Технологическая карта НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности по сказке «Теремок» в средней группе
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Тээли   Бай-Тайгинского кожууна муниципального кожунна РТ.

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая карта НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности

по сказке «Теремок» в средней группе

  

 

 в соответствии ФГОС ДО

 

                                                                                                                                                                                                                          Подготовила:

Салчак Иоланна Александровна

 Воспитатель

 высшей квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

с. Тээли, 2023

 

Открытый НОД по художественно-эстетическому развитию. Театрализованное представление по мотивам сказки «Теремок».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

 Цель: знакомство детей с театром через инсценировку сказки «Теремок»

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русско-народной сказкой «Теремок»; способствовать самостоятельному выполнению ролей знакомых персонажей.

 

Развивающие: развивать познавательную активность детей: активизировать речь детей, зрительное и слуховое восприятие, продолжать развивать память, мышление, воображение, артистические способности.

 

Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские отношения.

 

Познавательное развитие: обучать детей элементам театрализованной деятельности; развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

 

Речевое развитие: активизировать речь детей; развивать громкую выразительную речь; закрепить рассказывание стихов наизусть.

 

Социально-коммуникативное: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;

Словарная работа: Бабушка Сказочница представления-коргузуг, зрители-корукчулер, сказочница- тоол ыдыкчызы, герои сказки по особенно  звали норушка. квакушка,  побегайчик, сестричка, серый, косолапый.

 

Методы и приемы: 

-наглядные: атрибуты  к сказке «Теремок», декорации

- словесные: стихотворения, отгадывание загадки, вопросы, беседа.

-сюрпризный момент: «Бабушка Сказочница»

Материалы и оборудование: декорации (картонный домик – «Теремок», стол со скатертью и самоваром) , Бабушка Сказочница,  флешка - накопитель презентации.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная:

Имитирование движений персонажей - подход «Теремку», физминутка - «».

Познавательная

Отгадывание загадок

Музыкальная

Музыка «В гостях у сказки»

Сюрпризный момент

«Бабушка Сказочница»

Предварительная работа: чтение сказки теремок, цветные иллюстративные книжки   сказки «Теремок», заучивание стихов наизусть.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

                                                                          Ход занятия

Деятельность педагога

 

Деятельность детей

Время

1.

Организационный момент (игра, ритуал начала занятия)

 Мотивация

1. -Встали детки, встали в круг, ты мой друг, и я твой друг.

Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Ребятки, а теперь давайте поздороваемся:

Здравствуйте, ладошки. Хлоп – хлоп – хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ – топ – топ.

Здравствуйте, щечки. Плюх – плюх – плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок –чмок – чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк – щелк – щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип – бип – бип.

Здравствуйте, гости! (дети здороваются с гостями);

2. Воспитатель: - Дети, а вы любите, когда к вам приходят гости? Сегодня к нам придет необычная гостья: бабушка Сказочница, которая любит играть и веселиться. Я ее сейчас позову:

- Бабушка Сказочница!

В гости ждем тебя сюда.

Приходи к нам поиграть,

Веселиться, хохотать,

Т-с-с-с, тихо, тишина,

Может, бабушка, пришла.

Пойду ее поищу! (выхожу и накидываю платок).

  3. Приходит кто-то в гости Бабушка Сказочница;

4. Эффект неожиданности (сама воспитательница выходит и накидывает платок;

5. Интрига («Волшебный мешочек» с атрибутами на голове с персонажами сказки).

 

 

 

 

Дети (сидят на стульчиках) здороваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление заинтересованности, активности.

 

 

2мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

2.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели занятия

- В сказке каждого зверька звали по-особенному. Как?

Мышка… (норушка,

Лягушка… (квакушка,

Зайчик… (побегайчик,

Лисичка… (сестричка,

Волчок… (серый бочок,

Медведь (косолапый).

  

 

 

 

Дети отвечают на вопрос сказочницы.

Умение отвечать на вопрос.

 

 

 

 

3мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(поисковый этап)

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

 

 

 

 Сказочница: Давайте обыграем сказку как на сцене сказку «Теремок», я буду рассказывать, а вы  будите играть.                           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети внимательно слушают.

 

 

 

 

 

 

 

4.

Практический этап

«Открытие» детьми новых знаний,  способа действий

Самостоятельное применение нового на практике

Театрализованное представление

 

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок не высок, не высок.

Б. З.: Вот по полю, мышка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Мышка:     

Кто,  кто Теремочке живет

Кто, кто не высоком живет

 

Ведущая: … Ей никто не отозвался,

Пуст тот терем оказался.

Стала мышка жить в тереме одна.

Дети (поют):

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок не высок, не высок.

Вот по полу, полу  лягушка идет

У дверей остановился,  стучит  

Лягушка: Ква-ква-ква-ква.

Кто-кто в теремочки живет,

Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка – норушка, а ты кто?

Лягушка: А я лягушка-квакушка.

Мышка: Заходи!

Б. С.: Стали они вдвоем жить,

Дети (поют):

-Стоит в поле теремок, теремок он не низок не высок, невысок.

Б. С.: Вот по полю зайчик бежит,

У Дверей остановился и стучит.

Зайчик:

       Звери: Я- мышка- норушка, а я лягушка – квакушка.

Зайчик: Можно мне с вами жить?

Звери: Заходи, пожалуйста!

Б. С.: Стали они втроем жить.

Дети (поют):

-Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок. Вот по полю Лисичка бежит,

       У дверей остановилась и стучит

Лиса:

Тук, тук, тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Звери: — Я — мышка-норушка!

- Я — лягушка-квакушка!

- Я — зайчик-побегайчик! А ты кто?

Лиса: — Я лисичка, я сестричка,

Пустите меня в теремок!

Звери: — Заходи пожалуйста!

Б. С: — И стали они жить вчетвером:

Дети (поют): Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, невысок.  Вот по полю волчок бежит,

У дверей остановился и стучит.

Волк:

— Тук, тук, тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Звери: — Я — мышка-норушка!

- Я — лягушка-квакушка!

- Я — зайчик-побегайчик!

- Я — лисичка-сестричка! А ты кто?

Волк: — Я –то-Серенький Волчок,

Звери: — Заходи пожалуйста!

Дети (поют):

-Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, невысок.

Б. С.: Вот по полю медведь идет,

Тук, тук, тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Звери: — Я — мышка-норушка!

- Я — лягушка-квакушка!

- Я — зайчик-побегайчик!

- Я — лисичка-сестричка!

- Я — волчок-серый бочек! А ты кто?

Медведь: —Я - Мишка- косолапый!

Ну - ка звери открывайте,

В теремок меня пускайте.

Звери - Ты, Медведь, - огромный зверь –

Не пролезешь в эту дверь!

Медведь: — А я на крышу залезу.

Б. З. - Только Мишка взгромоздился.

Терем – трах! – и развалился!

Перепуганные звери

Еле выскочить успели!

- Ребята, медведь теремок раздавил, остались звери без домика 

 

- Ребята, медведь теремок раздавил, остались звери без домика

Ставится проблемный вопрос детям«Что же делать? Как нам быть?»

Необходимо вызвать у детей желание построить, новый теремок.

. Как нам быть, как помочь зверюшкам? (Построим для зверей новый теремок).

Проявление интереса, тренируется усидчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение движений в соответствии с текстом.

Интерес к познавательной деятельности.

Проявление активности, умение внимательно наблюдать и следить за ходом сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проявление интереса, тренируется усидчивость.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение движений в соответствии с текстом.

Интерес к познавательной деятельности.

Проявление активности, умение внимательно наблюдать и следить за ходом сказки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин

5.

Актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

 

Б. С.: Вот и построили новый теремок, красивый, просторный, лучше прежнего!

Стоит в поле теремок, теремок,

Очень-очень он высок, ох, высок.

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья!

Мы откроем вам секрет:

Лучше дома в мире нет!

Все друг друга уважают никого не обижают!

В этом домике тепло, и уютно, и светло.

Звери дружно все живут:

 Бабушка Сказочница

-Ребята, а Бабушка сказка вам понравилась, как называется сказка, если не драться, не сорится, как можно жить в одном домике.

-Дружно!!!

 

Снятие эмоционального напряжения

Повышение радостного эмоционального фона.

Умение выполнять движения в соответствии с текстом.

 

 

 

 

 

2 мин

6.

 

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Итог занятия. Систематизация знаний.

 

 

Рефлексия

Б. С.: Молодцы, мне очень понравилось. Артистами, ребята побывали! И, сказку, ребята вы показали!

Сказочница попрощается и уходит.

Воспитательница делает вывод занятий.

         - Как называется сказка?

- Назовите героев сказки.      

- Ребята, чему учит нас эта сказка? (добру, дружбе).

- Верно, дети, эта сказка учит добру и дружелюбию.

Какие разные характеры у героев сказки, но каждый из них важен в теремке, необходим! Давайте пообещаем друг другу жить без ссор в группе!

- Вы, ребята, молодцы, вы ребята, удальцы. Артисты и зрители были хороши! Похлопаем, друг другу от души!

-Наше занятие окончено. Вы сегодня постарались на славу. Всем большое спасибо!

 

 

 

3 мин

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл открытое занятие28.51 КБ
Office presentation icon сказка1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Аян» с. Тээли Бай-Тайгинского кожууна муниципального кожунна РТ.

Технологическая карта НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности

по сказке «Теремок» в средней группе

в соответствии ФГОС ДО

Подготовила:

Салчак Иоланна Александровна

Воспитатель

высшей квалификационная категория

с. Тээли, 2023

Открытый НОД по художественно-эстетическому развитию. Театрализованное представление по мотивам сказки «Теремок».

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально - коммуникативное развитие».

Цель: знакомство детей с театром через инсценировку сказки «Теремок»

Задачи:

Образовательные: познакомить детей с русско-народной сказкой «Теремок»; способствовать самостоятельному выполнению ролей знакомых персонажей.

Развивающие: развивать познавательную активность детей: активизировать речь детей, зрительное и слуховое восприятие, продолжать развивать память, мышление, воображение, артистические способности.

Воспитательные: продолжать воспитывать любовь к русским народным сказкам, дружеские отношения.

Познавательное развитие: обучать детей элементам театрализованной деятельности; развивать слуховое внимание, фантазию, интерес к сценическому искусству.

Речевое развитие: активизировать речь детей; развивать громкую выразительную речь; закрепить рассказывание стихов наизусть.

Социально-коммуникативное: побуждать детей к активному участию в театрализованной игре; развивать умение согласовывать действия с другими детьми – героями сказки;

Словарная работа: Бабушка Сказочница представления-коргузуг, зрители-корукчулер, сказочница- тоол ыдыкчызы, герои сказки по особенно звали норушка. квакушка, побегайчик, сестричка, серый, косолапый.

Методы и приемы:

-наглядные: атрибуты к сказке «Теремок», декорации

- словесные: стихотворения, отгадывание загадки, вопросы, беседа.

-сюрпризный момент: «Бабушка Сказочница»

Материалы и оборудование: декорации (картонный домик – «Теремок», стол со скатертью и самоваром) , Бабушка Сказочница, флешка - накопитель презентации.

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная:

Имитирование движений персонажей - подход «Теремку», физминутка - «».

Познавательная

Отгадывание загадок

Музыкальная

Музыка «В гостях у сказки»

Сюрпризный момент

«Бабушка Сказочница»

Предварительная работа: чтение сказки теремок, цветные иллюстративные книжки сказки «Теремок», заучивание стихов наизусть.

Этап занятия

Структурные компоненты деятельности

Ход занятия

Деятельность педагога

Деятельность детей

Время

1.

Организационный момент (игра, ритуал начала занятия)

Мотивация

1. -Встали детки, встали в круг, ты мой друг, и я твой друг.

Крепко за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся!

Ребятки, а теперь давайте поздороваемся:

Здравствуйте, ладошки. Хлоп – хлоп – хлоп.

Здравствуйте, ножки. Топ – топ – топ.

Здравствуйте, щечки. Плюх – плюх – плюх.

Здравствуйте, губки. Чмок –чмок – чмок.

Здравствуйте, зубки. Щелк – щелк – щелк.

Здравствуй, мой носик. Бип – бип – бип.

Здравствуйте, гости! (дети здороваются с гостями);

2. Воспитатель: - Дети, а вы любите, когда к вам приходят гости? Сегодня к нам придет необычная гостья: бабушка Сказочница, которая любит играть и веселиться. Я ее сейчас позову:

- Бабушка Сказочница!

В гости ждем тебя сюда.

Приходи к нам поиграть,

Веселиться, хохотать,

Т-с-с-с, тихо, тишина,

Может, бабушка, пришла.

Пойду ее поищу! (выхожу и накидываю платок).

3. Приходит кто-то в гости Бабушка Сказочница;

4. Эффект неожиданности (сама воспитательница выходит и накидывает платок;

5. Интрига («Волшебный мешочек» с атрибутами на голове с персонажами сказки).

Дети (сидят на стульчиках) здороваются.

Проявление заинтересованности, активности.

2мин

2 мин

2.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия

- В сказке каждого зверька звали по-особенному. Как?

Мышка… (норушка,

Лягушка… (квакушка,

Зайчик… (побегайчик,

Лисичка… (сестричка,

Волчок… (серый бочок,

Медведь (косолапый).

Дети отвечают на вопрос сказочницы.

Умение отвечать на вопрос.

3мин

3.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

(поисковый этап)

Проектирование решений проблемной ситуации,

актуализация знаний,

или начало выполнения действий по задачам НОД

Сказочница: Давайте обыграем сказку как на сцене сказку «Теремок», я буду рассказывать, а вы будите играть.

Дети внимательно слушают.

4.

Практический этап

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

Самостоятельное применение нового на практике

Театрализованное представление

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок не высок, не высок.

Б. З.: Вот по полю, мышка бежит

У дверей остановилась и стучит.

Мышка:

Кто, кто Теремочке живет

Кто, кто не высоком живет

Ведущая: … Ей никто не отозвался,

Пуст тот терем оказался.

Стала мышка жить в тереме одна.

Дети (поют):

Стоит в поле теремок, теремок

Он не низок не высок, не высок.

Вот по полу, полу лягушка идет

У дверей остановился, стучит

Лягушка: Ква-ква-ква-ква.

Кто-кто в теремочки живет,

Кто-кто в невысоком живет?

Мышка: Я мышка – норушка, а ты кто?

Лягушка: А я лягушка-квакушка.

Мышка: Заходи!

Б. С.: Стали они вдвоем жить,

Дети (поют):

-Стоит в поле теремок, теремок он не низок не высок, невысок.

Б. С.: Вот по полю зайчик бежит,

У Дверей остановился и стучит.

Зайчик:

Звери: Я- мышка- норушка, а я лягушка – квакушка.

Зайчик: Можно мне с вами жить?

Звери: Заходи, пожалуйста!

Б. С.: Стали они втроем жить.

Дети (поют):

-Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, не высок. Вот по полю Лисичка бежит,

У дверей остановилась и стучит

Лиса:

Тук, тук, тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Звери: — Я — мышка-норушка!

- Я — лягушка-квакушка!

- Я — зайчик-побегайчик! А ты кто?

Лиса: — Я лисичка, я сестричка,

Пустите меня в теремок!

Звери: — Заходи пожалуйста!

Б. С: — И стали они жить вчетвером:

Дети (поют): Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, невысок. Вот по полю волчок бежит,

У дверей остановился и стучит.

Волк:

— Тук, тук, тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Звери: — Я — мышка-норушка!

- Я — лягушка-квакушка!

- Я — зайчик-побегайчик!

- Я — лисичка-сестричка! А ты кто?

Волк: — Я –то-Серенький Волчок,

Звери: — Заходи пожалуйста!

Дети (поют):

-Стоит в поле теремок, теремок, он не низок не высок, невысок.

Б. С.: Вот по полю медведь идет,

Тук, тук, тук. Кто в теремочке живет, кто в невысоком живет?

Звери: — Я — мышка-норушка!

- Я — лягушка-квакушка!

- Я — зайчик-побегайчик!

- Я — лисичка-сестричка!

- Я — волчок-серый бочек! А ты кто?

Медведь: —Я - Мишка- косолапый!

Ну - ка звери открывайте,

В теремок меня пускайте.

Звери - Ты, Медведь, - огромный зверь –

Не пролезешь в эту дверь!

Медведь: — А я на крышу залезу.

Б. З. - Только Мишка взгромоздился.

Терем – трах! – и развалился!

Перепуганные звери

Еле выскочить успели!

- Ребята, медведь теремок раздавил, остались звери без домика

- Ребята, медведь теремок раздавил, остались звери без домика

Ставится проблемный вопрос детям: «Что же делать? Как нам быть?»

Необходимо вызвать у детей желание построить, новый теремок.

. Как нам быть, как помочь зверюшкам? (Построим для зверей новый теремок).

Проявление интереса, тренируется усидчивость.

Выполнение движений в соответствии с текстом.

Интерес к познавательной деятельности.

Проявление активности, умение внимательно наблюдать и следить за ходом сказки.

Проявление интереса, тренируется усидчивость.

Выполнение движений в соответствии с текстом.

Интерес к познавательной деятельности.

Проявление активности, умение внимательно наблюдать и следить за ходом сказки.

8 мин

5.

Актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

Б. С.: Вот и построили новый теремок, красивый, просторный, лучше прежнего!

Стоит в поле теремок, теремок,

Очень-очень он высок, ох, высок.

Без веселья здесь нельзя,

В теремке живут друзья!

Мы откроем вам секрет:

Лучше дома в мире нет!

Все друг друга уважают никого не обижают!

В этом домике тепло, и уютно, и светло.

Звери дружно все живут:

Бабушка Сказочница

-Ребята, а Бабушка сказка вам понравилась, как называется сказка, если не драться, не сорится, как можно жить в одном домике.

-Дружно!!!

Снятие эмоционального напряжения

Повышение радостного эмоционального фона.

Умение выполнять движения в соответствии с текстом.

2 мин

6.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Рефлексия

Итог занятия. Систематизация знаний.

Рефлексия

Б. С.: Молодцы, мне очень понравилось. Артистами, ребята побывали! И, сказку, ребята вы показали!

Сказочница попрощается и уходит.

Воспитательница делает вывод занятий.

- Как называется сказка?

- Назовите героев сказки.

- Ребята, чему учит нас эта сказка? (добру, дружбе).

- Верно, дети, эта сказка учит добру и дружелюбию.

Какие разные характеры у героев сказки, но каждый из них важен в теремке, необходим! Давайте пообещаем друг другу жить без ссор в группе!

- Вы, ребята, молодцы, вы ребята, удальцы. Артисты и зрители были хороши! Похлопаем, друг другу от души!

-Наше занятие окончено. Вы сегодня постарались на славу. Всем большое спасибо!

3 мин


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое театр?

Слайд 2

Слово «Театр» пришло к нам из греческого языка «место для зрелище». Театр-это место, куда мы приходим на спектакли, сказки, где показывают представление.

Слайд 3

Здание театра

Слайд 4

Театральная афиша

Слайд 5

Театральная касса

Слайд 6

Билет в театр

Слайд 7

Гардероб

Слайд 8

Театральная программка

Слайд 9

Зрительный зал и сцена

Слайд 10

Оркестровая яма

Слайд 11

Театральный бинокль

Слайд 12

Театральный буфет

Слайд 13

Актёры

Слайд 14

Театр-это очень интересно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности. Драматизация сказки "Под грибом" старшая группа

Замечательное и увлекательное путешествие детей по волшебному лесу. За время путешествия, дети узнают много нового и сами включаются в занимательную беседу. В конце путешествия, дети становятся актера...

Конспект занятия по развитию речи через театрализованную деятельность по сказке "Теремок" в средней группе

Конспект открытого занятия по театральной деятельности в средней группы...

Конспект занятия с воспитанниками средней группы по развитию речи с элементами театрализованной деятельности по сказке «Теремок».

Конспект занятия с воспитанниками средней группы по развитию речи с элементами театрализованной деятельности по сказке «Теремок»....

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности по сказке «Теремок» в средней группе

Цель: развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Развивать мелкую и артикуляционную м...

Конспект НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности по сказке «Теремок» в средней группе

Цель: развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Развивать мелкую и артикуляционную м...

Занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности. Драматизация сказки "Под грибом" подготовительная группа.

Занятие по развитию речи с элементами театрализованной деятельности. Драматизация сказки "Под грибом" подготовительная группа.Цель: Создание   благоприятных   условий  тв...

НОД по развитию речи с элементами театрализованной деятельности по сказке «Волк и семеро козлят» в средней группе

Цель: развивать связную речь у детей через театрализованную деятельность. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Развивать мелкую...