Родительское собрание "Аукцион педагогических идей"
консультация по развитию речи

Повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста в домашних условиях

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл auktsion.docx28.43 КБ

Предварительный просмотр:

Аукцион педагогических идей

«Вместе играем – речь развиваем»

Подготовила Егорова Т.В.

Учитель-логопед

Цель: повысить родительскую компетентность в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста в домашних условиях

Задачи:

  1. Обратить внимание родителей к проблеме речевого развития детей  младшего дошкольного возраста.
  2. Познакомить родителей с играми и упражнениями, помогающими совершенствовать устную речь ребенка.
  3. Активизировать речевое общение в семье.

Оборудование, материалы: ноутбук, программа ZOOM, аудиодорожка со звуком молотока аукциониста, сигнальные карточки для родителей, разыгрываемые лоты (детские книги, прописи, игры, компьютерные речевые игры и т.д.), презентация, фото и видеоматериалы, описания арт. упр.,

Ход мероприятия:

-Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня родительское собрание будет проходить в формате АУКЦИОНА.

Мы рады приветствовать Вас на Аукционе педагогических идей. Аукцион – это публичная продажа товаров с использованием торгов. Товар продается в присутствии многих желающих – покупателей. Цена товара определяется в процессе того, как покупатели торгуются между собой за право купить товар.

- Представляем Вашему вниманию:

Ведущий аукциона – ………….

Аукционист – учитель-логопед …………

Аукционеры – Вы, уважаемые родители. Аукционеры имеют право ознакомиться и приобрести тот или иной заинтересовавший их лот. (брошюру с лотами раздавали накануне собрания). Он достанется тому, кто быстрее «поднимет руку» и правильно ответит на вопрос. Итак, внимание!

Аукционист: Аукцион открыт (звук стука молотка). Объявляются торги педагогическими идеями.

Ведущий: Тема торгов «Вместе играем – речь развиваем» Сегодня мы научимся некоторым играм и упражнениям по развитию речи детей, которые вы сможете проводить дома.

Сегодня в продажу выставлены следующие лоты-…….

 Они представлены в ваших программах.

Ведущий: представляем вашему вниманию лот №1.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

Назовите наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребенка.

1. Эмоциональное общение родителей с ребенком с момента рождения.

2. Общение ребенка с другими детьми.

3. Речь взрослого – пример для подражания.

4. Чтение детской художественной литературы.

5. Игра с ребенком взрослых.

Ведущий: Правильно.

Аукционист: Продано! (звук стука молотка)

Ведущий: Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как вы говорите с детьми, сколько внимания уделяете речевому общению с ребенком, во многом зависит успех его в усвоении языка. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном. Развитие речи дошкольников в игре – это еще и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.

Аукционист: Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос). Победителю вручается покупка. Поприветствуем.

Ведущий: представляем вашему вниманию лот № 2.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на видео-вопрос. Внимание на экран.

-Что делают дети? Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Ведущий: правильно!

Аукционист: Продано! (звук стука молотка)

Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков; помогает подготовить ребёнка к правильному произношению звуков и включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляции, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба.

1. Артикуляционная гимнастика обязательно должна проводиться систематично. Желательно заниматься 2 раза в день.

2. В процессе выполнения необходимо следить за качеством выполнения движений, снижение качества - признак переутомления, лучше этого не допускать.

3. В младшей группе артикуляционная гимнастика проводится как часть занятия или в ходе режимных моментов. Артикуляционные упражнения обязательно выполняются перед зеркалом.

4. Все упражнения должны выполняться точно и плавно, в игровой форме.

- А теперь я предлагаю вам попробовать выполнить артикуляционные упражнения. Каждому из вас были выданы описания артикуляционных упражнений, которые я рекомендую выполнять с ребенком дома. Сейчас мы попробуем их выполнить.

«Заборчик», «Трубочка», «Часики», «Горка» «Качели», «Чашечка», «Расческа» «Маляр». «Парус», «Лошадка», «Грибок», «Вкусное варенье»

- Как вы могли заметить, мы потратили всего несколько минут, на то чтобы выполнить эти упражнения. Выполнение артикуляционной гимнастики не доставит вам большого труда, а ребенку принесет большую пользу, и позволит вам наблюдать за его прогрессом.

Аукционист: Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается покупка. Поприветствуем!

Ведущий: представляем вашему вниманию лот № 3.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Почему полезно детям проговаривать скороговорки, чистоговорки?

Ведущий: Правильно.

Аукционист: Продано! (звук стука молотка).

Ведущий: Произнесение поговорок, чистоговорок и скороговорок – полезно для всех детей, даже если с дикцией у малыша на первый взгляд все в порядке. У дошкольников еще не достаточно координировано и четко работает речевой аппарат. Некоторые дети нечетко выговаривают слова, торопятся, проглатывают окончания, другие, наоборот, говорят медленно и излишне растягивают слова. Дикция вырабатывается с помощью специальных занятий, никто от природы не обладает идеальным произношением.

Аукционист: Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос). Победителю вручается покупка. Поприветствуем.

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот № 4.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопросы. Внимание на экран.

- Что делают дети? Для чего нужна дыхательная гимнастика? Для чего необходимо правильное речевое дыхание?

Аукционист: Продано! (звук стука молотка)

Ведущий: Очень часто можно услышать, как дошкольники, произнося длинные фразы, сбиваются на середине, начиная говорить взахлёб, или же заканчивают их едва слышным шепотом. Причина этого в неправильном речевом дыхании. Ребёнку просто не хватает воздуха, чтобы закончить фразу.

Речевое дыхание помогает детям не только чётко произносить фразы, но и регулировать громкость собственного голоса в зависимости от ситуации.

Игры, способствующие формированию правильного дыхания, следует ограничить по времени. Из–за глубоких вдохов и выдохов у ребёнка может закружиться голова.

- А теперь я предлагаю вам попробовать выполнить некоторые дыхательные упражнения. Основное правило всех дыхательных упражнений – это вдох носом и выдох ртом, не надувая щек.

Свистульки

Оборудование: детские керамические, деревянные или пластмассовые свистульки

Бульки

Оборудование: стакан с водой, коктейльные трубочки разного диаметра.

Ход игры: В стакан, наполовину наполненный водой, опустите коктейльную трубочку и подуйте в нее - пузыри с громким бульканьем будут подниматься на поверхность. Затем дайте трубочку ребенку и предложите подуть.

Мыльные пузыри

Оборудование: пузырек с мыльным раствором, рамка для выдувания пузырей, трубочки различного диаметра - коктейльные, из плотной бумаги, пластиковая бутылка с отрезанным дном.

Листопад

Оборудование: вырезанные из тонкой двухсторонней цветной бумаги желтые, красные, оранжевые листочки;

Ход игры: Выкладываем на столе листочки, потом предлагаем подуть ребенку на них.

Все эти игры способствуют развитию правильного речевого дыхания

Аукционист: Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается покупка. Поприветствуем!

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот № 5.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Как обогатить словарный запас ребенка? (пополняется благодаря общению с окружающими людьми, чтению каких-либо текстов, расширению кругозора и т.д.)

Ведущий: правильно!

Аукционист: Продано! (звук стука молотка)

Ведущий: Красивая и грамотная речь – очень важный показатель интеллектуального развития. Чем богаче словарный запас ребенка – тем более развитым он растет, тем легче ему дается обучение всему новому. Пополняется словарный запас благодаря общению с окружающими людьми

- А теперь вашему вниманию предоставляются игры на расширение словарного запаса детей.

Игра «Я знаю три слова».

Взрослый бросает мяч ребёнку, называя обобщающее понятие, а ребёнок должен назвать три конкретных понятия: овощи — огурец, картошка, помидор; фрукты — яблоко, банан, груша; домашние животные — кот, собака, лошадь.

Игра «Какой? Какая? Какое?».

Взрослый бросает мяч ребёнку, называя существительное, ребенок должен подобрать как можно больше слов-признаков и бросить мяч обратно: апельсин (какой?) - вкусный, сладкий, сочный, круглый, оранжевый и т. д. Зима (какая?) - холодная, морозная, снежная и т. д.

Игра «Скажи наоборот» (игра с мячом).

Взрослый предлагает ребёнку подобрать слова с противоположным значением (т. е. сказать наоборот): Ворона большая, а воробей … (маленький); Ваня высокий, а Саша … (низкий); Катя весёлая, а Маша … (грустная); Летом на улице тепло, а зимой … (холодно).

Игра «Что делает?».

Ребенку предлагается подобрать как можно больше слов-действий к существительным: Дети — играют, бегают, веселятся, смеются и т. д.; Ворона — каркает, летает, клюёт, т.д.

Игра «Что из чего сделано?»

Я буду называть предмет, а ты должен сказать, из чего он сделан. Например, стол из чего сделан? (из дерева).

Дети: Деревянный.

Взрослый: Стакан из стекла?

Дети: Стеклянный.

Взрослый: Ключи из стали?

Дети: Стальные. Ит.д.

Аукционист: Торг выиграла (Ф.И.О. родителя, ответившего правильно на вопрос) Победителю вручается покупка. Поприветствуем!

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот № 6

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

- Что делают дети? Для чего нужна пальчиковая гимнастика?

Ведущий: Правильно.

Аукционист: Продано! (звук стука молотка)

Ведущий: Вашему вниманию предлагаются игры на развитие мелкой моторики.

Пальчиковые игры: «Апельсин»

Мы делили апельсин (левая рука в кулачке, правая ее обхватывает).

Много нас, а он один.

Эта долька – для ежа. (правой рукой поочередно разжимаем пальчики на левой руке).

Эта долька – для чижа.

Эта долька – для котят.

Эта долька – для утят.

Эта долька – для бобра

А для волка – кожура! (встряхиваем обе кисти).

Для развития мелкой моторики хорошо использовать мозаику, шнуровку, бусы, конструктор.

Игра «Золушка»

Предлагается разложить по разным тарелочкам сушеный горох, фасоль и т.д. Ребенок перекладывает из одной емкости в другую

Ведущий: Представляем вашему вниманию лот № 7.

Лот достанется тому, кто правильно ответит на вопрос.

-Что необходимо развивать для правильного произношения и написания схожих по звучанию слогов, слов?

Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в основе обучения детей чтению, письму.

При несформированности данного умения дети задерживаются в речевом развитии, потому что не слышат собственных артикуляционных ошибок:

  • путает парные по глухости-звонкости, глухости-звонкости согласные;
  • совершает многочисленные грамматические ошибки в речи;
  • пропускает слоги в словах;
  • не употребляет предлоги или путает схожи пары (над-на, в-во);
  • не может правильно выразить мысль, неверно употребляя созвучные слова (лук-люк, том-дом).

В результате к школьному возрасту количество проблем увеличивается. Дети с неразвитым фонематическим восприятием имеют следующие проблемы в обучении:

  • Дисграфия – это частичное специфическое нарушение письма.
  • Дислексия -речевое нарушение, характеризующееся стойкой избирательной невозможностью освоить чтение при сохранном интеллекте и слухе. 
  • низкая скорость чтения, письма.
  • ошибки в поиске однокоренных слов, фонетическом разборе.

Чтобы избежать сложностей в школьном возрасте, важно своевременно заметить недоразвитие фонематического слуха, оказать дошкольнику или школьнику логопедическую помощь. Основное место в коррекционной работе с детьми по развитию речевого слуха занимают игры. Их превеликое множество. Проводить их могут не только логопеды, дефектологи, воспитатели в детском саду, но и родители.

. Игра "Угадай, что звучало" 

Внимательно послушайте с ребенком шум воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите ребенку закрыть глаза и отгадать, что это звучало.

2. Игра "Шумящие мешочки"

Вместе с малышом насыпьте в мешочки или коробочки крупу, пуговицы, скрепки и т.д. Ребенок должен угадать по звуку потряхиваемого мешочка, что у него внутри.

3. Игра "Волшебная палочка"

Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску…

Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет зазвучал.

4. Игра "Жмурки"

Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

- Ведущий: Вот и завершился аукцион педагогических идей «Вместе играем – речь развиваем». Сегодня вы познакомились с основными направлениями в развитии речи детей среднего возраста, узнали игры, незамысловатые упражнения, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном и которые помогут вам обогатить речь вашего ребенка, сделать её чистой и грамматически правильной в домашних условиях.

Аукционист: а также вы имели возможность приобрести понравившийся лот. Поздравляем вас с удачными покупками.

Ведущий: Аукцион закрыт!!!

Ведущий: Развитие речи дошкольников в игре — это ещё и дополнительная эмоциональная связь между вами и вашим ребенком, это радость от общения, формирование доверительных и дружеских отношений.  Всего вам самого доброго!!! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет "Аукцион педагогических идей"

Педагогический совет проводится в нетрадиционной форме - аукциона. Данная форма позволяет педагогам предоставить свой педагогический опыт. Педагоги представляли конспект занятия и  презентацию к ...

Работа с родителями. «Диалог как форма работы с семьей. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьей позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

«Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения субъектов...

Выступление на педагогических чтениях по теме: «Применение в моей педагогической практике педагогических идей К.Д. Ушинского»

Я принимала участие в педагогических чтениях по К.Д. Ушинскому в нашем Семилукском районе 23 ноября 2018 года. Хотелось бы поделиться опытом своей работы....

«Педагогические идеи по повышению родительской активности»

В настоящее время актуальной считается задача по осуществлению взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников. Различные формы работы детского сада с семьёй позволяют перестроить взаимоотношения, организо...

Диалог как форма работы с семьёй. Педагогические идеи по повышению родительской активности.

Взаимодействие с семьями воспитанников является органичной составляющей деятельности ДОУ, его трудно выделить в отдельный блок. Поэтому любой вопрос, понятие, тематический блок осваивается детьми в ра...

Конспект методического мероприятия – Аукциона педагогических идей: «Педагогическая технология – модель совместной педагогической деятельности по проектированию и организации образовательного процесса с обеспечением комфортных условий для участников обра

Цель: популяризация результатов образовательной и творческой деятельности педагогов муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №8 «Белоснежка» (д...