дети делятся на пары.  

-Вот у нас на столе есть коричневая краска, зеленая, серая, красная и желтая. Какой цвет вы возьмете? (ответы детей).

-А какая краска нам понадобиться, чтобы покрасить лисичку? (ответы детей)

- Но у нас нет такой краски, как нам быть? (ответы детей)

- Ребята, я вам открою секрет, не которые краски смешиваются, и получается новый цвет.

-Чтобы получить оранжевый цвет,  какие 2 краски нужно смешать? (ответы детей)

-А как вы думаете, а как я получила серый цвет? (ответы детей)

-Да, я смешала черный и серый (не большой опыт - на глазах у детей смешиваю 2 краски). Дети приступают раскрашивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада. Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок» Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе детского сада.Тема: составление сюжетного рассказа по набору игрушек «Таня, Жучка и котенок»Воспитатель  Быченко  Нат...

План-конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе «Расскажем сказку».

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 117 Выборгского районаг. Санкт-Петербург План-конспект непосредственной образовательной деятель...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»

Конспект непрерывной образовательной деятельности  по развитию речи в средней группе.Чтение сказки «Петушок и бобовое зернышко»(Образовательная область «Речевое развитие»)...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средней группе. Тема: «Корней Иванович Чуковский и его сказки»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 6 «Светлячок»      Конспект образовательной деятельности по развитию речи в средн...

Конспект открытого занятия непосредственно - образовательной деятельности по развитию речи в средней группе по сказке « Три медведя»

Цель: Учить пересказывать вместе с воспитателем сказку. Развитиемонологической речи.Программное содержание:• Учить детей отвечать на вопросы воспитателя.• Разви...

Конспект образовательной ситуации по развитию речи в средней группе: «Моделирование сказки «Рукавичка»»

данная образовательная ситуация учит  детей пересказу сказки с опорой на внешние средства: двигательную модель сказки....