Занятие по развитию речи в подготовительной группе
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Овчинникова Екатерина Ивановна

На столе у воспитателя игрушки: рыжий лисенок и черный щенок. Воспитатель предлагает: «Посмотрите, дети, какие симпатичные зверята. Расскажите, какие они. Какой лисенок? А какой щенок?»

Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а щенок черный, простоватый (глупый). Если дети не выделяют этих качеств, следует задать наводящие вопросы: «Какого цвета лисенок? Как вы думаете, какой лисенок — грустный или веселый? Что еще можно сказать о лисятах, какие они могут быть? (Все лисы и лисята хитрые. И наш лисенок тоже хитрый.) А щенок какой? Хитрый? Можно пояснить: нет, он не хитрый; он добрый, ласковый, простоватый. Можно сказать, что он маленький и поэтому еще глупый».

Если дети говорят, что лисенок оранжевый, нужно уточнить, что такая окраска называется рыжая  рыжий щенок, рыжий котенок и лисенок тоже рыжий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_razvitiyu_rechi_v_podgotovitelnoy_gruppe.docx29.68 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по развитию речи в подготовительной группе

Тема занятия «Моя любимая игрушка»

Задачи. Связная речь: учить детей отбирать соответственно теме факты из личного опыта; рассказывать связно, полно и выразительно, четко выстраивать композицию рассказа;

Грамматика и словарь: учить детей подбирать слова для характеристики тех или иных качеств и признаков; систематизировать знания детей о способах словообразования;

звуковая культура речи: закреплять правильное произношение звуков в и ф, умения дифференцировать эти звуки на слух и в произношении, подбирать и правильно произносить слова со звуками в, ф.

Материал. Игрушки: лисенок, щенок.

Ход занятия

На столе у воспитателя игрушки: рыжий лисенок и черный щенок. Воспитатель предлагает: «Посмотрите, дети, какие симпатичные зверята. Расскажите, какие они. Какой лисенок? А какой щенок?»

Важно, чтобы дети отметили, что лисенок рыжий, хитрый, а щенок черный, простоватый (глупый). Если дети не выделяют этих качеств, следует задать наводящие вопросы: «Какого цвета лисенок? Как вы думаете, какой лисенок — грустный или веселый? Что еще можно сказать о лисятах, какие они могут быть? (Все лисы и лисята хитрые. И наш лисенок тоже хитрый.) А щенок какой? Хитрый? Можно пояснить: нет, он не хитрый; он добрый, ласковый, простоватый. Можно сказать, что он маленький и поэтому еще глупый».

Если дети говорят, что лисенок оранжевый, нужно уточнить, что такая окраска называется рыжая  рыжий щенок, рыжий котенок и лисенок тоже рыжий.

— Про лисенка можно сказать, что он хитрец, потому что он хитрый. А как можно назвать маленького глупого щенка? (Малыш, глупыш.)

Если дети назовут слово глупец по аналогии с хитрец, следует попросить их сравнить слова глупец и глупыш, объяснить, что глупыш – ласковое слово, а глупец  обидное, хотя они и похожи по смыслу и по звучанию.

— А как зовут наших новых друзей? – спрашивает воспитатель и указывает на игрушки. – Они написали нам об этом на листочке. Здесь написано, что по цвету зверят легко догадаться, как их зовут. Подумаем, как же их зовут?

Если дети не догадываются назвать клички Рыжик и Черныш, воспитатель подсказывает: «Как можно назвать лисенка, чтобы было понятно, что он не черный, не белый, а рыжий? Как можно назвать щенка, чтобы было понятно, что он черный?» Если это не помогает, он произносит первый слог: «Ры...» (интонация незавершенности подскажет детям, что нужно закончить слово).

Воспитатель обращается к игрушкам:

— Ну что, зверята, мы правильно угадали? Нет, не угадали? А я, кажется, догадалась. Лисенок такой ярко-рыжий, как огонь. Его, наверное, зовут Огонек. Так ли это? А вот что написано (читает). Да, лисенка действительно зовут Огонек. А теперь вы, наверное, догадаетесь, как зовут щенка. Ведь он черный, как уголь. Вова, как его зовут? Дети, вы согласны с тем, что сказал Вова? Давайте прочитаем записку. Оказывается, щенка зовут Уголек.

— Какие красивые клички у зверят: Огонек и Уголек. А мы думали, что Рыжик и Черныш. Что же, Огонек и Уголек, посидите с нами на занятии и послушайте, что расскажут дети.

Воспитатель просит всех вспомнить, какие у кого дома игрушки и какая самая любимая, и рассказать о них.

— Послушайте и мой рассказ о том, какая любимая игрушка была у меня в детстве, – говорит педагог. Рассказывает:

— Когда я была маленькая, любимой игрушкой у меня был белый плюшевый зайка – длинноухий, с черными блестящими глазками-пуговками и длинными усами. Зайка был белый-белый, как снежок. Играла я с ним аккуратно, и всегда он был белоснежным.

Играла я так: приводила в гости козлика, мишку, угощала их. Козлику и зайке давала капусту, морковь; мишке – сахар.

Бабушка связала для зайки серенькие варежки, и я часто гуляла с ним. Однажды пришла домой, вижу – нет одной варежки. Очень я расстроилась, чуть не заплакала, но тут... кто-то позвонил в дверь. Открываю – стоит мальчик Саша и протягивает крохотную варежку: «Это твой зайка потерял;, возьми». «Спасибо», – сказала я мальчику. Больше зайка не терял своих варежек.

Детям предлагается дать оценку рассказу воспитателя (что больше всего понравилось, какими словами об этом говорилось).

Воспитатель задает вопросы:

— Какие любимые игрушки есть у вас дома?

— Как вы с ними играете?

— Что интересного было в ваших играх?

По этому плану дети составляют рассказы (5 – 6).

Каждый рассказ оценивается, в конце выбирается наиболее интересный.

Воспитатель дает детям задание подобрать названия предметов со звуком в.

Желательно, чтобы в упражнении приняло участие большинство детей. Особое внимание детей обращается на отчетливое произношение в в словах.

Далее дети выполняют еще несколько заданий:

— сказать, в названиях каких предметов имеется звук ф;

— произнести скороговорку «Фаня в гостях у Вани, у Вани в гостях Фаня», четко выделяя слова Фаня и Ваня.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого подгруппового логопедического занятия по развитию речи в подготовительной группе с детьми имеющих тяжёлые нарушения речи с использованием современных образовательных технологий.

закреплять умение составлять описательный рассказ по предложенной схемепродолжать учить детей употреблять слова сложной слоговой структуры (экс-кур-со-вод, дос-то-при-ме-ча-тель-нос-ти);закрепля...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи "Дикие животные наших лесов"

МБДОУ детский сад № 1 г. Правдинска Конспект  занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с ОНР по формированию лексико-грамматического строя речи"Дикие животные наших лесов...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи по теме «Сад-огород».Цели:1. Уточнять и закреплять знания о фруктах и ов...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Звуковая культура речи» (Гербова, с46) Цель. Продолжать развивать фонематическое восприятие, учить выполнять звуковой анализ слова. ...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе в «Путешествие в страну Красивой речи»

Цель: Обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, мышление, память....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе для детей с нарушением речи...