ПРОЕКТ « Говори и Рь»
проект по развитию речи (старшая группа)

Макарова Надежда Васильевна

 Приемы мнемотехники как эффективное средство для развития связной речи дошкольников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_govorir_priemy_mnemotehnike.docx29.09 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ « Говори и Ро»

Макарова Надежда Васильевна

 воспитатель

пгт. Приобье 2020

                         

К.Д.Ушинский писал:

“Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам– он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: Практико-ориентированный

По числу участников: групповой. 

По времени проведения: долгосрочный

Участники проекта:  дети старшего дошкольного возраста, педагоги, родители

Актуальность проблемы

На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Для улучшения речевого развития у детей дошкольного возраста наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективным средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники.  Память у дошкольников носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту. Например: для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы  алгоритмы: процессов умывания, одевания и т.п.)

Цель проекта

Научить детей связно, последовательно грамматически и  фонетически правильно излагать свои мысли, выразительно читать стихи, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Задачи проектной деятельности:

  • Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, творческих способностей детей;
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;
  • Обогащение словарного запаса;
  • Развитие связной речи.

Содержание проекта.

Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.

Мнемотехника – это система методов и приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов, последовательно переходить к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация, по развитию связной речи применяется как дидактический материал, который  позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

Мнемотаблицы могут быть предметные, предметно - схематические и схематические. Если дети, справились с предметной моделью, то задание усложняется: даётся предметно – схематическая модель. Этот вид мнемотаблиц включает меньшее количество изображений. И только после этого дается схематическая   мнемотаблица.

 Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, т.к. у детей остаются в памяти отдельные образы: цыпленок – желтого цвета, мышка серая, елочка зеленая. Нужно отметить, если вы сделали, например волка – изображением зубов, тогда это должно быть на протяжении всего возрастного периода. С переходом в другую группу можно усложнить или заменить другой графической заставкой.

Работа по мнемотаблицам состоит из этапов.

  • 1 этап. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.
  • 2 этап.  Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из абстрактных символов  слов в образы.
  • 3 этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки или рассказ по заданной теме. В младших группах с помощью воспитателя, в старших – дети должны уметь самостоятельно.

Мнемотаблицы-схемы служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, и мы их используем для:

  • обогащения словарного запаса,
  • при заучивании стихов.
  • при пересказах художественной литературы,
  • при обучении составлению рассказов,
  • при отгадывании и загадывании загадок,

Стихотворения. Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения дети также активно включается в процесс создания схемы.

Пересказ.  Ему принадлежит особая роль в формировании связной речи. Здесь совершенствуется структура речи, ее выразительность умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то свое внимание ребенок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Вместе с детьми беседуем по тексту, рассматриваем иллюстрации и отслеживаем последовательность заранее приготовленной модели к данному произведению.  При пересказе были Л. Толстого «Пожарные собаки», мы зарисовывали, схематично обсуждая вместе с детьми символы, последовательно их, располагая в единую модельную цепь, по которым пересказывали  литературное произведение. Таким образом, постепенно осуществляется переход от творчества воспитателя к совместному творчеству ребенка со взрослым. Постепенно дети начинает проявлять творческую самостоятельность, т. е. мнемотаблицы создаем, придумываем вместе, сообща.

Описательный рассказ.  Это наиболее трудный вид в монологической речи. Описание задействует все психические функции (восприятие, внимание, память, мышление). Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Что ребенку очень трудно. Здесь важно научить ребенка сначала выделять признаки предмета.

Творческие рассказы.  Предложение придумать рассказ или сказку дети обычно встречают радостно. Но чтобы рассказы детей были не однообразные, логично построенные, существенную помощь окажут мнемотаблицы

Перспективный  план. (старшая группа)

месяц

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

ЦЕЛИ

СОДЕРЖАНИЕ

ЯНВАРЬ

Игра «Копилка слов»

 

Цельобогащение словаря, развитие долговременной  памяти.

Содержание игры: Дети «собирают» новые слова в копилку, т.е. рисуют или обозначают при помощи символов, сразу после их образования или истолкования и с отсрочкой (после других упражнений, в конце занятия, через день). К словам в «копилке» мы периодически возвращаемся: на следующий день, через неделю, через месяц. Детям предлагается вспомнить слова, которые они «положили» в копилку слов и составить с ними предложение или рассказ.

 В.Данько «Здравствуйте»

выразительно  читать   наизусть   стихотворение, используя   мнемотаблицы.

ФЕВРАЛЬ

Игра «Шифровка».

Цельобогащение словаря на увеличение количества предлагаемых вариантов схематического изображения слова.

Содержание игры: Выбирают водящего, который выходит в другое помещение. Дети договариваются зашифровать какое-то слово. Воспитатель пишет и закрывает его. Ребята придумывают, как это слово можно обозначить, предложенные варианты зарисовываются. Например, слово лес можно изобразить, используя такие символы, как деревья, грибы, кусты, звери и т.д. Когда шифровка выполнена, водящий заходит и пытается отгадать слово, а затем проверяет, читая.

Игрушки

Выразительно  читать   наизусть   стихотворение, используя готовые  мнемотаблицы. Предложить детям самим попробовать зарисовать стихотворения.

Учить выразительно, читать наизусть.

МАРТ

 Игра «Цветик-семицветик» 

Цель: обогащение глагольного словаря

Содержание: Дети получают картинку (сердцевину цветка) с символом действия, например, рыба – ныряет, плывет, солнце – светит, и т.д., а затем прикрепляют к сердцевине лепестки с изображением предметов, которые могут выполнять это действие.

И.Нищева  «Кап! Кап! Кап!»

-выразительно  читать   наизусть   стихотворение, используя   мнемотаблицы.

АПРЕЛЬ

Составление рассказа о весне

 Учить детей составлять рассказ о весне пользуясь мнемотаблицами.

Я. Аким  «Апрель»

составление  мнемотаблицы  на  основе стихотворения

- развивать  у  детей  умение  выразительно  читать  наизусть  стихотворение, передавая  интонацией  задушевность, нежное  отношение  к  ещё  робкой   весне.

МАЙ

 Н.Майданик «9 МАЯ»

составление  мнемотаблицы  на  основе стихотворения

выразительно  читать   наизусть   стихотворение, используя   мнемотаблицы

Игра «Теремок»

Цель: обогащение словарного запаса, развитие навыков классификации

Содержание: Детям предлагаются картинки и два, три и т.д. теремков со схематичным изображением сада (для фруктов), огорода (для овощей), елки (для диких животных), дома (для домашних животных) и т.д. Детям дается задание «поселить» картинки в нужный теремок (критерий классификации не называется) и объяснить, почему каждую картинку поместили в тот или иной теремок.

Работа   с  родителями.

Месяц

Содержание

Январь

  Информационная  ширма  «Мнемотехника  для  детей  »

Февраль

 Папка - передвижка  с  образцами   мнемотаблиц  составленных  по  произведениям.(стихи,  рассказы, сказки)

Март

 Составление   дома  детьми  вместе  с  родителями  мнемотаблицы  по стихам, загадкам.

Апрель

 Предложить родителям обратить внимание на дорожные знаки и спросить о чем они могут рассказать: «Пиктограммы на дороге или о чем расскажут мне знаки дорожного движения»

Май

 Составление   дома  детьми  вместе  с  родителями  мнемотаблицы  по  произведениям. (сказки)

После игр с использованием мнемотаблиц, дети пересказывают знакомые произведения, читают стихи, загадывают загадки, составляют описание предметов, придумывают сказки, рассказы. Но надо отметить, что дошкольники испытывать сложности, так как трудно следовать предложенному плану модели. Очень часто первые рассказы по моделям получаются очень схематичными. Чтобы этих сложностей было как можно меньше, мы проводим игры по активизации и обогащению словаря.

Подчеркнем, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это – прежде всего как начальная, «пусковая», наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

Параллельно с этой работой мы играем в речевые игры «Игры со словами», «Волшебное превращение слов». Используем настольно-печатных игры, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, зрительное восприятие, образное и логическое мышление, внимание, наблюдательность, интерес к окружающему миру, навыки самопроверки.

Планируем на следующий год продолжать использовать мнемотехнику, пополнять «Копилку слов», играть в д/и, составлять мнемотаблицы к стихотворениям, загадкам, пересказе, использовать при решении задач, чтение закодированных писем, составлении предложений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Говорим как в сказке"

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: Развитие образной речи дошкольников на основе сказок...

Проект "Говорим с ребенком на языке игры"

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Эт...

Проект "Говорим правильно."

Проект"Говорим правильно " расчитан на три месяца....

Проект - "Говорим правильно!"

laquo;Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках умелых он...

Исследовательско-творческий проект "Говори красиво, внятно, чтобы было всем понятно"

Для повышения результативности и качества коррекционной работы на логопедических занятиях, наряду с другими видами работ, я активно используем проектную деятельность.Проектная  деятельность – бла...

Проект "Говорим, говорим, всех вокруг перескороговорим"

Краткосрочный проект «Говорим, говорим, всех вокруг перескороговорим» в подготовительной группеКайсина Т.В.  Вид проекта: коррекционно-познавательный, детский с участием род...