Консультация для родителей по развитию речи детей
консультация по развитию речи

Мамонтова Елена Валерьевна

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а в первую очередь - родители. От того, как вы говорите с детьми, сколько внимания уделяете речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_razvitiyu_rechi_detey.docx18.58 КБ

Предварительный просмотр:

 Консультация для родителей детей младшего дошкольного возраста на тему: «Развитие речи детей дома»

Цель: показать родителям важность речевого развития дома.

Задачи: помощь родителям в разрешении проблемы развития речи ребенка, усвоение родителями знаний о домашних методах развития речи, расширять степень включенности родителей в реализацию индивидуальной работы с детьми.

Предварительная работа: беседа с родителями на тему развития речи индивидуально,

Форма проведения: очная консультация по инициативе педагога в связи с большой проблемой развития речи у детей младшего возраста.

Содержание консультации.

Здравствуйте уважаемые родители! Сегодня мы хотим поднять с вами тему по проблемам речевого развития у детей.

Как мы все видим, современное поколение живёт в телефонах, что негативно сказывается на формировании речи ребёнка. Активная речь ребёнка сокращается, артикулляционый аппарат ослабевает, что чревато последствиями проблем в речевом развитии.

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а в первую очередь - вы родители. От того, как вы говорите с детьми, сколько внимания уделяете речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в развитии связной речи.

 Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на различных формах его деятельности.

Не правда ли, что каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок говорил правильно и красиво, чтобы успешно учился в школе, не испытывая при этом трудностей?

К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения. Чтобы этого избежать, мы предлагаем вам дома постоянно разговаривать с детьми.

Развитие речи детей дома - это постоянное общение с ребёнком. Ведущим видом деятельности дошкольника является игра. Через игру ребёнок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли, играя в «семью», «школу», «магазин»; во время игры приобретает первые знания об окружающем мире.

 Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.  Заинтересовав ребёнка игрой, занимаясь с ним по 10-15 минут, выполняя занимательные задания и игры, вы поможете вашему ребёнку научиться правильно выговаривать слова, обогатите словарный запас, разовьёте интерес к слову, к речи, расширите знания и кругозор. Параллельно с развитием речи у ребёнка тренируются память, внимание, он учится размышлять, делать выводы, анализировать и фантазировать.

Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно, совсем необязательно превращать занятия в школьные уроки. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном  ребенка. Используйте для этих занятий то, что ваш ребёнок видит вокруг: дома, на улице, в детском саду. 

Для развития фонематического слуха упражняйте ребенка в выделении первого звука в своем имени, в имени окружающих, в названии любимой игрушки.

Следите за правильным ударением при произнесении слов, проводя игры типа «Так и не так»: взрослый произносит слова или словосочетания, сочетая правильное и неправильное использование ударений, а ребенок слушает и поправляет взрослого, произнося слово с правильным ударением.

Закрепляйте произносительную сторону речи с помощью чистоговорок, скороговорок.

Много рассказывайте, показывайте ребенку, читайте познавательную литературу, водите на экскурсии, проводите наблюдения, учитывая интересы детей. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. 2-3-летний малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Ребенок четвертого года жизни почти дословно запоминает текст сказки, последовательность действий в ней.

Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед...», а ребенок ее заканчивает: «...да баба»; взрослый: «И была у них...», ребенок: «...курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» - «Зайчика» - «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.

Рассказывайте ребенку о родственниках, о своей работе или учебе.

Обсуждайте и планируйте все совместные мероприятия вместе.

Проводите с ребенком речевые игры типа «Кто что умеет делать?»  (например: «Что умеет и любит делать кошечка? Бегать, спать, лакать, играть, мяукать» и т. п.), «Что бывает высоким?» (Дом, дерево, человек...), «А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева?» и т.п.

Поощряйте стремление ребенка использовать в речи сложные типы предложений. Не ругайте, если у него не получается, а просто повторите правильно.

Обучайте ребенка быть вежливым и тактичным при участии в диалоге со взрослыми и детьми. Показывайте пример, как нужно вести диалог за столом, в гостях, при разговоре по телефону.

Поощряйте попытки ребенка сочинять сказки и рассказы. Обыгрывайте их с помощью игрушек.

Даже время, проведенное на кухне, можно использовать для игр на развитие речи. Смотрим, что у нас есть – стул, стол, шкаф. Обобщаем, что это мебель. Такие же игры с фруктами, овощами. Говорим, для чего нужны предметы: стул, чтобы на нем сидеть и т.д. Называя какие-либо продукты, описывайте их: это лимон, он желтый, круглый, кислый. Перечислите все продукты, которые начинаются на букву «Л». Говорим о том, где растут овощи, фрукты. Перечисляем, что кладут в борщ, компот. Расскажите крохе, как делают хлеб (колоски пшеницы – мука – тесто – хлеб). Какие молочные продукты делают из молока. Придумывайте рифмы к разным продуктам. Загадывайте загадки про продукты. Играйте в описания: оно круглое, красное, сочное, растет на дереве.

Детство - это лучшая пора!

Дети любознательны, самостоятельны и активны. С каждым годом увеличиваются их речевые возможности, расширяется словарный запас, речь становится грамматически оформленной и содержательной.

Чтобы ребенок своевременно и качественно овладел устной речью, необходимо, чтобы он пользовался ей как можно чаще, вступая в контакт со взрослыми и сверстниками.

ЗАПОМНИТЕ: ЧТОБЫ НАУЧИТЬСЯ ГОВОРИТЬ — НАДО ГОВОРИТЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Показатели развития речи детей раннего возраста( с 1 до 3) (учитель-логопед Добрынина Э. Г.)

В консультации для родителей представлена таблица показателей развития речи детей раннего возраста и до 3 лет...

Консультация"Роль родителей в развитии речи детей"

Консультация предназначена для родителей детей младшего дошкольного возраста и детей не посещающих ДОУ...

Консультации для родителей по развитию речи детей.

Формы коррекционной работы в семьеОбогащение словаря ребенка в домашних условияхОдним из эффективных способов обогащения словаря детей являются настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, ...

" Между делом" консультация для родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Наши  современные дети легко осваивают новые технические средства и с большим трудом выражают свои мысли ,не умеют обратиться с просьбой ,коротко и понятно рассказать о к...

" Между делом" консультация для родителей по развитию речи детей в домашних условиях

Наши  современные дети легко осваивают новые технические средства и с большим трудом выражают свои мысли ,не умеют обратиться с просьбой ,коротко и понятно рассказать о к...

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет. "Воспитание звуковой культуры речи".

Консультация для родителей по развитию речи детей 2-3 лет."Воспитание звуковой культуры речи"....