Развитие речи
консультация по развитию речи

Чижикова Наталья Алексеевна

Звуковая культура речи 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Звуковая культура речи28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Презентация  « Опыт работы по звуковой культуры речи»

Овладение родным языком является важнейшим условием успешности ребёнка в социальном и интеллектуальном развитии, а также в освоении детских видов деятельности и творчества. Речь сопровождает и совершенствует познавательную деятельность детей, делает более целенаправленной и осознанной трудовую активность, обогащает игры, способствует проявлению творчества и фантазии. Речевые умения выступают одним из критериев оценки результатов детской деятельности.    

 Речь — это важнейшее достижение человека,  которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка. Речь — это важнейшее достижение человека,  которая позволяет общаться с помощью слов, звуков и других элементов языка.

       Звуковая культура речи является частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель. 

 На современном этапе развитие речи детей стало одной из важных проблем, а одним из проблемных направлений – развитие звуковой культуры речи. Все большее количество детей идет в детский сад со звуковыми нарушениями. Перед воспитателем стоят важные задачи, которые направлены на то, чтобы дети смогли успешно обучаться в школе. Но на каком уровне он это усвоит - в значительной степени зависит от нас педагогов и родителей. Пока что мы с сожалением можемутверждаем, что наши дети дошкольного возраста разговаривают не всегда красиво. В чем это проявляется?  Растет число старших дошкольников (свыше 5 лет), имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения и

т.д .Речь малышей нередко бывает однообразной. К примеру, типично отмечено, что они не употребляют в активной речи наречия, прилагательные, причастия.  Слабо развита связная, монологическая речь, т.е. умение логично, без пропусков передать содержание только что просмотренного мультфильма или прослушанной сказки. Так же, нарушение устной речи отрицательно влияет на становление письменной. Как показывают исследования Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой и других, готовность к звуковому анализу у дошкольников с нарушениями устной речи почти в два раза хуже, чем у нормально говорящих детей. В последние годы многие учителя начальных классов отмечают большой рост детей с нарушениями письма и чтения (дисграфия, дислексия). Часто  это связано с не сформированностью фонетико-фонематического восприятия и слуха у старших дошкольников. Что позволяют утверждать, что речь ребенка необходимо развивать в дошкольном возрасте, так как именно в этом возрасте речь наиболее гибка и податлива, а главное – нарушения речи преодолеваются легче и быстрее. Замечено, в той семье, где взрослые говорят красиво, на уровне литературного языка - дети усваивают речь быстрее и лучше. Потому что речь у дошкольника формируется по подражанию.

Современная школа предъявляет высокие требования к будущим школьникам, требуя от детского сада, выпускника, умеющего мыслить, самостоятельного и любознательного ребёнка, что невозможно без сформированности  у ребёнка высокого уровня речевого и познавательного развития. Звуковая культура речи – является фундаментом, на котором строиться вся учебная деятельность в школе.

 Социальный заказ родителей (желание). Одним из основных требований к детскому саду является совершенствование уровня речевого развития своих детей.

Возможности детского сада. Требования программы «От рождения до школы» в разделе «Коммуникация», направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

1. Развитие свободного общения с взрослыми и детьми;

2. Развитие всех компонентов устной речи (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи – диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

3. Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

          Актуальность работы по развитию фонематического слуха у детей возрастает при подготовке их к обучению грамоте, что подтверждается Федеральным государственным образовательным стандартом  к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.   При переходе на ФГОС  работа по воспитанию звуковой культуры речи организуется в процессе свободного речевого общения детей с воспитателем в детском саду и другими взрослыми дома, и в образовательной деятельности по речевому развитию детей.      Воспитание звуковой культуры речи, одна из важных задач детского сада, так как  именно  дошкольный  возраст наиболее сенситивный.

         Актуальность вышеизложенной проблемы позволила определить.

цель:

Формирование и развитие звуковой стороны речи и коммуникативных возможностей ребенка посредством дидактических игр и упражнений.

        Для решения поставленной цели мною были выделены следующие задачи:

  • Изучение и анализ психологической, методической и научной литературы по данной теме в соответствии с ФГОС
  • Исследование уровня речевого развития   воспитанников  и его анализ
  • Формирования у детей правильного звукопроизношения
  • Развитие голосового аппарата (умения регулировать громкость произнесения слов и фраз),
  • Создание дидактических игр и упражнений по развитию звуковой культуры  речи дошкольников
  • Развитие творческой активности детей в коммуникативной деятельности

Работу с детьми по данной теме построенана основе нормативно – правовых документов:

  • Документы, которые соблюдают и охраняют права ребёнка (Декларация прав ребенка, Конвенция о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ, Закон РФ «О защите прав детей»).
  • Нормативные документы («Закон об образовании», Концепция непрерывного образования).
  • Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы

            В своей работе я внедряю технологии:  личностно – ориентированную, технологию сотрудничества, информационно коммуникативные технологии.            При обучении дошкольников нужно  придерживаться следующих принципов: наглядности, доступности, систематичности, последовательности,  учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, поэтапности.  В работе с детьми дошкольного возраста этот принцип один из самых важных, так как мышление у детей наглядно – образное. Дети легче запоминают звуки, усваивают материал через наглядность. В  работе  используем  игрушки в играх «Чудесный мешочек», «Магазин», дети проговаривали название игрушек.

Применяла предметные картинки в играх «Найди пару», «Говори правильно», «Цепочка слов».

Нужно соотносить учебный материал с уровнем развития детей, с их знаниями и навыками, которыми они владеют, а так же с  наличием предварительного и подготовительного этапов в работе, что  позволяет вызывать и поддерживать интерес к играм со звуками. Используя  принцип систематичности и последовательности, работу над звукопроизношением условно разделим  на три этапа:

1) Подготовка артикуляционного аппарата,

2) Уточнение произношения звуков,

3) Закрепление звуков в словах и фразах.

В начале года использовались упражнения на развитие артикуляционного аппарата и на звукоподражание. Например, «Кто как кричит» или «Волшебный  мешочек ». Затем использовали  игры «Магазин», «Лото». В этих играх закрепляется правильное произношение звуков в словах.

Если вначале вся работа выполнялась с помощью взрослого, то теперь дети самостоятельно выполняют упражнения, и к тому же могут оказать поддержку другим детям.

 Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей  проявляется при реализации всех основных принципов. Дети усваивают материал на разном уровне: одни легче и быстрее, другие медленнее и с трудом.                                                                                                

   

  Четко организованная работа по воспитанию звуковой культуры речи в детском саду возможна лишь в том случае, если воспитатель хорошо знает состояние речевого развития всех детей в группе. Это помогает правильно планировать свою деятельность и корректировать ее в зависимости от степени овладения дошкольниками материалом. В связи с этим, я спланировала свою работу в несколько  этапов: изучение и анализ психолого-педагогической, методической, и другой научной литературы, диагностика индивидуальных особенностей и способностей детей, анкетирование родителей воспитанников; создание в группе предметно-развивающей среды.  

мы создали картотеку дидактических игр и упражнений «Игровые упражнения для развития звукового восприятия», «Упражнения артикуляционной гимнастики», «Дыхательные упражнения», «Словесные игры для развития речи детей», «Чистоговорки». Для создания этих методических пособий мы использовали разнообразные источники: литературу, интернет . Подобрала  наиболее интересные и эффективные приемы, упражнения, которые педагоги охотно используют в своей практике.

           Работу по формированию  звуковой культуры речи провожу в различных формах:

непосредственно образовательная деятельность, которая проводится как самостоятельные НОД по звуковой культуре речи или как часть НОД в других видах

совместная деятельность педагога с детьми в режимные моменты,

отдельные разделы работы по звуковой культуре речи включаются в музыкальные занятия (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения);

дополнительная работа по звуковой культуре речи вне НОД (различные игры, упражнения в игровой форме и др.).

работа с родителями

Вопросу взаимодействия с семьей уделяю очень большое внимание. Только взаимопонимание и работа в тесном контакте помогли добиться положительных результатов. В течение года использовала различные формы работы с родителями: консультации, беседы, индивидуальные встречи, беседы , родительские собрания.

Только зная возможности каждого ребенка, можно достичь положительные результата. Например, с Костей  К. большее внимание уделяла развитию артикуляционного аппарата и игр на звукоподражание, Даниилу,  давались более сложные задания: «Найди пару». В работе  учитывала и состояние здоровья воспитанников (большое количество пропусков по болезни).

    Доказано, что в коллективной непосредственно образовательной деятельности  по звуковой культуре продуктивность работы повышается, а утомляемость уменьшается. Специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи проводятся 1 – 2 раза в месяц. Дидактические игры и упражнения используют как часть НОД, или строя НОД на основе таких игр. Например, в НОД по знакомству со звуком «У» использовала игру «Поезд» и артикуляционное упражнение «Дудочка»

      Динамика речевого развития ребенка во многом зависит от умения педагога связывать воедино работу в повседневной жизни и в НОД. Время НОД не всегда позволяет сформировать прочные речевые умения у каждого ребёнка, да и уровень речевого развития у детей одного возраста значительно отличается.  Взаимосвязь между обучением во время НОД и упражнениями вне их определяется этапом работы над звуком. Так, постановку звука целесообразно давать на специальных занятиях. Упражнения на закрепление и на занятиях и вне их; подготовительную работу по постановке звука удобнее проводить не на занятиях. В утренние и вечерние часы, на прогулках организовываю разнообразные игры и упражнения для развития речевого слуха и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.

         Одной из форм работы является совместная деятельность, где задания, упражнения выполнялись совместно с детьми. Например, в артикуляционных упражнениях все движения выполнялись вместе с детьми, как в игре «Напоим Чебурашку чаем». Было очень интересно детям участвовать в артикуляционной сказке «У бабушки и дедушки». С детьми, у которых были затруднения со звукопроизношением, проводила индивидуальную работу. Давали  детям разные по сложности упражнения и игры, с кем – то из детей играли  в игры по звукоподражанию, кому – то предлагали  более сложные задания.

Для воспитания звуковой культуры речи используем  следующие методы:

  • дидактические игры («Чей домик?»),
  • подвижные или хороводные игры с текстом ,
  • дидактические рассказы с включением  заданий  детям (повторять слова с трудным звуком, менять высоту голоса и т. п.),
  • метод упражнений (заучивание и повторение знакомых скороговорок, игровое упражнение «Подуем на пушинки» и др.),

  • образное называние звука или звукосочетания (з-з-з - песенка комара, ш-ш-ш – песенка змейки);
  • хоровые и индивидуальные повторения;
  • обоснование необходимости выполнить задание педагога;
  • индивидуальная мотивировка задания;
  • совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная                речь(незамедлительное повторение ребенком речи-образца);
  • оценка ответа или действия и исправления;
  • образная физкультурная пауза;
  • показ артикуляционных движений, демонстрация игрушки или картинки.

    Для успешного обучения детей,  использую игровые методы и приемы, так как игра является основным видом деятельности дошкольника. С помощью игры усвоение сложного материала происходит без особого нервного напряжения: ребенок с усердием старается овладеть тем, что способствует успеху игры, незаметно для себя решая ту или иную учебную задачу. Так игра, организованная определенным образом, оказывает положительное влияние на взаимодействие и взаимообщение между детьми. Игры снимают психологический барьер, вселяют уверенность в собственных силах, улучшают общение детей со сверстниками и взрослыми.

      В повседневной жизни работа, начатая в непосредственно образовательной деятельности, продолжается в специальных упражнениях и играх. В утренние и вечерние часы провожу упражнения (индивидуально или с подгруппой детей) с целью развития речевого и слухового аппарата, произнесение гласных и согласных звуков, звукоподражательные игры и упражнения: «Кто как кричит? », «Кто назвал? ». Игры и упражнения использую по возрастам с постепенным усложнением программных задач. Они способствуют выработке у детей правильного произношения звуков в словах, отчётливого и чистого произношения слов, развивают умение слышать звуки в словах, подбирать слова на определенные звуки. Поэтому очень важна постоянная и своевременная работа по включению данных игр в процесс обучения и развития детей всех групп детского сада.

       Игры и упражнения в старшей группе рекомендую включать не реже двух раз в неделю на занятиях по развитию речи, в совместной деятельности, в повседневной жизни. Длительность игр – 5-7 минут.

        В работе с детьми заметила, что интонационно- выразительная сторона речи оказывает влияние на состояние ребёнка, побуждает в нем эмоциональный отклик, определяет его поведение.  Правильная речь – один из показателей готовности к обучению в школе; залог успешного освоения грамоты и чтения.

         В заключении хочется отметить еще то, что использование нетрадиционных методов и приемов в педагогической деятельности  считаю важным и обоснованным, т.к. время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность, поэтому важно совершенствовать методы и приемы обучения и воспитания детей именно сейчас в дошкольном возрасте. Нетрадиционные формы работы не отрицают традиционные, а их совершенствуют, модернизируют, дополняют. И созданы они, в данный момент в соответствии с требованиями времени, что соответствует задачам, поставленным на государственном уровне, чему свидетельствует и концепция модернизации образования. Используя в своей работе  что-то новое, интересное – увлекаешься сам и соответственно увлекаешь детей, а когда данная деятельность приносит ощутимый, видимый  результат – это интересно и увлекательно вдвойне.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по развитию речи «Развитие речи в домашних условиях, через развитие мелкой моторики»

Развитие речи ребенка с помощью подручных материалов. Значение развития мелкой моторики. ...

Методическая разработка Конспект непосредственно - образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию речи звуковая культура речи. Звук «К»

Методическая разработка Конспект непосредственно  -  образовательной деятельности по развитию звуковой культуре речи в первой младшей группе. «Путешествие на ферму» по развитию р...

Цель и задачи работы: Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки. Достижению цели способствует решение следующих задач: - Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей; - Объединить усилия педагогов и родителей по развитию

Цель и задачи работы:Целью работы является - развитие речи детей с помощью загадки.Достижению цели способствует решение следующих задач:- Выяснить, какую роль играют загадки в развитии речи детей;- Об...