Конспект - мастер класса «Сторителлинг как метод развития связной речи детей дошкольного возраста».
методическая разработка по развитию речи

Коренева Елена Павловна

Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.

Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «сторителлинг» в работе с детьми по развитию связной речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл storitelling_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta.docx34.94 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект - мастер класса

«Сторителлинг как метод развития связной речи

детей дошкольного возраста».

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста, посредством использования техники «сторителлинг».

Задачи:

Познакомить педагогов с техникой «сторителлинг», преимуществами ее использования в развитии связной речи дошкольников.

Обучить педагогов практическим приёмам использования техники «сторителлинг» в работе с детьми по развитию связной речи.

Ход мероприятия:

«Именно в игре ребенок свободно владеет речью,

говорит то, что думает, а не то, что надо.

Не поучать и обучать, а играть с ним,

фантазировать, сочинять, придумывать —

вот, что необходимо ребенку».

Джанни Родари 

Сторителлинг – это искусство увлекательного рассказа. Сторителлинг был разработан и благополучно проверен на собственном опыте Дэвидом Армстронгом. Разрабатывая данную технику, Дэвид Армстронг принял к сведению известный общепсихологический фактор: истории выглядят более живыми, интересны, увлекательны и проще соединяются с личным опытом, нежели принципы или директивы. Они быстро запоминаются, им дают больше значимости и их влияние на поведение людей сильнее. Данный термин пришел к нам из английского языка и в доскональном переводе звучит как «рассказывание истории». Однако, в русском языке этому термину имеется весьма хороший синоним – «сказительство», подразумевая под собой исполнение сказаний, искусство увлекательного рассказа.

Первоначально техника сторителлинг зарекомендовала себя как довольно результативное средство построения внешних и внутренних корпоративных коммуникаций. В настоящее время данная техника активно используется  в образовании.

Сторителлинг – педагогическая техника, выстроенная в применении историй с конкретной структурой и интересным героем, которая направлена на разрешение педагогических вопросов воспитания, развития и обучения.

Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно, в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Связная речь - высшая форма речи мыслительной деятельности, которая определяет уровень речевого и умственного развития ребенка.

Цель сторителлинга – захватить внимание детей с начала повествования и удерживать его в течение всей истории, вызвать симпатию к герою, донести основную мысль истории.

Метод сторителлинга позволяет: разнообразить образовательную деятельность с детьми; заинтересовать каждого ребенка в происходящем действии; научить воспринимать и перерабатывать внешнюю информацию; обогатить устную речь дошкольников; облегчить процесс запоминания сюжета.

Сам прием не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время. Эффективен в процессе рассуждения, потому что импровизированные  рассказы вызывают у детей большой интерес, развивают фантазию, логику. 

Педагоги в работе с воспитанниками постоянно используют технику сторителлинг, даже не задумываясь, что это целая технология «СКАЗИТЕЛЬСТВА». 

Выделяют несколько видов педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

В классическом сторителлинге реальная ситуация из жизни или вымышленная история рассказывается самим педагогом. Дети только слушают и воспринимают информацию. Визуализация истории поможет передать атмосферу, раскрыть тему и погрузить ребенка в воображаемый мир. Визуальный контент – это вся визуальная информация, которая сопровождает текст.  «Рисовательная» визуальная история. Картинки, схемы нарисованы заранее рукой художника, либо изображаются по ходу рассказа.

«Аппликационная» визуальная история. На лист бумаги или любой другой

фон выкладываются (наклеиваются) готовые изображения, соответствующие

звучащему тексту.  «Магнитная» визуальная история. «Фланелеграфная» визуальная история.  «Пластилинографическая» визуальная история. Педагог создает изображение на доске с помощью пластилина, дополняет его или удаляет с помощью стеки. Также можно использовать рисование светом или песком.

В активном сторителлинге педагогом задаётся основа события, формируются её проблемы, цели и задачи. Дети стремительно вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй. В истории должен быть интересный герой. Это может быть, кто или что хотите, хоть обычный карандаш, если вам нужно научить детей им пользоваться. Важно, чтобы у этого героя были чувства, чтобы ребенок мог ему сопереживать, а также, чтобы герой не был оторван от ситуации, то есть он не существует сам по себе, а «живёт» в каком-то мире. (к нам на занятие пришёл пусть тот же карандаш. Откуда он к нам пришёл? Как он выглядит? Что он чувствует? Мне кажется, что он грустит, как вы думаете, почему? А каким он был раньше? А раньше что он чувствовал? Что мы с вами можем сделать, чтобы он перестал грустить?) То есть педагог создал основу, а далее своими вопросами побуждает детей к созданию историй. Для наглядности могут использоваться «Кубики историй, капсулы киндер-сюрпризов, карта на обоях,  карты Проппа,  игры-бродилки,  круги Луллия,  легоконструирование.

Ещё один вид – цифровой – это такой формат, в котором рассказывание истории сочетается с визуальными или аудиальными компонентами (картинки, презентации, видео).

В работе с детьми по технологии сторителлинг, всегда двигаемся от простого, к сложному, учитывая индивидуальные и возрастные особенности воспитанников. Различают направления сторителинга:

Сторителлинг на основе реальных ситуаций: в качестве примера применяются жизненные ситуации, которые следует решить. Этот вид сторителлинга применяется в тех случаях, когда над правильным решением преобладает понимание какой-либо проблемы. Данный вид сторителлинга является хорошим инструментом сплочения детского коллектива, так как его можно использовать с целью групповых обсуждений и обмена мнениями.

Сторителлинг на основе повествования: вымышленный или реальный рассказчик предоставляет требующуюся информацию. Данный метод используется для повышения интереса детей к теме.

Сторителлинг на основе сценария: ребенок становится частью истории и достигает различных результатов в зависимости от того, какие решения принимает. Метод хорошо подходит для нечасто случающихся или небезопасных ситуаций, или когда педагог хочет, чтобы дети применяли ранее приобретенные знания и опыт. Использование сценариев добавляет смысла знаниям детей и помогает применять их в реальном мире.

Сторителлинг на основе проблемных ситуаций: решение проблемы с наилучшими результатами. Этот метод помогает развить навыки решения проблемных ситуаций и применять знания на практике.

Сторителлинг – это замечательная технология преподавания любого материала.

          При реализации в работе с детьми техники сторителлинг используют следующие элементы:

1.Вступление. Оно должно быть коротким, здесь дети входят с ситуацию и знакомятся с героем.

Варианты вступления: — Когда-то давным-давно… — Из опыта работы….— И произошла однажды вот такая история….. — О! А, вы слышали историю про… — Садитесь поближе, я вам расскажу… — В некотором царстве, в некотором государстве… — Жили-были… — Это произошло темной и дождливой ночью… — Наш герой понятия не имел, что его ждет…

2. Принципы историй: простота, неожиданность, конкретность персонажи и истории должны быть знакомы и понятны дошкольникам, реалистичность, самая лучшая история не понравится и не запомнится, если дети в неё не поверят.

3. Развитие событий. Здесь выявляются сюжетные направления и нравы персонажей. Эта часть дает возможность основательнее проникнуть в проблему или в конфликт, о котором рассказывается в вступлении. Герой погружается в ситуацию, которая не становится разрешенной, а усложняется.

4. Кульминация. Именно здесь происходит накал всех страстей. В этой части герой выходит победителем (или нет). Это тот момент, где находятся все ответы на вопросы, появляется решение поставленной проблемы. Тайна раскрыта.

5.Заключение. Заключение должно быть кратким, которое подытоживает рассказ одним предложением, как в басне мораль.

Таким образом, можно выделить следующие преимущества использования техники сторителлинг с детьми дошкольного возраста.

1. Сторителлинг – отличный способ разнообразить занятия, чтобы найти подход и заинтересовать любого ребенка. Не требует затрат и может быть использован в любом месте и в любое время.

2. Техника сторителлинга имеет форму дискурса, потому что рассказы представляют большой интерес, а также развивают фантазию, логику и повышают культурное образование.

3. Детям сторителлинг помогает научиться умственному восприятию и переработке внешней информации, обогащает устную речь, усиливает культурное самосознание, помогает запомнить материал, развивает грамотность.

4. Сторителлинг может успешно использоваться в проектной и совместной деятельности детей.

Дошкольникам намного проще запомнить материал в виде интересной истории. Сухие факты запоминаются плохо, в то время как красочные истории остаются с нами надолго.

         Техника сторителлинг очень многогранная, многоцелевая, решающая много обучающих, развивающих и воспитательных задач. Эта техника заинтересовала нас тем, что позволяет расширить возможности для коррекции развития и обогащения речи и воображения, коммуникативных качеств детей. Сначала выбираем историю, учитывая детский интерес, возраст, программную тематику, выбираем главного героя, а также жанр рассказа (фантастика, детектив или смешная история).

Мы предлагаем несколько методов активного сторителлинга с детьми старшей и подготовительной групп:

  1. Игра «Снежный ком»

По  очереди добавляются  слова к предложенному началу фразы.

Например: «Готовим завтрак, обед, полдник, ужин»

Взрослый: «Мы готовим завтрак, давай составим меню».

Ребенок: «Обычно на завтрак я ем бутерброд».

Следующий игрок: «А я не ем на завтрак бутерброд, я предпочитаю …». Следующий» «Я не люблю, ни бутерброд, ни…, я предпочитаю …».

  1. Расскажи, из какой сказки потерялись герои.

Выбираем книгу сказок, между ее страницами раскладываем героев из разных сказок, мультфильмов, которые выпадают при раскрытии книги, за тем мы предлагали детям помочь сказочным героям вернуться обратно в сказку.

  1. История весёлых пальчиков.

Истории, сочиненные детьми, интересно не только рассказывать слушателям или перечитывать, но и разыгрывать с помощью кукол. Мы предлагали детям выбрать понравившуюся им игрушку, придумывали ей имя и сочиняли историю с ее участием, а потом предлагали рассказать эту историю в настоящем времени от первого лица, как если бы кукла умела говорить и сама являлась непосредственным рассказчиком.

  1. Опиши эмоции ромашки.

Детям предлагалось выбрать карточку эмоцию, ту которая больше всего подходит к его настроению и задаётся вопрос почему ребенок выбрал именно эту ромашку, после чего дети начинают рассказывать свою историю.

  1. История путешествий.

Основная идея этой игры заключается в создании ребёнком или с помощью привлечения родителей "карточек-воспоминаний" о приятных совместных путешествиях или значимых событиях в жизни ребёнка, которые будут их иллюстрировать и помогать пересказывать, как вы провели летние или зимние каникулы, семейные праздники и многое другое.

При создании историй необходимо соблюдать определенную структуру. Но структура эта должна скорее ощущаться, чем осознаваться.

1. Вступление. - Описание главного героя истории, где он живет и что делает или любит. Затем в каждой истории появляется призыв к действию. Что-то случается с героем, что толкает его на подвиги. Эта часть должна вызвать интерес, увлечь, зацепить внимание и удерживать его. - Давайте попробуем вспомнить начало сказок.

2. Основная часть. Описание основной сюжетной линии. Герой делает все, чтобы решить проблему.

- Что обычно происходит с героем в этой части? (находит подсказку, встречает помощника, вступает в противодействие).

3. Заключение. Герой у цели. В нем происходят перемены, он делает выводы.

4. Краткий вывод/мораль. Итог одним предложением.

Зачастую дети охотно участвуют в придумывании историй. При этом если на начальном этапе им требуется направляющая помощь педагога, то в дальнейшем они переходят к самостоятельной игре. Причем, часто дети начинают использовать эти игры в свободной деятельности.

Коррекционно-развивающая работа, сочетающая в себе традиционные методы и средства обучения с нетрадиционными инновациями, такими как технология сторителлинга, позволяет сделать процесс формирования у дошкольников связной речи более эффективным.

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №8 «Золотая рыбка»

Подготовила

Воспитатель: Коренева Е.П.

г. Приморско-Ахтарск 2024г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей

Технология сторителлинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Мастер- класс " Ментальные карты как метод развития речи детей дошкольного возраста"

Для презентации использован материал по использованию мыслительных карт в развитии речи детей...

Конспект мастер-класса "Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста", конкурс "Воспитатель года - 2019"

Мнемотехника – в переводе с греческого «искусство запоминания». Это система методов и приемов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.Испол...

Конспект мастер-класса "Мнемотехника как метод развития связной речи"

Конспект мастер-класса "Мнемотехника как метод развития связной речи"...

Конспект мастер-класса «Сторителлинг, как способ развития связной речи детей» с детьми и родителями подготовительной группы

Мастер-класс направлен на повышение уровня компетентности родителей в вопросах развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством  технологии – педагогически...