Методическая разработка по реализации проекта«Экологическая тропинка»
учебно-методический материал (средняя группа) по теме

Кочкина Нина Владимировна

«Основная идея устойчивого развития – сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности» Н.А.Рыжова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx308.37 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка по реализации проекта

«Экологическая тропинка»

для детей старшего дошкольного возраста

Природа многообразна, деревья и растения неотъемлемая часть нашей жизни. Правильно оформленная окружающая среда дает богатый познавательный материал для реализации полноценного экологического воспитания. Как мы знаем, что для детей первых 7 лет характерно наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. Значит надо основывать педагогический процесс на наглядно-практическом методе (путем наблюдения реальных объектов и взаимодействии с окружающим миром). Одним из наиболее действенных методов воспитания экологического сознания и формирования представлений о человеке как части природы является создание на территории детского сада экологической тропинки.

Мониторинг экологической среды территории дошкольного учреждения – это первая проба сил детей в исследовательской работе. В ходе проектно-исследовательской деятельности происходило непосредственное общение дошкольников с природой. В процессе проекта «Экологическая тропинка» у ребят вырабатывался характер, настойчивость, кропотливость, навыки самостоятельно-поисковой и природоохранной деятельности. Проект позволил комплексно и наглядно выполнить познавательную, эстетическую, оздоровительную функции, развивать наблюдательность, умение делать выводы, осваивать основы экологической безопасности. В работе описана проектно-исследовательская деятельность по созданию предметно-развивающей среды на территории ГБДОУ. В ходе реализации проекта совместная деятельность детей, родителей и воспитателей позволила повысить уровень экологического воспитания дошкольников через создание «Экологической тропинки».

Н.А.Рыжова пишет: «Основная идея устойчивого развития – сохранить человечество и окружающую среду в будущем. Современная экологическая ситуация в мире требует изменения поведения человека, смены ценностных ориентиров. Устойчивое развитие предполагает, что люди будут соблюдать законы природы, изменять свое потребительское отношение к ней на признание ее самоценности» [2]. 

Основные этапы реализации проекта

I этап - подготовительный.

Цель этапа: определение проблемы и план действий по реализации поставленных задач.

На первом этапе детальное обследование территории детского сада помогло выделить наиболее интересные объекты. Было обсуждено и решено сделать 6 видовых точек:

- Отдельно стоящие хвойные и лиственные деревья.

- Огород.

- Водоем.

- Сад.

- Цветник.

Родителями была предложена помощь в создании карто-схемы тропинки и активное желание в участие в работе в реализации проекта. Важно учесть, что при выполнении проекта предусмотрели экономный подход в расходовании финансовых средств.

В частности: использование бросового материала, своих семян, саженцев, собственной рассады, что позволило существенно сократить материальные затраты. Параллельно составлялся план конспектов занятий по маршруту [3].

II этап - основной.

Реализация проекта по маршруту экологической тропы.

При реализации проекта предусмотрено ресурсное обеспечение:

- приобретение: рабочий инвентарь, кустарники, древесные растения, цветы;

- изготовление: декоративные объекты;

- оформление: элементы на асфальте.

Из бросового материала (спиленных деревьев) был сделан «Паровозик из Ромашкино». Из мелких кольцевых спилов березы - дорожка к группе берез для изучения строения годовых древесных колец. На видовой точке «Огород» - были созданы таблички с подписями: «Урожайные грядки», «Зеленая аптека», оформлены гряды и дорожки. Создание грядки лекарственных трав значительно расширило представление о пользе многих растений, позволило развивать умение рационального использования растений для здорового образа жизни, и умению собирать и сушить лекарственные растения для оздоровительных мероприятий в холодное время года.

III этап - заключительный (творческий отчет, анализ и обобщение результатов). Видовыми точками экологической тропы ежедневно пользуются все возрастные группы для организации наблюдений за живой и неживой природы - это и целевые прогулки, и занятия, проведение экологических досугов и праздников. Также широко для более глубокого понимания взаимосвязей в природе используется экспериментальная деятельность («Роль воды в жизни растений», «Роль света в жизни растений» и т.д.) [1]. В результате наглядности и познавательной деятельности очень сильно повысился уровень профессиональной подготовки педагогов их заинтересованности для расширения программы экологического воспитания детей. Регулярно в детском саду ведется работа по повышению профессиональной компетентности педагогов (семинары-практикумы «Детское экологическое экспериментирование», «Основные направления по обновлению и расширению содержания экологического воспитания», консультация «Методы и приемы ознакомления дошкольников с окружающим миром», педсовет «Воспитание экологической культуры у дошкольников» и т.д.).

Реализация проекта позволила не только изменить внешний вид территории, но и послужила средством выполнения программы по экологическому воспитанию и обучению детей в дошкольной организации. Так за счет оформления тематических зон на каждом участке, озеленения территории у детей были систематизированы и углублены знания о растениях, их значении в жизни человека, особенностях ухода за ними. Кроме того, все это способствовало развитию познавательного интереса и формированию трудовых навыков. Реализованный проект «Экологическая тропинка» позволит и в дальнейшем эффективнее осуществлять работу по экологическому воспитанию.

Из вышеизложенного можно сделать вывод:

- Систематическое, наглядное, последовательное изучение природных объектов намного эффективнее для экологического воспитания.

- Реализация подобного объекта возможна на территории различных образовательных учреждениях.

- Экологическая тропа решает не только вопросы по экологии, но и решает задачи по социальному, эмоциональному, трудовому и патриотическому воспитании.

После участия в этом проекте дети стремятся продолжать пропагандировать полученные знания в различных творческих формах и хотят участвовать в следующих исследовательских проектах по развитию экологической культуры дошкольников.

Литература

1. Иванова Ф.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду: Мир растений / Ф.И. Иванова.- М.: ТЦ Сфера, 2008.-92c.

2. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду / Н.А. Рыжова. - М.: Издательский дом «Карапуз», 2001.- 27с.

3. Черняковская В.Н.Экологическая работа в ДОУ / В.Н.Черняковская. - М.:ТЦ Сфера, 2008.-10c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по реализации познавательно-творческого проекта "Обереги на Руси".

Реализация данного проекта поможет воспитателям детских садов решить задачи гражданственности и патриотизма с детьми старшего дошкольного возраста.В материалах предоставлены: цели, задачи, этапы работ...

Методическая разработка по физической культуре"По тропе здоровья"

Физическое воспитание детей дошкольного возраста в учреждениях осуществляется в соответствии с «Программой воспитания в детском саду». При этом задачи физического воспитания многообразны и тесно связа...

Экологическое воспитание детей в ДОУ через реализацию проекта «Экологическая тропа»

Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано  с вопросами экологического воспитания. Важнейшим средством экологического образования является организация разнообразных видов деятельности до...

Методическая разработка" "Оздоровительная летняя компания - ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ТРОПА - ТЕРРЕНКУР"

Реализация проекта "Экологическая тропа" возможна в дошкольном учреждении любого типа. Предусматривает работу с детьми по экологическому воспитанию младшего, среднего и старшего дошкольного ...

Методическая разработка мероприятия к проекту Толерантность тропинка к Миру «Игры разных народов мира»

Цель:использование территории детского сада для ознакомления дошкольников с играми и национальными обычаями разных народов;- формирование положительной мотивации для развития динамической активности д...

Методическая разработка лэпбука "Путешествие по экологической тропе"

Сегодня я хочу рассказать вам о чудо-книжке под названием лэбпук.Сейчас такие книжечки набирают все большую популярность....