Консультация для педагогов. Формирование устойчивых коммуникативных навыков успешного взаимодействия с окружающими у детей с ОВЗ (ТНР)
консультация по развитию речи (подготовительная группа)

Бондаренко Виктория Викторовна

Консультация для педагогов. Формирование устойчивых коммуникативных навыков успешного взаимодействия с окружающими у детей с ОВЗ (ТНР)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_k_mo_kommunikatsiya.pptx910.28 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МКДОУ «Детский сад № 2» г. Пласта «Формирование у стойчивых коммуникативных навыков успешного взаимодействия с окружающими у детей с ОВЗ (ТНР)» Учитель-логопед: Бондаренко Виктория Викторовна

Слайд 2

«Ввести ребёнка в мир человеческих отношений — одна из важных задач воспитания личности ребёнка дошкольного возраста » В.А.Сухомлинский Жизнь каждого человека связана с общением. Это одна из важнейших потребностей человека. Понятие "коммуникативные умения" объединяет широкий комплекс умений, освоение которых обеспечивает для ребенка полноценное включение в общество, как процесс установления и развития контактов с людьми, возникающих на основе потребности в совместной деятельности. Одним из средств коммуникации является речь. С помощью речи человек передаёт свои мысли, доносит какую-то информацию и даже воздействует на другого человека.

Слайд 3

В настоящее время дети стали меньше общаться не только друг с другом, но и со взрослыми. А ведь живое общение значительно обогащает жизнь ребёнка. Ребёнок, который не умеет общаться чувствует себя уязвлённым . Может понизиться самооценка или повыситься агрессивность . Коммуникативные навыки являются одним из важнейших условий развития личности детей. Игры дают возможность детям развиваться или взаимодействовать друг с другом и со взрослым.

Слайд 4

У детей с нарушениями развития большинство психических функций формируются с запаздыванием, в том числе и навыки общения. Развитие общения у ребенка, имеющего какие-либо отклонения, может качественно отличаться от развития его в норме. Часто «особому» ребенку трудно установить эмоциональный контакт даже с родными, а тем более с другими детьми и взрослыми. Навыки взаимодействия и общения, которыми в норме ребенок овладевает сам, у «особого» ребенка могут сформироваться только в результате специальной работы. Отсутствие навыков общения, а также недостаточность механизмов саморегуляции затрудняют интеграцию такого ребенка в детские группы.

Слайд 5

Причины возникновения трудностей в формировании социально-коммуникативных способностей у детей с ОВЗ (ТНР) - стеснительность (дети стесняются своих особенностей внешний вид, двигательные нарушения, нарушения речи); - низкий уровень потребности в общении; - неготовность окружающих принять (вступать в контакт) детей с ОВЗ (ТНР).

Слайд 6

ТРУДНОСТИ В ОБЩЕНИИ ВЫЗВАНЫ: недостаточным развитием у ребенка игровых умений и навыков; неумением строить взаимоотношения со сверстниками (уступить игрушку или роль, помочь товарищу и т. п.); отсутствием умения управлять своим поведением; наличием отрицательных мотивов общения (преобладанием у ребенка эгоистических мотивов, стремления к абсолютному самоутверждению). низкая речевая активность и недостаточная критичность к своему дефекту.

Слайд 7

Социально – коммуникативное развитие дошкольника с ОВЗ (ТНР) направлено на: усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу взрослых формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

Слайд 8

Для формирования вышеперечисленных навыков и умений у детей с ТНР в нашей группе, в первую очередь формируем ИНТЕРЕС И ПОТРЕБНОСТЬ В ОБЩЕНИИ

Слайд 9

Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Социально-коммуникативное развитие дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Общение является важным элементом любой игры. Во время игры происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка.

Слайд 10

Формирование социально-коммуникативных навыков есть процесс, связанный с отработкой языковых навыков, речевых умений, форм специально усвоенного поведения, который включает в себя следующие компоненты: Диалоговые, коммуникативные навыки: вербальные (умение начать, поддержать, завершить диалог, беседу; умение выслушать другого, сформулировать и задать вопрос; участвовать в коллективном обсуждении темы) невербальные (умение вести разговор, повернувшись лицом к собеседнику; умение использовать при разговоре жесты, мимику, регулировать громкость и тембр голоса). Социальные навыки: умение выражать свои чувства и эмоции; умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками (как знакомыми, так и не знакомыми); умение регулировать свое эмоциональное состояние в зависимости от ситуации .

Слайд 11

Если создать условия для игрового общения в детском саду и дома, то развитие и совершенствование форм, видов и средств общения у детей с ОВЗ (ТНР) пройдет быстрее и успешнее.

Слайд 12

ЗАДАЧИ педагога в процессе развития социально-коммуникативных навыков посредством игр. Развивать у детей умение вступать в речевой контакт и активно в нём участвовать. Учить детей сообщать, передавать информацию в процессе межличностного общения. Познакомить с элементарными общепринятыми нормами и правилами поведения в социуме Развивать эмоционально-ценностное восприятие окружающего мира.

Слайд 13

КЛАССИФИКАЦИЯ ИГР. Игры, возникающие по инициативе детей Игры-экспериментирования Игры с природными объектами; Игры с игрушками; Игры с животными. Сюжетные игры Сюжетно - ролевые; Режиссёрские; Театрализованные. Игры, возникающие по инициативе взрослого Обучающие игры Сюжетно -дидактические; Подвижные; Музыкально – дидактические; Учебные. Досуговые игры Интеллектуальные; Игры - забавы; Театрализованные; Празднично – карнавальные; Компьютерные. Народные игры Тренинговые игры Интеллектуальные; Сенсоматорные ; Адаптивные. Досуговые игры Игрища; Тихие игры; Игры – забавы.

Слайд 14

Классификация коммуникативных игр Игры на развитие умения сотрудничать учат слышать, понимать друг друга, снимают негатив от общения со сверстниками, воспитывают доверительное отношение друг к другу «Добрые волшебники», «Зайчики и лиса», «Волшебные очки», «Подарки», «Сороконожка» Игры на развитие внимания , интереса к партнеру по общению развивают внимание к партнеру, слуховое восприятие, наблюдательность «Кто говорит», «Угадай, кто это?», «Пожелание», «Комплименты», « Закончи предложение »

Слайд 15

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог развивают умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам «Ласковое имя », « Разговор по телефону» Игры на развитие умения перерабатывать информацию развивают умение понимать друг друга, вникать в суть полученной информации, развивают способность аргументировать свою точку зрения, свои высказывания «Магазин игрушек », « Пойми меня », « Угадай и нарисуй », «Загаданное действие»

Слайд 16

Игры для формирования культуры общения «Жизнь в лесу », « Добрые эльфы », « Ожившие игрушки» и др . Игры, направленные на снятие конфликтности формируют формы адекватного поведения, снимают напряжение, обучают приемам релаксации «Изобрази животное », « Слепой и поводырь », « Окажи внимание другому », «Найди друга» С оздание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения ребёнком опыта милосердия и заботы;

Слайд 17

Классификация коммуникативных игр Игры для формирования навыков невербального общения развивают воображение, наблюдательность, сообразительность, понимание мимики и пантомимики «Маски », «Свет мой, зеркальце скажи », «Облака », « Немое кино », « Через стекло », «Тень» Подвижные игры «Пчелки и ласточка », « Краски », «Горелки» и другие

Слайд 18

СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ. Дают богатый материал для диалогической речи. Воспитывают внимательность к репликам партнёров по игре, чтобы вовремя вступить в игру.

Слайд 19

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ. Правила игры способствуют приучению детей к соблюдению очерёдности реплик, к внимательному выслушиванию друг друга. Подвижные игры, основанные на активных двигательных действиях детей, способствуют не только физическому воспитанию. В них происходит игровое перевоплощение в животных, подражание трудовым действиям людей. П оддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи;

Слайд 20

СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ. Способствуют закреплению навыков межличностного общения, совершенствованию разговорной речи, социальному развитию посредством освоения новых ролей, закрепление знаний норм поведения.

Слайд 21

В оспитание уважительного отношения к ровесникам, родителям (, соседям, другим людям вне зависимости от их этнической принадлежности; Важным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых .

Слайд 22

ИГРЫ ДРАМАТИЗАЦИИ. Ролевые диалоги в игре-драматизации являются показателем не только развития диалога детей, но и показателем развития самой игры -драматизации. В таких играх ребёнок «озвучивает» роли нескольких персонажей один или с товарищами. С одействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, прекрасном и безобразном, правдивом и ложном;

Слайд 23

НАСТОЛЬНЫЕ ИГРЫ. Для налаживания диалогического общения использую настольно-печатные, дидактические игры, такие как лото, домино, игры с правилами. Развивают логическое мышление, навыки работы в команде и уважение к сопернику, умение следовать правилам игры.

Слайд 24

Экскурсии: досуговый клуб, кондитерская фабрика, пожарная часть В оспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия, сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции.

Слайд 25

Работа с родителями В нашей группе выстроена тесная взаимосвязь с родителями. Они являются первыми помощниками в закреплении знаний умений и навыков полученных детьми в детском саду. Формы работы с родителями: - Консультации с учителем –логопедом, воспитателем Наглядный материал (памятки, буклеты, листовки, папки-передвижки) Родительские собрания. Родители получают разнообразную информацию, в т. ч. о значимости общения, игры в жизни ребенка, видах игр, необходимости играть с ребенком дома.

Слайд 26

Таким образом через игру у детей, даже у имеющих тяжелые нарушения развития, можно вызвать интерес к общению и создать условия для установления контакта со взрослыми и сверстниками. Через игру педагог аккуратно выстраивает общение с каждым ребенком, основанное на доверительных отношениях. Через игру развивается умение ребенка уметь доступным способом отвечать на обращение к нему и вступать в контакт со сверстниками и взрослыми. Через развитие коммуникативных навыков у детей нашей группы значительно расширились представления об окружающем мире, изменилось их восприятие самих себя. Дети начали лучше осознавать свои эмоции, представлять результаты своих действий и, следовательно, становятся более открытыми для общения с другими людьми. Таким образом, игра действительно является базой для развития социально-коммуникативных навыков у детей с ОВЗ (ТНР).

Слайд 27

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ! В оспитание любви к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране ; В оспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным традициям России; В дошкольном детстве ребенок открывает Личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать всё многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы . Успешно взаимодействует с о кружающими людьми. У ребёнка формируются устойчивые коммуникативные навыки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов: "Формирование функционального базиса навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста".

Профилактика нарушения навыков чтения и письма у детей старшего дошкольного возраста...

Формирование устойчивой мотивации к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста

Поскольку здоровье населения государства – высшая национальная ценность, то и возрождение наций должно начаться именно со здоровья, в первую очередь детей.Здоровый образ жизни молодого поколения являе...

Консультация для педагогов "Игровые технологии,как форма взаимодействия педагога и детей "

Игровые технологии – это игровые формы взаимодействия педагога и детей через реализацию определенного сюжета (игры, сказки, спектакля). Другими словами, понятие «игровые технологии» включает достаточн...

Консультация для педагогов на тему: «Нетрадиционные способы взаимодействия с семьями воспитанников детей раннего возраста».

laquo;Семья для ребенка - это источник общественного опыта. Здесь он находитпримеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. Иесли мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение,...

Консультация для педагогов «Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих»

Формирование у дошкольников сознательного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих»Начавшийся ХХI век, к сожалению, для нас, взрослых, для родителей, для наших детей ...

Консультация для педагогов на тему: «Секреты успешной адаптации детей к условиям ДОУ»

Консультация для педагогов на тему:«Секреты успешной адаптации детей к условиям ДОУ»...