Мастер-класс по теме: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»
консультация по развитию речи (старшая группа)

Каляан Наталья Викторовна

ознакомление родителей детей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «СВЕТЛЯЧОК»

Мастер-класс по теме: «Использование приёмов мнемотехники

для развития речи детей дошкольного возраста»

C:\Users\Admin\Desktop\аттестация\новое распечатать\конспекты\20200227_182610.jpg

Составила и провела:

учитель-логопед

1 квалификационной категории

Каляан Наталья Викторовна

с. Мильково

февраль 2023 г.


Цель: ознакомление родителей детей с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации по использованию мнемотехники при заучивании текста, рассказывании сказок, загадок, составлении рассказов.

Оборудование: мультимедийная установка (проектор, экран); презентация; мнемотаблицы; тексты.

Практическая значимость: данный мастер-класс может быть интересен родителям детей воспитателям и педагогам, специалистам работающим с детьми дошкольного возраста по развитию памяти и всех компонентов речи.

Ожидаемые результаты:

- получение родителями представления об использовании методики мнемотехника в развитии речи детей.

Ход мастер – класса.

Слайд №2 К.Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».

Сегодня я попытаюсь раскрыть для вас понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются!!! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках, переставляет слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита в большей степени зрительная память, поэтому нам необходимо найти такие приёмы, которые бы способствовали развитию детской памяти в целом.

Память – это процесс запоминания, сохранения и воспроизведения того, что мы видим, слышим, думаем, делаем. Без памяти немыслимо формирование личности ребенка, так как усвоение знаний об окружающем мире и о самом себе, овладение нормами поведения, приобретение умений, навыков, привычек – всё это связано с работой памяти.

Современным детям сложно связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни. Они не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приёмами и методами запоминания. Заучивание стихотворений вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Проблемы в речи детей:

- высказывания короткие;

- состоят из фрагментов, логически не связанных между собой;

- отличаются непоследовательностью;

- содержат низкий уровень информативности;

Поэтому встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Слайд № 3 Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Основной «секрет» мнемотехники очень прост. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить». Но где взять такие программы, которые позволят нам общаться с мозгом и будут кодировать телефоны, даты, номера автомобилей на его образный язык?

Мнемотехника и является такой программой. Она состоит из нескольких десятков мыслительных операций, благодаря которым удается «наладить контакт» с мозгом и взять под сознательный контроль некоторые его функции, в частности, функцию запоминания.

Это уникальная система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотехника помогает развивать:

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение;

- восприятие;

- развивает кругозор;

- развивает все стороны речи.

Слайд № 4 Начиная работу по технологии мнемотехника, необходимо поставить перед собой следующие задачи:

  1. Развитие связной речи.
  2. Расширение объема словарного запаса.
  3. Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст.
  4. Облегчение процесса заучивания стихов.
  5. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации).
  6. Развитие мелкой моторики рук.
  7. Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Методы и приёмы мнемотехники

Во-первых, большое внимание надо уделить развитию у детей восприятия:

  • зрительного;
  • слухового;
  • кинестетического (движение глаза, руки, голосового аппарата);
  • обонятельного;
  • вкусового;
  • осязательного.

Для этого на занятиях необходимо использовать множество разнообразных игр и упражнений: «Что изменилось?»; «Чего не стало?»; «Кто ушёл?»; «Кто позвал?»; «Развесим и соберём слова»; «Парные открытки»; «Узнай на ощупь»; «Чудесный мешочек»; «Узнай на вкус» и другие.

Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Здесь будут наиболее эффективны следующие методы:

  • метод «крокирования» - использование чертежей, схем, набросков, зарисовок;
  • метод, использующий образное мышление;
  • метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);
  • метод трансформации (превращения).

В-третьих, нужно научить детей управлять своим вниманием (устойчивость, распределения, переключение).

Это значит, что через игры, игровые упражнения, тренинги развиваем у детей произвольный вид внимания и такие его свойства, как устойчивость, распределение и переключение внимания.

Для этого можно использовать: «Найди отличия»; «Что изменилось»; «Не зевай»; «Запрещённое движение»; «Рассеянный художник»; «Лабиринты»; «Найди и вычеркни» (таблицы) и другие.

Слайд №5 Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого, к сложному. Её можно разделить на три этапа:

1 этап: Знакомство с символами. Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

2 этап: Учим детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов, а так же учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов. Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

3 этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Мнемоквадрат – структурная единица мнемодорожки или мнемотаблицы.

Это квадрат (лист бумаги), на котором схематично изображается какой-либо предмет, действие или направление действия, либо признак. Каждое изображение обозначает слово, сочетание слов или несложное короткое предложение.

Мнемодорожки – коллаж из мнемоквадратов, состоящий из 3-4 изображений. С помощью него дети учатся составлять истории, рассказывать скороговорки, заучивать стихотворения.

Мнемотаблицы – схема, в которой заложена определенная информация. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), т.е. весь текст зарисовывается схематично, глядя на эти схемы-рисунки, ребёнок легко запоминает информацию. Мнемотаблицы используются для составления плана рассказа, пересказа, составление рассказов по картине и серии картин, описательный рассказ, творческий рассказ.

Слайд №6 Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности:

  • при заучивании стихов, потешек, скороговорок;
  • при пересказах художественной литературы;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при отгадывании и загадывании загадок.

Мнемотехника многофункциональна. На основе их создаются разнообразные дидактические игры.

Как работать с мнемотаблицей.

Слайд №7 Этапы работы с мнемотаблицей рассмотрим на примере сказки «Теремок»

1. Рассмотрим таблицу и разберем изображения (символы) на ней.

2. Перекодируем информацию (символы в образы), т.е. расшифруем: домик, мышь, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь, крыша, развалился.

3. Перекодируем сказку по образам (дополнительно происходит обработка методов запоминания).

Стоял в поле теремок, прибежала мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щёлк, затем пришёл медведь, но он был большой и не поместился в теремок. Теремок развалился.

4. Зарисуем мнемотаблицу. Опорными в таблице являются изображения персонажей (главных героев), через которых происходит осознание происходящего в сказке, понимание самой сказки.

5. Воспроизведём сказку в таблице.

Можно задать вопросы к сказке, например:

- Какая сказка спряталась в таблице?

- Про кого сказка?

- Кто является главным героем сказки?

Пересказ – более легкий вид монологической речи, так как он придерживается авторской позиции произведения, в нем используется готовый авторский сюжет и готовые речевые формы и приёмы. Это в какой-то мере отраженная речь с известной долей самостоятельности.

Если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

Слайд №8 Заучивание стихов, скороговорок, чистоговорок.

Знание стихов обогащает словарь ребенка, формирует навыки правильного произношения слов и отдельных фраз, воспитывает культуру речи.

Для запоминания стихотворения необходимо организовать его в виде таблицы. Каждая ячейка — одно слово или целая фраза из стихотворения.

Таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

После этого дети по памяти, используя графическое изображение, воспроизводили стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаем детям готовую план-схему, а по мере обучения дети также активно включаются в процесс создания своей схемы.

Этапы работы по запоминанию стихотворений:

- Выразительно прочитать стихотворение (с родителем, педагогом).

- Прочитать стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Ответить на вопросы по содержанию стихотворения (для понимания текста).

- Разобрать непонятные слова и определения.

- Прочитать отдельно каждую строчку стихотворения с опорой на мнемотаблицу. Можно побуждать детей договаривать фразы.

- Повторить стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

- Рассказать стихотворение.

Слайд №9 «Дед мороз прислал нам ёлку…»

Дед Мороз прислал нам ёлку,

Огоньки на ней зажёг.

И блестят на ней иголки,

А на веточках – снежок!

Скороговорки используют для развития речи детей, с целью обучения говорить выразительно, разборчиво и внятно. Скороговорки эффективное лечебное средство для вырабатывания правильного произношения. Когда люди тренируются, проговаривая вслух скороговорки, то их речь становится более гибкой и совершенной. Дикция со временем приобретает чистоту и отчетливость.

В своей работе я применяю скороговорки Кодолбенко Евгении Алексеевны, они информативны и структурированы. Каждое слово имеет один свой символ, и в каждой скороговорке где, встречается это слово, выглядит именно так. Изучив несколько таких скороговорок, обычно дети улавливают этот момент. И в будущем могут читать сами по опорным символам.

Слайд №10

Идёт пешком мышонок с мешком

Саша шапкой шишку сшиб.

На окошке крошку-мошку ловит лапой наша кошка.

Чистоговорка – это рифмованная фраза, в которой часто повторяется какой-либо звук. Они служат для отработки звукопроизношения, развития силы голоса, темпа речи, чувства рифмы, речевого дыхания, а также для коррекции лексико-грамматической и фонетико-фонематической стороны речи.

Это еще один вид работы с мнемотаблицами. Использование готовых схем чистоговорок.

Слайд №11 Мнемотаблицы можно использовать для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах и фруктах, птицах, животных, насекомых. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки рассматриваемого предмета, установить последовательность изложения выявленных признаков; обогащают словарный запас детей.

Элементами модели описательного рассказа становятся символы- заместители качественных характеристик объекта: принадлежность к родовидовому понятию; величина; цвет, форма; составляющие детали; качество поверхности; материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов); как он используется (какую пользу приносит)?; за что нравится (не нравится)?

Слайд №12 Алгоритм составления описательного рассказа «Птицы»

Кто это? Величина? Цвет? Части тела? Чем покрыто? Голос? Чем питается? Хищное? Как передвигается? Где встречается? Жилище. Птенцы(когда?) перелётные или зимующие?

Слайд №14 Результаты обучения детей с использованием мнемотехники.

- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- словарный запас выходит на более высокий уровень;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами помогает в развитии основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, а так же сокращает время обучения связной речи детей дошкольного возраста. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания более простым, интересным, творческим.

Предлагаю вам составить мнемотаблицы к стихотворениям:

Хитрый ёжик» (П. Воронько)

Хитрый ёжик-чудачок

Сшил колючий пиджачок:

Сто булавок на груди,

Сто иголок позади.

Ходит ёж в саду по травке,

Натыкает на булавки

Грушу, сливу - всякий плод,

Что под деревом найдёт,

И с подарочком богатым

Возвращается к ежатам.

Космонавт. ( В. Степанов)

В тёмном небе звёзды светят,

Космонавт летит в ракете.

День летит и ночь летит

И на землю вниз глядит.

Видит сверху он поля,

Горы, реки и моря.

Видит он весь шар земной,

Шар земной – наш дом родной.

Подарок маме (Т. Волгина)

Сорвала я в поле

Цветик голубой,

Принесу в подарок

Маме дорогой.

Я его на платье

Маме приколю.

Больше всех на свете

Маму я люблю! 

Чтобы дом построить новый... (Русская народная) 

Чтобы дом построить новый,

Запасают тёс дубовый,

Кирпичи,

Железо,

Краску,

Гвозди,

Паклю

И замазку.

А потом, потом, потом

Начинают строить дом.

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи.

3. Пятница Т.В., Прончак Т.И. «По секрету всему свету. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования», 2012.

4. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников.

5. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование приёмов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Выполнила: Учитель- логопед 1 квалификационной категории МКДОУ Детский сад «Светлячок» Каляан Н.В. 2023 г.

Слайд 2

«Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету».

Слайд 3

Мнемотехника в переводе с греческого- «искусство запоминания». Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведения информации. Мнемотехника - это схема, в которую заложена определенная информация

Слайд 4

Задачи мнемотехники : Развитие связной речи. Расширение объема словарного запаса. Формирование умений составлять рассказ и пересказывать прочитанный текст. Облегчение процесса заучивания стихов. Преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации). Развитие мелкой моторики рук . Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления.

Слайд 5

При работе с мнемотаблицами строго соблюдаем принцип «от простого к сложному».

Слайд 6

Мнемотехнику можно использовать в разных видах речевой деятельности : при заучивании стихов, потешек , скороговорок; при пересказах художественной литературы; при обучении составлению рассказов; при отгадывании и загадывании загадок;

Слайд 7

Работа по мнемотаблице строится из нескольких этапов: Рассматривание таблиц и разбор того, что на ней изображено. Осуществляется перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы. После перекодирования информации, осуществляется составление рассказа с опорой на символы (образы, т.е. происходит отработка метода запоминания). Закрепление информации.

Слайд 9

Мнемотаблицы при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически . Для детей в разучивании стихотворения, очень важно первое слово в нем, и в каждом предложении. Оно является ключевым в запоминании всего текста.

Слайд 10

Дед Мороз прислал нам ёлку…

Слайд 11

Скороговорки

Слайд 12

Составление описательного рассказа. Чтобы описать предмет, его надо осознать, а осознание - это анализ. Здесь важно научить выделять признаки предмета. Рассматривание мнемодорожек . Составление предложений по мнемодорожкам ; Рассматривание мнемотаблиц ; Составление рассказа педагогом; Составление рассказа детьми.

Слайд 15

Однокоренные слова

Слайд 16

В результате применения мнемотехники: Расширяется не только словарный запас, но и знания об окружающем мире; Появляется желание пересказывать- ребенок понимает, что это совсем не трудно; Заучивание стихов превращается в игру, которая очень нравится детям; Это является одним из эффективных способов развития речи дошкольников.

Слайд 17

Желаю вам успехов!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста

Наша речь – не только средство общения, но и орудие мышления, носитель сознания, памяти, информации, средство управления поведением других людей и регуляции собственного поведения.   Одной и...

Cеминар на тему « Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

доклад на тему "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс по теме «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Цель мастер-класса: Ознакомление педагогов с методикой, обеспечивающей эффективное запоминание текста.Задачи: Дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, с принципам...

Сценарий мастер-класса Тема: «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

Сценарий мастер -класса для педагогов дошкольного учреждения по использованию приёмов мнемотехники для развития речи....

Сценарий мастер-класса для педагогов с использованием мультимедийной презентации по теме: "Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста"

Метод мнемотехники, как способ развития речи памяти и мышления дошкольников, обеспечивающий эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации....

Мастер класс для педагогов. Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»

                         Мастер класс для педагогов.Тема: «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошк...