Развитие речи на тему « Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Искакова Русалина Фаттаховна

Развитие речи на тему « Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март"

Цель: развивать художественное восприятие детей в процессе рассматривания новой картины.
Задачи:

Образовательные:

расширять представления о весне как времени года;

учить составлять предложения по  теме «Весна» с опорой на картину;

Развивающие:

активизировать словарный запас прилагательных: весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое;

развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в природе;

Воспитательные:

Воспитывать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей; воспитывать у детей любовь к природе.

Предварительная работа:

Наблюдение  явлений, характерных для наступления весны на прогулке детского сада;беседа о весне;
знакомство с творчеством И.И. Левитана, рассматривание картины «Золотая осень».
Материал: Репродукция картины И. Левитана «Март»,  аудиозапись П.И. Чайковский « Времена года. Март», Г. Свиридова «Метель».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_na_temu_mart.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи на тему « Рассматривание картины И. Левитана «Весна. Март"

Цель: развивать художественное восприятие детей в процессе рассматривания новой картины.
Задачи:

Образовательные:

расширять представления о весне как времени года;

учить составлять предложения по  теме «Весна» с опорой на картину;

Развивающие:

активизировать словарный запас прилагательных: весеннее, тёплое, ласковое, доброе, красное, жёлтое, яркое;

развивать логическое мышление через установление причинно-следственных связей в природе;

Воспитательные:

Воспитывать у детей умение отвечать на вопросы полными ответами, внимательно слушать своих товарищей; воспитывать у детей любовь к природе.

Предварительная работа:

Наблюдение  явлений, характерных для наступления весны на прогулке детского сада;беседа о весне;
знакомство с творчеством И.И. Левитана, рассматривание картины «Золотая осень».
Материал: Репродукция картины И. Левитана «Март»,  аудиозапись П.И. Чайковский « Времена года. Март», Г. Свиридова «Метель».

Ход ООД:

1.Организационный момент:

Колокольчик мой дружок

Собери детей в кружок

Воспитатель: Ребята, наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время года прекрасно по –своему. Но есть в природе время, когда природа пробуждается от зимнего сна.
Это время называется...
Дети: Весна.

2. Создание проблемной ситуации.

Воспитатель: Да, весна несёт всем радость жизни, радость творчества. Поэту пишут стихи, композиторы- музыку, а художники пишут картины.
- Сегодня мы с вами поговорит о творчестве русского пейзажиста Исаака Ильича Левитана.
- Мы с вами немного знакомы с его творчеством. Что вы знаете о нём?
Дети Исаак Ильич Левитан очень любил природу, все увиденное изображал в своих картинах.
Воспитатель: Вспомните, как называется произведение, на котором изображала природа?
Дети: Пейзаж.
Воспитатель: А кто вспомнит, с какой картиной этого художника мы уже знакомились?
Дети: «Золотая осень»

3. Основная часть.

Воспитатель: Сегодня мы с вами рассмотрим еще одну картинку, на которой также изображен пейзаж. Посмотрите на картину.
Догадайтесь, какому времени года посвящена эта книга.
Дети: Весне.
Воспитатель: Какой период весны изображен?
Дети: Начало весны.
Воспитатель: Как вы догадались, что это начало весны?
Дети: Снег тает, он не такой чистый, белый, как зимой.
Воспитатель: Что вы видите на картине?
Дети: Дом, дорога к дому, лошадь с санями.
Воспитатель: Что вы видите вдали?
Дети: Опушку леса, лес.
Воспитатель: Как вы думаете, кто живет в доме, изображенном на картине?
Дети: Семья.
Воспитатель: О чем хотел рассказать художник? Чем он любовался?
Дети: О природе весной, ее пробуждении, любовался природой.
Воспитатель: какой день изображал художник на своей картине?
Дети: Солнечный, ясный день.
Воспитатель: Как вы догадались, ведь на картине не изображено солнце.
Дети: На картине мы видим голубое небо, тени.
Воспитатель: Правильно, небо голубое, значит день ясный, а тени на снегу бывают только в солнечную погоду.
-Одним ли цветом изобразил художник небо в вышине, ближе.
Дети: Небо в вышине художник изобразил тёмно- синим цветом, ближе к нам- голубым.
Воспитатель: Давайте посмотрим на снег. Какими красками пользовался художник, когда рисовал снег?
Дети: Серой и белой краской.
Воспитатель: Молодцы внимательно все рассмотрели ,а теперь пришла пора нам отдохнуть.

Физкультминутка «Весна»

 Солнышко, солнышко,      ( Дети идут по кругу, взявшись за руки.)

 Золотое донышко.

 Гори, гори ясно,

 Чтобы не погасло.

 Побежал в саду ручей.    (Бегут по кругу.)

 Прилетело сто грачей.    (Летят по кругу.)

 А сугробы тают, тают,    (Медленно приседают.)

 А цветочки подрастают.   (Встают на цыпочки, руки вверх.)

- А сейчас поиграем в игру «Собери палитру художника».
- Какие краски использовал художник, когда писал картину?
Дети: Коричневый, серый, белый, голубой, жёлтый.
Воспитатель: Что написано голубым, тёмно- синим цветом?
Дети: Небо.
Воспитатель: Коричневым...
Дети: Дорога к дому, дом, лошадь.
Воспитатель: белым…
Дети: Пятна снега.
Воспитатель: Как вы думаете, где стоял художник, когда писал картину?
Дети: недалеко от дома.
Воспитатель: Какие чувства вызвала у вас эта картина?
Дети: Чувство радости.
Воспитатель: Да, ребята, картина вызывает чувство радости, вдохновения, что пришла долгожданная весна, природа пробуждается от зимнего сна.
- Ребята, природа не только вдохновляла художников, но и композиторов, которые написали музыкальные произведения.
- Послушайте и скажите, какое из этих музыкальных произведений по характеру и настроению подойдёт для картины.
Звучат два отрывка музыкальных произведений.
Дети: Второе музыкальное произведение больше подходит к картине.
Звучит музыка.
Воспитатель: дует лёгкий тёплый ветерок, солнечные лучи обогревают землю, стены дома.
- Раскроем ладошки, подставим их яркому, мартовскому солнцу. Чувствуете, как стало тепло.
А теперь представьте себе, что мы очутились на этой опушке леса, но не в начале весны, а зимой. Что бы вы здесь увидели?
Дети: Кругом снег, деревья в снегу…
Воспитатель: А теперь закройте глаза и представьте, что вы на этом же самом месте, но в конце весны. Что бы вы увидели и услышали здесь?
Дети: На деревьях появились первые зелёные листочки, зеленеет трава, слышно пение птиц.
Воспитатель: Ребята, И. Левитан назвал картину «Март». А как бы вы назвали эту картину?
Дети: «Пришла весна», «Ранняя весна».
Воспитатель: А теперь ребята я хотела бы  послушать вас, кто из вас сможет сделать описательный рассказ по картине И.И. Левитана «Март»

 - Перед вами картина И.И. Левитана «Март». Художник в своём произведении изобразил раннюю весну- пробуждение природы от зимнего сна.
- Мы видим на переднем плане дом, около дома стоит лошадь с повозкой. Художник изобразил окраину села, а может быть тихую улочку небольшого городка, выходящего к лесу.
- На втором плане мы видим опушку леса и лес, в глубине которого ещё есть снег. Воздух чист и свеж. Ярко светит весеннее солнышко. Темнеет рыхлый снег, слышна звонкая капель.
На верхушке дерева около дома виден скворечник, ждущий своих пернатых жильцов. Всё говорит о том, что «весна в окно стучится и гонит зиму прочь».
- Картина вызывает чувство радости, нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, радости от чистоты и лёгкости картины, от ожидания тепла.

4. Рефлексия:

- Ребята, мы сегодня с вами познакомились ещё с одним художественным произведением. И.И. Левитана – картиной «Март». Вы все были внимательными при рассматривании картины, поделились своими впечатлениями о картине. Я предлагаю вам оставить картину в группе, чтобы ещё раз рассмотреть её, показать своим родителям и рассказать им о картине и художнике. Спасибо за работу, вы большие молодцы!