ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «БАБА-ЯГА »
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Бехлер Мария Николаевна

Последние три года  я работаю по теме: «Воспитание и развитие сказкой». Эта тема выбрана не случайно. Я обратила внимание на то, что сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае драматизация сказок. Поэтому я решила изменить подход к ознакомлению детей со сказками и сделать их своими помощниками в воспитании и развитии дошкольников.  Дошкольный возраст – это  возраст сказок и  наиболее любимый детьми литературный жанр. Очень важна среда, которую создает сказка, и ее восприятие ребенком.

         Образовательное учреждение должно давать детям возможность для накопления опыта, который ребенок приобретает самостоятельно. По моему мнению, наиболее успешно этого можно достичь с помощью метода проектов.

       В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и метод проектов, удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений.

     В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому для успешной реализации любого проекта необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умея прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

    Что может быть стержнем, на который нанизываются приобретенные ребенком дошкольного возраста сведения о мире?

    Я убеждена, что содержанием образования дошкольника должно строиться «вокруг человека». Детский опыт, начинаясь с интереса к домашней жизни (дом, семья), расширяется до интереса к жизни общества, его культуре.  Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно- ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются из интересов детей. Проект «Баба – Яга » не стал исключением. В разработке и реализации этого проекта принимали участие  сотрудники образовательного учреждения, дети и их родители.

      Цель проекта:   создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированный на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к сказке.

  Для достижения поставленной цели  были поставлены  следующие задачи:

  1. Сформировать у ребенка представление о своей семье ее традициях.
  2. Расширить представления детей о художественном образе  Бабы – Яги в русских народных сказках.
  3. Формировать представления детей о музыкальных и изобразительных средствах выражающих характер Бабы – Яги.
  4. Привлечь всех участников образовательного процесса, родителей к реализации проекта
  5. Развивать творческие способности детей в продуктивной и театральной  деятельности.
  6. Повысить мастерство педагогов в вопросах организации мини – музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

 «БАБА-ЯГА »

Последние три года  я работаю по теме: «Воспитание и развитие сказкой». Эта тема выбрана не случайно. Я обратила внимание на то, что сказки подаются детям недостаточно разнообразно, в основном это чтение, рассказывание, в лучшем случае драматизация сказок. Поэтому я решила изменить подход к ознакомлению детей со сказками и сделать их своими помощниками в воспитании и развитии дошкольников.  Дошкольный возраст – это  возраст сказок и  наиболее любимый детьми литературный жанр. Очень важна среда, которую создает сказка, и ее восприятие ребенком.

         Образовательное учреждение должно давать детям возможность для накопления опыта, который ребенок приобретает самостоятельно. По моему мнению, наиболее успешно этого можно достичь с помощью метода проектов.

       В середине 90-х гг. слово «проект» прочно вошло в нашу жизнь и метод проектов, удачно вписался в систему работы дошкольных учреждений.

     В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков, критического и творческого мышления, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве. Поэтому для успешной реализации любого проекта необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умея прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

    Что может быть стержнем, на который нанизываются приобретенные ребенком дошкольного возраста сведения о мире?

    Я убеждена, что содержанием образования дошкольника должно строиться «вокруг человека». Детский опыт, начинаясь с интереса к домашней жизни (дом, семья), расширяется до интереса к жизни общества, его культуре.  Известно, что в основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно- ориентированном подходе к детям. Ведь темы проектов в основном рождаются из интересов детей. Проект «Баба – Яга » не стал исключением. В разработке и реализации этого проекта принимали участие  сотрудники образовательного учреждения, дети и их родители.

      Цель проекта:   создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированный на диалогическое взаимодействие детей, родителей, педагогов и способствующих самопознанию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к сказке.

  Для достижения поставленной цели  были поставлены  следующие задачи:

  1. Сформировать у ребенка представление о своей семье ее традициях.
  2. Расширить представления детей о художественном образе  Бабы – Яги в русских народных сказках.
  3. Формировать представления детей о музыкальных и изобразительных средствах выражающих характер Бабы – Яги.
  4. Привлечь всех участников образовательного процесса, родителей к реализации проекта
  5. Развивать творческие способности детей в продуктивной и театральной  деятельности.
  6. Повысить мастерство педагогов в вопросах организации мини – музея.

Метод проектов предполагает и реализацию ряда принципов:

  1. Принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами.
  2. Принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем, введения детей в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении.
  3. Принцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура. Ее потенциал имеет огромное развивающие значение.
  4. Принцип опоры на ведущую деятельность. Реализуется в органической связи игры с другими специфическими детскими видами деятельности  (изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др.)
  5. Принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия. Преобладания эмпатии в межличностных отношениях.
  6. Принцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к ранее изученному материалу на новом более высоком уровне.
  7. Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного уважительного отношения к культуре и фольклору русского народа.

Для реализации проекта был разработан тематический план. (Приложение 1.) Особенностью плана является активное использование в работе с детьми художественных произведений, отдельных  композиторов и художников.

  Реализация задач проходила через все виды детской деятельности, а работа была организована с учетом приоритетных направлений деятельности ДОУ.

Познавательно-речевую-

  1. Мы познакомились со сказками с участием бабы-Яги в различных обработках, иллюстрированными различными художниками.
  2. Изучили познавательную литературу, мифологию
  3. Упражнялись в описательных рассказах о художественном образе бабы-яги.

Продуктивную деятельность-

  1. Была подобрана иллюстрированная литература для знакомства со стилями оформления, видеофильмы, презентации с участием этого персонажа.
  2. Изготовлены различные виды театров по сказке.
  3. Создан мини-музей Бабы-Яги в групповой комнате, картинная галерея,
  4. Сказочные герои были нарисованы и вылеплены.

Театральную деятельность-

  1. Подобраны и разыграны театральные этюды, игры и упражнения для развития выразительности движений речи.
  2. Разучены песни, танцы.

Для оценки эффективности реализации проекта разработаны критерии, позволяющие определить уровень сформированных представлений, знаний и умений по этому художественному персонажу в русских народных сказках, учитывая сформированность мотивационного, когнитивного и деятельностного компонентов.

         Для оценки мотивационного или отношенческого компонента использовались такие методы как беседа, интервьюирование. Когнитивный компонент оценивался: путем изучения сформированности знаний о составе своей семьи, старшем поколении, обязанностях по дому, их взаимоотношениях, о творчестве таких  художников как И. Билибин, В. Васнецов изображающих Бабу-Ягу в русских народных сказках. Деятельностный, или операционно-технический компонент оценивался путем изучения сформированности конкретных умений и навыков. Для этого использовали такой метод, как оценка продуктов деятельности ребенка – рисунков, аппликаций, пластических форм, рассказов и сказок, придуманных детьми.

За время реализации проекта были значительно расширены взаимосвязи ДОУ с различными соцучреждениями. Дети стали частными посетителями детской библиотеки, краеведческого музея, Дома художественного творчества.

   Удалось преодолеть стандартный взгляд родителей на их роль в детском саду – роль пассивного потребителя образовательных услуг. Родители активно помогали в создании мини-музея бабы – яги, вместе с детьми участвовали в совместных досугах и праздниках: «День - матери», «Новогодний калейдоскоп», «День защитников Отечества»; «У Лукоморья», литературный праздник «Салат из сказок»,  конкурсы совместных творческих работ детей и родителей: «Ах уж эти сказки», «Избушка на курьих ножках».

       В итоги реализации данного проекта у детей появился интерес к русским народным сказкам, фольклору, к народным традициям. Этот интерес проявился не только в беседах и интервью, но и в детских рассказах, рисунках. От детей он передался родителям. Расширились представления детей о художественных и музыкальных средствах выражающих характер сказочного героя, дети хорошо ориентируются в информационном пространстве, умеют самостоятельно  мыслить, анализировать,  устанавливать причинно-следственные связи. Знания, приобретенные детьми в ходе реализации проекта, стали достоянием их личного опыта. Они получены в ответ на вопросы, поставленные самими детьми в процессе собственной деятельности. У детей отмечено уважительное отношение к своим близким и родным  людям, истории своей страны, культуре.

          

       

Приложение

       

Содержание деятельности по разработке и реализации проекта                                                                                                                                                  

Направление деятельности

Основное содержание

Познавательно-речевая деятельность

- Формулировка цели. Определение результата проекта.

- Родительское собрание «Обычаи и традиции семьи»

- Знакомство с русскими народными сказкам.

(с участием Бабы-Яги).

- изучение познавательной литературы.

- чтение книги «Большая книга Бабы-Яги». Автор идеи и составитель А. Усачев. М-2006

Продуктивная деятельность

- Ознакомление с творчеством художников В. Васнецова, И. Билибина.

- Подборка иллюстрированной литературы для знакомства с вариантами (стилями) различных художников, скульпторов.

- создание различных театров по сказкам.

- создание картинной галереи Бабы – Яги.

- создание мини-музея Бабы-Яги.

- рисование портрета Бабы-Яги.

Театральная деятельность

- Разучивание песен, игр, танцев.

- Подборка игр и упражнений для развития выразительности движений, речи.

- Разыгрывание театральных этюдов.

- Слушание музыкальных произведений выражающих характер Бабы-Яги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка:Технология реализации проекта - презентация "Зимующие птицы"

Содержит планирование проектной деятельности, системную паутинку проекта, обеспечение педагогического процесса, фотоматериалы....

Методическая разработка: Технология реализации проекта "На арене цирка"

Красочный путеводитель с необходимыми атрибутами для  подробного знакомства детей с цирком....

Справка о результатах разработки и реализации проектов по образовательной деятельности воспитателя Андреевой Ольги Юрьевны.

Использование метода проекта в дошкольном образовании как технологии развивающего интегрированного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, развить творче...

Участие в разработке и реализации проектов по образовательной деятельности

Народные игры - как средство патриотического воспитания дошкольников.В нашем детском саду воспитанники с воспитателями учавствуют в интернет проекте "Люблю свою Родину". Ребята группы"С...