Конспект ОД по развитию речи в старшей группе на тему: " Сказочный лес"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Путешествие по сказкам,проговаривание скороговорок, создание модели сказки " Колобок"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_r.r.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ОД по развитию речи на тему  « Сказочный лес» в старшей группе.

Цель: развитие всех компонентов устной речи детей.

Программные задачи:

- закрепить знания о сказках;

- закрепить умение подбирать родственные слова и слова антонимы;

-  развивать чувство партнёрства, учить выделять и называть характерные признаки персонажей сказки «Колобок»;

вспомнить и закрепить последовательность действий героев сказки с помощью моделей

- развивать координацию речи с движением; развивать общее звучание речи, интонационную выразительность, темп, ритм;

- воспитывать доброжелательное отношение к героям сказок, интерес к сказкам;        

Методы и приемы: беседа, вопросы,  дидактическая игра,  физкультминутка,  рассматривание, сказка, уточнение, напоминание, поощрение;

Предшествующая работа: чтение сказок, рассматривание иллюстраций, беседы по теме «Сказки».

                                                                                     

                                                                                   

Деятельность воспитателя

Ответы детей

Примечания

 Вводная часть

Здравствуйте, Ребята. Сегодня нас с вами ждет интересное, увлекательное путешествие.

Ребята, сегодня я приглашаю вас побывать в гостях у сказки. 

В. -Ребята вы любите сказки?

- Какие вы знаете сказки? Назовите.

- А какие бывают сказки? 

- Ребята, почему сказки называют народными 

- Почему сказки называют авторскими? 

В.- Дети, как начинаются сказки? (Жили- были… В некотором царстве, в некотором государстве… В тридевятом царстве, в тридесятом государстве, за высокими горами, за синими морями, когда-то давным-давно, были дед и баба, посадил дед репку, стоит в поле теремок.

В.- Как вы думаете, что такое сказка??

В.- Как заканчивается сказки? (добро побеждает зло,  счастливый конец,  вот и сказке конец, а кто слушал молодец, и стали они жить — поживать и добра наживать.

 В. А вы хотите знать в какую сказку мы с вами попадем.         

 Основная часть

Послушайте

 На тарелочке лежал,

Как остыл и убежал

 Встретил он зверей в лесу.

Перед волком не дрожал,

                            От медведя убежал,

                            Но лисице на зубок

                            Всё ж попался…. Колобок. Но посмотрите ,что это. Письмо. А пишут нам  сказочные герои , которые живут в сказочном лесу.

В. 

В лес пришёл волшебник злой.

Он ужасный и большой.

Он руками замахал

И зверей заколдовал.

Чтоб заклятье злое снять

Надо задания его выполнять.

В. Ну что, ребята, поможем сказочным героям

 В.- Отправляемся  в сказочный лес. Для того, что бы очутиться в лесу, давайте все вместе произнесем волшебные слова: 2 раза хлопни, 3 раза топни, вокруг себя обернись,  в лесу сказок  очутись! 

В. Вот мы и в лесу. Ребята, как здесь чудесно пахнет. Артем, как ты думаешь, чем пахнет в лесу?

В Алена, а ты как думаешь, чем пахнет в лесу?        

В. Леша, а ты как думаешь, чем пахнет в лесу?

В. Давайте понюхаем с вами, как пахнут цветы на лесной полянке. Глубоко вдохнем запах цветочка, а на выдохе скажем « Приятный запах»

Итак первое задание.

В.- Что это? Перед нами овраг, перепрыгнуть его сможет тот, кто скажет слово наоборот:

(Дидактическое упражнение «Слова- антонимы»)

Добрый - злой

Смелый – трусливый

Мудрый – глупый

Жадный – щедрый

Трудолюбивый – ленивый

Веселый – грустный

Друг – враг

Правда – ложь 

День – ночь

Толстый – тонкий

Вверх- вниз

Внутри - снаружи

В.- С этим заданием вы  справились, молодцы! Но это была маленькая разминка, а теперь задания посложней.

В.- Смотрите, а это, что такое? Давайте подойдём поближе и посмотрим. (Педагог снимает ткань с сундука, дети рассматривают его со всех сторон)

В.- Ребята, чтобы узнать что хранится в нашем сундуке, мы должны открыть сундук.

В.- Ой, ребята, посмотрите новое задание?!

В.- Следующее задание   Из какой сказки иллюстрация

В. Молодцы, справились с этим заданием. Давайте продолжим наше путешествие.

В. Но чтоб продолжить наше путешествие надо немного отдохнуть. Вставайте дружно в круг.

Физкультминутка с проговариванием чистоговорок

Ва, ва, ва – высокая трава(Медленно повторяют, идут, высоко поднимая ноги)

Па, па, па – узкая тропа. (Повторяют со страхом, узко ставят ступни)

Ке, ке, ке – мы пришли к реке. (Шагают, руки на поясе)

Кой, кой, кой – любуемся рекой(Повторяют радостно, развести руки в стороны).

Ась, ась, ась – вот плывёт карась(Повторяют тихо, плавные движения руками)

Ушка – ушка – ушка – прыгает лягушка. (Повторяют громко, прыжки на двух ногах)

Шо, шо, шо – говорим мы хорошо? (Повторяют тихо, пальцы к губам)

Це, це, це – улыбка на лице(Повторяют радостно)

В. А теперь мы пришли к самому ответственному заданию, которое и поможет расколдовать героев сказки. 

 На  столе модели персонажей сказки «Колобок»:

(маленький серый круг, большой тёмно-серый круг,  большой коричневый круг, желтый круг и оранжевый круг).

В Вот герой сказки , которых заколдовал злой волшебник. Как вы думаете  на кого героев из сказки похож этот круг.  ( круг желтого цвета).

Воспитатель показывает на маленький серый круг.

  Как ты думаешь, Паша ,на кого из героев сказки похож этот круг?

В. А почему вы так думаете

 Хорошо. Тогда давайте попробуем превратить его в Зайца. А поможет нам в этом «волшебная» палочка. Давайте встанем в кружочек. Мы будем передавать палочку и говорить, что любит делать зайчик.

            Зайчик любит грызть морковку.

            Зайчик любит грызть капусту.

            Зайчик любит прыгать.

            Зайчик любит прятаться.

            Зайчик любит бегать.

            Зайчик любит скакать.

            Зайчик любит вилять хвостиком.

            Зайчик любит шевелить ушами.

 Проводится игра «Что любит делать зайчик?».  Дети передают друг другу «волшебную» палочку, называя при этом слово-действие.

ВМолодцы, ребята, вспомнили, что любит делать зайчик

 Вместо серого круга  Заяц.

В. Посмотрите, а мы ведь зайчика расколдовали! Теперь давайте отгадаем следующего героя и поможем ему.

Воспитатель обращает внимание детей на большой серый круг.

В. Как вы думаете,  кто заколдован в этом круге?

В. Почему вы решили, что это Волк? Может быть, это ещё один Заяц,

Ребенок: Я думаю, что это волк, потому что волк больше, чем заяц.

  Давайте попробуем расколдовать Волка.

Комплекс артикуляционной гимнастики "Волк"

Возле дома бродит Волк,

Он зубами щёлк да щёлк!

Щёлк да щёлк! Щёлк да щёлк –

Вот какой сердитый Волк.

(Активно открывать и закрывать рот)

Волк голодный воет: «У-у-у,

Мне бы утку хоть одну!»

(Губы вытянуты вперёд.)

Спрячем уток за забор.

Уходи зубастый вор!

(Оскалить зубы.)        

Волк сердит .Двор закрыт.

Двор закрыт. Волк сердит.        

(Чередование оскала и вытягивания губ.)

Волк утёнка не схватил,

Только слюнки проглотил.

(Проглотить слюнки.)

Видит волк: возле крылечка

Дремлет жирная овечка.

Не шевелится, лежит.

Даже хвостик не дрожит.

(Широкий расслабленный язык на нижней губе.)

Хлоп! Овечка, убегай

Поскорее в свой сарай.

(Спрятать язык в рот.)

В Молодцы, ребята!

Вместо большого серого круга появляется Волк.

В Посмотрите, мы ведь и волку помогли!

В  какого цвета этот круг? (показывает на коричневую модель).

Ребенок: Этот круг коричневого цвета.

В Ты как думаешь какого цвета этот круг?

В Алина, как ты думаешь, кого из сказочных героев превратил злой волшебник в коричневый круг?

Я думаю, медведя, потому что медведь коричневый.

В Действительно. Ребята, а ведь Медведь такой сластёна. Давайте приготовим для Мишки угощение, может и он быстрее к нам пожалует. Пройдите к  своим столам. У вас на тарелочках  разрезные картинки. Если вы правильно соберете картинки, мы узнаем, чем Мишка  любит полакомиться.

Проводится игра «Разрезные картинки».

Дети собирают изображение предмета из 3-4 частей: бочка мёда, малина, земляника, гриб, орех, рыба.)

. Вместо коричневого круга - медведь.

В. Какие вы молодцы, и Медведя расколдовали! Посмотрите. Как он радуется.                                        

 

Вместо Лисы – оранжевый круг.

В Ребята, у нас остался последний круг. Какого он цвета, Андрей?

В: Как ты думаешь, Никита, кого превратил злой волшебник в оранжевый круг?

А давайте попробуем и ее расколдовать. А поможет нам в этом Колобок. Мы будем передавать его друг другу и придумывать Лисичке комплименты. Но есть одно условие, Колобка мы будем передавать   очень бережно, осторожно, чтобы его не уронить.

Проводится игра «Сделай Лисичке комплимент».

              У Лисички пушистый хвостик.

              У Лисички пушистая шубка.

              У Лисички рыжая шубка.

              У Лисички острая мордочка.

              У лисички мягкие лапки.

              У Лисички хитрые глазки.

              У Лисички острые зубки.

              У Лисички острые коготочки.        

В: Вот, ребята, мы и Лису расколдовали.  Посмотрите, какая она стала добрая, наверное, ей понравились наши комплименты. Какие вы молодцы, помогли всем героям! 

А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для того, что бы очутиться в  саду, давайте все вместе произнесем волшебные слова: 2 раза хлопни, 3 раза топни, вокруг себя обернись,  в детском саду очутись  очутись! 

В:  Где мы сегодня побывали, ?

В. Что мы там делали,?

                                                                                                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Пересказ сказки «Лиса и рак»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Пересказ сказки «Лиса и рак»Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Пересказ сказки «Лиса и рак&raq...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе по теме: «Сказочное путешествие».

Материал может быть использован на занятиях в подготовительной группе...

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе на тему: "Звуковая культура речи: дифференциация звуков Ж и Ш".

Цель: отчётливо произносить звуки [ж] и [ш], дифференциация этих звуков.Задачи.Обучающие: упражнять детей в отчётливом произношении звуков [ж] и [ш],  и их дифференциации их в словах, предложения...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:«Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ»Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляци...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему:  «Звуковая культура речи. Дифференциация звуков [Л] — [Р]» Цель: упражнять детей в различении звуков л &mda...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему «Сказочными тропами»

Конспектзанятия по развитию речив старшей группена тему «Сказочными тропами»...