Рабочая программа учителя-логопеда коррекционного курса "Произношение" (старшая группа, первый год обучения)
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа)

Гусева (Выходцева) Таисия Николаевна

Рабочая программа коррекционного курса "Произношение" предназначена для реализации в группах комбинированной направленности для детей с ТНР 1-го года обучения. Включает в себя пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование, описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_proiznoshenie_starshaya.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа коррекционного курса

«Произношение»

(старшая группа, первый год обучения, ОНР 3 уровня)

  1. Пояснительная записка

Цель курса: освоение фонетико-фонематической стороны родного языка, способствующее социальному и личностному развитию воспитанников с ОНР 3 уровня старшей группы комбинированной направленности.

Характеристика коррекционного курса.

Данный коррекционный курс направлен на:

1. развитие нормативного/компенсированного произношения, развитие просодической стороны речи

2. развитие навыков дифференциации фонем

3. развитие навыков звукового анализа и синтеза на уровне слова

4. развитие звуко-слоговой и ритмической структуры слова

Описание места коррекционного курса в содержании адаптированной программы.

Данный коррекционный курс является элементом программы коррекционно-развивающей работы.

Курс разработан для реализации в условиях группы комбинированной направленности.

Форма организации занятий – групповые занятия. Частота проведения составляет 1 раз в неделю. Продолжительность проведения - 20 мин. Время проведения  - первая половина дня.

Содержание данного коррекционного курса связано с содержанием курса программы коррекционно-развивающей работы «Развитие речи», индивидуальных и подгрупповых занятий по коррекции звукопроизношения, а также с содержанием всех образовательных областей.

На занятиях курса воспитанники овладевают речью для повседневного общения с окружающими. Уточнение и обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя воспитанников на занятиях данного курса осуществляется с учетом требований программы курса «Развитие речи».

Воспитание четкой, выразительной речи осуществляется через различные формы организации логопедической работы: как на групповых занятиях коррекционного курса «Произношение», так и на индивидуальных и подгрупповых логопедических занятиях, между которыми существует тесная связь. Содержание индивидуальных и подгрупповых занятий носит опережающий характер: к моменту изучения звука на групповых занятиях, звук должен быть поставлен и автоматизирован в облегченных условиях.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

К целевым ориентирам данной Программы относятся следующие характеристики возможных достижений ребенка:

  • правильно артикулирует все звуки речи в различных позициях
  • четко дифференцирует на слух и в произношении все изученные звуки
  • анализирует звуковую и слоговую структуру слов из 2 слогов, определяет ударный слог и ударную гласную в слове
  • различает понятия «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук», «слог» на практическом уровне
  • правильно воспроизводит слова из 3 - 4 слогов со стечением согласных изолированно и в составе предложения
  • без ошибок повторяет слоги с оппозиционными звуками

Система оценки достижения планируемых результатов.

Во время прохождения программы предусмотрены:

  • входящая (первичная) диагностика;
  • текущий мониторинг;
  • итоговая диагностика.

Входящая и итоговая диагностики проводятся на индивидуальных занятиях по протоколу логопедического обследования, на основе которого заполняется логопедическое представление и составляется индивидуальный план.

Текущий мониторинг проводится методом наблюдения за качеством звукопроизношения воспитанников в процессе бесед, дидактических игр и отражается в речевом профиле группы обучающихся.

  1. Содержание коррекционного курса.

Программа имеет разделы, которые тесно связаны между собой:

  • Коррекция произносительной стороны речи
  • Развитие навыков языкового анализа и синтеза
  • Работа над слоговой структурой слова, формирование навыков слогового анализа и синтеза.

Работа по данным направлениям на занятиях коррекционного курса «Произношение»  ведется параллельно.

Формирование навыков произношения  и дифференциации звуков:

  1. Активизация и совершенствование движений речевого аппарата.
  2. Развитие речевого дыхания, формирование правильной голосоподачи и плавности речи.
  3. Развитие четкости дикции, интонационной выразительности речи.
  4. Уточнение и закрепление у детей навыка правильного произношения сохранных звуков
  5. Исправление произношения нарушенных звуков и автоматизация их на уровне слогов, слов, предложений.
  6. Развитие навыков дифференциации звуков по  месту образования, способу образования.
  7. Использование в самостоятельной речи откорректированных звуков

Развитие навыков языкового и звукового анализа и синтеза:

  1. Усвоение понятий «звук», «слово», «гласный звук», «согласный звук» , «глухой/звонкий звук» на практическом уровне
  2. Научить выделять из ряда звуков гласные звуки
  3. Усвоение слогообразующей роли гласных, научить выделять начальные ударные звуки А,О,У,И из слов.
  4. Научить выделять последний глухой согласный звук
  5. Научить производить анализ и синтез слов из трех-четырех-пяти звуков (написание слова не расходится с его произношением)

Развитие ритмической и звуко-слоговой структуры слов:

  1. Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова
  2. Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации, цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов с разными гласными и одинаковыми согласными; цепочки слогов со стечением согласных
  3. Научить правильно передавать ритмический рисунок двусложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двусложных слов со стечением согласных с простым звуконаполнением и со зрительной опорой.
  4. Сформировать понятие «слог» и умение им оперировать
  5. Сформировать навыки слогового анализа и синтеза слов, состоящих их одного, двух  слогов.

  1. Тематическое планирование

Тема, неделя

Произношение и дифференциация звуков

Ритмическая и звуко-слоговая структура

Языковой анализ и синтез

1-2

сентябрь

Обследование речи, заполнение речевых карт.

3 сентябрь

Осень. Деревья

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: дифференциация неречевых звуков. Знакомство с органами речевого аппарата

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов с опорой на зрительное восприятие

Формирование понятия «звук».

4 Сентябрь.

 Овощи. Огород.

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия:

узнавание и воспроизведение речевых звуков по интонации и тембру.  

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов с опорой на зрительное восприятие

Закрепление  понятия «звук». Формирование и закрепление понятия «тихий», «громкий» звук

1 Октябрь.

Музыкальные инструменты

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: дифференциация речевых звуков

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов с речеслуховой опорой

Формирование и закрепление понятия «длинный», «короткий» звук

2 октябрь.

Творческие профессии.

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия:

дифференциация длинных и коротких слов.

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов с речеслуховой опорой

Закрепление понятия «длинный», «короткий» звук

3 октябрь

Моя любимая игрушка

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия:

дифференциация слов, близких по звуковому составу.

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов на слух

Формирование понятия «рифма»

4 октябрь

Человек.

Звук У.

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов на слух.

Формирование понятия «гласный звук». Формирование понятия  «начало» слова.

 Выделение начального ударного звука.

Выделение заданного звука из потока звуков

 

5 Октябрь.

Моя родина – Россия.

Звук А.

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов на слух

Закрепление понятия «гласный звук».

Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.

1 Ноябрь.

Моя Родина – Россия.

Звук О.

Развитие слухового внимания и памяти, развитие фонематического восприятия: воспроизведение ритмов на слух

Закрепление понятия «гласный звук»..

 Подбор слов с заданным звуком

Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах

2 ноябрь.

Зимующие птицы.

Звуки А, О, У. Дифференциация звуков.

Воспроизведение звуковых рядов из трех гласных звуков со сменой силы и высоты голоса.

Закрепление понятия «Гласный звук».

Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.

Анализ звукового ряда из трех гласных

3 ноябрь.

Продукты питания.

Звук И

Воспроизведение звуковых рядов из трех гласных звуков со сменой силы и высоты голоса.

Закрепление понятия «Гласный звук».

Определение наличия/отсутствия гласного звука в словах, подбор слов с заданным гласным звуком.

Анализ звукового ряда из четырех гласных

4 ноябрь.

Домашние животные.

Звук Ы.

Воспроизведение слоговых рядов с общим согласным со сменой ударения и интонации.

Выделение гласного после согласного.

Определение двух гласных в словах

Формирование понятия  «начало, середина» слова.

1 декабрь.

Зима.

Звуки И-Ы. Дифференциация звуков

Воспроизведение слоговых рядов с общим согласным со сменой ударения и интонации.

Выделение гласного после согласного.

Определение двух гласных в словах

Формирование понятия  «начало, середина» слова.

2 декабрь

Одежда. Зимняя одежда.

Звук П

Воспроизведение слоговых рядов с согласным П со сменой гласных, ударения и интонации.

Воспроизведение слов, близких по звуковому составу

Определение наличия/отсутствия согласного звука в словах

Формирование понятия  «конец» слова

Выделение последнего глухого согласного. Звуковой анализ и синтез обратного слога типа «АП»

3 декабрь

Новогодний праздник.

Звук Т

Воспроизведение слов, близких по звуковому составу

Определение наличия/отсутствия согласного звука в словах

 Закрепление понятия  «середина» слова.

Выделение последнего глухого согласного.

4 декабрь

Повторение

Закрепление и повторение

2 январь

Мебель

Звук К

Воспроизведение слов, близких по звуковому составу

Определение наличия/отсутствия согласного звука в словах

 Закрепление понятия  «середина» слова.

Выделение последнего глухого согласного.

3 январь

Инструменты

Звуки П-Т-К

Воспроизведение слоговых рядов типа «па-та-ка»

Обучение воспроизведению слогового рисунка: короткие/длинные слова

Закрепление понятий «начало»,   «середина» и «конец» слова. Определение позиции звуков в словах

4 январь

Инструменты (продолжение)

Звуки К-Х

Воспроизведение слоговых рядов

Обучение воспроизведению слогового рисунка: односложные и двусложные слова.

Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец)

Выделение начального согласного перед гласным.

Звуковой анализ и синтез слова ПУХ

1 февраль

Профессии.

Звук М

Воспроизведению слогового рисунка: односложные и двусложные слова, трехсложные слова

Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец)

Звуковой анализ слов МАК

2 Февраль

Рыбы.

Звук С

Деление слов на слоги

Воспроизведение слов, близких по звуковому составу

Определение позиции звука в словах (начало, середина, конец)

Звуковой анализ слова КОСА

3 февраль.

Наша армия.

Звук Н

Деление слов на слоги

Воспроизведение чистоговорок с изменением силы голоса

Подбор слов на заданный звук

4 февраль

Весна.

Звук З

Деление слов на слоги

Воспроизведение стечений согласных в слогах с разными гласными

Звуковой анализ слов

ЗОНТ

1 март

Первые весенние цветы.

Звуки С-З

Деление слов на слоги

Воспроизведение стечений согласных в слогах с одинаковыми гласными и разными согласными

Формирование понятия «глухой/звонкий звук».

Звуковой анализ слов

СОМ, СОМЫ

2 март

Головные уборы

Звук Б

Воспроизведение стечений согласных в слогах с одинаковыми гласными и разными согласными со сменой интонации и ударения

Звуковой анализ слов

БАНТ

3 март

Обувь

Звуки П-Б

Воспроизведение стечений согласных в слогах с одинаковыми гласными и разными согласными со сменой интонации и ударения

Закрепление понятия «глухой/звонкий звук».

Подбор слов на заданный звук

4 март.

Дикие  животные

Звук В

Воспроизведение стечений согласных в слогах с одинаковыми гласными и разными согласными со сменой интонации и ударения

Звуковой анализ слов ЗВОН, ЗВУК,

Подбор слов на заданный звук

1 апрель

Перелетные птицы

Звук Д

Воспроизведение чистоговорок

Деление слов на слоги

Звуковой анализ ДУБОК

Подбор слов на заданный звук

2 Апрель

Космос

Звуки Т-Д

Деление слов на слоги

Смена ударения в словах

Воспроизведение чистоговорок

Звуковой синтез слов ТОМ, ДОМ

Подбор слов на заданный звук

Закрепление понятия «глухой/звонкий звук».

3 апрель

Весенние работы

Звук Г

Воспроизведение стечений согласных в слогах с одинаковыми гласными и разными согласными со сменой интонации и ударения

Звуковой анализ слова ГНОМ

4 апрель

Папа, мама, я – спортивная семья.

Звуки К-Г

Слоговой анализ

Смена ударения в словах

Воспроизведение чистоговорок

Определение позиции звука в слове

Анализ слова ГУБЫ

1 май

Спасибо деду за победу!

Звук Э

Смена интонации в чистоговорках

Слоговой анализ

Звуковой анализ слов ЭТА, ЭТИ, ЭТОТ

2 май

Моя семья

Звук Ш

Ударение

Слоговой анализ

Воспроизведение слов сложной слоговой структуры

Подбор слов на заданный звук

3 май

Транспорт.

Звуки С-Ш

Воспроизведение чистоговорок

Подбор слов на заданный звук

4 май

Насекомые.

Закрепление и повторение

  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

Оборудование и дидактический материал:

  1. Индивидуальные зеркала
  2. Одноразовые салфетки
  3. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации  звуков всех групп
  4. Раздаточный материал по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза
  5. Звучащие игрушки для формирования слухового внимания
  6. Настольные печатные дидактические игры для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

Литература:

  1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. М: Детство-пресс, 2010. 
  2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия для детей с ФФН I-период, II-период, III-период. М: Издательство ГНОМ, 2016.
  3. Крупенчук О.И. «Научите меня говорить правильно». -  СПб.: Издательский дом Литера, 2001.
  4. Крупенчук О.И. Стихи для развития речи. СПб: Издательский Дом «Литера», 2003.
  5. Нищева Н.В. «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР с 5до 6 лет», - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  6. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет — М.: издательство ГНОМ и Д, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе на 2019-2020 учебный год.

Данная рабочая программа разработана в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольно...

Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год

Рабочая программа учителя-логопеда Гетта О.Г. старшей группы комбинированной направленности на 2020-2021 уч. год...

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с тяжелым нарушением речи.

Адаптированная рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школегруппе для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Рабочая программа учителя-логопеда подготовительной к школе логопедической группы для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)

   Главная задача рабочей программы заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психического развития...

Рабочая программа учителя-логопеда в подготовительной к школе группы

Рабочая  программакоррекционно-развивающей работыучителя-логопеда Садовиной Юлии Николаевныв подготовительной группе для детей с ОНРна 2023-2024 учебный год...

Рабочая программа учителя-логопеда коррекционного курса "Развитие речи" (старшая группа, первый год обучения)

Рабочая программа коррекционного курса "Развитие речи" предназначена для реализации в группе комбинированной направленности для детей с ТНР ппервого года обучения....