«Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Федорова Мария Михайловна

конспект

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rassmatrivanie_kartiny_i._levitana_vesna._mart.docx20.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Дюймовочка»

Конспект открытого занятия в старшей группе

«Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март»

Выполнила воспитатель:

Федорова М.М.

                                               2024 год

Программное содержание:

Познакомить с картиной. Развивать воображение с помощью приема

«вхождение в картину», подобрать эпитеты, сравнения, прилагательные.

Формировать умение описывать колорит и настроение картины.

Дифференциация звуков [к] [х],

Выделение звуков в слоге, слове, их местонахождение.

Предварительная работа:

Беседа о весне. Рассматривание картины «Ранняя весна». Подбор эпитетов к

словам. Изготовление кроссворда, подбор загадок, стихов, о весне, картинок

на звуки [к] [х]. Заучивание песни «Шаловливые сосульки» с игрой на

музыкальных инструментах. Разучивание пальчиковой гимнастики

«Весенний ледоход». Физкультминутка «Хомка».

Ход работы:

Дети стоят в кругу около доски. Разгадываем кроссворд «Отгадай загадку».

1. Я и туча, и туман, и ручей, и океан

И летаю, и бегу, и стекляшкой быть могу (вода)

2. Зимой и летом одним цветом (ель)

3. Он слетает белой стаей

И сверкает на лету

Он звездой прохладной тает

На ладони и во рту (снег)

4. Выше леса, выше гор

Расстилается ковер

Он раскинут над тобой и надо мной

То он серый, то он синий, то он ярко голубой (небо)

5. Без крыльев, а летает

Никто ее не бьет, а плачет (туча)

Читаем слово в выделенных буквах «Весна». Дети, сегодня мы отправимся

в гости к такому времени года, которое называется Весна.

Игра: «Назови ласково»

Ручей-ручеек, лужа-лужица, снег-снежок, солнце-солнышко, почка-почечка,

туча-тучка, вода-водичка.

Дидактическое упражнение: «Сядет тот, кто назовет действия, которые  

происходят весной» :

1. Сосульки на солнце… тают

2. Сугробы от солнечного тепла… оседают

3. На деревьях почки… набухают

4. Весной птицы гнезда… строят, вьют

5. Весной медведь от спячки… пробуждается, просыпается

6. Весной птицы птенцов… выводят, выкармливают

7. Весной лед на реках… трещит, тает, ломается

8. На проталинах первые цветы… расцветают

9. Весной насекомые после зимы… оживают

10. Весной на поля люди рожь… сеют

11. Из-под земли первая травка… пробивается

12. Весной яблони и вишни… расцветают

13. Весной дети в ручейках кораблики… пускают

Вот сколько всего интересного происходит весной. Это время года любил и

известный художник-пейзажист Левитан. В его картинах отражались радость

и печаль, солнечные и пасмурные дни, жаркое лето и зимняя стужа, розовый

закат и золотая осень.

-Всмотритесь в картину; какие краски, какие тона преобладают в ней?

-Почему, как вы думаете?

-Какое время года изображено на картине? Как вы догадались?

-Что художник изобразил на первом плане, в центре, на заднем плане.

-О чем он хотел нам рассказать?

-Какими словами можно сказать о снеге, о деревьях, о солнце, о погоде, о

настроении природы, о настроении картины?

-Какое настроение, какие чувства вызывает у вас эта картина?

-Дайте свое название картины.

Пальчиковая гимнастика «Весенний ледоход» (стоя)

Сказать детям: «Пришла весна. Проснулось теплое солнышко (не спеша

поднимите руки и разведите их в стороны).

Треснул на реках лед (сцепите кончики пальцев, с усилием потяните руки,

пытаясь разорвать место соединения)

Ледоход идет (разорвите место соединения)-2 раза.

Давайте с вами попробуем «войти в картину».

Звучит музыка.

Воспитатель читает стихотворение: А. Плещеева

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало;

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала

Это известная картина Левитана «Весна. Март», написанная радостными

красками, где изображена трогательная минута в жизни природы и человека:

светлое начало перед наступлением весны. В лесу, среди деревьев, еще лежит

глубокий снег, воздух стынет от мороза, деревья еще голы, даже первые

весенние гости, грачи и скворцы, не прилетели в наши края. Но солнышко

 уже пригревает на припеке, снег ослепительно блестит в его лучах, тени

наливаются  лиловой синевой, на голых сучьях на фоне неба уже заметны

набухшие почки, в воздухе чувствуется приближение теплых дней - все

предвещает весну, вся природа в ожидании перемен.

-Ребята, кто хочет попробовать «войти в картину», осмотреться и рассказать

 всем, что они в ней увидели (3-4 человека).

(во время рассказывания направлять детей на использование сложных

предложений, использование прилагательных, наречий, возможно

художественное слово.)

После ответов детей исполнение песни «Шаловливые сосульки» с игрой на

муз. инструментах.

-Ребята, как звенят сосульки. Кап-кап. С какого звука начинается слово

КАП. Со звука [к]. Какой это звук? Согласный. Почему? Что нам мешает?

Язык. При произнесении звука [к]приподнимается задняя часть языка. В

слогах  ИК, КЕ, КА, КО-какой вы слышите звук? Звук [к]. А в слогах ОХ, ХЕ,

ХА, ХОзвук [х]. Какой это звук?-согласный. Что нам мешает при

произнесении звука  [х]. Тоже язык. Только здесь опускается задняя часть

языка.

Звуки [к][х]. Какой из них длинный, какой короткий? [х]-тянется долго, а

[к]-произносится отрывисто.

Давайте попробуем посочинять стишки-добавим последний слог к словам.

(см. карточку)

Работа с картинками.

У вас на столах лежат картинки. Назовите картинку, какой звук вы здесь

слышите? И где он стоит в слове-начале, середине, конце.

У меня есть особенные картинки. Почему, догадайтесь сами-хомяк,

художник, охотник, хорек, в них есть оба звука.

Физкультминутка «Хомка»

Хомка, хомка-хомячок,

Полосатенький бочек,

Хомка рано встает,

Щечки моет, шейку трет

Подметает Хомка хатку

И выходит на зарядку

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать

(дети имитируют движения хомячка)

Игра «Эхо»

Сейчас вы будете повторять эхом по три раза последний слог каждого

слова: ру-ка (ка-ка-ка, ме-ха, ре-ка,конь-ки, вер-хи, ло-пух, бар-хат,само-кат…

Игра «Превращение слов»

Показать картинку цветка «Мак» и выложить его название.

-поменяйте звук [к]на[х]-МАХ

[а]на[о]-МОХ

[х]на[к]-МОК

Группа «Я — воспитатель»: https://vk.com/yavosp

Дополнительные материалы для воспитателей по подписке: https://vk.com/donut/yavosp

-скажите последнее слово со слогом ЗА в начале (ЗАМОК)

-что такое зАмок или замОк?

-какие слова участвовали в превращениях? Придумайте предложения с каждым словом.

-какие звуки мы сравнивали?[к][х]

Беседа с детьми о том, с чем они познакомились на занятии.

В конце занятия предложить детям выразить свое настроение с помощью

пиктограмм.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по теме: "Золотая осень", рассматривание картины И.Левитана.

Вашему вниманию представляю конспект занятия....

Рассматривание картины Ю. Левитана «Весна. Большая вода»

Расширять знания детей об изобразительном искусстве, развивать художественное восприятие произведений....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе Тема: «Рассматривание картины И.Левитана «Золотая осень»

Программные задачи:1.   Продолжать  знакомить  детей  с  жанрами   живописи  пейзажем   и натюрмортом.2.   Упражнять  в  подб...

Рассматривание картины И. Левитана «Золотая осень».

Рассматривание  картины  И. Левитана  «Золотая осень».Цель: формировать умение  составлять  описательный рассказ , закреплять знание  о характерных  прим...

Конспект занятия по картине И. Левитана «Весна. Март». старшая группа

Конспект занятия по картине  И. Левитана «Весна. Март»....

Рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень"

Знакомство с искусством - Рассматривание картины И. Левитана "Золотая осень"....

Развитие речи на тему « Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март"

Развитие речи на тему « Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март"Цель: развивать художественное восприятие детей в процессе рассматривания новой картины.Задачи:Образовател...