Разработка и реализация проекта «Говорим экспериментируя».
статья по развитию речи (старшая группа) по теме

Гайдарлы Елена Анатольевна

Сообщение на песовет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_pedsovet.docx19.42 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка и реализация проекта «Говорим экспериментируя».

Воспитатель старшей группы Гайдарлы Е.А.

Дошкольный возраст - это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической. Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь – высшая форма речемыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им при восприятии различных предметов, поэтому целью своей экспериментальной деятельности  определила развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, инициативы, сообразительности, пытливости, критичности и самостоятельности, а также развитие связной доказательной речи.

Вся дальнейшая работа была направлена на реализацию следующих задач:

1. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.

2. Развивать познавательный опыт в обобщенном виде с помощью наглядных средств.

3. Развивать перспективу развития исследовательской деятельности детей путем включения их в мыслительные и преобразующие действия.

4. Развивать речь детей, умение аргументировать свои высказывания.

5. Формировать способности планировать свои действия, выполнять их в соответствии с заданными правилами, добиваться нужного результата.

Для реализации задуманного в начале учебного года был разработан долгосрочный проект «Говорим, экспериментируя», где были отмечены:

Методы обеспечения:

Поисково -  исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

Проведение опытов (практических).

Беседы .

Этапы осуществления проекта

1) Подготовительный этап:

Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы).

2) Реализация проекта:

Теоретическая часть: составление перспективного плана, разработка конспектов и сценариев мероприятий.

Практическая часть:

а) Поисково– исследовательские наблюдения: случайные наблюдения и эксперименты, плановые и эксперименты, как ответы на детские вопросы.

Проведение опытов (практических).

Беседы (конструктивные).

б) Связь с другими видами деятельности:

Игровая

Продуктивная  (рисование, лепка, работа с природным материалом)

Познавательно-исследовательская (опыты)

Коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы)

Учебная (речевое развитие, фэмп)

Релаксация.

Механизм выполнения проекта

Создание технической базы для детского экспериментирования.

Составление плана.

 Работа по экспериментированию.

Познавательные занятия: рисование, лепка, развитие речи, музыкальные.

Психогимнастика: изобразить животного, растение, вещество и т. д.

Чтение художественной литературы: Е. Чарушина, В. Бианки и других авторов.

Экскурсии по территории, на «экологическую тропу», в берёзовую рощу.

Конструктивные беседы.

Главное достоинство работы по данному проекту в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта. В этом проекте воспитатель и дети выполняют общее дело: изучают окружающий мир и описывают его явления.

Знания, добытые самостоятельно, путем экспериментирования, всегда являются осознанными и более прочными. Благодаря этому проекту ребенок гармонично развивается и получает возможность ставить себе новые все более сложные цели.

Ожидаемые результаты

Детское экспериментирование – метод практического целенаправленного действия, с помощью которого формируется собственный жизненный опыт ребенка. Проявляется интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиций хорошо – плохо.

С желанием участвует в практически ориентированной деятельности. Эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчества (рассказ, рисунок и т. п.). Проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным, растениям. Пытается контролировать свое поведение, поступки. Выражает мысли последовательно, владеет доказательной речью.

План деятельности детей на год разбит на блоки «Почва», «Воздух», «Материалы и их свойства», «Взаимодействие в быту и природе» и другие, однако часто детский интерес возникает спонтанно и сориентироваться помогают различные картотеки, игры. В этом случае деятельность может отличаться от запланированной.

Ребенок познает объект в ходе практической деятельности с ним, осуществляемые ребенком действия выполняют познавательную, ориентировочно - исследовательскую функцию, создавая условия, в которых раскрывается содержание данного объекта. Процесс познания – творческий процесс и моя задача, как воспитателя, – поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые условия для этого. Для этого в нашей группе оборудован центр науки, где сосредоточены самые разнообразные средства и материалы для самостоятельной деятельности детей, а также организована «Научная лаборатория», где весь материал разбит по разделам: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Дерево», «Металл». Все материалы и оборудование находятся в полном распоряжении детей. Так же в доступном для экспериментирования месте в достаточном количестве расположены приборы - помощники: увеличительные стекла, песочные часы; природный материал; утилизированный и технический материалы: лоскутки ткани, камешки, пенопласт, проволока, палочки и много других подобных вещей. Эти предметы обычно и служат источником новых замыслов и одновременно материалом для проведения самых разных экспериментов.

Я считаю, что чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается. Все темы для исследовательской работы детей условно объединяю в три основные группы:

1. Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих объектов и явлений. Здесь используются сюжеты разных сказок, а также выдуманные детьми идеи – от макетов космического корабля до конструкции несуществующего животного с какими-то новыми, необычными возможностями.

2. Эмпирические – темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений выступают явления живой и неживой природы, а также предметы рукотворного мира: «Откуда приходят звуки?», «Его величество огонь», «Секреты растворимости» и др.

3. Теоретические – темы, ориентированные на изучение и обобщение фактов, материалов содержащихся в разных источниках. Замечательными источниками для теоретических исследований являются различные энциклопедии и справочники для детей разного возраста, такие как серия «Я открываю мир» Л. Я. Гальперштейна и др.

Маленькому исследователю для решения исследовательских задач необходимы инструментальные навыки и умения логического и творческого мышления. Поэтому работу по опытно-экспериментальной деятельности провожу в системе, и условно разделила её на 3 этапа: подготовительный, основной и заключительный.

Подготовительный этап - подготовка к постановке проблемы - позволяет:

Учить детей видеть проблему;

Формировать умения выдвигать гипотезы;

Совершенствовать умения задавать вопросы.

На этом этапе предлагаю детям следующие упражнения: «Закончи рассказ», «Сколько значений у предмета?», а также различные ситуации, в которых нужно сформулировать возможные причины и последствия описанных событий.

Основной этап - поиск решения данной проблемы – направлен на то, чтобы научить детей давать определения понятиям, классифицировать предметы, выявлять взаимосвязи объектов рукотворного мира, проводить эксперименты, а также совершенствовать умение наблюдать за окружающим миром. Такие игры, как «Отгадай», «Чудесный мешочек», «Трудные слова» учат детей давать определения понятиям и классифицировать их. Игры «Кто пропал?», «Рассматривание», «Чего не стало» помогают детям научиться пользоваться одним из самых доступных и популярных методов исследования – методом наблюдения.

Заключительный этап, или формулировка выводов – учит детей высказывать свои суждения, делать выводы и умозаключения. Воспитывает логику мыслей, четкость и красоту речи. Для формирования первичных навыков и тренировки умения делать простые умозаключения использую такие игры, как «Что на что похоже?», «Клякса», «Что здесь изображено?».

Все предложенные игры и упражнения активизируют исследовательскую деятельность детей и приводят их к собственной исследовательской практике. Развивают речевую активность, т. е. умение составлять вопросительные и восклицательные предложения, умение отвечать на вопросы, побуждают детей к передаче чувств и мыслей в речи, а также способствуют пониманию и использованию в связной речи различных грамматических категорий, обозначающих названия, действия, качества и помогающих анализировать предмет и явление со всех сторон.

В своей работе активно использую такие формы организации, как фронтальные занятия, экскурсии, чтение художественной литературы, развлечения, опыты, беседы. Большую радость, удивление и даже восторг дети испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы.

Дети дошкольного возраста не умеют писать и читать, поэтому для фиксации исследований, выбора методов исследования помогают модели с символическими изображениями, картинки, схемы. Например, нарисованная капелька – это вода  и т. д.

Критерием успешного продвижения ребёнка является комплекс показателей исследовательской деятельности к концу дошкольного возраста. Ребенок:

Проявляет интерес к предметам и явлениям, лежащим за пределами конкретной ситуации, задает вопросы: "зачем?", "почему?", "как?";

Обнаруживает стремление объяснить связь фактов, используя рассуждения (потому что..)

Стремится к упорядочиванию, систематизации конкретных материалов, вещей (коллекции);

Проявляет интерес к символическим "языкам", т.е. пытается самостоятельно "читать" схемы, карты, чертежи и делать что-то по ним (лепить, конструировать);

Самостоятельно составляет простые схемы.

Очень тесно связаны между собой экспериментирование и развитие речи. Это хорошо прослеживается на всех этапах эксперимента – при формулировании цели, во время обсуждения хода опыта, при подведении итогов и в словесном рассказе об увиденном. Дети стали более активно высказываться при постановке цели опыта, выполнении действий и при обсуждениях. На занятиях дети стали более находчивыми, не стесняются ответов, предположений, часто задают вопросы на различные темы и тем самым формируются различные формы общения.

Общение в процессе экспериментальной деятельности способствовало развитию диалогической и доказательной речи, большинство детей умеют работать сообща, уступать друг другу, отстаивать свою правоту и признавать правоту других.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БАБА-ЯГА »

Последние три года  я работаю по теме: «Воспитание и развитие сказкой». Эта тема выбрана не случайно. Я обратила внимание на то, что сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном эт...

Методическая разработка:Технология реализации проекта - презентация "Зимующие птицы"

Содержит планирование проектной деятельности, системную паутинку проекта, обеспечение педагогического процесса, фотоматериалы....

Методическая разработка: Технология реализации проекта "На арене цирка"

Красочный путеводитель с необходимыми атрибутами для  подробного знакомства детей с цирком....

Разработка и реализация проекта "Зимующие птицы"

Этот проект разработан для детей старшего дошкольного возраста в рамках экологической акции "Столовая для пернатых" , проводимой Национальным парком "Кенозерский". Я предлагаю один из вариантов оформл...

Разработка и реализация проекта «Азбука здоровья»

Один из перспективных методов в работе педагогического коллектива, позволяющий решать проблему физического развития детей и укрепления их здоровья – проектная деятельность. Эта деятельность помогает д...

Методическая разработка по реализации проекта«Экологическая тропинка»

«Основная идея устойчивого развития – сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. ...